Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Программа|Резолюция|Приветствия|Список докладов

Александр Федотов

Связь «Учитель и ученик» как система познания 

Тема связи «учитель и ученик» как система познания наиболее полно раскрывается в свете уникальных учительских традиций, существовавших среди членов удивительной семьи Рерихов и бережно сохраняемых истинными продолжателями дела Рерихов.

В очередной раз убеждаюсь, что в мире нет ничего случайного. В мае 2011 года я вместе с А.А.Лебеденко сформулировал тему своего доклада, а в сентябре того же года на академическом совете Софийского университета внес предложение о присуждении звания почетного доктора наук нашего университета Л.В.Шапошниковой. В своем выступлении я отметил, что Л.В.Шапошникова – учитель целого поколения болгарских индологов, обучавшихся в свое время в МГУ в Институте стран Азии и Африки. Они до сих пор с благодарностью вспоминают об этом, отмечая большой вклад Л.В.Шапошниковой в формирование и развитие не только российской, но и болгарской индологии.

Более того, моим последним аргументом на заседании академического совета было именно «учительство» Л.В.Шапошниковой, ее миссия наставника, миссия гуру, каковым я ее считаю, хотя никогда не был ее студентом. Все члены академического совета проголосовали за присуждение почетного звание доктора наук Софийского университета Св. Климента Охридского Людмиле Васильевне Шапошниковой, и я с удовольствием вручаю ей уведомительное письмо, подписанное нашим ректором.

Впрочем, нужно ли этому удивляться, если всю свою жизнь Л.В.Шапошникова продолжает дело семьи Рерихов, для которых учительская, педагогическая традиция стояла превыше всего.

Отмечу, что педагогическая деятельность Н.К.Рериха – богата и разнообразна. Как известно, в 1906 году он был назначен директором Рисовальной Школы Императорского Общества Поощрения художеств. Работая в стенах этой Школы, Рерих-педагог главное назначение художественного образования видел в том, «чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное» [1, с. 25].

Художник Аркадий Рылов, которого пригласили к сотрудничеству в этой школе, о талантливой, энергичной, реформаторской деятельности директора Н.К.Рериха писал следующее: «С Рерихом было приятно работать: все делалось по-товарищески, главное – чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников» [1, с. 164].

Девизом прогрессивной для того времени школы стали слова Н.К.Рериха: «Главное понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством» [2, с. 52].

Даже, когда в 1916 году Н.К.Рерих вынужден был уехать из Петрограда в Финляндию, он не оставлял забот о «любимом деле», о чем свидетельствует его проект создания «Свободной Академии», в основе которой лежала идея государственной важности эстетического воспитания народа. 12 ноября 1917 года он писал в Петроград: «Я прослужил искусству 25 лет, по мере сил защищал русское народное достояние и подготовлял путь для молодых; буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства» [3, с. 131].

Столь высокая миссия учителя была уделом людей избранных, талантливых, оригинально мыслящих и неординарно действующих. Такие люди, как Н.К.Рерих и члены его семьи доказывают своим примером, что настоящий учитель и истинные ученики формируют собственный мир, собственную вселенную, единую систему познания, а их общее мировоззрение закладывается в глубоком детстве, пережитом учителями и переживаемом учениками.

Вот как сам Н.К.Рерих делится с нами своими взглядами о первых учителях: «Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошел мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: “Кто был этот мужчина?”. И с особой серьезностью мальчик ответил: “Это учитель”. Я снова спросил: “Он твой учитель?” – “Нет, – ответил мальчик, – он учитель из соседней школы”. “Ты знаешь его лично?” – настаивал я. “Нет”, – ответил он с удивлением... “Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?”. Еще более серьезно мой маленький компаньон ответил: “Потому, что он учитель”» [4, с. 187].

Этот небольшой сюжет из очерка «Гуру – Учитель», пожалуй, наиболее точно выражает отношение Н.К.Рериха к Учителям, сыгравшим в его жизни огромную роль.

Н.К.Рериху посчастливилоснь учиться в одном из лучших учебных заведений тогдашнего Санкт-Петербурга – гимназии Карла Мая. Как отмечает В.В.Фролов, его первые учителя были образцом высоконравственного отношения к делу. Своим примером они помогали Рериху формировать те высочайшие качества, которым Мастер был верен всю жизнь, – глубокое сознание личной ответственности за все, что ему приходилось делать, и личного долга, который возлагался на него жизнью [5].

Вот что Н.К.Рерих пишет о своих учителях: «Сами мы, вспоминая школьные и университетские годы, особенно приветливо оборачиваемся к тем учителям, которые преподавали ясно и просто. Безразлично от самого предмета, будет ли это высшая математика, или философия, или история, или география – решительно все могло находить у даровитых преподавателей и ясные формы» [6, с. 15].

Огромное влияние на нравственное и творческое развитие молодого Рериха оказал Архип Иванович Куинджи, у которого он учился в Академии художеств. «Я вспоминаю, – писал Н.К.Рерих, – в самых возвышенных словах о моем учителе, профессоре Куинджи, знаменитом русском художнике. История его жизни могла бы заполнить самые вдохновенные страницы биографии для молодого поколения. Он был простым пастушком в Крыму. Только последовательным, страстным стремлением к искусству он был способен победить все препятствия и, наконец, стать не только уважаемым художником и человеком великих возможностей, но также настоящим Гуру для своих учеников в его высоком индусском понятии» [4, с. 188].

«Куинджи был большим учителем, – пишет Елена Ивановна Рерих, – но лишь оценивший его ученик Н.К. стал сам велик»[7, с. 132].

