|
версия для печати |
Обзор докладов Международной научно-общественной конференции
«Проблемы русского космизма»,
состоявшейся в Москве в Международном Центре Рерихов
8-11 октября 2013 г.
9 октября 2013 г.
Утреннее заседание
Пленарное заседание открылось концептуальным докладом генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В. Шапошниковой. Она подчеркнула, что тема космизма органично связана с космическим законом – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее, и отметила, что сейчас в мире идут два важнейших процесса: борьба тьмы и Света и процесс изменения сознания, связанный с формированием космического мышления. Предложив назвать великих деятелей культуры, на которых держалось формирование космизма в России, «культурными героями» (ибо культурные герои были представителями Высших сил на Земле), Л.В. Шапошникова рассмотрела творчество семи мыслителей из плеяды этих культурных героев: Вл.С. Соловьева, А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлениса, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих. Важнейшими особенностями их жизненного пути и творческого наследия является их связь с Высшим началом Мироздания, проявление способностей в области философии, науки и искусства и общая миссия по изменению сознания человечества Земли. Людмила Васильевна отметила, что Духовная революция в России и сам космизм имели два этапа. Первый этап был подготовкой к эволюционному импульсу Высшего, который реализовался через философскую систему Живой Этики на втором этапе, более высоком, чем первый. Космизм и Живая Этика – это единое явление, и не может быть по-другому, подчеркнула Л.В. Шапошникова.
Раскрывая тему «Русские ученые-космисты через призму различных мировоззренческих представлений», кандидат технических наук Т.П. Сергеева (Киев, Украина) показала, что узкий поверхностный подход к изучению феномена русского космизма с позиции социологического мышления не позволяет постичь мировоззренческую глубину и многогранность этого явления. Для более точного, адекватного отображения космизма как предмета исследования, необходим подход, соизмеримый с ним по глубине и степени сознания, – подход, опирающийся на методологию познания философии космической реальности Живой Этики.
Доклад «Новая методология исследования исторического процесса в контексте космического мышления» старшего научного сотрудника Международного Центра Рерихов, кандидата философских наук В.Г. Соколова (Москва) был посвящен раскрытию оригинальной концепции исторического процесса Л.В. Шапошниковой, труды которой содержат новую методологию изучения истории. Докладчик выявил характерные особенности метаистории, которые раскрываются в работах Л.В. Шапошниковой, а также осветил важный вклад, внесенный ее трудами в прояснение истинной роли выдающейся личности в историческом процессе. В.Г.Соколов рассмотрел вопрос изменения методологии изучения явлений в той или иной области научного знания в рамках постижения основополагающих идей космического мышления.
9 октября 2013 г.
Вечернее заседание
Заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктор философских наук Фролов В.В. (Москва) посвятил свой доклад теме «Философия Живой Этики – основа новой науки». Он акцентировал внимание на двух важнейших аспектах космизма, отметив, что, во-первых, космизм является проявлением Духовной революции в России конца XIX – начала XX вв., и, во-вторых, представляет собой явление целостное. В.В. Фролов отметил, что сущностным критерием расширения сознания выступает формирование космического сознания. Он подчеркнул, что в философии Живой Этики содержатся принципы новой научной методологии, и задача ученых состоит в их осмыслении и применении.
Тему продолжила известный исследователь философии космизма, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени К.Э.Циолковского, кандидат философских наук В.И. Алексеева (Калуга). В докладе «Постулаты космической философии К.Э.Циолковского» к доминантам учения мыслителя В.И. Алексеева отнесла следующие идеи: единство мира и человека, вечность жизни во вселенной, эволюционизм, когерентность человека космосу и связанные с этим самообновляемость и автономность в вопросах физиологического существования, а также бессмертие и расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделенных сфер общественного сознания.
Ученые Уральского федерального университета профессор В.П. Ануфриев и доцент Е.И. Ануфриева (Екатеринбург) в докладе «Тема непрерывности жизни в творчестве русских космистов» раскрыли проблему непрерывности жизни, интересовавшую отечественных исследователей в разные исторические периоды развития культуры, и подчеркнули особенности ее разработки в русском космизме. Работы ученых В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, В.М.Бехтерева дают, по мнению докладчиков, представление о человеке, как о носителе энергий, связывающих его со структурами Космоса.
В докладе «Космизм как явление в музыкальной культуре России на рубеже XIX-XX-го веков» Э.А. Томша, артист высшей категории Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского Отделения МЦР, раскрыл одно из важных направлений русского космизма, представленное музыкальным творчеством композиторов конца XIX – начала XX веков. Идеи космизма, звучавшие в наследии выдающихся ученых и философов, нашли отражение в музыкальных произведениях Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.Н. Танеева, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, А.Н. Скрябина. Каждый из них, в той или иной мере, внес важный вклад в предоставление об одухотворенном космосе, который живет по законам Вселенской гармонии, единой для всех форм жизни и различных сфер бытия.
