|
версия для печати |
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Смоленске
7 мая 2015 года в Культурно-выставочном центре имени М.К. Тенишевой состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». Выставка приурочена к 80-летнему юбилею первого договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935г. Этот договор также был назван «Пактом Рериха» в честь своего инициатора и вдохновителя – великого русского художника, ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Художник предложил сделать день подписания Пакта всемирным Днем Культуры.
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» разработан Международным Центром Рерихов и Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел РФ. Цель проекта — популяризация миротворческих идей Н.К. Рериха. На выставке представлены материалы, посвящённые истории зарождения, развития и осуществления Пакта Рериха, его актуальности в современном мире.
Пакт Рериха и основанная на нём Гаагская Конвенция стали первыми международными документами в длинном ряде последующих юридических соглашений по сохранению и защите сокровищ культуры, позже разработанных и принятых ООН и ЮНЕСКО. Цель Пакта Рериха – Мир через Культуру. Этот призыв Николая Рериха, впервые прозвучавший в 30-е годы прошлого века, сегодня так же актуален, как и перед началом второй мировой войны, когда Пакт Рериха был предложен к подписанию. «Все мечтают о мире, – говорил Николай Рерих, – о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру. Мир через Культуру – наш постоянный девиз».
Творчество Николая Константиновича Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его картины притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и глубоким символизмом. Художественное наследие Рериха огромно: около 7000 живописных полотен, и каждое является своего рода шедевром искусства. Большое внимание Н.К. Рерих уделял археологии, охране старины, написал множество этюдов русских городов, включая Смоленск. Впервые художник посетил и запечатлел памятники Смоленска во время путешествия «По старине» в 1903 г. В город русской славы художник прибыл вместе с супругой и вдохновительницей Еленой Ивановной Рерих. Могучие стены смоленского кремля с многочисленными башнями, возведённые ещё при Борисе Годунове на высоких холмах над Днепром, изображены на нескольких этюдах художника, созданных после пребывания в Смоленске: «Башня» (1903), «Городские стены» (1903), «Смоленские стены» (1910). Здесь же были написаны два этюда женского монастыря. В российской печати того времени художник высказывал обеспокоенность состоянием старинных городских кремлевских стен и башен. Быть может сюжет картины художника «Славяне на Днепре» (1905) навеян впечатлениями от посещения Смоленска. Город с более чем тысячелетней историей всегда вызывал у художника научный и художественный интерес.
Многие годы сотрудничества связывали Н.К. Рериха с выдающейся культурной подвижницей М.К. Тенишевой. В этой связи М.К. Тенишева писала: «Наши отношения — это братство, сродство душ. Которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного…». И само рождение церкви Святого Духа во Фленове – результат большой дружбы между М.К. Тенишевой и Н.К. Рерихом. «Только с ним [Н.К. Рерихом], если Господь приведет, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого.<…> Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею…» – вспоминала позже Мария Клавдиевна. Самыми известными монументально-декоративными работами этого периода стали шедевры, созданные Н.К. Рерихом во время оформления интерьеров церкви Сошествия Святого Духа: фреска «Царица Небесная над Рекой Жизни» (1911-1914) и мозаичная композиция «Спас нерукотворный» (1912). Кроме того, для талашкинских мастерских художник создавал эскизы мебели и утвари под древнерусскую старину, активно содействовал созданию в Смоленске музея на основе уникальной коллекции М.К. Тенишевой. В 1918 г. вдохновленный легендой о ратном подвиге смоленского воина Меркурия, спасшего город от врагов, художник пишет картину «Святой Меркурий Смоленский». Именно в Талашкино у Н.К. Рериха и С.Ф. Стравинского родилась идея постановки балета «Весна Священная», мистического действа из жизни древних славян.
Поэтому глубоко символично, что выставка, посвященная Пакту Рериха, открылась в новом, современном выставочном центре Смоленска, носящего имя М.К. Тенишевой и расположенном в самом центре древнего города. Выставку открыли директор Культурно-выставочного центра им. М.К. Тенишевой Л.А. Жук, директор Смоленского государственного музея-заповедника Н.В. Соловьев, представитель МЦР Д.Ю. Ревякин, заведующая Художественной галереи (филиала Смоленского государственного музея-заповедника) Д.А. Иванова, соорганизаторы выставочного проекта в Смоленске, друзья МЦР, Елена Татарская и Леонид Котырев (г. Вязьма).
Людмила Анатольевна поблагодарила руководство МЦР за предоставленную возможность присоединиться к международному выставочному проекту, призванному защитить культурное наследие человечества. Также она предложила устроить на площадке КВЦ объединенную выставку произведений Н.К. Рериха из фондов МЦР и Смоленского государственного музея-заповедника, которая может стать подлинным праздником культуры и красоты для смолян.
Дмитрий Юрьевич Ревякин передал от имени руководства МЦР благодарность всем соорганизаторам проекта в Смоленске, вручил смолянам Знамя Мира, а также передал каталог выставки, книги Международного Центра Рерихов и другие подарки. Также он рассказал о сотрудничестве Н.К. Рериха и М.К. Тенишевой, Пакте Рериха, а также вкладе семьи Рерихов в победу русского народа над фашизмом.
Николай Васильевич Соловьев поблагодарил руководство МЦР за внимание к музею и рассказал о необходимости сохранения наследия Н.К. Рериха на смоленщине.
В настоящий момент крайне актуален вопрос об утверждении исторических границ, а также проведения комплекса реставрационных работ объекта культурного наследия федерального значения «Промышленно-художественной усадьбы М.К. Тенишевой», включая реставрацию церкви Сошествия Святого Духа и других объектов историко-архитектурного комплекса «Теремок». 24 марта 2015 г. губернатор смоленщины Алексей Островский провел заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с сохранением объектов бывшего имения М.К. Тенишевой в Талашкино.
Дарья Александровна Иванова рассказала о том наследии Н.К. Рериха, которое хранит галерея: «В нашей галерее хранится три произведения Н.К. Рериха, которые поступили из собрания М.К. Тенишевой. Каждый желающий может к ним прикоснуться, поскольку они находятся в постоянной экспозиции. На выставке, посвященной Пакту Рериха, представлен интересный информационный материал, который имеет большую пользу и для нас, сотрудников музея и для смолян. <…> В преддверии празднования Дня Победы очень актуально напоминание о разрушении мировых культурных ценностей, в том числе и в связи с трагедией архитектурного и культурного наследия Смоленска, сильно пострадавшего от фашистов в годы войны».
5 мая 2015 г. КВЦ имени М.К. Тенишевой и экспозицию выставки посетил Вице-спикер Государственной Думы, секретарь генсовета партии «Единая Россия» С.И. Неверов. В КВЦ Сергей Иванович провел встречу со студентами юридических факультетов вузов г. Смоленска. После встречи С.В. Неверову был подарен каталог выставки МЦР «Пакт Рериха. История и современность», а также фильм В. Шатина «Время собирать камни».
Выставка в КВЦ имени М.К. Тенишевой продлится в Смоленске до 31 мая 2015г.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007