|
версия для печати |
Две выставки, два отношения. (Выставки картин Куинджи и Рерихов)
Больше часа мы стояли в очереди, чтобы попасть на выставку картин Архипа Ивановича Куинджи. И хотя сквозь легкую дымку облаков проглядывало солнце, холодный ветер давал знать, что на дворе октябрь. Людской поток двигался медленно, выставка прославленного живописца занимала два этажа Инженерного корпуса Третьяковки и требовалось время на ее осмотр. Поэтому посетители не спешили расставаться с полюбившимися полотнами и ожидающие своей очереди совсем продрогли на осеннем ветру. Порой являлась мысль прийти в другой раз, но потраченного времени было просто жаль и потому попасть хотелось все-таки сегодня. Настойчивость и выносливость были вознаграждены сполна. Выставка произвела ошеломляющее впечатление. Впервые довелось видеть такое внушительное количество работ мастера, собранное в одном месте. Видно было, с какой любовью и бережностью составлялась экспозиция. Пламенеющие закаты, чарующее сияние лунной ночи, бескрайние дали, заснеженные вершины гор, черные грозовые облака, жаркий летний день – все слилось в величественную симфонию жизни. При каждом взгляде на картину странное чувство космичности охватывало душу и казалось, что она растворяется в бесконечности и грандиозности пространства, отраженного великим мастером. Организаторам выставки, на наш взгляд, удалось главное – они сумели не только рассказать об эволюции творчества художника, его экспериментах с цветом и светом, они смогли отразить его мировоззрение, не побоявшись причислить его к плеяде первых художников-космистов, среди которых назывался и Николай Константинович Рерих. Недаром Н.К.Рерих, будучи одним из прославленных учеников А.И.Куинджи, величал его своим Учителем жизни, подчеркивая мудрость и глубинное осознание им сущности природы.
Но если почет и уважение в Третьяковке были оказаны Учителю – А.И.Куинжди, то почему столько пренебрежения и умаления Государственный музей Востока выказал к творчеству его великого ученика – Н.К.Рериха? Выставка, посвященная ему, а также членам его семьи была открыта в отреставрированном павильоне ВДНХ [1] в начале сентября, можно сказать, параллельно с выставкой А.И.Куинджи. Организаторы из ГМВ, так же как и в случае с выставкой в Третьяковке, заявили на нее рекордное количество работ [1]. Правда, большинство из них принадлежат общественному Музею имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Одни находились в его экспозиции и хранилище до погрома 2017 года, другие были бессовестно присвоены Государственным музеем Востока много лет назад. Да и громкое название, придуманное организаторами выставке, – «Рерихи. Сохраняя культуру» – в свете последних событий (захват усадьбы Лопухиных и всего рериховского наследия, погром общественного Музея имени Н.К.Рериха и, наконец, требование демонтировать памятники Рерихам) звучало то ли кощунством, то ли издевательством. На самом деле этой выставке больше подошло бы другое название – «Выставка награбленных трофеев», и какими бы высокими словами свой грабеж ни прикрывали «деятели» из ГМВ, он таковым и останется в истории.
Символично, что рекламный баннер с портретом Н.К.Рериха, встречавший посетителей при входе в павильон, располагался где-то внизу, так что Николай Константинович был даже ниже уровня глаз и казался как бы «вросшим» в каменный пол. Тем не менее на открытии куратор выставки В.А.Росов уверенно апеллировал к идеям Н.К.Рериха, заявив: «Все ценности и сокровища культуры должны быть так же охранены, как сохраняется Родина – эта основная мысль Рериха, она здесь воплощена в этой выставке» [1].
Так, в один из солнечных осенних дней мы отправились и на эту выставку, чтобы полюбоваться работами мастера, а заодно посмотреть, как в экспозиции удалось воплотить заявленную куратором идею. Мы рассчитывали увидеть документы, брошюры, картины, посвященные Пакту Рериха, которые у ГМВ имеются в большом количестве, полотна, изображающие святыни различных народов: памятники старины, буддийские ступы, петроглифы и т.д. Словом, всё то, что призывали защищать Рерихи.
