Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2017 г.

23.10.2017

23 октября 2017 года исполняется 113 лет со дня рождения С.Н.Рериха

Святослав Николаевич Рерих

Святослав Николаевич Рерих


Всемирно известный художник, ученый и мыслитель Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге. Уже в раннем детстве он проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично сочетался с художественными способностями. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества поощрения художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами. В 1913 году он поступил в гимназию Карла Мая в Петербурге, где учился до 1916 года.

С 1919 года Святослав Рерих обучался в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучал  архитектуру, а через год продолжил архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса.

В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посетил Индию, где познакомился с архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны.

В 1924 году С.Н.Рерих возвратился в США. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности.

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Только портретов своего отца он написал около 30, один из них был приобретен Люксембургским музеем в Париже. В ту пору С.Н.Рериху было всего 35 лет. Даже при кратком знакомстве с картинами С.Н.Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи.

С 1931 года, постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимал активное участие в ее общественной и культурной жизни. Он очень любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н.Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфировал послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой он передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

В 1944 году С.Н.Рерих познакомился с Девикой Рани – внучатой племянницей Р.Тагора, известной киноактрисой, первой леди индийского экрана, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies» со студией в Маладе. 23 августа 1945 года состоялась  женитьба Святослава Николаевича на Девике Рани, которая после замужества оставила руководство киноконцерном. В Кулу супруги изучали фольклор, знакомились с местной культурой.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати». Возглавляя работу естественно-научного отдела, он проводил уникальные изыскания в различных областях знания. В основе естественно-научных интересов С.Н.Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями. Круг его научных интересов поражает: орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. Такая многообразная деятельность Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.

После 1947 года С.Н.Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Все художественное и литературное творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

Святослав Николаевич был убежден, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня.

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка. Начиная с 1977 года, С.Н.Рерих оказывал школе финансовую поддержку.

Святослав Николаевич хорошо известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н.Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден «Дружба народов», орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Первая выставка картин С.Н.Рериха на Родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Начиная с 1970-х годов, выставки его живописи регулярно проходили по городам Советского Союза.

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), Почетным Президентом которого Святослав Николаевич остается до сих пор. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, Святослав Николаевич Рерих передал на Родину бесценное наследие свой семьи – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. Его Доверенном лицом стала известный ученый-востоковед Людмила Васильевнуа Шапошникова. Это наследие составило основу постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, для размещения которого С.Н. Рерих выбрал старинную усадьбу Лопухиных. Деятельность Музея была построена на принципах, заложенных Святославом Николаевичем.

К сожалению, с 28 апреля 2017 года работа общественного Музея имени Н.К.Рериха была остановлена в связи с незаконным захватом Государственным музеем Востока при участии Министерства культуры РФ наследия Рерихов и усадьбы Лопухиных.

Международный Центр Рерихов, и поддерживающие его рериховские и другие культурно-просветительские организации, действуя в правовом поле, намерены сделать все возможное для возвращения общественного Музея имени Н.К. Рериха и восстановления его деятельности.

Воля Святослава Николаевича Рериха будет выполнена!

Смотрите также:


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов