версия для печати | |||
|
Святослав Николаевич Рерих |
Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха
1904 23 (10) октября родился в Санкт-Петербурге.
Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих. Мать – выдающаяся женщина XX в., русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики Елена Ивановна Рерих (ур. Шапошникова).
Святослав Рерих. 1911 |
Уже в раннем детстве получает первые уроки рисования и живописи.
Первыми художественными впечатлениями детства были картины отца и картины фламандских и нидерландских мастеров из коллекции родителей.
1905, 1908, лето проводит в д. Березки, недалеко от Бологого.
1906, лето проводит в Швейцарии.
1907, лето проводит в Финляндии.
1909, лето проводит в Бологом.
1910, лето поездка на курорт Гапсаль (Эстония).
1911, 1912, 1914, лето проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.
1913, лето проводит в Павловске под Санкт-Петербургом.
1913–1917 учится в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге; одновременно посещает специальные классы в Школе Общества Поощрения художеств; интересуется естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией; коллекционирует минералы, приготовляет чучела птиц и млекопитающих; изучает историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов; ездит с отцом в археологические экспедиции по древнерусским городам Севера; осуществляет постановки и готовит декорации для домашних спектаклей.
Святослав Рерих.
Фотография на паспорт. 1918 |
1915, 1916, лето поездка по Валдаю.
1916 создает первые портреты отца: два портрета углем и портрет на доске. Всего за свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К.Рериха. В издательстве «Свободное искусство» вышел в свет «Наш журнал. Вып 1. Наша Первая Книжка» с рисунком Светика Рериха «Лесок» (1911) и стихотворением «В деревне» (1914).
1916, декабрь вместе с родителями и братом уезжает на Рождество в г. Сердоболь (с 1918 – Сортавала).
1917, май вместе с родителями и братом переезжает в г. Сердоболь.
1917 продолжает гимназический курс, занимаясь у преподавателей местной гимназии.
Увлекается индийской философией и гипнозом. Много пишет с натуры.
1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.
1918, весна живет вместе с родителями и братом на о. Тулолансаари.
1918, осень вместе с родителями и братом переезжает в Выборг.
1918, ноябрь совершает поездку с отцом в Стокгольм, где открылась выставка картин Н.К.Рериха.
1919, март вместе с родителями и братом уезжает через Швецию (где при русском посольстве сдает экзамены за гимназический курс) и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.
1919–1920 начало занятий архитектурой. В Лондоне учится в подготовительной к университету школе и берет частные уроки, чтобы затем поступить на специальный курс архитектуры в Королевскую Академию искусств.
Помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь» в «Covent Garden».
Постоянно занимается живописью и скульптурой.
Первые встречи с Рабиндранатом Тагором, его семьей и Сунити Кумаром Чаттерджи, ставшим со временем крупным индийским ученым в области языкознания.
1920 начало создания текстов Учения Живой Этики.
1920, 20 сентября вместе с родителями и братом отбывает в США, куда Н.К.Рерих был приглашен для проведения выставочного турне.
1920, 1 октября вместе с родителями и братом прибывает в США, в Нью-Йорк.
1921 в Нью-Йорке поступает на архитектурное отделение Колумбийского университета.
По заданию отца участвует в создании эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре.
Изучает произведения старых западноевропейских мастеров и своих современников.
1921–1926 участвует в создании и работе Мастер-Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке.
Работает в Объединении художников «Пылающее сердце» («Cor Ardens») в Чикаго, в Международном центре искусств «Венец мира» («Corona Mundi») в Нью-Йорке.
1922 в Бостоне создает в соавторстве с Джеймсом Холлом, впоследствии известным детским писателем, либретто, а также готовит эскизы декораций и костюмов для авангардного балета Александра Штейнерта на тему борьбы Света и Тьмы.
Экспериментирует в абстрактной скульптуре, занимается графикой, работает над эскизами костюмов для популярной в США балерины Руфи Пейдж, позднее ставшей прима-балериной Чикагской оперы.
Участвует в выставке зарубежного русского рисунка в США, представляет графические работы на сюжеты сказок.
1922–1923 перевод и учеба в Гарвардском университете в Кембридже на архитектурном факультете.
Одновременно посещает скульптурное отделение Массачусетсского технологического института в Кембридже. Много работает с натурой. Путешествует по Америке.
1923 становится директором основанного по инициативе Н.К.Рериха Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке.
Пишет портреты Н.К.Рериха (углем на папке), г-на и г-жи Хорш, известной танцовщицы Альбертины Витак, танцора Честера Хэла и сестер Хэла.
Работает вместе с отцом над созданием костюмов и декораций для Чикагской оперы.
1923, весна участвует в выставке русских художников в США, получает Первую премию.
Святослав Николаевич Рерих.
Дарджилинг, 1923–1924 |
1923, 8 мая отъезд с родителями в Париж.
1923, май – сентябрь путешествует по Европе, посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву, осматривает музеи, изучает искусство.
1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.
1923, 17 ноября всей семьей Рерихи из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.
1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.
1923, декабрь первое путешествие по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Аргу, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др.; изучает древние философско-этические учения, посещает монастыри.
Направляется с родителями и братом к Гималаям в независимое в то время княжество Сикким.
Начало формирования коллекции произведений восточного искусства.
1924 начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха (участвует в первом этапе в Сиккиме).
Вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг.
Много рисует и пишет с натуры.
1924, 22 сентября вместе с Н.К.Рерихом выезжает из Индии в Марсель на пароходе «Македония»; посещает Париж.
1924, 24 октября вместе с Н.К.Рерихом на пароходе «Аквитания» прибывает в Нью-Йорк.
1925 первые персональные выставки в крупных и университетских городах США, на которых экспонировалось около ста произведений, в том числе портреты г-жи К.Кэмпбелл, сестер Пальмер, Л.Хорша, «Портрет ламы».
Создает декоративные полотна на восточные сюжеты.
На Международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду (премию и медаль) за восточную пятичастную композицию фресок.
