Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
 
Справочная информация
Тел. для справок:
8 (499) 766-92-72


ВНИМАНИЕ!

С 28 апреля 2017 года работа общественного Музея имени Н.К. Рериха остановлена в связи с незаконным захватом наследия Рерихов, усадьбы Лопухиных, в которой был размещен общественный Музей, и другого имущества, принадлежащего МЦР, Государственным Музеем Востока при участии Министерства культуры РФ.

Подробнее: save.icr.su

Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Следите за информацией о проведении мероприятий в нашей Афише.
КОНЦЕРТЫ, ЛЕКЦИИ, ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
Полное расписание мероприятий в сообществах
 

Онлайн-лекция «Н.К.Рерих и русская духовная традиция», 31.05.2024

afisha.jpg
 

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». 

31 мая 2024 года (пятница) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К.Рерих и русская духовная традиция».

«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» – этот автограф, данный Николаем Константиновичем Рерихом для открытки-портрета, выпущенного Общиной Святой Евгении (Красного Креста) в 1910-е годы, несомненно, является главным девизом всей жизни и творчества великого мастера и основным его заветом молодежи. Идея единства и неразрывной преемственности культуры как основного двигателя и главного показателя эволюции человечества красной нитью проходит через всю неутомимую деятельность художника и мыслителя. Это было важно для него в понимании национального самосознания, возможностей человеческого духа.

Русская духовная традиция всегда интересовала Н.К.Рериха. С ней он соприкоснулся еще в детстве, оставив воспоминания о приездах к ним в дом отца Иоанна Кронштадтского. С ним в чистую душу подростка входило «великое ощущение молитвы, исповедание веры». Впоследствии отец Иоанн благословил Рериха-студента на занятия художеством, дав свой наказ «Не болей. Придется для родины много потрудиться». Н.К.Рериха заинтересовала не столько церковная традиция сама по себе, сколько ее истоки, которые шли из глубины веков и даже тысячелетий. Они соотносились с образами первых русских странников, устремлявшихся в поисках Града Светлого и его правды, с примерами жизни святых и подвижников Древней Руси, созидавших духовную культуру народа. Не будем забывать, что русской православной традиции был присущ первоначальный космизм, опиравшийся еще на дохристианскую космогонию («Стих о Голубиной книге»), на поэтику псалмов.

Раннее живописное творчество Н.К.Рериха – это стремление выразить свое понимание древних истоков космического мироощущения наших предков, показать их богатый глубинными знаниями внутренний мир, отношение к бытию. Не в этом ли следует искать зарождение духовной традиции, ее нравственную основу? И в более позднем творчестве, обогащенном знаниями более высокого порядка, наблюдается развитие взглядов Рериха на восприятие Русью явлений духовной (космической) реальности, в которой соборно живет, творит и развивается русский человек, – серия картин «Санкта» (1922), «Сергий Строитель» из серии «Знамена Востока» (1925), «София Премудрость» (1932), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Странник Светлого Града» (1933) и другие.

Неоценим вклад Н.К.Рериха в области монументального искусства. Величие и красота Древней Руси оставались главной темой его творчества. Еще в дооктябрьский период по просьбе И.Э.Грабаря он готовил несколько разделов по древнерусскому и народному искусству для его монографии «История русского искусства», создавал монументальные работы («Богатырский фриз» для столовой дома Ф.Г.Бажанова в Петербурге, панно для Казанского вокзала в Москве и др.). Велик вклад Рериха в храмостроительство: среди его работ – эскизы росписей и мозаик для Покровского храма в Пархомовке, эскизы мозаик для Почаевской лавры и храмов в Шлиссельбурге и Талашкине, фрески в часовне святой Анастасии во Пскове и др. Проект храма в императорском имении в Скерневице (Польша), выполненный в стиле зодчих древнего Новгорода, на Всероссийском конкурсе выиграл именно Н.К.Рерих. Впоследствии по эскизам художника была построена часовня Сергия Радонежского в Чураевке (США), также им был разработан ряд проектов деревянных и каменных церквей и колоколен для русских поселений за границей.

На рубеже столетий В.С.Соловьев сформулировал, чем будет определяться исторический путь России в будущем, понимая, что ее судьба «зависит не от Царьграда», а «от исхода нравственной внутренней борьбы светлого и темного начала в ней самой». Рерих был одним из тех выдающихся деятелей русской культуры, которые глубоко осознавали судьбоносность именно этой борьбы и делали все возможное для торжества в ней духовного Света. «Древние чудесные камни», заново открытые Н.К.Рерихом в прошлом, сегодня готовы послужить нам в нашем созидании будущего.

Лектор: Валентина Владимировна Виноградова, старший научный сотрудник отдела развития Международного Центра Рерихов (Москва).

https://www.youtube.com/live/s-kPoQwfFYY?si=EKuMnwUhFY-l-DXw


ВЫСТАВКИ, ЭКСКУРСИИ, ЛЕКЦИИ, ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