Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Мемориал Рерихов


 

Взгляд каждого входящего на территорию усадьбы Лопухиных невольно притягивает скульптурное изображение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – Мемориал, установленный у входа в Музей имени Н.К. Рериха.

Это первый в мире памятник нашим великим соотечественникам. Он явился данью глубокого уважения и сердечной признательности их подвижническому труду, высокому служению Культуре, неустанной деятельности во благо России, той неоценимой роли, которую Е.И. Рерих и Н.К. Рерих сыграли в утверждении нового космического мышления.

Удивительная одухотворенность и торжественная устремленность образов, воплощенных в бронзе скульпторами С.В. Манцеревым и В.Ю. Кузнецовым, надолго приковывают внимание посетителей Центра-Музея.

Жизнь Елены Ивановны и Николая Константиновича была отмечена единством духовных и научных устремлений, напитана светом любви и служения Общему Благу. Вот и ныне они неразрывно рядом. Единый жест двух рук, лежащих на книге Живой Этики, – словно беззвучный призыв: «Примите!»

Торжественное открытие Мемориала состоялось 9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 120-летию Е.И. Рерих, 95-летию С.Н. Рериха и 10-летию Международного Центра Рерихов. Большое количество гостей Центра-Музея и участников конференции, носившей название «Юбилейные Рериховские Чтения», стали свидетелями этого исключительно важного события.

Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова под звуки вагнеровского «Заклинания Огня» заложила в основание монумента титановые капсулы с прахом Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, на поверхности которых были начертаны их имена и знак Знамени Мира.

Этим актом, придающим Мемориалу особую внутреннюю силу и мощь, была исполнена воля С.Н. Рериха, высказанная им в специальном документе.

Мемориал был сооружен как на средства меценатов, так и на добровольные пожертвования, внесенные в Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих российскими и зарубежными гражданами и организациями, о чем свидетельствует памятная доска, размещенная на стене главного здания Музея имени Н.К. Рериха.

На открытии выступили Президент МЦР, народный артист СССР Г.М. Печников, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ю.М. Воронцов. Они отметили, что мечте Н.К. и Е.И. Рерихов о возвращении на Родину не дано было осуществиться, но они вернулись к нам своими трудами, своим наследием, результатами своей эволюционной деятельности.

Долгие годы власти СССР неизменно препятствовали стремлению Рерихов приложить на Родине свои силы, умения и достижения. Советское руководство не могло простить Н.К. Рериху его многочисленных выступлений в защиту оскверненных и взорванных памятников старины, являвшихся гордостью и славой России. Его протест против разрушения Храма Христа Спасителя, Симонова монастыря, Спаса на Бору и других памятников православия, против «пятилетки безбожия» сделали его неугодным и опасным для сталинского режима.

Но невозможно воспрепятствовать тому, чему суждено быть. Великое Наследие Рерихов напитывает духовное пространство России тончайшими энергиями Красоты и Знания.

Круглый год на гранитном постаменте Мемориала лежат свежие цветы, а весной у его подножия расцветают благоуханные розы, имеющие необычную историю.

Черенки особого сорта роз, обладавших редким запахом, были привезены Еленой Ивановной Рерих из Франции и посажены ею на территории имения Рерихов в Кулу. Елена Ивановна сама ухаживала за прекрасными цветами, и со временем там образовался большой розарий.

Л.В. Шапошникова впервые увидела его в 1977 году. Спустя много лет, когда главный архитектор Международного Центра Рерихов И.Р. Красавцева обозначила в проекте Мемориала место для цветов, Людмила Васильевна предложила высадить туда розы из сада Елены Ивановны Рерих.

Сотрудник МЦР доставил в Москву из рериховской усадьбы в Кулу маленькие побеги роз, посаженных некогда руками Е.И. Рерих. Во время открытия Мемориала черенки были высажены в приготовленное для них место. Несмотря на суровый климат, чудесные цветы прижились в этом знаменитом уголке российской столицы, до поздней осени радуя посетителей своей красотой и утонченным ароматом. Они являются истинным украшением и неотъемлемой частью мемориального ансамбля, сохраняя живую память о Елене Ивановне Рерих.


Скульптуры Ю.Н.Рериха ...... и С.Н.Рериха
Скульптуры Ю.Н. Рерихаи С.Н. Рериха

Увековечивание памяти всех членов уникальной семьи Рерихов нашло свое продолжение через пять лет, 8 октября 2004 года, когда на территории Музея собрались многочисленные гости и участники юбилейной конференции, посвященной празднованию 130-летия со дня рождения Н.К. Рериха, 125-летия Е.И. Рерих и 100-летия со дня рождения основателя Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и его Почетного Президента Святослава Николаевича Рериха.

Под звуки военного духового оркестра перед фасадом главного здания Музея имени Н.К. Рериха были торжественно открыты памятники Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам – выдающимся культурным деятелям, ученым, просветителям, сыновьям Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Каждый из них сыграл значительную роль в возвращении культурного наследия Рерихов в Россию, развитии рериховского культурно-просветительского движения, и каждый в своей мере заложил фундамент уникального Центра-Музея имени их великого отца.

В церемонии открытия принимали участие первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова, председатель Торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы РФ Е.М. Примаков, посол Республики Индия в Российской Федерации г-н Канвал Сибал, скульптор Ю.Ю. Гавюк, главный архитектор МЦР И.Р. Красавцева-Байда, большая индийская делегация.

Авторы бронзовых бюстов, львовский скульптор Ю.Ю. Гавюк и молодой талантливый скульптор Алексей Леонов, неоднократно выставлявший свои работы в Музее имени Н.К. Рериха, сумели достичь большой выразительности скульптурных портретов, донеся до зрителей живые образы Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов.

Воплощая художественный замысел Мемориала и памятников Ю.Н. и С.Н. Рерихам, архитектор И.Р. Красавцева-Байда остановила свой выбор на благородном сочетании бронзовой скульптуры и постамента из лабрадорита (разновидность гранитов). Отличительной особенностью лабрадорита является удивительный эффект иризации, проявляющийся при его освещении, когда в таинственной глубине камня неожиданно вспыхивает радужное свечение сине-зеленых, серебристых и золотистых оттенков.

Создание памятников стало возможным благодаря содействию меценатов и многочисленным народным пожертвованиям.

Скульптурные памятники Ю.Н. и С.Н. Рерихам органично вписались в общий мемориальный комплекс, придав ему достойное завершение.

Но самым главным памятником Рерихам является Музей имени Н.К. Рериха, истинная твердыня высокой Культуры и Красоты, в стенах которого хранится и развивается одна из важнейших частей национального достояния России – богатейшее духовно-культурное наследие Рерихов.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов