рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|Виртуальный тур

С.Н.Рерих у своей картины «Карма Дордже». 1930-е
С.Н. Рерих у своей картины
«Карма Дордже». 1930-е

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Эти слова принадлежат Святославу Николаевичу Рериху, художнику и мудрецу, младшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича, принимавшему участие во всех начинаниях своей великой семьи.

«Будем стремиться к Прекрасному» – эта фраза, которую Святослав Николаевич повторял постоянно, была наполнена для него глубочайшим смыслом. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – говорил он, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Красота есть высшая энергетика, формирующая тот «естественный эволюционный поток», о котором повествуют книги Живой Этики. Так же как и отец, Святослав Николаевич настойчиво призывал осознать, что «поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой». Без этой природной силы не могли бы сформироваться ни культура, ни творчество, ни связь с Высшим.

Тайна Красоты, и, прежде всего, Красоты рукотворной, привлекала Святослава Николаевича как художника и как мыслителя. Красота, созданная человеком-творцом, несет в себе его силу, энергию его духа. Великий Мастер есть проявление Высшего творчества на Земле. Творения Великого Мастера несут нам дыхание и аромат миров иных, более высоких измерений. Подлинный художник, созидающий Красоту, увлекает к Высшему и остальных этой Красотой. «Подобно Прометею, – писал Святослав Николаевич, – подлинный художник приводит нас к Небесному огню своего великого вдохновения, опыта и красоты, а подобно Орфею, он выстраивает посредством гармонии своего искусства стены своего Небесного города».

Вестником Красоты и ее творцом был и сам С.Н. Рерих. Прекрасен и неповторим удивительный мир его картин. Портреты, пейзажи, жанровые и эпические полотна, картины философского содержания – все произведения художника несут людям любовь и красоту, пробуждают надежду и радость, покоряют чистотой и глубокой мудростью.

«Если художник действительно стремится передать что-то прекрасное, он и себя возвышает и помогает другим, – говорил Святослав Николаевич. – Меня часто спрашивали, почему я не передаю отрицательных сторон жизни. Мой ответ – они есть, и мы должны все знать, но в искусстве они уже фиксируются! Если в жизни мы можем отойти от этого, то переданное в картине это отрицательное начинает жить своей жизнью и, конечно, становится началом, которого мы уже не можем избегнуть – оно зафиксировано. Вся жизнь стремится к красоте, то есть к эволюции. Это мы видим во всем. Самые замечательные феномены жизни доказывают нам, что эволюция – есть стремление к красоте, то есть красота – это реальность, и открывая эту красоту, мы несем ее другим и тем самым служим человечеству».

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1940-е
С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1940-е
Творческая деятельность младшего сына Рерихов была тесно связана с творческой деятельностью его отца. «Но в моем подходе к художеству и искусству была с ним некоторая разница, – в одной из бесед отмечал Святослав Николаевич. – Николай Константинович никогда не был заинтересован в портрете, тогда как я начинал как портретист… Я выдвинул человека на первый план. В картинах же Николая Константиновича человек уходил в глубину композиции…»

Творчество Святослава Рериха условно можно разделить на три основных периода. Первый из них, ранний, длился примерно до конца 30-х годов. В этот период он состоялся как блестящий и зрелый портретист, одухотворенный мастер, отличающийся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Вдумчивым, серьезным взглядом мыслителя смотрит на нас с портрета Н.К. Рерих. Брови его чуть сведены, между ними залегли глубокие складки. Мудрый взгляд, кажется, проникает в самую душу.

Более тридцати портретов отца было написано Святославом Николаевичем. «Эпосом великого сына о великом отце» называют эту уникальную серию. «Я встречал в этом мире очень многих людей, – говорил художник, – но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я не встретил. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего он был замечательный Человек. Его проникновенная человечность является для меня самым ярким качеством и остается ведущим воспоминанием».


Страницы 1|2|3|Виртуальный тур



Наши партнёры