Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
12.02.2018

139 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих

12 февраля 2018 года исполняется 139 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих (12.02.1879–05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя, создателя Живой Этики, новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого являются Земля и человечество.

С.Н. Рерих. Елена Ивановна Рерих. ПортретЕлена Ивановна Рерих родилась в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

Уже в детстве Елена проявляла незаурядные способности, к семи годам читала и писала на русском, немецком и французском языках. Она окончила Мариинскую гимназию, получила прекрасное музыкальное образование, уже в юные годы серьезно интересовалась литературой и философией. Со временем девочка стала одной из известных петербургских красавиц, великолепной пианисткой и одной из самых образованных женщин России.

Несмотря на свою привлекательность и женственность, Елена была тверда в своих решениях, смела в поступках и всегда ясно сознавала ту цель, к которой стремилась. В ней была та удивительная степень свободы, которая давала ей возможность преодолевать трудности, возникающие на ее пути, и слыть в светских кругах Петербурга человеком независимым.

В 1899 году в Бологое в имении своей тети княгини Е.В.Путятиной Елена Шапошникова впервые встретилась с молодым, но уже известным художником Николаем Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”». Другиня – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха стали результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны.

В августе 1902 года в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии ученым-востоковедом с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий выдающийся художник, мыслитель, педагог и общественный деятель.

Елена Ивановна была ведущей, духовным сердцем и наставником в своей семье. «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, – писал С.Н.Рерих, – это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

В Елене Ивановне Рерих в великой гармонии слилось небесное и земное – со всеми их трудностями, задачами, страданиями и драматическими ситуациями. Елена Ивановна была не только ведущей, но и ведомой. Ее вели по жизни Великие Учителя, традицию которых Восток бережно хранит на протяжении тысячелетий.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, после пребывания в странах Скандинавии Рерихи уехали в Англию. Начался зарубежный период их жизни, который давал возможность Н.К.Рериху осуществить свою давнюю мечту об экспедиции в Индию. Рерихи считали этот период временным. Они бережно хранили российские паспорта и никогда не считали себя эмигрантами.

Здесь, в Лондоне, в 1920 году произошла первая встреча Рерихов с Учителями Востока, и Е.И.Рерих записала первые строки Живой Этики, которая создавалась в тесном сотрудничестве с Великими Учителями. Система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

Осенью 1920 года Е.И.Рерих вместе с мужем и сыновьями приехала в США, куда Николая Константиновича пригласили для проведения выставок в разных городах страны. Живя в Нью-Йорке, Н.К.Рерих и Е.И.Рерих при поддержке новых друзей и единомышленников развернули широкую культурную деятельность и создали несколько просветительских учреждений: Объединение художников «Cor Ardens» в Чикаго, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi» и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Эти учреждения стали ведущими культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны и стало международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – писала Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

В 1924–1928 годах Елена Ивановна участвовала в грандиозной экспедиции, организованной Н.К.Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая полностью прошла весь труднейший маршрут, разделила все тяготы и смертельные опасности пути. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на все это готова Елена Ивановна, – писал Николай Константинович. – Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце… На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

В 1926 году во время пребывания экспедиции в Улан-Баторе под псевдонимом Наталия Рокотова вышла в свет работа Е.И.Рерих «Основы буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия учения Будды и отражающая глубочайшую нравственную сторону этого великого учения. В следующем году там же, в Монголии, была опубликована одна из книг Живой Этики – «Община».

По завершении Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году Рерихи навсегда обосновались в Индии и поселись в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Создание Института Гималайских исследований «Урусвати», президентом-основателем которого являлась Е.И.Рерих, было связано с реализацией ее идеи о Городе синтетического знания, в котором должны быть представлены все области науки. Многосторонние знания каждого члена семьи Рерихов, их энергичность и работоспособность способствовали успеху и широкому признанию Института «Урусвати» как в самой Индии, так и далеко за ее пределами.

В 1929–1935 годах Елена Ивановна Рерих активно работала над реализацией проекта по защите культурного достояния человечества – Пакта Рериха и Знамени Мира. В ее руках была сосредоточена вся деловая корреспонденция с Комитетом Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, Европейским Центром при Музее Рериха, Латвийским обществом Рериха, являвшихся главными каналами проведения миротворческих идей Николая Константиновича в странах Европы и Америки.

В то же время Е.И.Рерих продолжала работу над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики. Их появление было связано с теми процессами, которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия, когда передовые ученые, философы-космисты, ведущие деятели искусства предчувствовали наступающие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень. Подытожив предыдущие накопления человеческого знания и синтезировав основные формы познания, Живая Этика предлагала новые подходы к решению целого спектра проблем и новые трактовки таких фундаментальных понятий, как дух и материя, энергия и сознание. Она представляла собой стройную философскую систему, несущую в себе принципиально новый тип мировоззрения, который Н.К.Рерих определил как энергетическое.

