версия для печати | ||
Выставка «Гибнущая коллекция»
| |
|
|
Выставка «Гибнущая коллекция» посвящена печальной судьбе наследия Ю.Н. Рериха из его московской квартиры на Ленинском проспекте, а также попытке распродажи коллекции картин С.Н. Рериха из фондов нью-йорского Музея Н.К. Рериха. Семья Рерихов всю свою жизнь посвятила защите культурного наследия человечества. Сегодня в особой защите нуждается их собственное наследие. В юбилейный год 75-летия Пакта Рериха Международный Центр Рерихов вынужден вновь обратить внимание культурной общественности на вопиющие факты небрежения к наследию Рерихов как со стороны российских государственных чиновников, так и со стороны руководства американского Музея Н.К. Рериха в лице его директора Дениэла Энтина.
Первая часть экспозиции выставки «Гибнущая коллекция» состоит из тематических стендов, иллюстрирующих развитие трагических событий вокруг наследия Рерихов, оставшегося после смерти Ю.Н. Рериха в его московской квартире. Подборки архивных материалов (фотографий и архивных документов), отображают следующие исторические события:
- Приезд Ю.Н. Рериха в СССР.
- Отстранение С.Н. Рериха от наследия Ю.Н. Рериха чиновниками Министерства культуры СССР.
- Незаконный захват И.М. Богдановой и В.Ю. Васильчиком наследия Ю.Н. Рериха.
- С.Н. Рерих в защиту наследия старшего брата.
- Разграбление квартиры Ю.Н. Рериха В.Ю. Васильчиком.
- Борьба Международного Центра Рерихов в защиту наследия Рерихов, гибнущего в московской квартире на Ленинском проспекте.
| |
| |
| |
|
|
Экспозиция, посвященная трагедии с наследием Ю.Н. Рериха, помимо тематических стендов, включает репродукции наиболее значимых картин Н.К. Рериха, находившихся до 2000-х гг. в квартире на Ленинском проспекте и в настоящий момент утраченных. Среди них: «Весть Шамбалы [Стрела-письмо]» 1946, «Бум-Эрдени» 1947, «Цветы Тимура [Огни победы]» 1931, «Угадыватель кладов» 1943, «Всеславянское» 1944, «Сергий-строитель» 1940, Испытатель (Будда на дне океана), «Камень несущая (Держательница Мира)» 1933, «Ракопуши» 1939, «Тибет. Лама в горах» 1925–1930 , «Гесэр-хан» 1941, «Тень Учителя» 1947. Ряд фотографий посвящен реликвиям, принадлежавшим семье Рерихов и пользовавшихся особым почитанием. Среди них изображение скульптуры «Будды-Майтрейи» из спальни Ю.Н. Рериха, «Плат Преподобного Сергия Радонежского», скульптурная группа «Кришна и две гопи», алтарь Ю.Н. Рериха из его спальни с православной иконой XVII в. и многочисленными буддийскими реликвиями.
Экспозиция также включает две витрины с изданиями, содержащими информацию о наследии Рерихов из квартиры на Ленинском проспекте; литературных трудах Н.К. Рериха, его картинах, танках Ю.Н. Рериха, а также книги, в которых содержатся воспоминания очевидцев, встречавшихся с Ю.Н. Рерихом в его квартире в 1958–1960 гг. и газетные публикации в защиту наследия Ю.Н. Рериха от произвола В.Ю. Васильчика.
В настоящий момент бывшая квартира, где жил Ю.Н. Рерих, востоковед с мировым именем, не нужна ни федеральным, ни региональным властям. Несмотря на все усилия Международного Центра Рерихов и российской культурной общественности, она так и не стала объектом культурного наследия, а оставшееся в квартире уникальное наследие Рерихов не было взято под надлежащую охрану государства и подверглось разграблению. Таким образом, отечественная культура в ближайшее время окончательно лишится богатейшей части рериховского наследия из квартиры на Ленинском проспекте, которое по замыслу Рерихов должно было стать культурным достоянием их Родины.
Вторая часть экспозиции выставки «Гибнущая коллекция» состоит из тематических стендов, иллюстрирующих попытку распродажи коллекции картин С.Н. Рериха из фонда нью-йоркского Музея Н.К. Рериха, организованную его нынешним директором Дениэлом Энтиным. Стенды включают тематические подборки материалов (фотографий и документов), основой которых стал предпродажный каталог коллекции С.Н. Рериха, выпущенный в 2010 г. В каталоге цены на картины отсутствуют, но зато его издатели любезно указали номера телефонов арт-диллеров, уполномоченных заниматься продажей данных произведений искусства.
Коллекция, которую уже давно собирается пустить с молотка господин Энтин, отнюдь не рядовое музейное собрание. Она имеет особую культурную ценность и представляет собой редкое собрание картин выдающегося мастера живописи 20-столетия, ранее принадлежавшее ближайшей американской сотруднице Рерихов Кэтрин Кэмбелл. Коллекция включает живописные полотна, выполненные маслом и темперой, а также графические работы художника. Она отражает различные этапы творческого пути Святослава Николаевича Рериха, начиная от раннего пейзажа «Северянин с двумя собаками» 1918 г., выполненного в Финляндии, и заканчивая выдающимися произведениями 1940–1950-х гг., созданными в Индии, среди которых «Рыбаки» 1942, «Достижение [Карма Дордже]» 1938, «Куда идешь брат мой?» 1938, «Индия» 1939, «Процессия» 1942.
| |
|
|
Большая часть картин С.Н. Рериха, относится к 1920-м гг. Особую ценность представляют произведения, выполненные художником в Индии и Сиккиме. Среди них «Бенарес» 1923, «Портрет Ламы» 1923, «Розы Сердца» 1923, «Мужчина из Бутана» 1924.
Значительная часть коллекции состоит из портретной живописи, которой С.Н. Рерих уделял большое внимание в своем творчестве. Ярки и выразительны портреты Н.К. Рериха, К. Кэмпбелл, Л.М. Богдановой, Н. Рамбовой, а также изображения простых жителей Западных Гималаев, среди которых «Портрет женщины [из Ладака]» 1930-е, «Мужчина из Кама» 1930-е и другие работы.
Попытка распродажи коллекции С.Н. Рериха из фондов МРН является продуманной коммерческой акцией. Момент выбран весьма удачно. После продажи за несколько миллионов долларов на одном из ведущих аукционных домов знаменитого Портрета Н.К. Рериха (1937) кисти С.Н. Рериха из экспозиции нью-йорского Музея Н.К. Рериха, цены на произведения этого художника стремительно поднялись.
Все действия Энтина по дискредитации имени Рерихов как в США, так и в России являются звеньями единой цепи и наносят непоправимый вред уникальному культурному наследию Реихов, хранящемуся в нью-йоркском Музее.
Публикации по теме:
Голос Роcсии