Директор Центра восточных языков и культур, доктор филологических наук, профессор Софийского университета Святого Климента Орхидского Александр Федотов (София, Болгария) в докладе «О взаимной обусловленности человека и Космоса в работах Ю.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой» выявил удивительное сходство в описании и анализе органической связи между человеком и космосом в работах двух выдающихся индологов, востоковедов и гуманитариев – Ю.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой. Докладчик подчеркнул, что оба исследователя приходят к единому выводу о существовании древнейших представлений о взаимной обусловленности человечества и Вселенной.
«Феномен сознания в философии русского космизма» стал темой доклада директора Симферопольского художественного музея, доктора философии Л.В. Кудряшовой (Симферополь, Украина) которая отметила, что в науке, основанной на эмпирическом методе познания, к настоящему времени отсутствует четкость в понимании феномена сознания. Вместе с тем, космическое мышление и метанаучные методы познания, связанные, прежде всего, с духовным пространством человека и мира, в гораздо большей степени позволяют проникнуть в суть этого понятия.
В докладе «Космизм Велимира Хлебникова» кандидата философских наук К.Х. Хайруллина (Казань) творчество замечательного поэта и писателя Серебряного века рассматривается как литературно-поэтический и философско-материальный отклик на неевклидову геометрию и теорию относительности. Тайны иных миров, пространства и времени, жизни, смерти и бессмертия анализируются в докладе в характерном для Хлебникова ракурсе, определяющем специфику его космизма.
10 октября 2013 г.
Утреннее заседание
Доктор философских наук, заведующая кафедрой философии Днепропетровского Национального горного университета, профессора Ю.А. Шабанова (Украина) в докладе «Русский космизм и учение Е.П. Блаватской» представила сравнительный анализ творчества мыслителей русской религиозной философии и учения Е.П. Блаватской на основе идеи о всеединстве и софиологии. Ю.А. Шабанова обосновала характерные черты учений: контекстуальная близость, универсализм, антропокосмизм, консубстанциональность, конкретность как условие практической духовности. Исследователь считает, что теософское учение о целостном универсуме и его иерархической структурности является концептуальным основанием космизма как мировоззренческой позиции и философского направления.
В докладе «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы» кандидат культурологии Б.Ю. Соколова рассмотрела созвучия стихотворений Ф.И. Тютчева, пронизанных космическими мотивами, и положений Живой Этики, сыгравшей ключевую роль в формировании космизма. Докладчик выявила некоторые прозрения поэта, имеющие отношение к космизму: реальность миров с более утонченным состоянием материи; мысль об одухотворенности Вселенной; идея единства человека и Мироздания; закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами; предчувствие существования высшей, духовной составляющей земного исторического процесса. Б.Ю. Соколова подчеркнула, что космизм русской культуры связан с новым космическим мировоззрением, и его необходимо изучать с привлечением новой методологии, которую содержит Живая Этика.
Кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР А.А. Лебеденко (Москва) в докладе «Знамя Мира – символ Космической эволюции» развивает мысль о том, что в символе Знамени Мира сокрыта и в тоже время визуализирована суть эволюции, ее огненное содержание, которое нераздельно связано с внутренним миром человека. Докладчик отметил ряд жизненно важных аспектов в значении символа для космической эволюции человека.
Главный научный сотрудник ФГБУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор химических наук Е.М. Егорова (Москва) в докладе «О роли магнетизма в эволюции человеческого сознания» изложила возможный механизм эволюции человеческого сознания под воздействием магнетизма ведущих пространственных идей. По словам ученого, в своих размышлениях она привлекала сведения о магнетизме мысли, почерпнутые из учения Живой Этики, где многократно подчеркивается отнюдь не метафоричность понятия «магнетизм мысли», а его реальность.
Руководитель филиала Международного Центра Рерихов в Болгарии, председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии – коллективного члена МЦР, аспирант Софийского университета имени Святого Климента Охридского Марга Куцарова в докладе «Культурное наследие Востока – источник космизации современной западной науки», показала глубокое созвучие концепции науки Живой Этики и концепции науки Калачакры. Процесс космизации докладчик видит в развитии современного востоковедения, в частности буддологии, индологии и тибетологии, а также в диалоге Восточной мысли и современной эмпиричeской науки.
