Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Программа|Приветствия|Обзор докладов|Резолюция
В.Г. Соколов

Метаисторический смысл наследия Рерихов

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8-11 октября 2014 г.)


Наследие Рерихов имеет множество граней, но есть у него одна важная особенность: именно Россия, мысль о её будущем – это то, что пронизывает абсолютно все аспекты творчества этой великой семьи. Рерихи глубоко понимали эволюционную роль России в значительных переменах в научной и общественной мысли, начавшихся на рубеже XIX – XX веков вместе с духовной революцией, которая произошла именно в пространстве России и которая продолжается до сих пор, расширяя свое географическое пространство. Эта роль России глубоко космична.

Наследие Рерихов имеет ряд особенностей метаисторического порядка, которые ставят его в русло эволюционных преобразований. А эти преобразования идут к нам из глубин космической реальности, реальности стройно организованной и многомерной. Ведь исторический процесс протекает, по большому счету, в Космосе, на планете Земля, которая является космическим телом. Философия этой космической реальности – Живая Этика, которая является методологической основой нового космического мышления, имеет мировое значение, но, как известно, принесена она Еленой Ивановной Рерих, прежде всего, для России. Живая Этика – это один из важнейших метаисторических источников, в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. В свою очередь, Николай Константинович Рерих отразил в литературных трудах и запечатлел на полотнах эти знания, в том числе те вехи исторического прошлого своей родины, которые относятся к непреходящим ценностям: героизм и подвиг, труд на общее благо и стремление к знаниям, эволюционная ценность прекрасного и многое другое. Иными словами – всё то, что должно стать стержнем и в настоящем, и в будущем развитии России, и что опять же имеет прямое отношение к метаистории. Наследие Рерихов дано России как путеводная нить в ее настоящей и грядущей эволюции.

Рассматривая тему метаисторического смысла наследия Рерихов, мы поднимает две важные для современной науки проблемы. Первая – это крайне актуальный вопрос необходимости целостного подхода к историческому процессу. Коль уж мы расширяем рамки понимания природы человека как микрокосма, то необходимо и саму историю изучать в этом же русле: иными словами, что же собой представляет космическая составляющая исторического процесса в целом, активным участником которого как раз и выступает человек-микрокосм. Вторая проблема, связанная с первой, – это осмысление роли высшего и ведущего начала в истории.

При изучении наследия Рерихов, пронизанного высшим началом, конечно, необходимо учитывать реальность метаистории, которую нельзя игнорировать в любом случае, какое явление исторического процесса мы бы ни рассматривали. Ибо метаистория, как отмечает в своих работах академик Людмила Васильевна Шапошникова, – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории; это – космическое сердце земного исторического процесса [1, c. 209]. А отсюда, при осмыслении этих моментов, будет рождаться правильный подход к особенностям данного процесса (см.: [1, с. 204]). Кроме того, метаистория несёт в себе высшие знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния; через метаисторический процесс космическая эволюция дает знания людям. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия. (См.: [1, с. 200, 737, 450]).

И если мы говорим о наследии Рерихов, то в нем ярко выражен метаисторический аспект, который во многом связан именно с Россией. Как известно, в 1926 году в Россию Рерихами, которые являлись основными участниками Центрально-Азиатской экспедиции (1924 – 1928), была привезена рукопись одной из книг серии Живой Этики – «Община». Тогда же, в 1926 году, Николай Константинович подарил родине знаковую серию картин, состоящую из семи полотен и имевшую название «Майтрейя». Название серии не случайно, ибо великое имя Майтрейи на Востоке нераздельно связано с будущим. Сами же легендарные сюжеты этих картин повествовали о новом времени, в котором будут править добро и справедливость под высшим, мудрым водительством. Эти подаренные картины имели самое прямое отношение к будущему России. В картинах серии «Майтрейя» ярко выражена метаисторичность – то самое космическое сердце и внутренний мир земного исторического процесса, борьба эволюционных сил, или сил Света, с тьмой и невежеством, ведущая роль высшего в эволюции нижестоящего и т.д.

Кроме того, картины Николая Константиновича – это не только прекрасные художественные полотна. Они несут в себе высокую энергетику, тем более картины, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей через места больших духовно-культурных накоплений. Серия «Майтрейя» – это именно такие картины. Энергетика же – это крайне важное обстоятельство в эволюции, в самом историческом процессе. С энергетикой связано изменение сознания человека, а это сознание, в свою очередь, характеризует качественный уровень самого исторического процесса. Высокая энергетика действует в метаисторическом пространстве, что качественно влияет на исторический процесс в целом.