В отличие от выставки работ Куинджи на выставке его ученика, которая, без сомнения, располагалась в одном из самых привлекательных и оживленных мест Москвы, было безлюдно.
Скучающая кассирша предложила начать осмотр с боковой галереи, где представлено большое количество гималайских этюдов мастера, изъятых у МЦР и развешенных «ковровым» способом. Между тем директор музея А.Седов с гордостью сообщил на открытии, что зрители в таком большом количестве Гималаи Н.К.Рериха увидят впервые [1], хотя на самом деле они долгое время демонстрировались и в постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, и как передвижные выставки по городам России и зарубежья. «Цветастый ковер» Гималайской серии «разбивали» масштабные картины С.Н.Рериха, на которых царило предчувствие надвигающегося апокалипсиса. Эти полные боли и тревоги полотна, пожалуй, очень точно передавали весь тот ужас, который сотворили с наследием Рерихов в России, и ясно указывали на «красную черту», к которой из-за забвения культуры совсем близко подошел современный мир.
Диссонансом в этом ряду смотрелось полотно Николая Рериха «Тени прошлого». Его почему-то расположили рядом с картиной Святослава Рериха «Мы сами строим себе тюрьмы». Это масштабное произведение, полное динамизма и тревоги за судьбы людей в условиях бездушной техногенной цивилизации, не раз анализировали известные рериховеды. Вот как о нем пишет биограф Рерихов П.Ф.Беликов: «…Картина "Мы сами строим себе тюрьмы" решена примерно в той же гамме тёмно-синих и фиолетовых цветов, как и правая сторона предыдущего полотна [«Я двигаюсь среди теней» – П.]. Тот же ломаный силуэт многоэтажных строений на горизонте, только на первом плане больше напряжённого красного цвета. Им заполнены огнедышащие ворота и окна заводского корпуса, похожего на чудище со сверкающими глазницами и отверстой пастью. Этому скрежещущему миру всепоглощающей механики художник противопоставляет хрупкое, обнажённое тельце мальчика, живой комочек одухотворённой материи. Он доверчиво следует за матерью, которая уводит его от зияющей пасти и тюремных решёток воздвигнутого самими людьми и закабалившего их мира подневольного существования» [2]. И совершенно иное полотно Н.К.Рериха «Тени прошлого». Оно погружает зрителя в атмосферу европейского средневековья. Будто в каком-то сне или видении приподнимается тяжелый занавес, на сцене возникают бледные силуэты мужчин и женщин в длинных старинных одеждах. Беседуя о чем-то, они медленно скользят мимо, снова скрываясь за завесой прошлого. Над ними яркими красками полыхает цветной витраж, изображающий всадника в рыцарских доспехах, который трубит в рог, преследуя вместе со слугами испуганного оленя. Правда, именно этому произведению от сотрудников ГМВ достается больше всего. То экскурсовод преподносил его сюжет зрителям как свадьбу Жанны д’Арк [3], то теперь куратор В.А.Росов решил ее как-то противопоставить динамичной современной жизни. Такое впечатление, что сотрудники ГМВ очень силятся, но не могут понять, о чем же хотел сказать Н.К.Рерих, поэтому и трактуют картину невпопад, и ставят не к месту. Надо полагать, что такие «странности» экспозиции объяснил сам В.А.Росов, признавшись, что выставка готовилась в спешке, к выборам мэра Москвы, и они, по его выражению, «перемешали Святослава Рериха и Николая Рериха произведения» [1]. На наш взгляд, это очень точно охарактеризовало то, что мы как зрители заметили и во время осмотра экспозиции не раз об этом вспоминали.
Так, рядом с портретом выдающегося ученого-востоковеда Ю.Н.Рериха кисти Святослава Рериха экспозиционеры почему-то разместили картины Н.К.Рериха «Добрые травы» и «Земля славянская». Конечно, Юрий Николаевич очень любил Россию и последние годы жизни провел в Москве, работая в Институте востоковедения, но изучал он историю и культуру Средней Азии, переводил книги восточных авторов, принимал участие в двух экспедициях по Азии, и рядом с его портретом более уместными были бы полотна с изображением монгольских степей, пустынь, гор. Видимо, эту основную направленность его деятельности организаторы проигнорировали.