Председатель Пермского регионального отделения МЛЗК, соискатель Пермского государственного национального исследовательского университета О.Н. Калинкина в докладе «Способы метанаучного познания в русском космизме» подчеркивает такую важную особенность русского космизма как использование его представителями метанаучных способов получения знания. Русские космисты предстают как ученые нового типа, стремящиеся к объединению научных и духовных способов познания, к единению познающего и познаваемого, к выдвижению на первый план нравственно-этический ориентиров. Они не только занимались осмыслением метанаучных способов познания, но на основе личного духовного опыта, предпринимали попытки доказать определенные научные положения.
В докладе И.Ю. Дьяченко, заместителя руководителя Автономной научной группы МЦР, кандидата культурологии (Москва), рассматривается новый аспект понимания Пакта Рериха и его символа Знамени Мира, которые связаны с сохранением культурного наследия, в контексте идей русского космизма (единство и взаимодействие человека и космоса). Показано, что наработки русского космизма расширяют представление о культурном наследии как объекте эволюционного процесса.
Сотрудник Севастопольского городского фонда Рерихов, врач, психолог Севастопольского городского центра детского творчества «Уриэль» имени Н.К. Рериха Л.А. Семикина (Украина, Севастополь) в докладе «Космизм К.Н. Вентцеля» обратила внимание на то, что большинство трудов этого публициста, общественного деятеля, философа и педагога-гуманиста пронизано космическим мироощущением. В докладе затронуты вопросы методологии воспитания космического сознания на основе философии русского космизма.
Вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, учитель биологии В.Ф. Бак (Артемовск, Украина) в докладе «Трудности в понимании научных идей В.И. Вернадского в контексте программы средней школы и пути их преодоления» обосновала необходимость углубленного изучения концепции ноосферы. Она убеждена, что учение В.И. Вернадского о живом веществе, биосфере и ее переходе в ноосферу содержит новую методологию познания.
10 октября 2013 г.
Вечернее заседание
В докладе «Идеи Живой Этики в наследии Б.Н. Абрамова» профессор Уральского Федерального университета О.А. Уроженко (Екатеринбург) представила сопоставление содержания Записей Бориса Николаевича Абрамова с идеями Живой Этики.
Красочно иллюстрированный доклад «Легенды об озере Иссык-Куль как объекте космического мышления» сделали ученые Кыргызско-Российского Славянского университета профессор В.А. Воропаева и кандидат исторических наук В.В. Плоских (Кыргызстан). Исследование кыргызскими учеными памятников культуры свидетельствует о многомерных связях с Мирозданием людей, живших многие тысячелетия на берегах Иссык-Куля. В поисках единого культурного пространства к истории культуры этих мест обращался Ю.Н. Рерих и другие российские исследователи истории Востока.
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси И.Б. Михеева в докладе «Эстетические идеи в философском проекте Николая Федорова» обосновала специфику эстетического идеала в философии «общего дела» этого мыслителя. Проект Вселенского Музея и общего дела как способа его построения, делает вывод докладчик, весьма актуален, поскольку содержит идею о принципиальной необходимости воссоединения научного, нравственного и эстетического начал человеческой жизнедеятельности.
Доктор философских наук, профессор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля А.А. Осипов (Украина) представил доклад на тему «Духовно-практическое освоение действительности как предпосылка формирования идеи антропокосмизма». По мысли ученого, общность более высокого уровня организации формируется на пути коэволюции, совместного развития человека, природы и Космоса, что и составляет основу идеи антропокосмизма. Докладчик сделал вывод о том, что концепция антропокосмизма, задающая вектор развития духовной природы человека, в критических условиях современного мира весьма актуальна.
Тему «Космизм в музыке А.Н. Скрябина» раскрыла аспирант Киевского национального университета культуры и искусств О.В. Узикова (Украина), которая отметила, что творчество этого гениального композитора отличается космичностью и стремлением передать единство небесного и земного. Докладчик подчеркнула, что Скрябин был вестником, несшим миру новую Красоту и новую философскую концепцию искусства, т.к. в его творчестве ярко воплотилась идея синтеза искусств.
«Тема преображения в философии русского космизма» на основе концепций Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского раскрывается кандидатом философских наук, доцентом Государственной консерватории Узбекистана Т.С. Расуловой (Ташкент). Она отметила, что, поскольку любовь является одним из основных законов Космоса, то человек, если он хочет духовно эволюционировать, должен кардинально трансформировать себя, сделав любовь основным качеством своего духа.
В докладе «Параллели в творческом пути Рерихов и В.И. Вернадского» вице-президента Международной Лиги защиты культуры, члена-корреспондента МАНЭБ, советника РАЕН, М.Н. Чирятьева (Санкт-Петербург) показаны мировоззренческие созвучия Рерихов и В.И. Вернадского, проявившиеся в их научном творчестве. Докладчик привел сопоставления фактов биографий этих выдающихся ученых, а также рассмотрел близость свойств биогеохимической энергии, понятие которой было введено В.И. Вернадским, и психической энергии, о значимости исследований которой много размышляли Рерихи.
