рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|Виртуальный тур

Никколай Рерих. 1877
Николай Рерих. 1877

Тонкий светлый фриз опоясывает верхнюю часть стен Петербургского зала. Знакомые архитектурные образы Петербурга предстают перед нами: Казанский собор, Адмиралтейство, Зимний дворец, Академия художеств, Медный всадник, памятник Екатерине Великой.

У входа в зал стоят уменьшенные копии величественных египетских сфинксов, украшающих в Петербурге набережную у здания Академии художеств.

Петербург. Удивительный город, город-музей, город-сказка, соединивший в себе различные эпохи и стили, ставший на долгие годы сердцем России. Этот город подарил миру в начале XX века необыкновенный взлет искусства, науки и философии, получивший название Серебряного века русской культуры. Город, в котором время сформировало высокий Дух и высокую Культуру.

И, наверное, не случайно именно в этом городе в конце XIX века родился Н.К. Рерих – великий художник, уникальный философ, выдающийся ученый, известный путешественник и общественный деятель мирового значения. Из 73 лет жизни 42 года Николай Константинович прожил в Петербурге и навсегда сохранил духовную связь с этим удивительным городом, в котором раскрылся и зазвучал его многогранный талант. Археология. Живопись. Восток. Вот те интересы, которые, проявившись в Петербурге, повели по жизненному пути.

Семья Рерихов
Семья Рерихов (слева направо): Мария Васильевна
(урожд. Калашникова), Владимир, Лидия, Константин Федорович,
Николай. Санкт-Петербург, 1884
 
Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре
Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Документы и фотографии, представленные в зале, свидетельствуют о том, что родился Николай Константинович в семье петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Отец принадлежал к древнему скандинавскому роду Рерихов, представители которого, обосновавшись в России во времена Петра I, славились храбростью и мужеством. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна, – из русского псковского рода купцов Калашниковых.

Родители воспитывали детей на высоких идеалах чести, добра, трудолюбия, стремились приобщить их к естественным наукам, истории, литературе, музыке. Семейная фотография Рерихов (1884 г.) в одной из витрин зала запечатлела Николая с родителями, сестрой Лидией и братом Владимиром.

В этой же витрине – фотография Рериха-гимназиста (1886 г.). Он учился в гимназии К.И. Мая – одной из лучших гимназий Петербурга, затем в Петербургской Академии художеств и в Университете на юридическом факультете. Внешне жизнь Николая Константиновича ничем не отличалась от других. Обычная жизнь молодого человека, сначала гимназиста, потом студента. Со всеми ее радостями, трудностями, разочарованиями и надеждами. Но уже в раннем детстве его, мальчика, неудержимо потянуло ко всему тому, что потом стало делом его жизни.

На одной из фотографий – старинный добротный дом, фасад которого украшают готические башенки. Это дом в Изваре – имении Рерихов под Петербургом. Древние курганы возвышались среди полей и лесов, окружавших имение. В 9-летнем возрасте Рерих-младший провел свои первые раскопки. Прикосновение к реликвиям дальних веков было непередаваемым и неожиданным. Мальчику казалось, что ток ушедших времен пронизывает его пальцы и вызывает какие-то смутные картины, возникающие из тумана прошлого, несущие в себе незнакомую далекую жизнь.

Эта способность проникнуться Временем и понять его суть была радостным и трудным даром. Много позже он напишет об этом сам: «Щемяще-приятное чувство первому вынуть из земли какую-либо древность, непосредственно сообщиться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесные картины. <...> Сколько таинственного! Сколько чудесного! И в самой смерти – бесконечная жизнь».

Николай Рерих. Извара. 1900-е
Николай Рерих. Извара. 1900-е

Археология пройдет через всю жизнь Николая Константиновича. Раскопки на севере России, в Новгороде, в Тибете и в индийских Гималаях. Он станет профессиональным археологом. Его археологические работы будут исследовать ученые и делать о них доклады на научных конференциях, а начнется все с древних курганов Извары.

«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре. Название от индусского слова «Исвара». Во времена Екатерины неподалеку жил какой-то индусский раджа. <…> Тоже из самого раннего: старинная картина – гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджунга. Откуда? Как попала?» Через много лет художник увидит Канченджангу без рамы, во всем богатстве удивительных красок. Он будет писать ее на своих полотнах, будет жить у ее подножия и видеть ее из окна своего дома. Этот дом будет в далекой Индии. Но пока Индия только входила в его жизнь – Время расставляло свои вехи и плело свой сложный узор.

«Самые первые мои курганные находки не только совпадали с любимыми уроками истории, но в воспоминаниях близко лежат и к географии, и гоголевской исторической фантастике», – вспоминал Н.К. Рерих. Опытный географ К.И. Май предлагал не только заучивать названия, а именно «запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний». Горы и пустыни азиатского материка неодолимо тянули к себе молодого Рериха. Он внимательно слушал рассказы востоковедов, бывавших в доме отца, читал книги Пржевальского, Козлова, Потанина. «Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь», – писал Николай Константинович. Любовь к археологии, интерес к прошлому, тяга к Востоку звучали в душе юноши и требовали своего выражения.


Страницы 1|2|3|Виртуальный тур



Наши партнёры