Стоит ли говорить о том, что всю свою жизнь Н.К.Рерих оставался преданным и признательным учеником и взыскательным, но справедливым Учителем. Уже будучи человеком-проводником, за которым шли сотни единомышленников, Н.К.Рерих не переставал восторгаться искренними и доверительными взаимоотношениями индийских учителей и их последователей: «Много лет спустя в Индии я видел таких Гуру и видел преданных учеников, которые без какой-либо подобострастности, восторженно почитали своих Гуру, с той чуткостью, которая так характерна для Индии.

Я услышал восхитительную историю о маленьком индусе, который нашел своего учителя. Его спросили: “Может ли солнце потемнеть для тебя, если ты его увидишь без Учителя?”.

Мальчик улыбнулся: “Солнце должно оставаться солнцем, но в присутствии Учителя двенадцать солнц будут светить для меня”»[4, с. 189–190].

Учительский талант Н.К.Рериха и Е.И.Рерих проявился в воспитании их сыновей – Юрия и Святослава, чья жизнь стала образцом служения науке и искусству и чьи академические и художественные достижения по праву вошли в золотой фонд мировой культуры. Все то, что было присуще самим родителям – высокая образованность и культура, почитание добра и красоты, высочайшая нравственность, стало неотъемлимой чертой их сыновей, которые в свою очередь оказали сильнейшее воздействие на творческое и нравственное формирование целого ряда творцов со всего мира. Именно в семье Рерихов мы находим ту необыкновенную духовную сплоченность и единство, которое превращается в плодотворный источник благого воздействия на всех тех, кто ищет истину, а именно это является путем и системой познания.

Самое же главное, что объединяет всех членов семьи Рерихов – высокая общечеловеческая мораль и широкие человеческие добродетели. Наличие этих качеств у Юрия Николаевича и Святослава Николаевича – целиком и полностью заслуга их родителей.

Добавлю, что среди учеников Ю.Н.Рериха был и мой учитель – тибетолог Б.И.Кузнецов, работавший в Ленинградском, ныне Санкт-Петербургском государственном университете на восточном факультете.

На мой взгляд, именно в этой системе познания проявляется традиция нравственного и содержательного наследия, известная в Индии как гурупарампара – «учительская традиция», благодаря которой высшее знание передается от учителя к ученику, а от ученика, ставшего учителем, к его ученику и так до бесконечности... Ведь, согласитесь, если мы с вами сегодня собрались здесь, значит дело Рерихов продолжает жить и быть мерилом высокой нравственности и чистых помыслов. Дело Рерихов продолжает оставаться тем духовным магнитом, который притягивает людей талантливых, ищущих и обретающих, людей, для которых законы Красоты и Духовности стали правилом в жизни. Именно таким людям нужна семья Рерихов, именно такие люди ощущают жизненную потребность в духовном общении, в единотворчестве, в сотрудничестве... Это то, что Н.К.Рерих называл содружеством: «Содружество – какое милое и сердечное слово. В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Значит, именно в нем, в слове – содружество – заключается самонужнейшее. Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нем, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование» [8, с. 174].

Как нам хорошо известно, в Индии семье Рерихов посчастливилось встретиться с Махатмами, Великими Учителями человечества. Об этом Н.К.Рерих написал в своем очерке «Гуру – Учитель»: «Я счастлив говорить с Учителями. Все вы знаете лучше, чем кто-либо другой, внутреннее значение священной концепции Гуру и Учителя. Если мы все знаем, могут спросить тогда, зачем говорить об этом? Но мы также знаем силу молитвы; мы знаем значение заклинания, мы знаем чары песнопений; тогда давайте узнаем, что означает Гуру, в чем заключается значение Учителя жизни, и даже в лучшие моменты нашей жизни мы повторим это высокое понятие. Потому что повторяя это, мы укрепляем пространство лучшими камнями будущего.

Эволюция, молодое поколение, будущие герои страны, будущие мученики мудрости и красоты, мы знаем нашу ответственность перед вами! С каждым утверждением Красоты и высоты, мы создаем качество будущей жизни. Можно ли создать эту будущую жизнь и счастье для грядущих поколений без радости и восторга? Откуда приходит это пламя восторга, непрерывного творческого экстаза? Конечно, оно идет от цветов полей красоты. Если мы уберем из жизни все выражения красоты, мы полностью изменим историю человечества»[4, с. 191–192].

Все вышесказанное в полной мере относится к Л.В.Шапошниковой – удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь делу семьи Рерихов и Учению Живой Этики. Именно поэтому, многие люди, в том числе и я, считают ее своим Учителем. Учителем, обретшим слияние интеллекта и сердца, «являющегося вместилищем сознания».

По мнению Л.В.Шапошниковой, процесс расширения сознания тесно связан с одним из важнейших положений системы познания Живой Этики «Учитель – ученик». В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества.

Иными словами, взаимоотношения «Учитель – ученик» столь же основополагающи, как наш мир, как само человечество. И если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы.

Сохранение парадигм этих взамиоотношений – залог будущего всего человечества.


Литература

1. Держава Рериха / Сост. Д.Н.Попов. М.: Изобраз. искусство, 1993.

2. Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения художеств (1839–1914). Пг., 1914.

3. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1973.

4. Рерих Н.К. Гуру–Учитель // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, БИСАН-ОАЗИС, 1994.

5. Фролов В.В. Николай Константинович Рерих – ученик и Учитель // Электронный ресурс: http://lib.icr.su/node/1250.

6. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

7. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.

8. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.