1926–1928 посещает музеи в Европе, изучает искусство. Поездка на Корсику.
Пишет много картин и портретов.
Становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичи, которое когда-то населяло Германию (президентом Французского общества был этнограф Луи Марен).
1928, май встречает Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха в Сиккиме, присоединяется к семье, возвратившейся из экспедиции.
1928 становится вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха.
Активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта.
Активно участвует в работе Французского Государственного общества помощи приютским детям и Французского Государственного общества помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. За эту работу позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Принять орден отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни Франции более достойными этой награды. Н.К.Рерих получил орден перед отъездом в экспедицию по Маньчжурии. Новому представлению С.Н.Рериха к ордену Почетного Легиона помешала Вторая мировая война.
Пишет два портрета Н.К.Рериха темперой.
1929, май – сентябрь поездка в Италию, Францию, Швейцарию.
1929 возвращается в США.
Избирается пожизненным членом Археологического института США.
В Нью-Йорке на трех этажах нового здания – 29-этажного небоскреба, куда переехал основанный в 1923 г. Музей Николая Рериха, разместилась большая выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, посвященная 55-летию со дня рождения Н.К.Рериха.
Святослав Николаевич Рерих. Наггар, 1930-е |
1930 участвует в Международной художественной выставке в Венеции и получает Grand Prix за выставленный портрет Н.К.Рериха (1928).
1931 основывает в США Общество по изучению философии и религии.
1931, октябрь возвращается в Индию, постоянно живет в Наггаре, в Кулу.
Передает музею при Институте Гималайских исследований «Урусвати» свои коллекции произведений восточного искусства и коллекции бабочек.
1932, октябрь представляет на выставке портретов художников в Нью-Йорке другой портрет отца – «Николай Рерих» (1928) – и получает награду.
1932–1933 пишет много картин и портреты отца: маслом на доске (1932, 1933), портрет темперой (1933); портрет в полный рост темперой (1933); портрет в тибетском одеянии (1933).
1933 награждается учрежденным Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и его организациями орденом за культурную деятельность. Считает этот орден самой выдающейся наградой в своей жизни, так как диплом подписан Н.К.Рерихом.
1934–1935 принимает непосредственное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в 1928 г. в Индии.
Руководит исследованиями по биологии растений, принимает непосредственное участие в этих исследованиях, изучает местную и тибетскую медицину.
Путешествует по Западному Тибету, Гималаям, изучает фольклор.
Святослав Николаевич Рерих
у своей картины «Карма Дордже». Наггар, 1934 |
Пишет много картин, портрет тибетского ламы Карма Дордже и портреты Н.К.Рериха; два рисунка (1934); портрет маслом (1934).
Одновременно с экспедицией отца и брата в Маньчжурию по изучению засухоустойчивых трав организует подобную экспедицию в близлежащее тибетское нагорье.
Начинает исследования эфироносных растений в Гималаях и прилегающих к долине Кулу районах. Эта работа продолжалась много лет, ее кульминацией стало приобретение собственной плантации эфироносов на юге Индии, под Бангалором, в начале 1949 г.
Участвует в Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау и представляет четыре большие картины.
1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.
1936–1937 собирает и исследует семена злаковых. Ведет переписку с академиком Н.И.Вавиловым, посылает ему семена.
Святослав Николаевич Рерих. Наггар, 1937 |
1937 становится членом-учредителем Русского культурно-исторического музея в пригороде Праги Збраславе и Музея Н.К.Рериха в Риге.
Становится почетным членом корпорации «Flamma» (США). Ведет переписку с членом правления Латвийского общества Н.К.Рериха рижским врачом Г.Ф.Лукиным и посылает ему коллекции лекарственных препаратов, индийских и тибетских корней, семян, масел. Пишет портреты отца (Н.К.Рерих стоит и держит руку на Камне – портрет пропал в Траванкоре; Н.К.Рерих сидит за столом; Н.К.Рерих, сидящий с книгой за столом, в Муниципальном музее Аллахабада; «Портрет Н.К.Рериха», рисунок), три портрета матери, Е.И.Рерих, а также картины «Заклинатель змей», «Сага о Гесэр-хане» и др.
1938 участвует в Художественной выставке в Аллахабаде, проведение которой совпало с юбилейной датой истории Индийского Национального конгресса, и представляет четыре новые картины: «Осенние деревья», «Портрет Миры», «Лилии», «Галлардии».
Пишет четыре портрета отца (Н.К.Рерих, стоящий около статуи Гуга-Чохана; сидящий в черной пелерине; стоящий рядом с Камнем; сидящий у стола с мольбертом) и картины «Маленькая сестра», «Подвиг», «Куда идешь, брат мой?».
1939, июнь Люксембургская галерея (отделение Люксембургского музея в Париже) приобретает портрет Н.К.Рериха, сидящего в черной пелерине (1938).
1939 принимает участие в Художественной выставке в Майсуре, во дворце Джаган Мохан.
Накануне Второй мировой войны пишет части триптиха «Распятое человечество» и картины: «Огни усилий», «Гур из Кулу», «Весна в Кулу».
В связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостановлена.
1940 февраль – март большая персональная выставка «Картины Индии» в отсутствие художника состоялась в США, в Филадельфийском союзе искусств, в Калифорнии.
В Индии, в городах Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад состоялись большие совместные выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов.
1940–1941 пишет картину «Вестник» (1940) и портрет махараджи Траванкора (1941).
1941, январь состоялась персональная выставка в Чикаго.
1941, 1–17 мая состоялась персональная выставка в Нью-Йорке.
1941, июнь Юрий и Святослав Рерихи телеграфом передают советскому послу в Великобритании И.М.Майскому свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную Армию.
1941–1944 работает и перечисляет средства в пользу Красного Креста СССР.
1941, ноябрь – 1942, февраль организует выставки с продажей картин отца и своих в городах Индии: в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде; принимает участие в радиопередачах по искусству.
Впервые встречается с Джавахарлалом Неру.
