|
версия для печати |
Пленарное заседание Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура». 14 октября 2019 года
14 октября 2019 года в Российской академии художеств (Москва) состоялось пленарное заседание Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих».
Организаторы конференции: Российская академия художеств, Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Делийский университет (Индия), Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российский государственный гуманитарный университет, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия), Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран), Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Мемориальный Трест Рерихов, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Пленарное заседание открыла вице-президент Российской академии художеств (РАХ), искусствовед Татьяна Александровна Кочемасова, которая приветствовала всех участников и почетных гостей конференции, собравшихся в Белом зале Академии, и выразила благодарность организаторам торжественного и значительного форума, посвященного празднованию юбилеев семьи Рерихов.
Приветственное слово прозвучало от представителя посольства Ирана в России советника г-на Али Мохагхейи, который выразил благодарность за приглашение на конференцию и, в частности, отметил, что Россия представляет собой настоящий культурный мост между Западом и Востоком, а русский народ – самый культуролюбивый. Россия сыграла важную роль в открытии восточной культуры всему миру. Н.К.Рерих как выдающийся представитель культурной России также в своем творчестве объединил Запад и Восток. Такие личности, как он, понимая значение культуры в человеческом сообществе, выступают сами в роли моста, связующего человеческую мысль.
С приветственным словом выступила представитель Культурного центра имени Дж. Неру (Индия) д-р Уша Радхакришна. Она отметила огромный вклад семьи Рерихов в развитие дружественных связей между нашими странами и культурами. Все творчество Рерихов, особенно их философия Живой Этики, созданная в сотрудничестве с Махатмами Востока, объединяет наши народы, напоминающие два космоса культуры, имеющие единое нравственное начало. Наследие Рерихов требует своего тщательного изучения во всем мире.
В приветствии Мустафы Али Бейги, почетного члена Российской академии художеств, председателя Исследовательского Центра имени Рапояна Хагхигхта (Тегеран, Иран), сотрудника по связям Бхарат университета (Индия), прозвучала благодарность в адрес организаторов конференции.
В выступлении Ольги Александровны Лавреновой, кандидата географических наук, доктора философских наук, почетного члена РАХ, ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН, президента Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp), заместителя директора Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов по научной работе (Москва), была отмечена важность проведения подобной конференции в юбилейный год семьи Рерихов, а также то, что конференция интернациональна, поскольку собрала представителей Востока, Запада и России, создав истинный мост международного сотрудничества. Были зачитаны приветствия от ректора Российского государственного гуманитарного университета А.Б.Безбородова, от президента Международного Центра Рерихов, прославленного дирижера оркестра Санкт-Петербургской филармонии Ю.Х.Темирканова, от президента Международной ассоциации фондов мира А.Е.Карпова, от президента Российского комитета ИКОМ А.М.Гнедовского, от члена президиума Российского философского общества, главного ученого секретаря А.Д.Королева, директора Информационного центра ООН в Москве В.В.Кузнецова.
Несколько докладов были посвящены философскому, художественному и педагогическому наследию академиков Российской академии художеств Николаю Константиновичу Рериху и Святославу Николаевичу Рериху.
Тему «Философия культуры Н.К.Рериха» представил в своем выступлении Кондаков Игорь Вадимович, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, действительный член РАЕН. Отметив, что Николай Рерих может быть назван русским Леонардо да Винчи, докладчик подчеркнул, что он соединил в себе многие направления деятельности в разных областях, которые заслуживают своего изучения. Рерих не примыкал ни к каким течениям ни в искусстве, ни в религии, ни в чем-либо еще, а был самобытен. Его философские воззрения не вписываются ни в одну из известных систем, а показывают признаки досистемности или сверхсистемности, дологичности или сверхлогичности и во многом похожи на восточную философию. Взгляды Рериха, тем не менее, целостны и современны, несут в себе редкий синтез, что характерно для представителей Серебряного века.
В выступлении Татьяны Святославовны Захаровой, магистра культурологии, сотрудника Минского государственного лингвистического университета, «Язык искусства как одна из составляющих творческого метода Н.К.Рериха по утверждению миротворческих идей в деле защиты мирового культурного наследия» проведен анализ живописных произведений Рериха в свете идей Пакта Рериха, защищающего культурное наследие человечества во время войны и в мирное время. Было показано, как с помощью художественного образа Рерих утверждал миротворческие идеи и передавал мировую обеспокоенность о сохранении памятников истории, искусства, культуры в преддверии Второй мировой войны. В докладе был всесторонне раскрыт смысл Знамени Мира. Картины Н.К.Рериха 1931–1935 гг., по сути, мыслетворчество самого Пакта Рериха и его Знамени.