Неуместно выглядит в одном из залов его центральный экспонат – монгольская юрта. Как объясняли организаторы на открытии выставки, они поместили ее для того, чтобы зрители увидели, как жилось Рерихам во время их знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции [1]. Но какое отношение юрта имеет к сохранению культурного наследия? Создается такое впечатление, что организаторы просто не знали, как использовать пустующее пространство в центре зала и, чтобы не утруждать себя его художественным оформлением, заполнили его таким нелепым способом. Единственное, что напоминало о вкладе Рерихов в защиту культуры – это Знамя Мира, отличительный флаг Пакта Рериха. По мысли Николая Константиновича, оно должно вывешиваться на всех объектах культуры, нуждающихся в защите. Здесь же Знамя было растянуто под потолком прямо над юртой, да так высоко, что зрителю приходилось задирать голову, чтобы его видеть. О чем собирались поведать этой «инсталляцией» организаторы? Может быть, они хотели указать на необходимость защиты монгольских юрт или в ее образе воплотили свое представление о культуре в целом? Это так и осталось загадкой.
|
|
|
|
На стенах зала не стали развешивать картины Рерихов, не было в витринах и документов о Пакте Рериха, о защите культурных ценностей – всего того, чем была наполнена жизнь величайших гуманистов и что отвечало бы заявленной теме выставки. Зато из представленных здесь же информационных стендов, посвященных биографии каждого из членов семьи Рерихов, посетитель не без удивления узнает, что Николай Константинович, оказывается, был геополитиком. Об этом рассказывает целый абзац в тексте о нем.
Судя по всему, автором текстов к выставке является ее куратор, г-н Росов, который давно носится с нездоровой идеей причастности Н.К.Рериха к политике. В свое время этот «великий комбинатор» решил сделать из выдающегося гуманиста и миротворца амбициозного завоевателя, который собирался путем вооруженного захвата чужих стран объединить всю Азию. Данный абсурд, преподнесенный в клеветнической диссертации Росова об экспедициях по Центральной Азии и его книгах о Н.К.Рерихе вызвали и вызывают немало возмущений со стороны научного сообщества. Но, как видим, это не мешает В.А.Росову по-прежнему выдавать собственные измышления за реальные факты. А чтобы они не диссонировали с действительной жизнью и деятельностью Николая Константиновича Рериха, автор текста, очевидно, и решил все остальное «задвинуть» на задний план. Поэтому о знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции В.А.Росов включил только два предложения. Не многим больше о ней повествует и текст на стенде рядом с юртой. Там указывается только маршрут путешествия, но ни о целях его и задачах, ни о сделанных открытиях и написанных книгах нет ни слова.
О Пакте Рериха в том же биографическом тексте тоже только упомянуто. «В этот же период, – пишет автор текста, – инициирован международный документ об охране памятников истории и культуры во время войн и вооруженных конфликтов. США и 20 стран Латинской Америки подписали в Вашингтоне специальный договор, получивший название Пакт Рериха (1935)». И всё? Из текста неясно, кто же все-таки был инициатором и разработчиком этого уникального договора. Кроме того, автор не потрудился даже указать правильное название документа, не говоря уже о том, чтобы хотя бы вкратце изложить его историю. Действительно, зачем выставке с таким названием «Рерихи. Защищая культуру» информация о таком «проходном» событии как первый в истории международного права документ в защиту культурных ценностей, договор, который лег в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей, разработанной ЮНЕСКО и ратифицированной большинством стран мира. Зачем людям знать о том, что именно наш выдающийся соотечественник, художник Николай Рерих стал его инициатором и возглавил мощное миротворческое движение в защиту культурных ценностей, которое поддержали известные люди того времени. Нет, все лавры разработчика Пакта по мановению «волшебников» из ГМВ достались Георгию Гаврииловичу Шкляверу. В сопровождающей выставку видео-презентации, рассказывающей о жизненном пути Рерихов, зритель узнает, что одним из разработчиков текста Пакта Рериха был юрист Г.Г.Шклявер. Против важной роли Георгия Гаврииловича никто не возражает, но какой вклад в инициативу, разработку и утверждение документа внес сам Н.К.Рерих, неосведомленному зрителю остается только гадать. Так и хотелось спросить у организаторов, почему же Пакт носит имя Рериха, а не Шклявера?