1942 неоднократно встречается с Дж. Неру в Бомбее и Аллахабаде и приглашает его посетить Н.К.Рериха в Кулу. Сопровождает Дж. Неру вместе с Индирой Ганди и секретарем Индийского Национального конгресса Мохаммадом Юнусом в поездке в Кулу.
Пишет портреты Дж. Неру и портреты отца: Н.К. Рерих, сидящий на веранде дома в Наггаре; сидящий за столом; этюд маслом, а также картину «Куда идет человечество», открывающую триптих «Распятое человечество».
1943, 23 февраля в День Красной Армии выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам.
1943–1944 в Дели, Траванкоре, Бомбее состоялись выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов.
Пишет картины «Добрый самаритянин», «Отшельник», пейзаж «Наггар», «Священные слова».
1944 знакомство с Девикой Рани – внучатой племянницей Р.Тагора, известной киноактрисой, первой леди индийского экрана, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies» со студией в Маладе.
Пишет портреты Н.К.Рериха: этюд маслом и рисунок.
Николай Константинович Рерих, Девика Рани,
Святослав Николаевич Рерих. Наггар, [1945] |
1945, 23 августа женитьба на Девике Рани, оставившей после замужества руководство киноконцерном. В Кулу супруги изучают фольклор, знакомятся с местной культурой.
Пишет картину «Победа».
1946 состоялись выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Траванкоре и в Бароде.
Пишет первый портрет Девики Рани Рерих и много других картин.
1946–1947 организует работу по продвижению Пакта Рериха в Индии.
1947, январь участвует в Международном научном конгрессе в Дели, где близко знакомится с выдающимся советским зоологом и паразитологом, академиком, генерал-лейтенантом медицинской службы Е.Н.Павловским.
1947 пишет портреты Н.К.Рериха: два рисунка и портрет темперой.
1947, 13 декабря умер отец – Николай Константинович Рерих.
1947, декабрь – 1948, январь организует большую посмертную выставку картин Н.К.Рериха в Дели.
1948 С.Н и Д.Р. Рерихи живут в гостинице «Тадж Махал» в Бомбее, а Е.И. и Ю.Н. Рерихи – под Бомбеем (Кхандала).
1949 переезд С.Н. и Д.Р. Рерихов в Бангалор в имение «Tatguni Estate», а Е.И. и Ю.Н. Рерихов в Калимпонг. Приобретает эфироносные деревья бурсеры из Мексики и организует плантацию в Бангалоре.
Святослав Николаевич Рерих. 1950-е |
1950–1955 ежегодно проводит по нескольку месяцев в Калимпонге у матери, Е.И.Рерих.
Продолжает занятия фармакологией.
Поставляет эфирные масла для парфюмерной промышленности в Швейцарию и во Францию.
1951–1952 пишет портреты Девики Рани Рерих и четыре портрета г-жи К.Кэмпбелл, картины «Весть» (1953), «Вечная жизнь» (1954), серию «Канченджанга».
1955, 5 октября умерла мать – Елена Ивановна Рерих.
1955 пишет картины «Канченджанга. Тайный час», «Весна. Священная флейта».
1955 по просьбе правительства штата Майсур принимает участие в приеме главы Советского государства Н.С.Хрущева и получает от него приглашение для Ю.Н.Рериха приехать на встречу в Калькутту для переговоров о возвращении на Родину. Продолжает занятия живописью, пишет несколько портретов известной танцовщицы Рошан Ваджифдар.
Святослав Николаевич Рерих. Бангалор, 1950-е |
1957, август – сентябрь возвращение Ю.Н.Рериха из Индии в Москву и начало его работы в Институте востоковедения АН СССР.
1958–1959 пишет много картин и несколько портретов д-ра Сарвапалли Радхакришнана.
1960, 20 января – 20 февраля в Дели в залах Всеиндийского общества искусств состоялась большая персональная выставка (около 120 картин). Выставку посетили Н.С.Хрущев, К.Е.Ворошилов, Е.А.Фурцева.
Получает официальное приглашение приехать в Советский Союз.
1960, 28 апреля вместе с Д.Р.Рерих приезжает на Родину. Останавливается в гостинице «Украина» (Москва).
1960, 1 мая С.Н. и Д.Р. Рерихи как почетные гости Правительства СССР присутствуют на параде и демонстрации на Красной площади.
1960, 9 мая состоялась пресс-конференция в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), на которой говорилось о предстоящей выставке картин С.Н.Рериха.
1960, 11 мая состоялось открытие выставки 129 картин С.Н.Рериха в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Выставку открыли министр культуры СССР Е.А.Фурцева и президент АХ СССР Б.В.Иогансон. Работа выставки продолжалась до 2 июня.
Вечером выступает по Всесоюзному радио.
1960, 15, 16, 18–21, 28–31 мая выступает в лекционном зале Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
1960, 21 мая в Москве скоропостижно скончался старший брат Юрий Николаевич Рерих – профессор Института востоковедения АН СССР, доктор филологических наук.
1960, 28 мая в АХ СССР состоялся торжественный прием в честь С.Н. и Д.Р. Рерихов.
1960, 1 июня выставку С.Н.Рериха посещают члены ЦК КПСС А.Б.Аристов, Л.И.Брежнев, Ф.Р.Козлов, О.В.Куусинен, Н.А.Мухитдинов, Д.С.Полянский, Е.А.Фурцева, Н.С.Хрущев, Н.М.Шверник, П.Н.Поспелов и др.
Состоялся торжественный прием у министра культуры СССР Е.А.Фурцевой.
Святослав Николаевич Рерих. 1960-е |
1960, 3 июня состоялось закрытие выставки картин С.Н.Рериха в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
1960, 6–7 июня вместе с Д.Р.Рерих выезжает в Ленинград и останавливается в гостинице «Астория».
1960, 8 июня посещает Музей Горного института (Ленинград).
1960, 12 июня состоялось открытие выставки картин С.Н.Рериха в Государственном Эрмитаже (Ленинград). Выставка продолжалась до 2 июля.
1960, 14 июня состоялась беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа.
1960, 16 июня С.Н. и Д.Р. Рерихи выступают в Доме кино.