Выступление кандидата педагогических наук, руководителя отдела развития Международного Центра Рерихов Любови Владиславовны Хоменок «Картина Н.К.Рериха “Чинтамани” в свете индийских традиций и философского наследия Рерихов» было посвящено раскрытию в разных аспектах (исторических, культурологических, искусствоведческих) замысла картины, ее сюжета и символики. Как отмечалось, символика коня встречается в культурах разных народов Востока и Запада, а в искусстве Николая Рериха этот образ обретает еще более глубокое значение, так как Сокровище мира, которое несет на спине белый конь в картине русского художника, – это символ знаний, связывающих человека со всей структурой мироздания.
С докладом «“Западный художник с сердцем восточного мудреца”: об особенностях живописи Святослава Рериха» выступила кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР Ирина Юрьевна Дьяченко. Были раскрыты влияния родителей на становление начинающего художника-мыслителя, продолжившего вслед за отцом, Н.К.Рерихом, утверждение в искусстве его высокой миссии, – нести в мир красоту, пробуждающую творческую мысль, объединять народы образами Прекрасного. Уникальность искусства Святослава Рериха сформировалась на синтезе его мироощущения: это был русский художник, получивший превосходное образование в западных университетах, но в то же время впитавший глубокую мудрость Востока и сумевший передать в художественном творчестве его возвышенные идеалы.
Интересные наблюдения сделал в своем докладе «The Influence of Nicholas Roerich on the Ideas of the East and Iranian Artists» («Влияние Николая Рериха на идеи восточных и иранских художников») Мустафа Али Бейги. Анализируя картины Николая Рериха («Пантелеймон целитель», «Небесный бой», «Заморские гости» и др.), автор отметил, что некоторые иранские художники испытали влияние русского мастера живописи, в частности в символической передаче пространства, использовании цвета в картине, методах нанесения символа и т.д.
Доклад на тему «Педагогическое наследие Н.К.Рериха и современное прочтение образа Индии молодыми художниками» был подготовлен доктором искусствоведения Еленой Анатольевной Боровской, профессором кафедры русского искусства, доцентом Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Она осветила педагогические воззрения Н.К.Рериха, его опыт по организации деятельности Рисовальной школы ИОПХ, современную организацию учебного процесса в Санкт-Петербургском художественном училище имени Н.К.Рериха, студенты которого изображают Индию в своих работах.
Два доклада представили материал о русских художниках, которые посвятили свое творчество Индии.
С докладом «“Ты светлый Храм Земли, Хранительница Тайны…”: Индия в графике Николая Кочергина» выступила Ржевская Елена Александровна, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ. Она представила работы Николая Михайловича Кочергина (1897–1974), мастера плаката и иллюстратора детских книг, эпосов и сказок народов мира. Он очень любил Индию, но в жизни ему не довелось побывать в этой стране, тем не менее его любовь к ней, искренний интерес к индийской культуре, желание сказать об Индии свое сердечное слово сотворили почти чудо. На свет появлялись праздничные, с любовью исполненные издания, поражающие декоративным оформлением, проникновенными рисунками, напоминающими сюжеты индийских миниатюр, которые сумел создать русский художник. Знаменательно, что сам Н.Кочергин считал себя учеником Н.К.Рериха, хотя никогда с ним не встречался и сама Индия так и осталась его мечтой.
Научный сотрудник и хранитель отдела живописи второй половины XIX – начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Светлана Леонидовна Капырина подготовила свое выступление на тему «В.В.Верещагин “Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году”. История создания и провенанс самой большой картины художника». В докладе освещалась история бытования известной картины В.В.Верещагина, которая была создана им в Индии и много лет хранилась в Мемориальном комплексе Виктории в Калькутте. Самая большая картина русского художника, покоренного культурой Индии, отражает один из важных исторических периодов этой древней страны – тему ее колонизации англичанами, свидетелем чего был В.В.Верещагин. В настоящее время картина требует незамедлительной реставрации, о чем идут переговоры российских и индийских специалистов.
Искусству Китая и его влиянию на современных российских художников посвятили свои выступления три докладчика.
Выступление кандидата искусствоведения, заместителя директора по научной работе Музея-института семьи Рерихов Анны Александровны Савкиной называлось «“Другой Восток”. Современные художники о взаимодействии культур России и Китая. Выставочная деятельность Музея-института семьи Рерихов». В докладе автор представила несколько картин Н.К.Рериха, запечатлевших восточные мотивы, показала отражение в пейзажах русского художника некоторых элементов китайской культуры, а также продемонстрировала произведения современных художников, участников музейных выставок.
Тему «Увидеть невидимое: уроки китайской живописи» осветила кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Светлана Викторовна Полякова. Ее доклад представляет собой опыт онтологической интерпретации теории и практики классического китайского пейзажа («горы-воды»), который считается эмблематическим искусством для китайской культуры и наделен целым рядом парадоксальных и непривычных для европейского глаза формальных и колористических особенностей и условностей. В докладе акцентировалось внимание на том, что китайский способ предаваться мысли, не основанный на греко-христианской онтологии с ее категориями Бытия и Абсолюта, порождает альтернативный европейскому способ видения, проявляемый в традиции классического китайского пейзажа. Тематизированное в докладе различие двух способов видения – европейского (включая русский) и китайского – способно пролить свет не только на особенности классического китайского пейзажа, но и выявить трансцендентальные условия отличных друг от друга практик видения, определивших развитие китайской и европейской живописи.
