|
версия для печати |
К 60-летию со дня ухода из жизни Юрия Николаевича Рериха (1902–1960)
Картина Н.К.Рериха «Звезда Героя», посвященная Ю.Н.Рериху |
Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности.
Cвятослав Рерих
21 мая 2020 года исполняется 60 лет со дня ухода из жизни Юрия Николаевича Рериха, крупнейшего востоковеда, лингвиста и энциклопедиста ХХ века. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.
Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А.Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д.Рудневым, преподавателем Санкт-Петербургского университета. Живописные и графические работы, выполненные Юрием в школьные годы, говорят о его художественном таланте.
Юрий Рерих окончил гимназию Карла Мая. В декабре 1916 года вся семья из-за болезни Николая Константиновича находилась в Сортавале. С конца 1918 до марта 1919 года Рерихи жили в Выборге, а затем переехали в Лондон. К этому времени у Юрия Николаевича окончательно сформировались интересы, определившие его будущую специальность. Он поступил на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, где проучился всего год, но успехи его были столь значительны, что в качестве лучшего студента по санскриту он был представлен государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет, а директор Школы, известный британский востоковед сэр Денисон Росс, интересовался его учебой и после перевода в Гарвард.
В сентябре 1920 года семья Рерихов переехала в США, где Юрий Николаевич поступил на отделение индийской филологии Гарвардского университета, которое окончил в 1922 году со степенью бакалавра.
В 1922–1923 годах он учился в Сорбонне (Парижском университете) и в Школе восточных языков (на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях, слушал курс китайского и персидского языков) и одновременно занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях. Учителями Ю.Н.Рериха были выдающиеся востоковеды Ж.Бако, П.Пеллио, С.Леви, А.Мейе, А.Масперо, В.Ф.Минорский. В 1923 году он получил ученую степень магистра индийской словесности.
Через полгода после приезда Елены Ивановны, Николая Константиновича и Святослава Николаевича в Европу, где они побывали в Виши, Лионе, Риме, Флоренции, Болонье, Женеве, все четверо Рерихов 17 ноября 1923 года взошли на корабль «Македония» в Марселе и 2 декабря того же года прибыли в Бомбей. В Индии они посетили древние города и святилища – пещерные храмы Элефанты и Аджанты, Агру, Фаттехпур-Сикри, Джайпур, Бенарес – и после этого направились в Сикким, где пробыли больше года. Это была первая часть Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха (1924–1928), которая являлась одним из ключевых моментов в духовно-культурной эволюции человечества. Для Юрия Николаевича открылись большие возможности в изучении живых диалектов и усовершенствовании знания тибетского языка. Посещение буддистских монастырей и знакомство с древними манускриптами и произведениями искусства раскрыли перед ним богатство древней культуры. Результатом путешествий Юрия Николаевича по Сиккиму явилась его блестящая монография «Тибетская живопись», изданная в Париже на английском языке в 1925 году (молодому ученому было тогда всего 23 года!). В России она увидела свет лишь на рубеже XX–XXI веков.
Юрий Рерих (Индия, 1925 г.)
На основном этапе Центрально-Азиатской экспедиции на Юрия Николаевича Рериха была возложена ответственность за ее охрану. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу.
Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.
26 мая 1928 года экспедиция, перейдя границу Тибета с Индией, направилась в Дарджилинг, где была официально расформирована, и в декабре того же года все семейство Рерихов переехало в живописную древнюю долину Кулу (Западные Гималаи), которая представляла собой уникальный образец древнейшей культуры Индии. Здесь начался новый этап их жизни, и для Юрия Николаевича он был практически целиком связан с деятельностью Гималайского Института научных исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды»), основанного Н.К.Рерихом в Дарджилинге 24 июля 1928 года. Институт «Урусвати» был задуман как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных территорий Азии, заселенных народностями, древнейшие культурные традиции которых оказали в свое время исключительное влияние на развитие мировой культуры и в первую очередь европейских народов, несправедливо забывших, а подчас и сознательно искажавших предысторию своей цивилизации.
Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором этого уникального Института.
Чтобы укрепить положение нового исследовательского центра и установить связи с видными деятелями культуры и науки, в мае 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич отправились в Нью-Йорк. Находясь в Америке, Юрий Николаевич использовал все возможности для переговоров с научными учреждениями, финансовыми деятелями и учеными о совместной научной деятельности, публикациях, финансировании отдельных проектов. Другой целью поездки было открытие Музея Рериха в новом высотном здании, в котором, кроме Музея, должны были расположиться культурные организации, созданные Н.К. и Е.И.Рерихами еще в начале 1920-х годов (Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi», а также нью-йоркский офис «Урусвати»).
В 1934–1935 годах Ю.Н.Рерих вместе с Н.К.Рерихом предпринял экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.
Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.
Он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно направил телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получил отказ.
В августе 1957 года Ю.Н.Рерих возвратился из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С.Хрущева, который встретился с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию.
В Москве Юрий Рерих приступил к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавив «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполнил огромный объем работ. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен).
За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н.Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов.
Благодаря его усилиям в СССР возобновились выпуски серии «Bibliotheca Buddhica», прерванные в годы репрессий в 1938 году. В частности, в 1960 году он был редактором русского перевода Дхаммапады (Афоризмов Будды) – важнейшего текста южного буддизма (с языка пали ее перевел В.Н.Топоров). С 1960 года в возобновленной серии наряду с Дхаммападой вышли в свет Милиндапаньха – «Вопросы царя Менандра» (1989) и ряд других важнейших текстов как тхеравады, так и махаяны.
Ю.Н.Рерих в Подмосковье (конец 1950-х гг.)
Возвращение Ю.Н.Рериха в Россию и принятие советского гражданства было мужественным и самоотверженным шагом, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.
Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.
При непосредственном участии Ю.Н.Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.
При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К.Рериха: сначала в Москве (апрель 1958), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.
Впервые на правительственном уровне Ю.Н.Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К.Рериха. С этой целью он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца при условии их постоянной экспозиции. Еще 60 полотен украсили стены Новосибирской картинной галереи. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государство не обеспечило и создание постоянной экспозиции живописи Н.К.Рериха при Русском музее. Наследие семьи Рерихов из коллекции, находившейся в московской квартире Ю.Н.Рериха, попало в руки посторонних лиц, было разграблено и утрачено.
Как человек, как ученый, как гражданин своей страны, Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся.
Его труды по тибетологии, индологии и монголоведению, опубликованные в разных странах и на разных языках мира, уже давно считаются классикой ориенталистики, а его имя значится в списках почетных членов многочисленных научных обществ Европы, Азии и Америки. Он не только обладал разносторонними познаниями в самых различных областях – истории, археологии, литературе, этнографии, религии, культурологии, но и в совершенстве знал многие восточные и западные языки, общее число которых было более тридцати. Причем это были не только классические языки Европы и Востока, но и живые диалекты и наречия Индии и Тибета. Именно это обстоятельство позволяло ему свободно общаться с представителями азиатских народов, постигать их культурные традиции и добиваться в диалоге внутреннего понимания.
Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н.Рерих.
Память о Юрии Николаевиче Рерихе
12 августа 1960 года в Институте народов Азии Академии наук СССР (ныне – Институт востоковедения) был официально открыт Мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха, в основу которого легла научная библиотека Ю.Н.Рериха, а также коллекция тханок и старинных восточных рукописей.
16 октября 1962 на стене дома, где последние три года жил Ю.Н.Рерих (Ленинский проспект, 62), была установлена мемориальная доска.
В 1968 году состоялось открытие памятника Ю.Н.Рериху на Новодевичьем кладбище, выполненного по проекту его брата – С.Н.Рериха.
18 августа 1981 года в честь 80-летия выдающегося востоковеда состоялось восхождение альпинистов из Новосибирского академгородка на безымянную вершину Алтая, получившую имя пик Ю.Н.Рериха.
В 2004 году на территории усадьбы Лопухиных (Москва) установлен бюст Ю.Н.Рериха.
16 августа 2007 года в день 105-летия Ю.Н.Рериха в Окуловке состоялось открытие памятника, посвященного выдающемуся ученому.
Материалы о Ю.Н.Рерихе:
Юрий Николаевич Рерих // Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов
Рерих Юрий Николаевич (1902–1960) // Сайт Международного Центра Рерихов
Хронология жизни и творчества Ю.Н.Рериха
Шапошникова Л.В. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе
Ю.Н.Рерих: Материалы юбилейной конференции (1994)
Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (8–11 октября 2012 года)
Видеодоклады:
Е.В.Троянова. Ю.Н.Рерих и Б.Н.Абрамов: вклад в формирование космического мировоззрения на родине
А.А.Лебеденко. Юрий Николаевич Рерих и семья востоковедов Дылыковых
Т.В.Александрова. Значение тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями Ю.Н.Рериха в развитии тибетологии
В.В.Фролов. Ю.Н.Рерих о начале монгольской эпохи (по работе «История Средней Азии»)
О.А.Лавренова. Власть пространства. Ю.Н.Рерих и география
Е.С.Кулакова. Образ Н.К.Рериха в творчестве Ю.Н. и С.Н.Рерихов
Е.А.Щусь. Синтетический научный подход в трудах Ю.Н.Рериха
И.Ю.Дьяченко. Особенности научной деятельности Ю.Н.Рериха на родине (1957–1960)
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007