1960, 17 июня выступает во Всесоюзном Географическом обществе.
1960, 20 июня выступает с лекцией об искусстве Индии в Эрмитажном театре.
1960, 24 июня выставку картин С.Н.Рериха посещает президент Индии Раджендра Прасад.
Вечером С.Н. и Д.Р. Рерихи возвращаются в Москву.
1960, 13 июля вместе с Д.Р.Рерих возвращается в Индию.
Перед отъездом в Индию передает уникальную научную библиотеку брата Институту востоковедения АН СССР для создания научного мемориального кабинета Ю.Н.Рериха (открыт 12 августа 1960 г. в присутствии участников XXV Международного конгресса востоковедов). Личный архив Ю.Н.Рериха, часть семейной библиотеки, художественные ценности оставляет на квартире брата на хранение сестрам Л.М. и И.М. Богдановым.
1960 создает проект памятника Ю.Н.Рериху.
Дарит Музею Николая Рериха в Нью-Йорке картины отца, находившиеся там в качестве временного личного вклада.
Святослав Николаевич Рерих в своей мастерской. Бангалор, 1960-е |
1961, 26 января в День Республики за выдающийся вклад в развитие искусства и культуры награжден президентом Индии Р.Прасадом высоким орденом «Падма Бхушан» (орден в виде цветка лотоса).
1961 открытие Мемориальной галереи картин в Кулу, в Наггаре, в доме, где жил и работал Н.К.Рерих.
Назначается постоянным представителем правительства в Индийской национальной академии изящных искусств.
Пишет картину «Мои соседи», с которой начался цикл работ, посвященных жизни простых людей Индии.
Передает в дар Государственному Эрмитажу две большие картины: «Когда собираются йоги» (1939) и «Весна. Священная флейта» (1958).
1962 пишет большой портрет президента Индии д-ра С.Радхакришнана для Дворца президента. Пишет много картин, в числе которых «Воззри, человечество!»
1964, 9 октября выступает по Всеиндийскому радио по случаю 90-летия со дня рождения Н.К.Рериха.
1964, октябрь к 60-летию со дня рождения награжден двумя правительственными наградами штата Майсур: «Особой премией за заслуги в области искусства и культуры» и премией «Великому заслуженному художнику».
1964 два ледника в Киргизском Алатау в бассейне реки Аламедин в СССР названы в честь художников и ученых Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.
Пишет картину «Глина приобретает форму. Дом гончара».
1965 избран членом жюри Индийской национальной академии изящных искусств, которое осуществляло отбор картин на Президентскую премию.
1965–1966 параллельно с живописью продолжает занятия орнитологией, минералогией, палеонтологией, археологией, а также фармакопеей, фармакологией, медициной.
Передает в дар Музею Горного института в Ленинграде три больших самоцвета из своей коллекции минералов, в числе которых красный рубин и синий сапфир.
Святослав Николаевич Рерих на церемонии открытия портрета
Дж.Неру в Центральном зале парламента Индии. Дели, 5 мая 1966 |
Пишет большой, в полный рост, портрет Дж. Неру.
1966, 5 мая состоялась церемония открытия портрета Дж. Неру, написанного по заказу правительства Индии для Центрального зала парламента. На официальном открытии портрета президент Индии д-р С.Радхакришнан, все присутствующие члены правительства и более 700 членов парламента выразили благодарность С.Н.Рериху за его подвижнический труд для будущих поколений.
Пишет картины: «Мы сами строим свои тюрьмы», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «И мы приближаемся».
1968 пишет картины: «Ближе к тебе, мать-земля» и центральное полотно триптиха «Ты не должен видеть этого пламени» (слева располагается «Мы сами строим свои тюрьмы», справа – «Я двигаюсь среди этих теней»).
1973 пишет портрет «Пандит Мору Рам».
1973, ноябрь встречается в Дели с Л.И.Брежневым и послом СССР в Индии Н.М.Пеговым.
1974 пишет картины: «Моя страна прекрасна», «Мы тоже ищем», «Гималаи III» и др., а также новый портрет тибетского ламы Карма Дордже.
1974, октябрь – ноябрь празднование в Москве 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха и 70-летия С.Н.Рериха.
По приглашению АХ СССР и Всесоюзного общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами приезжает в СССР с большой выставкой собственных картин и картин Н.К.Рериха из своего собрания. С.Н. и Д.Р. Рерихи останавливаются в гостинице «Советская».
1974, 19 ноября состоялось открытие юбилейной выставки картин С.Н.Рериха в Москве в Государственной Третьяковской галерее (190 полотен).
Святослав Николаевич Рерих беседует с посетителями выставки
в Государственной Третьяковской галерее. Москва, ноябрь, 1974 |
1974, 21 ноября участвует в открытии Юбилейной выставки картин Н.К.Рериха в АХ СССР (из личного собрания С.Н.Рериха были выставлены 130 картин Н.К.Рериха).
Участвует в торжественном вечере в Большом театре.
1974, 25, 26 ноября участвует в Первой международной научной конференции в АХ СССР, посвященной творчеству Рерихов.
1974, 27 ноября участвует в беседе за круглым столом в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Киносъемка беседы была организована студией «Киевнаучфильм». Позднее эти видеоматериалы вошли в документальный фильм «Николай Рерих» (1975). Режиссер фильма – Р.П.Сергиенко, сценаристы – Р.А.Григорьева, Л.В.Шапошникова.
1974, 2 декабря – 22 декабря поездка в Швейцарию для переговоров с президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке К.Кэмпбелл-Стиббе и оформления дарственной на принадлежащие ей 40 картин архитектурной серии Н.К.Рериха; посещение Парижа и Лондона.
Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани
около Государственного Эрмитажа. Ленинград, Набережная Невы, январь 1975 |
1974, 23 декабря возвращение в Москву из Европы.
1975, 8–9 января С.Н. и Д.Р. Рерихи выезжают из Москвы в Ленинград и останавливаются в гостинице «Астория»; встреча с директором Государственного Эрмитажа Б.Б.Пиотровским и научными сотрудниками музея, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой выставки картин С.Н.Рериха.