В докладе «Влияние культуры Китая на современное искусство Санкт-петербургских художников-академистов», подготовленном доктором искусствоведения, деканом факультета теории и истории искусств, профессором кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, членом СХ РФ Светланой Михайловной Грачевой и аспирантом кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ Чжан Хунтао, освещается период активного взаимодействия России (СССР) и Китая в сфере искусства (вторая половина XX – начало XXI века). Происходит глубокое взаимопроникновение культур и усиление влияния российской академической художественной школы на развитие реалистической живописи в Китае. В творчестве современных китайских живописцев, осваивающих традиции академической школы живописи, появились результаты, демонстрирующие уникальный сплав русской академической классической школы с исконными китайскими традициями в изобразительном искусстве. Например, это относится к стилю «Се И» в современной масляной живописи, который дает возможность китайским художникам, обращаясь к непривычным для китайской культуры техникам и материалам, сохранить традиционные для восприятия элементы пространственных построений и образную систему, присущую для китайского искусства.
Художественные параллели в иранском и русском искусстве были рассмотрены в отдельном докладе представителя Ирана.
Тема «Рассмотрение культурной концепции в иранском и русском искусстве» («Recognizing the Cultural Concept in Iranian and Russian Arts») раскрыта в докладе вице-президента Исследовательского Центра имени Рапояна Хагхигхта (Тегеран, Иран) Элах Абдо (Elahe Abdoos). Она сравнила убранство дворцов Московского Кремля (Большой Зимний дворец) с декоративным убранством Дворца Ниаваран в Тегеране и высказала предположение, что стилевые особенности восточной архитектуры, формировавшиеся под влиянием некоторых европейских традиций, обязаны своим своеобразием и российскому влиянию (огромного размера помещения, разнообразные украшения и росписи и т.д.).
Отдельная тема, посвященная сохранению культурного наследия Востока, стала предметом исследования представителя Узбекистана.
Выступление председателя Ташкентского рериховского общества Надежды Рауфовны Монасыповой посвящено «Роли российских ученых в сохранении архитектурного наследия Средней Азии в конце XIX – начале XX веков». Она отметила, что в деле сохранения исторического наследия Туркестана в этот период важную роль сыграли российские исследователи, которые первыми предприняли попытки в организации мер по охране памятников, представляющих археологическую и историческую ценность. Одними из первых, кто раскрыл глаза ученым на памятники старины Средней Азии, были художники, в частности В.В.Верещагин, создавший серию индийских и туркестанских картин. Помимо художников, организацией археологических исследований в Средней Азии во второй половине XIX века занимались Императорская археологическая комиссия, Русский Комитет по изучению Средней и Восточной Азии, различные общественные объединения и кружки. Туркестанский кружок любителей археологии, созданный в 1895 году благодаря усилиям российских востоковедов В.Бартольда и Н.П.Остроумова, объединял российских ученых и местных краеведов, что способствовало научному изучению региона и сохранению археологического и архитектурного наследия. Также велась работа по реставрации памятников, их переписи и популяризации среди населения. Вся эта деятельность ученых перекликается с той работой, которую вел в России Н.К.Рерих, предложивший в 1929 году всему миру Пакт за сохранение культурного наследия человечества.
Исследованию политических карт Евразии было посвящено одно выступление пленарного заседания.
Доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника НИИ «АИРО-ХХI» Игоря Константиновича Фоменко и кандидата исторических наук, доцента Московской школы экономики МГУ имени М.В.Ломоносова Щербаковой Екатерины Игоревны (Москва) назывался «Люди и звери на политических картах Евразии». Объектом исследования двух авторов стали политические карты XIX – начала XX века, нередко приобретавшие форму политического плаката, с которого на пользователей смотрели… звери. Визуальные образы на картах оказывали колоссальное воздействие на человека. Насыщенные множеством миниатюр, они становились мощнейшем идеологическим орудием. Особый интерес исследователей темы представляло, как европейцы видели и изображали на картах страны Востока и Россию, которая для них тоже ассоциировалась с Востоком.
Проблематика современного искусства стала темой доклада профессионального московского художника.
Выступление «Архаик-вангард канон» было подготовлено членом Союза Художников России и IAA AIAP UNESCO, Членом Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Союза Дизайнеров России Еленой Гольбиковной Сапрыкиной (Москва). Центром исследования явилась разработка «общего знаменателя», объединяющего не только разные искусства, но и художественные принципы культур России и стран Востока, создание основы для диалога. Метафизически архаик-вангард (vanguard) канон, по убеждению докладчика, есть отражение объективных законов мышления, проявленное в художественной структуре.
Фото Ивана Новикова-Двинского
Публикации:
Международная междисциплинарная конференция «Россия – Восток: искусство, философия, культура» в РАХ
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007