версия для печати | |||
|
В.Г. Соколов
ЖИВАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ
«КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — МЕТАИСТОРИЯ — КУЛЬТУРА»
Изучение философской системы Живой Этики как творческого импульса космической эволюции позволяет подойти к раскрытию ряда вопросов, связанных с духовным развитием человека в контексте эволюции целостной, одухотворенной и стройно организованной системы Мироздания. Данный контекст необходим, если мы пытаемся раскрыть сущность какого-либо явления. С точки зрения космического мышления и, в частности, такой важнейшей его основы, как философия Живой Этики, Космос – это не безжизненное пространство материи, пребывающей отчасти в хаосе, а отчасти в составе очень сложных и гармоничных структур, образовавшихся неким неизвестным науке образом. Но, напротив, Космос – это сложнейшая, разумно устроенная энергетическая система, все структуры которой тесно взаимосвязаны и пронизаны действием единых для всех уровней этой системы законов. Соответственно такому целостному подходу развитие какой-либо энергетической структуры Мироздания, например, человека, не может рассматриваться вне космической эволюции.
При рассмотрении самой Живой Этики в контексте творческого воздействия этой эволюции на человечество, можно говорить об определенной системе с такими главными и очень взаимосвязанными составляющими.
Во-первых, это сама космическая эволюция как явление всеохватное и творческое, а также – ее законы; понятие «космическая эволюция» подразумевает усовершенствование в контексте действия и космических законов, и существующих в русле этих законов всеобщих связей, которые представлены энергоинформационным обменом.
Во-вторых, это выдающиеся личности – вестники космической эволюции,творчество которой нуждается в земном воплощении; именно через этих вестников, конкретных исторических личностей, носителей высокой культуры и высокого сознания, космическая эволюция осуществляет свое творчество на Земле.
В-третьих, это метаистория – духовная сторона исторического процесса в целом и причина земной истории; метаистория находится в полном согласии с самой космической эволюцией.
И, в-четвертых, это культура и ее высокая энергетика, с которой связана та же метаистория.
Главным связующим элементом во всей этой системе, элементом, который пронизывает ее, является знание. Речь идет об эволюционно необходимом знании, в нашем случае – о Живой Этике. Принесение на Землю эволюционного знания неотъемлемо от закона Иерархии, с которым связаны сама жизнь и весь прогресс, лучшие страницы истории и само понимание высшей мудрости (см.: [3, с. 197, п. 414]). Надо подчеркнуть, что на законе Иерархии во многом основана вся вышеназванная система и действие всех ее составляющих.
Знание как энергетический и эволюционный импульс проходит через всю историю человечества, являясь важнейшей основой его духовного развития. Высший импульс имеет определенный срок и определенное содержание, дающее тот образ действий, который созвучен направлению космической эволюции. И если мы говорим, что человек является микрокосмосом, то есть вселенной в миниатюре, то получение эволюционного знания в этом контексте приобретает особое значение. Иначе говоря, это процесс не столько земной, но в большей мере он связан с материей высокого состояния, с творческими ритмами Макрокосма, иными словами, – с действием самой космической эволюции. С позиции космического мышления в основе развития Вселенной как одухотворенной системы стоит закон ведущей роли высшего по отношению к эволюционно нижестоящему. Одухотворенный, иерархически устроенный Космос пронизан знаниями многих уровней, вплоть до высочайших степеней. Высший энергетический импульс, данный в виде знания – это явление творческого порядка, которое стимулирует процесс самоорганизации сложной системы, конечно, если эта система открыта к такому знанию. Человек-микрокосмос, дух которого как раз и является сложной энергетической системой, принимая высокие знания, тем самым участвует в соответствующем энергоинформационном обмене. А этот энергообмен выступает главным фактором космической эволюции человека. В Живой Этике познание не случайно названо «лучшим приношением эволюции» [3, с. 24, п. 24]. Причем важной составляющей энергоинформационного обмена является реализация такого знания, эта реализация неотъемлема от самоусовершенствования, или возрастания культурного уровня человека.
Также надо сказать, что в процессе энергоинформационного обмена человека с высокими структурами Космоса происходит расширение его сознания. Живая Этика несет знание о том, что «… сознание человечества развивается соотношением с силами Космоса» [2, с. 121, п. 667]. Здесь важно отметить, что сознание человека концентрируется в его сердце, а сердце, в свою очередь, неотъемлемо от тончайших космических ритмов жизни. Причем эти ритмы одухотворенной Вселенной – творческие и у этих ритмов есть свои сроки. Живая Этика уделяет огромное внимание расширению сознания, как одному из космических законов (см.: [2, с. 180, п. 827]), без реализации которого невозможна ни сама эволюция человека, ни его восприятие новых подходов к осмыслению Мироздания, ни расширение границ любой из областей науки. Например, невозможно с помощью одних только словесных определений донести до широких масс глубинную сущность таких понятий, как Вечность, Беспредельность. В Живой Этике не случайно подчеркивается, что определение таких понятий содержится только в самом сознании человека. И чем шире сознание, тем более проясняется смысл многих положений, которые несет нам эта философская система. Расширение сознания названо «сотрудничеством с эволюцией», а само знание, ведущее к этому расширению, – спасением, именно знание способно положить конец страданию человечества, которое происходит от невежества [2, с. 180, п. 828]. Процесс расширения сознания напрямую связан с развитием духа человека, или его культуры, что следует из тех глубоких взаимосвязей, которые существуют между сознанием и сердцем, и между сердцем и духом человека.