Вечером беседует с корреспондентом газеты «Вечерний Ленинград».
1975, 10 января участвует в подготовке выставки к открытию.
1975, 11 января вместе с Д.Р.Рерих посещает Горный институт (Ленинград) и его музей.
1975, 12 января вместе с Д.Р.Рерих посещает Кунсткамеру.
1975, 13 января С.Н. и Д.Р. Рерихи посещают АХ СССР (Ленинград) и ее музей.
1975, 14 января С.Н. и Д.Р. Рерихи вместе с Б.Б.Пиотровским осматривают залы древнерусской культуры в Государственном Эрмитаже.
1975, 15 января состоялись пресс-конференция и прием у директора Государственного Эрмитажа.
1975, 16 января утром в Государственном Эрмитаже С.Н. и Д.Р. Рерихи дают интервью Ленинградскому телевидению.
Состоялось открытие персональной выставки картин С.Н.Рериха в Государственном Эрмитаже. Выставка продолжала свою работу до конца февраля.
1975, 16 января – 22 января беседует с посетителями своей персональной выставки в Государственном Эрмитаже.
Выступление Святослава Николаевича Рериха на открытии персональной
выставки в Государственном Эрмитаже. Ленинград, январь 1975 |
Передает в дар Государственному Эрмитажу картины, которые выбрал директор музея Б.Б.Пиотровский: «Надежда» (1943), «Вечный зов» (1944), «Лахул» (1944), «Красное дерево» (1950), «Весна в Кулу» (1960), «Часовые» (1961), «Тот другой мир» (1963), «Лакшамма» (1974), «Красные стволы» (1971), а также Новосибирской областной картинной галерее – «Мы все нашептываем» (1961), «Кочевники из Спити» (1970), «Гималаи», «Синиолчу» (1954), «Манду» (1944). Официальная передача картин состоялась позднее.
Участвует в съемках кинофильма «Николай Рерих» («Киевнаучфильм», 1975).
1975, 20 января выступает в Доме ученых (Ленинград).
1975, 21 января выступает во Всесоюзном Географическом обществе (Ленинград).
1975, 22 января вместе с Девикой Рани Рерих возвращается в Москву.
1975, 1 февраля С.Н. и Д.Р. Рерихи самолетом возвращаются из Москвы в Индию.
1975–1976, апрель большая юбилейная выставка произведений Н.К. и С.Н. Рерихов путешествует по городам России и других республик: Москва, Ленинград, Томск, Улан-Удэ (май – июнь), Новосибирск (август – сентябрь), Кемерово, Минск, Рига, Вильнюс, Киев, Тула (апрель).
1975, 9 апреля Карнатакская Академия художеств, Индийский Институт мировой культуры, Индо-советская культурная ассоциация организовали в Бангалоре чествование С.Н.Рериха как посланца мира и дружбы между народами Индии и СССР.
1976, январь в Калькутте, в музее Академии Бирла, состоялась совместная выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов из частных коллекций Индии. Эта выставка также была посвящена юбилейным датам Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
1976, август в Индию из СССР была возвращена личная коллекция С.Н.Рериха – 320 полотен отца и сына Рерихов, которые Святослав Рерих в 1974 г. оставил в СССР для продолжения маршрута юбилейной выставки.
1976, 15 ноября удостоен Международной премии им. Дж.Неру за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление индо-советской дружбы.
Святослав Николаевич Рерих и Людмила Живкова
на выставке в Болгарии. София, 1978 |
1977, 13 марта председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, посол СССР в Индии и другие официальные лица посетили С.Н. и Д.Р. Рерихов в имении «Tatguni Estate» в Бангалоре.
1977 и в последующие годы курирует и оказывает постоянную поддержку школе имени Ауробиндо Гхоша (Бангалор), в которой обучается более двух тысяч детей от трех до пятнадцати лет.
1978, 11 марта для подготовки совместных выставок самолетом из Индии в Болгарию были доставлены 300 полотен (132 картины Н.К.Рериха и 168 картин С.Н.Рериха). Были представлены также картины из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, из Государственной Третьяковской галереи (Москва), из Русского музея (Ленинград) и др.
1978, 28 марта по приглашению Комитета культуры НРБ выезжает в Софию для участия в праздновании столетия независимости Болгарии и в мероприятиях года, посвященного изучению творчества Н.К.Рериха в рамках Всенародной программы эстетического воспитания.
1978 в течение полугода прошли совместные выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в Софии, Русе, Пловдиве, Варне, Бургасе и других городах Болгарии, а также в Австрии, в Вене. По указанию С.Н.Рериха в октябре картины были отправлены в СССР.
1978, 31 марта избран Почетным членом АХ Болгарии.
1978, 21 апреля избран Почетным членом АХ СССР.
Церемония вручения Святославу Николаевичу Рериху
диплома Почетного члена АХ СССР. Москва, 7 июня 1978 |
1978, 3 мая избран Почетным доктором Велико-Тырновского университета им. Кирилла и Мефодия; награжден правительством НРБ государственным орденом Кирилла и Мефодия I степени и медалью, выпущенной к 100-летию независимости Болгарии.
1978, 8 мая в Велико-Тырновском университете им. Кирилла и Мефодия состоялось торжественное собрание, на котором председатель Комитета культуры НРБ Л.Т.Живкова вручила С.Н.Рериху диплом Почетного доктора Велико-Тырновского университета.
1978, май посещает Швейцарию.
1978, 1 июня приезжает в Москву по приглашению АХ СССР и на протяжении двух недель встречается и ведет деловые переговоры в президиуме АН СССР, в Министерстве культуры СССР и МИД СССР о необходимости возобновления работы института «Урусвати» по всем направлениям прежней деятельности.
1978, 3 июня поездка в Суздаль.
1978, 7 июня в Москве состоялась торжественная церемония вручения С.Н.Рериху диплома Почетного члена АХ СССР.
