|
Портрет Учителя |
Духовное общение Николая Константиновича и Елены Ивановны с Учителем началось задолго до их реальной встречи. В основе его лежал путь сложных духовных поисков, которые отразились в сборнике стихов Рериха «Цветы Мории».
Мы идем искать священные
знаки. Идем осмотрительно и
молчаливо. Люди идут, смеются,
зовут за собою. Другие спешат
в недовольстве. <…>
Но
угрожающие пройдут. У них
так много дела. А мы
будем искать священные
знаки.
Знаки, указывающие на Высокое Присутствие, легкие касания, прорывающиеся сквозь Космос отдельные слова – все это художник определил словом «Зов».
Иногда кажется, будто звучит
Царское слово. Но нет,
Слов Царя не услышать.
Это люди передают их
друг другу <…>
Могу ли я им
поверить?
Иранский эпос «Шах-Наме» и сердоликовые птички
в серебрянной оправе. Подарки Учителя Е.И. Рерих | |
Письмо Учителя на санскрите, написанное на бересте.
«Урусвати, в той стране ты построишь Храм» |
В витрине перед триптихом находятся реликвии, связанные с Учителем: сердоликовые птички в серебряной оправе, подаренные Им Елене Ивановне, рукопись 16 века «Шахнаме» («Книга Царей») поэта Абулькасима Фирдоуси, также являющаяся Его даром. Кольцо египетской царицы Нефертити, жены знаменитого фараона Эхнатона, является одним из самых загадочных экспонатов нашего Музея. Тонкая бронзовая нить с бирюзовым скарабеем, на котором вырезана личная печать Нефертити – кольцо датируется XIV веком до н.э.
Необычно письмо Учителя Елене Ивановне на бересте. Санскритский текст его гласит: «Урусвати, в той стране ты построишь Храм». Урусвати – «Свет Утренней звезды» – так называли Учителя, Космические Иерархи, Елену Ивановну Рерих.
«Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям», – писал С.Н. Рерих. Прекрасный портрет Елены Ивановны (1937) его кисти находится в зале Учителей.
Всю жизнь начиная с 1920 года Елена Ивановна записывала и систематизировала Живую Этику. Она была сотрудницей Великих Учителей, но всегда оставалась нежной женой и заботливой матерью. Она была ведущей, сердцем и наставником в своей семье.
В зале Учителей находятся несколько рисунков Елены Ивановны, выполненных карандашом: «Архангел Михаил», «Архат», «Шри Шанкарачарья» (1930-е гг.). Уверенные, выразительные линии, яркие образы – свидетельство сознательного контакта Елены Ивановны с мирами более высоких состояний материи, зарисовка ее видений. Многие из них стали основой картин Николая Константиновича. Художник часто повторял, что под каждой его картиной должно стоять два имени – женское и мужское.
Е.И. Рерих. Шри Шанкарачарья.
1920-е |
Светло и торжественно в зале Учителей. Сиянием Света Нездешнего сверкает картина художника «Fiat Rex». И словно чей-то призыв проникает в сердце. И звучит тишина неслышными словами Великого Учителя:
Когда капля дождя стучится в окно –
это Мой знак!
Когда птица трепещет –
это Мой знак!
Когда листья несутся вихрем –
это Мой знак!
Когда лед растопляет Солнце –
это Мой знак!
Когда волны смывают душевную скорбь –
это Мой знак!
Когда крыло озарения коснется смятенной души –
это Мой Знак!
Считайте ступени, когда идете ко Храму, ибо
каждая седьмая ступень несет Мой знак.
Когда явите новое понимание Моему знаку,
увидите сверкание зарницы миров.
Дверь вам Открыл,
но войти можете только сами.
|
||
|