«Осмысление космических символов писанки с точки зрения философии Живой Этики» стало темой выступления руководителя кружка декоративно-прикладного искусства И.П. Кожушной (Киев, Украина), которая рассказала о символах украинской писанки как одном из методов получения космических знаний, раскрыла суть некоторых символов с точки зрения философии Живой Этики, а процесс росписи писанок отнесла к метанаучной системе познания. Докладчик подчеркнула: ценно то, что, изображая космические знаки в процессе росписи, художник в какой-то степени уже сотрудничает с Дальними Мирами.
В докладе «“Сиянье радужных небес”. Духовная лирика Г.Р. Державина» отличник народного образования В.А. Ласько (Ясная Поляна, Тульская обл.) показала, что основатель русской классической литературы придал последней героическое звучание. В.А. Ласько считает, что поэт стоял у истоков зарождающегося космического мышления, и его творчество созвучно с идеями философии Живой Этики. В многообразии поэтических символов и образов Державин сумел выразить красоту Беспредельности.
11 октября 2013 г.
Утреннее заседание
Попытки осмыслить существование в мире зла и несовершенства при наличии благого Начала, называемого Богом или Абсолютом, существовали с древнейших времен. Доклад руководителя Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра), председателя Ярославского рериховского общества «Орион» С.В. Скородумова «Проблема теодицеи в философии русского космизма» был посвящен анализу исследований философов Серебряного века в этой области. В теософии Е.П. Блаватской и в философской системе Живой Этики, указанная проблема была решена с научной точки зрения. Учителями Востока в сотрудничестве с выдающимися философами Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих была дана новая ступень осознания Космоса и построена гармоничная научно-философской система, в которой Абсолют представлен не как личность, а как безличное Божественное Начало или Принцип.
Деятели русского космизма создавали непохожие учения, однако, при всей разности их мировоззрений, у них был целый ряд общих идей. Кандидат философских наук, сотрудник отдела компьютерных технологий и информационной безопасности Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского В.Н. Миргородский (Москва) в своем докладе «Слово о русском космизме» сосредоточился на рассмотрении центральных положений русского космизма. Также докладчик подверг критическому рассмотрению современную методологию историко-философских исследований, которая предполагает, прежде всего, выявление интеллектуальных влияний. По мысли докладчика, новая наука будет иметь и новую методологию историко-философских исследований, учитывающую влияние Высших миров.
Ряд созвучий русского космизма с глубинными идеями индийской философии выявила педагог отдела развития музея им. Н.К. Рериха МЦР, кандидат педагогических наук Л.В. Хоменок (Москва). В представленном докладе «К вопросу о созвучии индийской философии и русского космизма» исследователь показала параллели двух мировоззрений: в понимании единства человека и космоса; в осознании их соизмеримости как микро- и макрокосмоса и их взаимосвязи; в признании Женской природы Бытия, материнского, Софийного начала мира.
Вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, кандидат технических наук Б.Н. Кантемиров выступил с докладом «Космизм и современная техника», в котором поднял актуальную тему влияния техники на сознание людей. Докладчик отметил, что исследования космического пространства современной техникой могут, со своей стороны, воздействовать на процесс формирования космического мышления.
Кандидат педагогических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Н.А. Перекусихина (Владимир) в своем докладе «Формирование ценностного отношения личности к Универсуму» рассмотрела содержание ценностного отношения, лежащего в основе мировоззрения русских космистов, и предложила его как основу космического воспитания подрастающего поколения, а также проанализировала ряд педагогических возможностей становления ценностного отношения к Универсуму.
Раскрывая суть темы «Духовное совершенствование – эволюционное предназначение человека (по работе П.А. Флоренского “Столп и утверждение истины”», руководитель Днепропетровского Центра Гуманной Педагогики, врач-методист Днепропетровского областного Центра здоровья Н.А. Салиенко (Украина) обращается к основным положениям работы выдающегося философа-космиста, сопоставляя их с идеями философии Живой Этики. Только через осознание двойственности человеческой природы, через нравственное совершенствование,, считает докладчик, человек способен одухотворять окружающее, выполняя тем самым свое космическое предназначение.
На вечернем заседании конференции состоялся Круглый стол на тему: «Спорные мнения о русском космизме», на котором был представлен и обсужден доклад доктора философских наук, заведующего кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, профессора А.В. Иванова (Барнаул) «Светлые и темные стороны русского космизма».
Конференция завершилась принятием резолюции, в которой сформулирована программа действий по осмыслению и развитию идей русского космизма.