1978, 8 июня в Музее искусства народов Востока утром состоялась встреча с искусствоведами и востоковедами, вечером – со школьниками и членами Клуба им. Р.Тагора.
1978, 10 июня встреча с многочисленными друзьями в номере гостиницы «Россия».
1978, 14 июня возвращается в Индию.
1978, 10 ноября в Русском музее в Ленинграде состоялось открытие совместной выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов.
1978–1984 по музеям Советского Союза прошла большая передвижная выставка произведений Н.К. и С.Н. Рерихов из личного собрания Святослава Рериха и музеев Индии. Эту выставку принимали у себя города: Ленинград, Одесса, Вильнюс, Львов, Киев, Москва, Минск, Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Куйбышев, Горький, Пермь, Харьков, Ростов-на-Дону, Волгоград, Архангельск, Петрозаводск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Омск, Павлодар.
1979 в Бангалоре на встрече с Л.Т.Живковой поддерживает ее предложение о создании и проведении в Софии раз в три года Международной детской ассамблеи «Знамя Мира» и становится членом инициативного комитета.
1979–1980 покупка земли под строительство большого культурно-просветительского центра искусств в Бангалоре, которым С.Н.Рерих руководил до конца жизни: от строительства выставочных и учебных помещений до организации работы художественной студии, ставшей отделением местного университета, с большим количеством детских классов и обширной библиотекой по искусству разных стран.
1981, май поездка в Болгарию и Швейцарию.
1981, июнь приезжает в Москву по приглашению Министерства культуры СССР и останавливается в гостинице «Советская».
В Министерстве культуры СССР обсуждает дальнейший маршрут передвижной выставки, участвует в многочисленных встречах с деятелями искусства и науки.
В АН СССР выносит на обсуждение план возобновления работы Института Гималайских исследований «Урусвати», а также возможность сотрудничества советских ученых с институтом.
Посещает в Государственном музее искусства народов Востока постоянную экспозицию произведений Н.К.Рериха и его мемориальный кабинет, который был создан в 1979 г. на базе личного дара президента Музея Николая Рериха в Нью-Йорке К.Кэмпбелл-Стиббе.
Принимает у себя в гостинице многочисленных посетителей, среди которых известный японский ученый, профессор Кюдзо Като.
1982, 8 июня Государственный Совет НРБ награждает С.Н.Рериха юбилейной медалью к 1300-летию Болгарии за выдающийся вклад в искусство и культуру и укрепление дружбы и сотрудничества между Болгарией и Индией.
1982, октябрь участвует в работе учредительной конференции Международного фонда им. Людмилы Живковой в Софии.
Поездка в Швейцарию.
1982, 7 ноября по приглашению Министерства культуры СССР приезжает в Москву в связи с празднованием 80-летия со дня рождения Ю.Н.Рериха и останавливается в гостинице «Советская».
1982, 8 ноября посещает Выставку произведений искусства народов Центральной Азии, посвященную Ю.Н.Рериху, в Государственном музее искусства народов Востока, где встречается и беседует с москвичами и гостями столицы.
1982, ноябрь состоялись встречи с президентом АН СССР А.П.Александровым, вице-президентом АН СССР А.Л.Яншиным, а также с вице-президентом АХ СССР В.С.Кеменовым.
1982, 10 ноября принимает участие в создании документального телефильма «Рерих» («Экран», 1982). Режиссер-постановщик – Ю.Н.Белянкин, сценаристы – В.Жданов и Ю.Н.Белянкин.
1982, 11 ноября состоялась встреча с ведущим научным сотрудником Государственного этнографического музея в Осаке (Япония) профессором Кюдзо Като.
1982, 16 ноября возвращение в Индию.
1983 под руководством и при участии С.Н.Рериха в Бангалоре завершилась первая фаза строительства зданий Карнатакского культурно-просветительного центра искусств, включающего комплекс: Школу изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и Художественную галерею имени Н.К.Рериха.
Избран президентом ученого совета по изящным искусствам в Бангалорском университете и президентом координационного совета Союза художников штата Карнатака.
1983, 17 июня группа советских и чехословацких альпинистов взошла на одну из вершин Алтайских гор, находящуюся рядом с пиком Н.К.Рериха, и назвала ее – пик Святослава Рериха.
1984 в СССР широко отмечалось 110-летие со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летие С.Н.Рериха.
1984, 16–17 октября в Новосибирске состоялась Всесоюзная научная конференция «Рериховские чтения – 1984», посвященная Н.К. и С.Н. Рерихам.
1984, 21 октября по приглашению Министерства культуры СССР и АХ СССР приезжает в Москву для участия в юбилейных мероприятиях и останавливается в гостинице «Советская».
1984, 23 октября состоялось открытие большой юбилейной выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в новом здании Государственного музея искусства народов Востока и торжественный прием в АХ СССР. После закрытия выставки в Москве картины Н.К. и С.Н. Рерихов из личной коллекции С.Н.Рериха продолжают выставляться в других городах Советского Союза (Краснодар, Сочи, Иркутск, Калининград и др.). Материальную ответственность за сохранность этой коллекции несет Производственно-художественное объединение им. Вучетича при Министерстве культуры СССР.
1984, 24, 25 и 30 октября в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока состоялась международная конференция «Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов». На конференции было объявлено о создании Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха (официально Комиссия была утверждена приказом Министерства культуры СССР № 194 от 6 мая 1986 г.).
Избирается почетным председателем Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха.
1984, 27 октября принимает в гостинице «Советская» группу ленинградских деятелей культуры, в числе которых художник В.Г.Барский, работавший над оформлением Музея Н.К.Рериха в Изваре, директор Управления объединенных музеев Ленинградской области Г.И.Вавилина, искусствовед М.И.Полевая. На встрече обсуждаются перспективы организации государственного Музея Н.К.Рериха в Изваре, рассматриваются планы имения, восстановленного дома и фотоснимки.
1984, 29 октября состоялась встреча в Институте международных отношений со студентами МГИМО и студентами Института стран Азии и Африки при МГУ.
1984, 30 октября выступает в центральном лектории Всесоюзного общества «Знание» (в зале Политехнического музея) на торжественном вечере «Семья Рерихов в борьбе за мир».
1984 в Болгарии, в Софии праздновалось 110-летие со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летие С.Н.Рериха.
1984, 2 ноября выезжает в Болгарию на пять дней.
Во время этой поездки награжден высоким орденом Государственного Совета НРБ «Мадарский Рыцарь» («The Knight of Madara») в знак большой дружбы и сотрудничества с болгарской национальной культурой.
1984, 9 ноября указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Дружбы Народов (орден был вручен С.Н.Рериху в Советском посольстве в Дели в мае 1985 г.).
1985, май две недели проводит вместе с Д.Р.Рерих в Швейцарии у К.Кэмпбелл-Стиббе и встречается с представителями зарубежных обществ им. Н.К.Рериха.
1985, декабрь принимает активное участие в проведении в Бангалоре выставки живописи и графики Прибалтийских республик СССР.
1986 от АХ СССР получает приглашение посетить Советский Союз (визит запланирован на 8 июня), однако поездка не состоялась, так как сотрудники Советского посольства в Индии своевременно не подтвердили заказ билетов на самолет.
1987, 5 мая по приглашению АХ СССР приезжает в Москву для участия в выставке произведений членов АХ СССР и останавливается в гостинице «Советская».
1987, 7 мая выступает с речью на открытии XV Академической выставки, в которой впервые в истории академии были приглашены участвовать и почетные члены АХ СССР. Были выставлены картины С.Н.Рериха: триптих «Ты не должен видеть этого пламени», «Священная флейта» (1955), портреты «Н.К.Рерих», «Пандит Джавахарлал Неру», «Госпожа Девика Рани Рерих».
1987, 9 мая в День Победы встречается в гостинице и беседует с друзьями и знакомыми из разных городов Советского Союза.
1987, 10 мая вместе с другими почетными членами АХ СССР участвует в пресс-конференции.
Состоялось заседание Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха с участием С.Н. и Д.Р. Рерихов, на котором обсуждалась возможность создания Музея им. Н.К.Рериха в Москве.
1987, 12 мая встречается и беседует с москвичами и гостями столицы в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока.
1987, 14 мая в Кремле состоялась дружеская встреча и обед в тесном кругу с Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.С.Горбачевым и его супругой.
1987, 15 мая поездка на неделю в Швейцарию. Проводит встречи с руководителями обществ им. Н.К.Рериха из разных стран мира.
1987, 21 мая поездка в Болгарию. В Софии три дня находится на лечении у доктора Кабакчиева (осложнение после гриппа).
Состоялась встреча с Тодором Живковым, на которой обсуждались пути развития культурной связи между Болгарией и Индией: открытие при Международном фонде им. Людмилы Живковой Дома Рериха как национального центра для изучения и распространения творческого наследия семьи Рерихов, издание книг Живой Этики для школ и высших учебных заведений, сотрудничество болгарских ученых в Кулу и Бангалоре.
1987, 27 мая по пути из Болгарии в Индию останавливается проездом в Москве.
В Шереметьево состоялись встречи с директором Института мировой литературы АН СССР Ф.Ф.Кузнецовым, деятелями культуры, друзьями.
1987, 16 октября в Бангалоре состоялась торжественная церемония принятия С.Н.Рериха в члены Индийской национальной академии изящных искусств (Lalit Kala Academy, Дели). Церемония транслировалась по Всеиндийскому телевидению.
1987, ноябрь завершает и преподносит в дар нации большой, в полный рост, портрет Индиры Ганди, написанный по заказу правительства Индии для Центрального зала парламента. Портрет был транспортирован в Дели самолетом военно-воздушных сил Индии.
1987, 19 ноября в день рождения Индиры Ганди состоялось торжественное открытие ее портрета президентом Индии Р.Венкатараманом в присутствии С.Н.Рериха, Раджива Ганди и всех членов парламента.
В честь художника был дан торжественный обед у президента Индии, на котором также присутствовал Раджив Ганди с семьей.
1987, 21 ноября в Дели состоялось открытие Фестиваля советско-индийской дружбы.
В честь С.Н.Рериха был дан торжественный обед у премьер-министра СССР Н.И.Рыжкова.
1987, 19 декабря в Бангалоре состоялось открытие Фестиваля советско-индийской дружбы, в организации которого С.Н.Рерих принимал самое активное участие.
В Бангалоре во время фестиваля неоднократно встречается с советскими артистами, деятелями культуры, представителями Советского посольства из Дели и Генерального консульства из Мадраса.
1987, 19 декабря – 1988, 11 января принимает у себя в имении «Tatguni Estate» 57 групп советских артистов и деятелей культуры.
1988 получает приглашение от АН СССР приехать в Советский Союз. По состоянию здоровья (перенес операцию) предпринять запланированную поездку в Москву, а также Швейцарию и Болгарию не смог.
1988, 4–5 октября в Дипломатической академии МИД СССР совместно с Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Союзом писателей СССР, Институтом востоковедения АН СССР, Институтом мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР и Обществом советско-индийской дружбы проведен научно-практический семинар «Творческое наследие семьи Н.К.Рериха и гуманизация международных отношений».
Святослав Николаевич Рерих. [1989] |
1989, 4 июня Центральное телевидение СССР в передаче «Международная панорама» транслирует интервью с С.Н.Рерихом, полученное у него в больнице Бангалора.
1989, 12 июля в Москве на учредительной конференции Всесоюзной ассоциации «Мир через культуру» (инициатор В.М.Сидоров) заочно избран почетным президентом ассоциации.
1989, 29 июля в газете «Советская культура» опубликовано открытое письмо Святослава Рериха «Медлить нельзя!» от 3 июля 1989 г., адресованное советской общественности, с изложением концепции создания общественного музея им. Н.К.Рериха.
1989, 2 октября в Москве по инициативе С.Н.Рериха и при участии Р.М.Горбачевой создается Советский Фонд Рерихов (СФР). Участвует в заседании Правления СФР, на котором было решено при СФР организовать общественный культурно-просветительский и научный Центр-Музей им. Н.К.Рериха. Заочно избирается почетным председателем СФР.