Впервые книги Живой Этики были изданы на русском языке в 1924–1937 годах в Париже и Риге и уже при жизни Е.И.Рерих переводились и публиковались на разных европейских языках.

Говоря о литературно-философских трудах Е.И.Рерих, необходимо сказать о других работах, вышедших из-под ее пера. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан ее труд «Криптограммы Востока», имевший тот же самый источник, что и книги Живой Этики. В нем повествовалось о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Акбара Великого, Сергия Радонежского.

Образу Преподобного Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятила отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединилось с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. Этот очерк, написанный под псевдонимом Н.Яровская, вышел в Риге в 1934 году в сборнике «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».

Елена Ивановна Рерих была превосходным переводчиком. В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел ее перевод избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения – книга «Чаша Востока. Письма Махатмы». В 1931–1933 годах глубокое знание философии позволило Е.И.Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину», фундаментальный труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской. Этот перевод увидел свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рерихов.

С 1933 года Е.И.Рерих публиковала заметки в журнале «Оккультизм и Йога», печатном органе русских эмигрантов, издававшемся врачом А.М.Асеевым сначала в Югославии, а затем в Южной Америке.

Огромное эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих составляет значительную часть ее трудов и является уникальным комментарием к книгам Живой Этики, освещающим важнейшие вопросы бытия и космической эволюции человечества. В то же время это ценные исторические документы, отражающие важнейшие этапы жизни и деятельности семьи Рерихов. Впервые двухтомник «Писем Елены Рерих» вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. В 1999–2009 годах Международный Центр Рерихов опубликовал полное собрание писем Елены Ивановны Рерих, которые хранились в Отделе рукописей общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Как учредитель культурно-просветительских учреждений в США, Елена Ивановна поддерживала тесный контакт с американскими сотрудниками. Будучи в курсе всех текущих событий и намечаемых мероприятий, она просматривала еженедельные отчеты и отправляла рекомендации, советы и конкретные указания по работе учреждений.

В 1946 году после окончания Второй мировой войны возобновил свою деятельность нью-йоркский Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, в работе которого Е.И.Рерих вновь принимала активное участие.

13 декабря 1947 года ушел из жизни Николай Константинович Рерих, глубоко любимый и незаменимый спутник жизни Елены Ивановны. «Светлые Духи, – писала она в одном из писем, – уходят перед наступлением тьмы, и Облики Их остаются единственными Светочами во мраке грядущих бедствий».

Вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покинула долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселилась в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И.Рерих всегда стремилась вернуться в Россию, чтобы потрудиться во благо ее. «Я верю в нашу Родину, – писала она, – и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай». Ни ее героическое космическое творчество, ни ее земные заботы не смогли заглушить память о Родине. «Я должна вернуться в Россию», – повторяла Елена Ивановна. Ее обращения, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!», – повторила она уже перед своим уходом. Ее героическое творчество и героическая жизнь подходили к концу. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Истинно великое всегда видится на расстоянии. Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею, ее семьей и верными ее сотрудниками. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо, оно устремлено своими научными и художественными открытиями в Будущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее земной мир и миры иного состояния материи, будет на пути эволюционного продвижения человечества не исключением, а правилом. Во имя этого Нового Мира страдала и тяжко трудилась великая русская женщина.

15 февраля 2018 года в Малахитовом зале Центрального дома ученых РАН состоится торжественный вечер «Россия – страна лучшая», посвященный 139-летию со Дня рождения выдающегося русского философа, мыслителя и общественного деятеля Елены Ивановны Рерих.

Организаторы: Международный Центр Рерихов (МЦР) и Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих.

В рамках вечера состоится презентация нового издания МЦР из серии «Малая рериховская библиотека» – «Страна лучшая» и концерт лауреата международных конкурсов, стипендиата Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, пианиста Николая Кузнецова. Сборник «Страна лучшая» подготовлен на основе писем Е.И.Рерих, в которых она размышляет об эволюционной роли России и раскрытии ее огромного духовного потенциала.

***

РЕРИХ ЕЛЕНА ИВАНОВНА
(1879-1955)

(В девичестве Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова и двоюродная племянница М.П. Мусоргского, с 1901 г. жена и сподвижница Н.К. Рериха). Отличалась редкой красотой, интеллектом и высокой духовностью. Оригинальный мыслитель, устремленный к возрождению высших принципов бытия, утверждению роли женщины в эволюции человечества, особенно на новом витке – в эпоху Матери Мира. Напряженные духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока сыграли важную роль в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в которой, кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны, участвовали их сыновья: выдающийся востоковед Юрий Николаевич (1902–1960) и талантливый художник Святослав Николаевич (1904–1993).

Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна участвовала в космическом эксперименте, направленном на духовное развитие человечества. В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни-Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока. Источниковая база учения Живой Этики – та же, что и Тайной Доктрины Блаватской, переводчиком которой была Е.И.Рерих.

В настоящее время в разных странах мира существует международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является учение Живой Этики.


Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных  факультетов

Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007