Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » Новости » Публикации о конференции в МЦР
версия для печати
Обзор конференции|Резолюция|Список докладов

Публикации

Радио Голос России > 12.10.2010

 НАСЛЕДИЕ РЕРИХА ЖДЕТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА
В Москве прошла выставка, на которой выставили репродукции "пропавших" картин Николая Рериха - тех, что были незаконно распроданы

Сохранение всемирного культурного наследия стало еще более острой проблемой в эпоху глобализации. К такому выводу пришли участники общественно-научной конференции "75 лет Пакту Рериха", прошедшей в Москве (9-11 октября). Даже наследие самого Николая Рериха - автора первого в мире договора по защите культурных ценностей - находится под угрозой. Достаточно познакомиться с приуроченной к конференции выставкой "Гибнущая коллекция",  чтобы понять это.

Для экспозиции, развернутой в Международном Центре Рерихов, изготовлены репродукции «пропавших» картин мастера. Известно, что Николай Рерих - русский художник, мыслитель и путешественник оставил после себя более семи тысяч картин. А еще - десятки философских трудов и множество научных исследований. Ныне его работы на международных аукционах искусства ценятся очень дорого. Впрочем, и в начале XX века они стоили недешево.

Откуда поступают картины Рериха на аукционы? В Нью-Йорке, например, из музея художника. Первый музей появился здесь еще в 1921 году. Это был дар Николая Рериха американскому народу. Но просуществовал тот музей недолго: его тогдашний директор Луис Хорш умудрился распродать коллекцию частным лицам. Второй музей в Нью-Йорке существует до сих пор. Но, как рассказывает автор выставки "Гибнущая коллекция" Дмитрий Ревякин, наследию Рерихов вновь грозит опасность.

"Проблема небрежения к наследию Рерихов со стороны директора нью-йоркского музея Даниэла Энтина идет от желания обогатиться, - считает российский эксперт. - Господин Энтин собирается продать коллекцию картин Святослава Рериха - сына художника, переданную в дар нью-йорк­скому музею. Он дискредитирует имя Рерихов, выставляя на обозрение архив - уникальные документы, при опубликовании которых нужны научные комментарии. Затем незаконно публикует в России дневниковые записи жены Николая Рериха - Елены, на­рушая тем самым волю автора, который это запретил, и права Международного Центра Рерихов, потому что документы находятся у нас".

Николай Рерих покинул родину в 1916 году, но мечтал вернуться, однако отношения с советской властью у него не складывались. В 1926 году Рерих с семьей заезжал в Москву в перерыве между двумя этапами своей трансазиатской экспедиции. И тогда он преподнес в дар советскому правительству серию картин «Майтрейя», которая потом долго пылилась в запасниках, пока писатель Максим Горький не пристроил ее в галерею своего родного города Нижнего Новгорода. Конечно, Рерихов не пускали в Россию по идеологическим соображениям, уверен Дмитрий Ревякин:

"Начиная с 1938 года, Рерих неоднократно обращался к советскому руководству с предложением возглавить инициативу по продвижению "Пакта Рериха". Более того, он намеревался переехать в Россию со всей семьей и наследием. Но Сталин поставил на его обращении резолюцию «не отвечать». Николай Рерих так и не вернулся на родину. Он умер в 1947 году в Кулу, в Гималаях. А волю его должны были исполнить Елена Рерих и сыновья". Жена художника тоже не дождалась возвращения на родину. И только в 1957 году старший сын - востоковед Юрий Рерих все-таки переехал в Москву и, выполняя завещание отца, привез свою половину наследия - коллекцию живописи, археологическое собрание, архив и научную библиотеку. Он хотел создать музей, но это ни в коем случае не устраивало чиновников от культуры: ведь тогда пришлось бы объяснять и философские воззрения мастера, далекие от марксизма-ленинизма, и его эстетические пристрастия, не имеющие отношения к социалистическому реализму. Часть картин, привезенных Юрием Рерихом, была передана в музеи, но более 200 полотен оставались в его квартире. Однако после его смерти наследницей неожиданно стала экономка семьи Рерихов, а не младший брат Святослав, тоже известный художник. Картины стали активно распродаваться антикварам - при полном равнодушии государства. И когда настоящий наследник - младший сын художника Святослав Рерих смог привезти свою часть наследия в Россию, чтобы объединить обе половины, то объединять было, собственно, не с чем.

Конечно, картины, принадлежавшие Юрию Рериху, никуда не пропали. Сотрудники Международного Центра Рерихов знают многих их новых владельцев, но повлиять на ситуацию, вернуть полотна для публичного обозрения пока не могут. Центр Рерихов - музей общественный, а государство не горит желанием помочь. Прекрасные полотна практически находятся в заточении: их нельзя ни выставлять, ни вывезти из России, ни продать на аукционе, поскольку приобретены они незаконно.

У организаторов выставки "Гибнущая коллекция" остается надежда на общественность: узнав полотна «в лицо», может быть, люди поучаствуют в процессе возвращения их из плена частных коллекций.

http://rus.ruvr.ru/2010/10/12/25496371.html


Возврат к списку



Обзор конференции|Резолюция|Список докладов