На пост директора музея С.Н. Рерих выдвигает кандидатуру Л.В.Шапошниковой, ученого, индолога, писателя. Заявляет о своем намерении передать СФР картины и архивы своих родителей и брата.
1989, 4 ноября по приглашению Правительства СССР С.Н. и Д.Р. Рерихи приезжают в Москву для решения проблем становления СФР и для выбора здания и останавливаются в закрытом правительственном особняке на ул. Косыгина.
Совет Министров СССР издает Постановление № 950 от 4 ноября 1989 г. «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха».
1989, ноябрь за время пребывания в Москве встречается и ведет переговоры: в Московской патриархии с митрополитом Волоколамским и Юрьевским его преосвященством Питиримом, с руководителем МНТК «Микрохирургия глаза» С.Н.Федоровым, с первым заместителем министра иностранных дел Ю.М.Воронцовым, с руководителями Советского Фонда Культуры и Советского Фонда Мира, с президентом АН СССР Г.И.Марчуком, с главным архитектором Москвы и председателем Моссовета В.Т.Сайкиным.
Осматривает семь зданий для СФР и Центра-Музея им. Н.К.Рериха и останавливает свой выбор на «Усадьбе Лопухиных».
Посещает АХ СССР и Государственный музей искусства народов Востока.
Выступает по Центральному телевидению в передаче «Воскресная проповедь» и дает интервью корреспонденту газеты «Советская культура», которое было опубликовано 23 ноября 1989 г.
В честь С.Н. и Д.Р. Рерихов был дан прием в Посольстве Индии в СССР.
1989, 6 ноября участвует в заседании Бюро Правления СФР.
1989, 17 ноября состоялась вторая встреча С.Н. и Д.Р. Рерихов с М.С.Горбачевым и Р.М.Горбачевой в связи с созданием СФР.
1989, 23 ноября выступает на пресс-конференции в пресс-центре МИД СССР.
1989, 28 ноября было принято решение Исполкома Моссовета о предоставлении для размещения СФР в Москве архитектурного памятника «Усадьба Лопухиных».
1989 перед отъездом в Индию приглашает Л.В.Шапошникову приехать в Бангалор для подготовки и передачи СФР наследия Н.К. и Е.И. Рерихов.
1990, 19 марта в соответствии с нормами международного права оформляет в Индии передачу СФР личной коллекции картин Н.К.Рериха и своих, временно выставляющихся в городах Советского Союза (всего 287 картин), а также находившегося у него в имении «Tatguni Estate» в Бангалоре наследия родителей (архива, произведений искусства, библиотеки, личных вещей).
1990, 7 мая специальным авиарейсом из Индии в Москву Л.В.Шапошникова доставила уникальное наследие Рерихов: архив, библиотеку, картины, реликвии и личные вещи, а также урны с прахом Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.
1991, 20 сентября становится инициатором переименования СФР в Международный Центр Рерихов (МЦР).
Дает согласие быть бессрочным почетным президентом МЦР и отказывается от такого звания во всех других организациях.
1992, 26 апреля делает письменное обращение к рериховским обществам России и других независимых государств о поддержке Международного Центра Рерихов.
1992, май учреждает Международный Трест Рерихов в Бангалоре («International Roerich Memorial Trust»).
1992, октябрь МЦР проводит первую международную общественно-научную конференцию. Она была посвящена 90-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Впоследствии такие конференции стали проходить ежегодно.
1993, 30 января умер в Бангалоре. Завещал похоронить себя на Родине, в Санкт-Петербурге, с совершением православного обряда во Владимирском соборе.
1993, 12 февраля в Москве состоялось открытие Музея им. Н.К.Рериха.
1993 МЦР издает сборник статей и выступлений С.Н.Рериха «Стремиться к Прекрасному», посвященный его памяти.
1994, 8 апреля умерла Девика Рани Рерих, жена С.Н.Рериха.
1994 МЦР издает сборник статей С.Н.Рериха «Свет искусства» и набор открыток «С.Н.Рерих», посвященные 90-летию со дня рождения художника.
1999 в Москве в МЦР состоялась Международная общественно-научная конференция по случаю празднования 125-летия Н.К.Рериха, 120-летия Е.И.Рерих, 95-летия С.Н.Рериха и 10-летия Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР).
Открылась выставка картин (124 произведения) Н.К.Рериха, С.Н.Рериха и Ю.Н.Рериха из частных коллекций России и США.
Прошли Юбилейные рериховские чтения.
Малой планете, открытой ученым Крымской астрофизической обсерватории Л.М.Черных 15 октября 1969 г., присвоено имя «Рерих».
В международный каталог ее занесли под номером 4426.
2000 МЦР издает два комплекта открыток «С.Н.Рерих. Из коллекции Центра-Музея им. Н.К.Рериха в Москве».
Создан видеофильм о С.Н.Рерихе «Младший сын» (студия «ТВ-ОАЗИС»). Автор фильма – Л.Тележко, режиссер – Е.Плугатырева, оператор – А.Добрияник.
2001 премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи посещает имение Рерихов в долине Кулу, становится главным попечителем Мемориального Треста Рерихов (Бангалор–Кулу) и оказывает большую финансовую помощь в ремонтно-восстановительных работах.
2002, 21 июня в индийском штате Карнатака состоялась церемония закладки первого камня в основание Мемориального комплекса, крупного российско-индийского культурного центра, в «Tatguni Estate» – имении выдающегося русского художника и общественного деятеля Индии Святослава Николаевича Рериха и его супруги Девики Рани Рерих.
2004 в МЦР прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.
2004–2009 МЦР издает труд С.Н.Рериха «Искусство и Жизнь» (2004), сборники статей «К беседе с художниками» (2006), «Врата в высшую жизнь» (2009) и двухтомник «Письма» (2004–2005).
Опубликовано: К.А.Молчанова. Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха в кн.: Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. / Под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. В 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – С. 8–32.