Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » Новости
версия для печати
Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024

Монахи рисуют песком


Уже четвертый раз Международный Центр Рерихов принимает в своих стенах монахов из тибетского университета Палден Таши Дрепунг Гоман. В этом году к их приезду приурочили «Дни буддийской культуры Тибета».

Всю неделю в здании музея Н.К. Рериха монахи из университета Палден Таши Дрепунг Гоман строят песочную мандалу (дворец, обитель, круг – санскр.), посвященную Зеленой Таре – божеству, которое символизирует сознание без помрачений и недостатков. Перед началом ритуального действа монахи прочли мантру — испросили место для построения священной мандалы, обители божества.

А чтобы гости праздника понимали, что к чему, в день открытия геше (у буддийских монахов — ученая степень, эквивалентная степени доктора наук – прим. ред.) Дымбрыл, выпускник Дрепунг Гоманг монастыря, выступил с лекцией о значении мандалы Зеленой Тары для простых смертных: «В буддизме не приветствуется бездействие. Если ты достиг умиротворенного состояния души, спокойствия, ты должен поделиться им, помочь, указать путь другим живым существам». Зеленая Тара как раз и помогает проявить доброту, указывает на всё светлое, положительное.

Мандала Зелёной Тары строится тибетскими монахами по древней методике песочной живописи. Разноцветный песок благородных оттенков тонкой струйкой сыплется через «чакпур» (металлический конус), позволяющий регулировать толщину линий сложных орнаментов. Движения монахов отточены и безупречны ― песочная живопись не допускает ошибок.

Монастырский университет Палден Таши Дрепунг Гоман был основан в Тибете в 1416 году. В конце 50-х годов ХХ века в результате бурных политических событий буддийская обитель переместилась из Китая в северо-восточную Индию. Известность университет получил благодаря многим великим ламам, ученым-философам и практикам, достигшим больших духовных высот. Сегодня в нём учатся около сотни наших соотечественников — монахов из Бурятии, Тувы, Калмыкии. Всего же там постигают таинства этой религии почти две тысячи человек.

Почему монахи из далекого монастыря для своего действа выбрали территорию именно этого московского музея? Как известно, члены семьи Рерихов были тесно связаны с буддийской культурой, совершили ряд экспедиций по Тибету и Центральной Азии. Они собрали большую коллекцию тханок (вид живописи), часть которой сейчас находится в экспозиции Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Кисти одного из сыновей Николая Константиновича — Святослава Рериха принадлежат прекрасные портреты лам. Со многими из них Николай Рерих состоял в переписке.


Газета «Трибуна» от 21.08.2013