Но тогда, в 20-е годы прошлого века, полотна серии «Майтрейя», как и другие привезенные Рерихами в Москву дары родине, а именно: рукопись книги «Община» вместе с теми предупреждениями, которые в ней содержались, письмо Великих Учителей к советскому народу и ларец со священной землей Гималаев – все это официальными представителями власти не было воспринято. При этом надо подчеркнуть, что все эти дары имеют отношение к духовной части исторического процесса, это явления метаисторического порядка. Тем самым руками конкретных людей, представителей тогдашней власти, внутренний мир земного исторического процесса (или метаистория) искусственно отделялся от самой земной истории. А что такое тело без сердца – мы прекрасно понимаем. Все это весьма печально, так как высшее знание, или метаисторическое знание, дается в определенный срок.

Двадцать шестой год был выбран Рерихами и их Учителями не случайно. Еще не взял в свои руки власть Сталин, и страна, стоявшая на распутье, в случае верного выбора могла укрепить важные завоевания в культурной и социальной сфере и в целом стать на путь развития истинной общинности, основанной на законах космической эволюции. Официальные лица сделали выбор, но, к большому сожалению, не в пользу этой эволюции. Неприятие высшей помощи, которому сопутствовало катастрофическое для государства упущение сроков, ввергало целую страну в бездну насилия и репрессий, уничтоживших в период с конца 20-х по 50-е годы ХХ века целый культурный слой нации, многие памятники культуры и извративших до неузнаваемости светлое понятие коммуны. Трагедия коснулась и новых знаний, в какой бы форме они ни возникали – были ли это философские идеи или научные открытия и предвидения. Это напрямую касалось и книг Живой Этики, пути распространения которых в России были необыкновенно сложны.

В целом же изъятие из исторического процесса метаисторической составляющей, как например, высшего знания, высшей действенной помощи, в последующем отражается самыми неожиданными бедствиями, в том числе и в истории ряда независимых республик, возникших на постсоветском пространстве. Чего только стоит разгулявшаяся ныне в невиданных масштабах в некоторых таких республиках идеология фашизма и неонацизма… Нет ничего страшнее бездуховной истории, лишенной космического сердца. Именно это мы сейчас наблюдаем в разных проявлениях.

Ситуация особенно усугубляется, если подобные, отвернувшиеся от высшего, силы, пытаются всячески оскорбить и оклеветать Россию. Этого не следует делать ни в какой форме! Ибо, в конце концов, такие силы, так или иначе, бросают тень на духовное пространство России, которое представляет собой мощнейшее проявление метаистории. Поэтому все нападки на Россию крайне опасны и неплодотворны для самих нападающих.

Возвращаясь к сложному пути продвижения идей Живой Этики, надо сказать, что эта философская система в наши дни крайне необходима по целому ряду причин.

● Будучи вершиной русского космизма, Живая Этика несет в себе ту новую методологию, которая позволяет целостно изучать любые явления и процессы, без их отрыва от общего тока космической эволюции и существующих законов Мироздания. Это касается и истории.

● Кроме того, Живая Этика дает современной науке новый импульс посредством содержащейся в ней новой системы познания, представленной синтезом таких способов познания, как эмпирическая наука и метанаука (обретение знаний через внутренний, духовный, мир человека). Здесь надо вспомнить, что синтез эмпирической науки и метанаучного познания был краеугольным принципом работы Гималайского Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в Индии. Этот Институт, в основу деятельности которого были положены идеи Живой Этики, также выступает конкретной составляющей метаистории.

Однако необходимо учитывать, что новая система познания может состояться только при развитии в человеке внутренней культуры, так как, например, качество и эффективность метанаучного способа напрямую обусловлены уровнем его культурного развития, или развития духа, через который человек и выходит в высокую сферу надэмпирического постижения, сопровождаемого интуитивными озарениями и т.п. Высокое притягивается только подобным и ничем иным. В этой связи Живая Этика несет в себе смысл необходимости взращивания культуры в человеке, повышения культурного уровня как неизбежного этапа его космической эволюции. Как известно, метаисторические явления идут через культурное поле.

Если мы говорим о космической эволюции и неотъемлемой от нее метаистории, то необходимо вспомнить о такой важной составляющей наследия Рерихов, как Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», подписанный в 1935 году рядом государств и нацеленный на международную охрану культуры. Культура же, если ее рассматривать глубоко и с точки зрения целостного подхода к человеку, является важнейшим устоем космической эволюции человечества. Поэтому Пакт Рериха, как в свое время уже отмечала Л.В. Шапошникова, направлен не только на защиту культуры, но и на защиту нашей космической эволюции. Вот важнейший аспект понимания этого Пакта – уникального явления в человеческой истории, явления метаисторического, в котором присутствует необходимый для нас импульс космической эволюции.

Не случайно ныне мы переживаем время нового витка популяризации культуросозидательных идей Пакта Рериха, как в России, так и на международном уровне. У этого явления ведь две стороны: внешняя и внутренняя. Внутренняя сторона имеет отношение к метаистории, а метаистория – есть результат творчества комической эволюции [1, с. 200]. И то, что в наши дни Международный Центр Рерихов выступил инициатором и главной движущей силой масштабного культурного проекта по проведению в жизнь идей Пакта Рериха – это дальнейшее развитие эволюционного импульса, который был заложен таким метаисторическим действием Рерихов, как международный Договор об охране культуры.

Всегда важно учитывать, что все эволюционные действия Рерихов были осуществлены в сотрудничестве с Великими Учителями Востока: и философская система Живой Этики, и Пакт Рериха, и Центрально-Азиатская экспедиция, и Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Эти Учителя как раз и формируют сам метаисторический процесс, как формируют его те, кто теснейшим образом с ними сотрудничает.

Итак, действия Рерихов были связаны с формированием метаисторического процесса на территории России и, конечно, в определенных регионах Центральной Азии. Если говорить о России, то, как известно, в том же 1926 году Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами были заложены энергетические магниты – в Москве и на Алтае (эти регионы входили в общий маршрут их Центрально-Азиатской экспедиции). Те источники энергии, которые использовали Рерихи при закладке магнита, были связаны с творчеством космической эволюции, а сам процесс закладки магнитов явился важнейшим метаисторическим действием, заложившим эволюционные причины земной истории. Все это раскрывается в работе Л.В. Шапошниковой «Земной маршрут космической эволюции» [2]. Думается, можно утверждать, что определенным развитием того явления, которое именуется закладкой магнитов и которое, как уже говорилось, в 1926 году в России было осуществлено Е.И. Рерих и Н.К. Рерихом, можно считать основание в Москве их младшим сыном, Святославом Николаевичем, Советского Фонда Рерихов (СФР), который в 1991 году был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР). Этот Центр является метаисторическим пространством.

Для успешного развития любого дела необходимо соблюдение принципа преемственности. В пространстве МЦР это явление существует: духовную преемственность от самих Рерихов осуществляет Генеральный директор Центра-Музея Л.В. Шапошникова.

Надо сказать, что в наши дни Международный Центр Рерихов – это важнейший центр развития общественной культуры в России. Вся непростая история становления и развития данного Центра ярко свидетельствует о том, что культура – это явление общественное. Кроме того, это ее общественное состояние естественно и с точки зрения самой природы человека. Ведь культура – это его эволюционирующий дух, имеющий естественную связь с высшими структурами космической реальности, под влиянием контактов с которыми и формируется самоорганизующаяся система духа, или культура. Думается, можно сказать, что само явление общественной культуры и ее развитие – это одно из следствий того формирования метаисторического процесса на территории России, которое осуществили в свое время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

Другой важный момент, характерный для МЦР, – это развитие в его пространстве новой системы познания, о которой выше уже было сказано. Этот факт для дальнейшей эволюции российской (и не только) науки имеет большое значение. Кроме того, Международный Центр Рерихов прилагает большие и конкретные усилия к тому, чтобы в Индии возродился Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что также содействует развитию новой системы познания, в том числе, и на международном уровне. Вспомним, что в свое время, в 30-е годы XX века, этот Институт, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки, развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы.

Развитие нового космического мышления и вхождение в научное пространство его методологической основы – философской системы Живой Этики – вызывает сильное сопротивление старого мышления, ограниченного грубым пониманием материи, а также тех сил, жизненное пространство которых базируется на бескультурье и невежестве. Поэтому в той битве, которая сейчас идет, столь ярко присутствуют и имена Рерихов, и их наследие, и само место, где сконцентрировано это наследие – Международный Центр Рерихов. На самом деле идет борьба, упорная и жесткая, с новым мышлением, основанном на космическом мировоззрении. В истории России это уже было. Подобные действия могут привести лишь к застою и полному вырождению науки как таковой, ибо любая закрытая система, как известно, обречена. Антиэволюционные явления, существующие рядом с нами, сражаются с метаисторией, с метаисторическими, или духовными, знаниями, а поле этой битвы сконцентрировано в душах и сердцах людей. Ибо, как известно, главное пространство этих знаний сосредоточено во внутреннем мире самого человека. Каков будет результат этой великой битвы – зависит от нас самих.


Л и т е р а т у р а

1. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011.

2. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. № 4. 2008. С. 28 – 55.