Говоря о высоком энергообмене, о ведущей роли закона Иерархии, надо отметить, что вся история человечества пронизана свидетельствами тех высших творческих импульсов, которые исходят от Великих Учителей, в веках помогавших человеку стать на путь Истины и эволюции духа. Эти импульсы воплощались в духовно-философских учениях, новых выдающихся научных концепциях, иными словами, в знаниях, имеющих своим источником материю более высокого состояния. Другой аспект этих высших воздействий выражался в определенных эволюционных действиях великих подвижников различных эпох. Все это в общем историческом процессе составляет особый невидимый поток, который шел, по меткому выражению Н.К. Рериха, «помимо историков» и являлся причинным по отношению к истории земной. Этот внутренний, духовный поток истории в наши дни принято именовать метаисторией, смысл и характерные черты которой глубоко раскрыты в работах академика Л.В. Шапошниковой. В ее трудах содержится ценная информация о сути метаистории, в том числе, например, о том, что через метаисторию можно постигать земное творчество космической эволюции (см.: [4, с. 43]), а также то, что именно через метаисторический процесс реализуется вышеназванный космический закон ведущей роли высшего в эволюции по отношению к нижестоящему [5, с. 40].
Все высокие знания, которые шли в русле космической эволюции и были адресованы человеку, проходили через невидимый поток истории, или метаисторический процесс, и, в то же время, сами как бы составляли этот процесс. К такому высокому знанию относится и Живая Этика. Само возникновение в определенный срок, в исторически переломное время первых десятилетий ХХ века, этой философской системы является новым импульсом, данным человечеству космической эволюцией, основанной на ведущем в Мироздании принципе Иерархии. Этот принцип был блестяще продемонстрирован в факте многолетнего процесса создания книг Живой Этики Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве со своим Учителем – одним из Космических Иерархов. Это сотрудничество и этот высокий источник свидетельствуют о том, что Живая Этика является результатом метаисторического творчества.
Надо сказать, что включая в себя целый свод эволюционных знаний, эта философская система, в том числе, предоставляет возможность с помощью своей методологии осмыслить само явление метаистории. Например, известно, что одним из важнейших методологических положений Живой Этики является закон двойственности, который подразумевает рассмотрение любого явления как имеющего две стороны: небесную и земную или тонкую (невидимую) и плотную и т.п. Этот закон и помогает осмыслить метаисторию. Сама же космическая эволюция как явление высшее действует через эту тонкую, духовную сторону, через метаисторию. Через нее космическая эволюция несла земному человечеству все самое ценное для его продвижения и, прежде всего, – высокое знание, в том числе Живую Этику. Это высокое знание оказывало причинное воздействие уже на эволюционное развитие земного исторического процесса. Без учета связующей роли метаистории невозможно осмыслить воздействие космической эволюции на земную историю.
В связи со знанием и мирами различных состояний материи хотелось бы сказать о следующем. В одной из работ Л.В. Шапошниковой есть такой очень интересный фрагмент: «Если в нашем мире время разделено на прошлое, настоящее и будущее, то в мире высокого состояния материи эта дифференциация отсутствует, а прошлое, настоящее и будущее составляют единое целое явление…» [5, с. 39]. А все эволюционные знания идут из областей космической материи высокого состояния, и должны эти знания воплотиться в нашем трехмерном мире плотной материи, где время разделено. Интересно то, что в высших знаниях, начиная с древнейших времен и до наших дней, если убрать всевозможные поздние ненужные наслоения, как известно, можно обнаружить преемственность и определенное единство знания. В нашем плотном мире эти высшие знания составляют целостную эволюционную лестницу для последовательного восхождения духа человека. И именно в этом единстве высших знаний различных эпох земной истории просматривается их вневременной источник, находящийся в мирах более высокого состояния материи, где время представляет собой единое целое явление.
