|
| Н.К. Рерих. Перекресток путей Христа и Будды. 1925 |
Большую часть времени путешественники проводили в поездках по княжеству. Наполненная красотой долина Кашмира лежала на древних азиатских путях. «Где проходили орды великих моголов? Где скрылось исчезнувшее колено Израилево? Где «Трон Соломона»? Где пути Христа-Странника? Где зарево шаманского бон-по – религии демонов? <…> Все прошло по Кашмиру. <…> – записывал художник. – И каждый караван мелькает, как звено сочетаний великого тела Востока».
Различные народы и племена оставляли свои следы в камне, в костюме, в духовной культуре. Это делало Кашмир особенно интересным для исследования.
И вновь Николай Константинович ставит вехи. «На сеновале лежат сани – московские розвальни. На дворе скрипит журавль над колодцем. <…> Где же это? В Шуе или в Коломне? Это в Шринагаре, в «городе солнца».
«Посреди деревни кладбище – бугор, усеянный камнями, - наш северный «жальник». <…> Около деревень – остатки храмов и «городища» - песчаные бугры с засыпанной стариною. Гребцы под вечер поют протяжные песни «бурлацкие» и горласто лают стаи собак. От дальнего севера до юга – одно и то же строение жизни.
| |
| Экспедиционная палатка. 1927 |
В горном поселке Гульмарге, где заканчивались приготовления и формировался караван, перед экспедицией стали возникать многочисленные проблемы. Выдача разрешения на выезд затягивалась, английский резидент и поверенный махараджи Кашмира отвечали на все вопросы уклончиво. Наконец с большим трудом разрешение было получено, и в начале августа 1925 г. экспедиция двинулась на Ладак. Но ее продвижению мешали. В Тангмарге, неподалеку от Гульмарга, на караван напала банда. Семь человек было ранено. Николай Константинович и Юрий Николаевич провели всю ночь на ногах, держа револьверы наготове. Среди нападающих был замечен шофер английского резидента.
Этот и последующие инциденты, которые произошли во время путешествия, свидетельствуют о том, что в отношения между экспедицией и правительствами стран, через которые она проходила, постоянно вмешивалась третья сторона. Это была английская разведка «Intelligence Service», которая пыталась разрушить планы Рерихов и сбить экспедицию с маршрута, боясь того, что русский идет через
| |
Н.К. Рерих. Монастырь Ламаюру. 1925 |
|
В конце августа 1925 года, пройдя Великий Гималайский хребет по старинной караванной дороге, экспедиция вошла в небольшое горное княжество Ладак. «Пройдя ледяные мосты над гремящею рекою, прошли как бы в иную страну. И народ честнее, и ручьи здоровые, и травы целебные, и камни многоцветные. И в самом воздухе – бодрость. <…> Здесь возможны большие решения».
В отличие от мусульманского Кашмира, Ладак был буддийским. Словно орлиные гнезда, на отвесных недоступных скалах возвышались старинные монастыри. «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах», – писал художник.
Лучами заходящего солнца освещен «Монастырь Ламаюру» на картине Н.К. Рериха. Крутые склоны гор изрезаны многочисленными пещерами, квадратные монашеские кельи прилепились к каменистым склонам. Похожий на фантастический город стоит монастырь высоко на скалах.
| Н.К. Рерих. Ладак. Ле. Королевский дворец. Б/д |
Ле, главный город Ладака, находился на пересечении древних караванных путей. Как и много веков назад, сюда стекалась вся странствующая, кочующая, торгующая Азия. Сюда приходили ламы в красных одеяниях, появлялись причудливо одетые монахи, хранители древних знаний.
«Я ладакский король, – пришел худощавый, стройный человек в тибетском костюме. Это бывший король Ладака, завоеванного кашмирцами. Тонкое, интеллигентное лицо. Сейчас имеет очень ограниченные средства».
Рерихи приняли приглашение короля пожить в его замке. Грозным и внушительным выглядит он на картине Рериха «Ладак. Ле. Королевский дворец». А рядом, на песчаной скале, сверкает на солнце белая пирамида субургана. «Когда заходит солнце, вся песчаная равнина и песчаные скалы, окаймляющие ее со всех сторон, пронизаны интенсивным светом, – рассказывает Ю.Н. Рерих. – Лежащий внизу город погружается в глубокую фиолетовую дымку, и на равнине, подобно драгоценным камням, сверкают ряды белых ступ».
Большая ступа в Ше. Тибет. Фотография сделана во время
Центрально-Азиатской экспедиции. 1925 |
|
«В Шринагаре, – писал Рерих, – впервые достигла нас любопытная легенда о пребывании Христа. Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа во время его долговременного отсутствия, указанного в писаниях».
В Ладаке художник посещал отдаленные монастыри и крепости, рисовал древние горы, закаты и рассветы… Но нужно было спешить. Впереди был трудный путь через снежные хребты Каракорума – одного из высочайших в мире перевалов. Его необходимо было пройти до осеннего северо-восточного ветра. 19 сентября 1925 года караван вышел в путь.
| Н.К. Рерих. Перевал Сассер. Б/д |
Обледеневшие отвесные скалы и метели на перевалах, жестокий мороз, при котором стыли руки и нельзя было ни рисовать, ни писать, лошади, срывающиеся в ледяные расселины, сердечная недостаточность и горная болезнь – все трудности горного маршрута испытали путешественники. В витрине зала можно увидеть медицинские приборы из экспедиционной аптечки Рерихов.
Тяжел и труден был древний караванный путь, но суровый мир гор, простиравшийся вокруг, был наполнен торжественной красотой. «Рассказать красоту этого многодневного снежного царства, – записывал Николай Константинович, – невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы».
На картинах серии «Гималаи» – горы, древние, как сама планета. Вершины, освещенные рассветным и закатным солнцем, полыхают целой гаммой удивительных оттенков. Яркие светящиеся мазки темперы, на которую художник перешел еще в России, завораживающей красотой ложатся на полотна, сияют отблесками нездешних миров. «Сказано, что не будет большего певца Священных Гор, – писала о картинах мужа Е.И. Рерих. – Навсегда он останется непревзойденным в этой области».
Горы Рериха живут и дышат. В них смешивается дыхание Земли и Вселенной. Гималаи для художника – символ духовного восхождения самого человека, его тысячелетних связей с этим магическим пространством планеты.
|
||
|