Собственно такая позиция замалчивания истории Пакта Рериха и всех остальных важных вех служения культуре семьи Рерихов находит поддержку у чиновников, пытающихся всеми силами умалить и извратить их деятельность. В этом же контексте можно рассматривать и включение в экспозицию сокровенных дневников Е.И.Рерих, которая была категорически против их обнародования, о чем заявляла в своих письмах к сотрудникам [4]. Но и это обстоятельство организаторов из ГМВ не смутило.
Истинным апофеозом этой, мягко говоря, странной выставки выглядели стенды с презентацией будущей экспозиции нового павильона. Внимательно приглядевшись, на одном из них мы увидели и картины Рерихов. По мнению проектировщиков, их планируется разместить в боковой галерее, завесив ими одну стену снизу доверху, так что всем желающим придется высоко задирать голову, чтобы часть из них разглядеть. Принцип их развески тоже неясен. Так, рядом с картиной Н.К.Рериха «Будда-Победитель» можно различить его произведение «Борис и Глеб. Видение в ладье», а центральная часть триптиха «Жанна д’Арк» представлена отдельно от своей левой и правой части, что вообще-то запрещено. По иронии судьбы большинство этих произведений также принадлежит общественному Музею имени Н.К.Рериха.
В отличие от выставки картин А.И.Куинджи, выставка произведений Рерихов разочаровала и огорчила. Ясно, что цель организаторов была не столько представить жизнь и творчество наших выдающихся соотечественников, сколько извратить и исказить их. Символично, что этот «подарок» ГМВ сделал сам себе к своему 100-летию. О такой бесславной странице в истории этого музея можно только пожалеть.
О пренебрежительном отношении к подготовке выставки свидетельствует еще одна фраза из той же презентации. Вероятно, решив красиво и высоко закончить свой рассказ о жизни и деятельности Н.К.Рериха, автор текста изобрел следующее: «…Перед ним в широком размахе крыльев зависла большая белая птица, как образ устремленного к ученикам светлого знания». Интересно, каким образом птица вопреки всем законам физики может зависнуть в воздухе? А если она остановилась, то о каком «устремленном к ученикам знании» может идти речь?
Вот так и выставка чем-то напоминает эту странную птицу, где прекрасное творчество Рерихов, их жизнь и деятельность будто зависли высоко над зрителями и они вряд ли поймут и оценят все величие Знания, которое хотел передать людям великий мастер.
Казалось, серьезно и требовательно смотрел на этот хаос и сам Н.К.Рерих. Его фотопортрет стоял на мольберте посреди центрального зала. Казалось, ему больно и стыдно за тех, кто, не понимая ни его деятельности, ни смысла его творчества, берется их трактовать и представлять по своему произволу. А рядом разместили его изречение: «…Перечтите, что писалось о сохранении культурных сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны. Для вас, молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, культура должна быть охранена, оборонена. Вы знаете, что Армагеддон порушил многое неповторимое. Охраните!»
Правда, явно не к организаторам обращался великий Служитель культуры. К тем, кто сам все разрушил, извратил и уничтожил, обращаться бесполезно. Но завет Н.К.Рериха обращен к будущим поколениям: не повторите старых ошибок, охраните культуру, прежде всего от бездушия и невежества.
Правдолюб
Примечания
1. Об открытии выставки «Рерихи. Сохраняя культуру» // Youtube (офиц. сайт).
Режим доступа: www. youtube.com/watch?v=1KYObSkhGI4
2. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. С. 208.
3. Dar. Экскурсия по выставке или издевательство? // Cont (офиц. сайт). Режим доступа: https://cont.ws/@liubov1973/837187
4. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. VIII. М.: Международный Центр Рерихов, 2008. С. 16.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007