Также, в связи с высоким знанием как творческим импульсом надо сказать о том, что этот творящий импульс, будучи воспринятым, оказывает свое воздействие на тонкую энергетическую структуру человека, например, пробуждает в его духе определенное устремление. А устремление представляет собой один из важнейших космических законов. Собственными усилиями человек может взращивать высокую энергетику этого импульса, как в себе самом, так и в окружающем пространстве. Проявленная же непрерывность устремления способствует утверждению принятого высокого знания. А с накоплением устремления связан рост сознания. Наличие устремленности духа крайне важно, это – энергетическое действие. Если же энергия не устремлена, то это негативно влияет на ее напряженность, которая очень ослабевает, и при этом теряются магнитные качества энергии, оставляя необходимые сочетания нереализованными. (См.: [1, с. 230-231, п. 343]). В Живой Этике отмечается такой важный принцип: «Напряжение каждой энергии вызывает к жизни окружающие энергии…» [3, с. 59, п. 100]. Проявленная человеком устремленная напряженность является важным залогом созидания и тем исходящим уже от него самого импульсом, который слагает ступени эволюции (см.: [3, с. 87, п. 170]). Космическое творчество и само сложение ступеней космической эволюции – это двухсторонний процесс. Важным является то, что сам дух человека потенциально содержит в себе и все устремление, и способность к творческому напряжению; в духе утверждены все энергии, а также утверждено соответствие с эволюционной направленностью развития Космоса (см.: [1, с. 221, п. 325]). Перед человеком стоит задача реализовать это соответствие, раскрывая свой потенциал путем развития духа, или своего культурного уровня.
Говоря о культуре и возвращаясь к метаисторическому процессу, надо сказать о том, что метаистория теснейшим образом связана с культурой. Подразумевая под метаисторией высокое по сравнению с земным знание – то, что мы относим к непреходящим элементам, отображенным, в духовно-философских учениях, космогонической мифологии, многочисленных легендах о Заповедной Стране и т.д. (к слову, это непреходящее, как известно, является основой культурной преемственности) – то такое эволюционное знание, относящееся к метаистории, может реализоваться, прежде всего, в тех регионах, где сложено мощное энергетическое поле культуры. Высшее идет через высшее. И чем сильнее культурное поле, тем лучше будет обеспечено развитие на Земле того, что мы относим к метаисторическому. Вот с этим развитием метаисторического связана сама Живая Этика. Наряду с тем, что эта философская система несет знание о том, что культура является важнейшей основой космической эволюции человека, Живая Этика как практическое знание, нацеленное на применение в жизни, также содержит огромный потенциал для создания на планете мощного энергетического пространства культуры. А это – то пространство, которое необходимо метаистории.
Кроме того, под метаисторией подразумеваются определенные эволюционные действа. Точно так же и здесь, если говорить о связи метаистории с культурой. Само формирование метаисторического процесса – причины земного исторического процесса, – по всей видимости, было связано с неслучайными регионами. Пример этому – Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, на маршруте которой, как отмечает Л.В. Шапошникова, Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами закладывался метаисторический процесс (см.: [4, с. 43]), а этот маршрут, как известно, пролегал через регионы больших культурных накоплений, или через мощные энергетические поля культуры.
Важно то, что в областях больших накоплений культуры два потока – метаистория и земная история – взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие, учитывая, что высокое знание шло к человечеству через метаисторический процесс (см.: [4, с. 44]), обуславливает то, что такое знание со временем находит свое естественное и плодотворное воплощение в земном историческом процессе.
Также надо сказать о том, что и метаистория, и культура не только по своей природе имеют отношение к высшей космической материи, но и выполняют определенную связующую функцию. Известно, что метаисторический процесс связывает земную историю с космической материей высокого состояния (см.: [5, с. 40]), а также и сама культура как самоорганизующаяся система духа выстраивает связь человека, действующего в мире плотной материи, с высшим (как, впрочем, и сами памятники культуры, содержащие высокую энергетику). Необходимо учитывать, что в этих связях важнейшую роль играет эволюционное творчество Великих Учителей, обуславливающее и формирование метаисторического процесса, и формирование культуры в самом человеке. Надо сказать, что в самом космическом законе Иерархии с особой силой выражен важнейший и необходимый в эволюции принцип связи миров: мира высокого состояния материи – причинного явления, и мира плотного состояния материи. И если мы говорим о принесении на землю высокого знания, в том числе Живой Этики, то это эволюционное действие, действие метаисторическое, выступает одним из претворений этой связи миров.
Итак, формирование и метаистории, и энергетического поля культуры связано с высшей космической материей. Можно сказать, что если не будет энергетического поля культуры, то возникнут большие сложности с реализацией самого метаисторического потока. Для этого потока просто не будет необходимого пространства. В целом же, и культура, и метаистория, существуют в едином русле действия космической эволюции, они необходимы для донесения и реализации того высшего Знания, которое несет творчество космической эволюции человечеству.
1. Беспредельность. Часть первая. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2009. — 472 с. — (Учение Живой Этики).
2. Беспредельность. Часть вторая. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. — 328 с. — (Учение Живой Этики).
3. Иерархия. Учение Живой Этики. — Рига: Угунс, 1992. — 218 с.
4. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. — 2008. — № 4. — С. 28–55.
5. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Культура и время. — 2010. — № 4. — С. 38–41.