Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
13.01.2022

«Не как Я хочу, но как Ты». В Казани представлена программа «Образ Христа в творчестве Николая Константиновича Рериха»

 Kazan_11.jpg
 

С декабря 2021 года в казанской Галерее современного искусства проходит выставка полотен Николая Константиновича Рериха из фондов Государственного Русского музея. Она сопровождается еженедельным культурно-просветительским лекторием «Держава Рериха», организаторами которого стали Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств, Международный Центр Рерихов и Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО).

8 января 2022 года с программой «Образ Христа в творчестве Николая Константиновича Рериха» выступил председатель ТРКО Борис Зайцев.

Великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих, будучи высоко одухотворенным человеком и истинным патриотом России, свято почитал Иисуса Христа, вечные христианские ценности и на протяжении всей жизни раскрывал и утверждал их в своем творчестве.

Немаловажно отметить, что Николай Константинович еще в детские годы встречался со святым праведником Иоанном Кронштадтским, посещавшим семью Рерихов. «Вместе с о. Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры», как позже вспоминал художник.

На всю жизнь запомнилось Николаю Константиновичу напутствие отца Иоанна, полученное от него в Академии художеств: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».

«От веры и от отцов моих не отрекусь», – утверждал Н.К.Рерих в 1932 году в письме Иоанну Шаховскому, настоятелю Сергиева Подворья в Париже. И там же запечатлены сокровенные, великие по своей мудрости и правде мысли: «Сердце привлекало меня к пониманию Христа, сердце привлекало меня к Сподвижникам Божьим, и сердце помогало изображать их, оберегая от сект, от инквизиторского духа, ибо правильно вы сказали – Свет Христа Един».

Действительно, образы святых подвижников стали значительной по количеству и своему прекрасному содержанию частью живописного наследия художника. Но также важно помнить, что Рерих внес большой вклад в христианскую культуру, работая для Русской Православной церкви. Эта страница биографии Николая Константиновича не столь известна.

В 1903–1904 годах он совершил поездку по старинным городам России, после чего в большом количестве этюдов и статей громко поднял вопрос о ценности древнерусской иконописи и архитектуры, о необходимости их сохранения. В своей статье «Иконы» Рерих писал: «Лучшие иноземцы, лучшие наши новаторы в иконы уверовали. Начали иконы собирать, не только как документы религиозные и научные, но именно как подлинную красоту, нашу гордость, равноценную в народном значении итальянским примитивам. <…> Значение для Руси иконного дела поистине велико. Познание икон будет верным талисманом в пути к прочим нашим древним сокровищам и красотам, так близким исканиям будущей жизни».

В 1906 году Николай Константинович, став директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, создал иконописную мастерскую. В тот период Рерих был целиком поглощен темой Руси Святой. Он разрабатывает мозаичные эскизы и их реставрирует, расписывает церкви. А именно, шесть православных храмов: церковь «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга (была разрушена во время Великой Отечественной войны), Покровская церковь в Пархомовке и Троицкий собор Почаевской лавры на Украине, церковь Казанской Божьей Матери в Перми (иконостас), часовня Святой Анастасии в Пскове (эскиз росписи) и Храм Святого Духа в Талашкино близ Смоленска (эскизы стенописи).

Строительство последнего было задумано княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой. Она обратилась к Рериху с просьбой участия в художественном оформлении храма, возведенном по его же проекту. Николай Константинович с 1909 по 1914 год работал над оформлением этой обители и так отзывался о процессе: «В этой постройке могут счастливо претвориться чудотворные наследия старой Руси с ее великим чутьем украшения. <…> Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа».

А вот как характеризовала художника княгиня Тенишева: «Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. <…> Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел».

Среди подвижников Русской Православной церкви особое, несравнимое с другими место занимает фигура Святого Сергия Радонежского. Высокий образ этого духовного защитника Руси глубоко раскрыл в своем творчестве Николай Рерих.

Исследователь его наследия, создатель общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академик РАЕН Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Мастер» подчеркивает особую, удивительную связь Рериха с Сергием Радонежским как людей, объединенных одними идеалами и устремлением: «И что-то личное иногда проскальзывало в этом его интересе к тем временам и к эпической фигуре Сергия Радонежского. <…> Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. Неканоническая церковная роспись Рериха несла в себе отголоски тех взглядов, которые были у инока Сергия. Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему. Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времен».

Обители Сергия Радонежского Николай Константинович посвятил серию из шести картин, получившую название «Санкта» («Святые»). Эти работы были написаны в 1922 году в Америке, они произвели фурор среди местных жителей. Люди открыли неизвестную для них ранее тему подвижничества русских святых и были потрясены им.

Одно из произведений данной серии – картина «И Мы видим» – раскрывает перед зрителем кульминацию духовного подвига тех, кто придерживается универсальных истин, лежащих в основе заветов святого Сергия. Фокусом этой картины является видение Лика Спаса Нерукотворного – очевидное свидетельство многих небесных посещений, которых отец Сергий, согласно автору его жития, удостаивался в течение всей жизни. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, который держит ангел. Наиболее поразительное впечатление производит взгляд всевидящих, добрых и в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя глаз Спаса.

Для монаха, созерцающего лик Спаса, этот момент становится свидетельством завершения духовного странствия благодаря усердию, терпению и любви к Высшей Сущности. Небесное видение помогает монаху понять, что все испытания и несчастья, которые он переносит, не напрасны, что только через преодоление он смог принести свою духовную силу на служение человечеству.

С 1923 по 1928 год под руководством Николая Константиновича Рериха проходила крупнейшая Центрально-Азиатская экспедиция, в ходе которой художник и ученый изучал древнейшие территории формирования мировой цивилизации. Он интересовался преданиями о пребывания на Востоке Иисуса Христа. Был собрал материал, значение которого для всей планеты невозможно переоценить. Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна Рерих, философ с мировым именем, записали целый ряд апокрифических сказаний, опубликовав их затем в книгах Учения Живой Этики и в труде «Криптограммы Востока». Собранные Рерихами сведения о Христе не противоречат текстам канонических Евангелий, но вносят новое понимание жизни Великого путника, представляя неизвестный период Его пребывания в Гималаях.

И конечно же, Николай Константинович отразил полученные великие знания на своих гениальных полотнах, передав как историческую правду об учителе Иисусе, так и завещанные им людям истины и идеалы.

Так, картина «Знаки Христа» была создана на основе предания, записанного Еленой Ивановной Рерих. Художник изобразил на ней Христа, сидящего на холме и смотрящего на пески, залитые луною. Взяв бамбуковую трость, он очертил квадрат вокруг отпечатка его следа, прибавив: «“Истинно говорю – ногою человеческою”. Потом, отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: “Истинно – рукою человеческою”. Между квадратами он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой». Слова «рукою человеческою» и «ногою человеческою» заключают в себе один из основных принципов духовного восхождения человека. Не при помощи чудесного воздействия человек приближается к высшим мирам, а в труде и в действии обычного дня, проявляя свои лучшие мысли и чувства.

Названная картина была написана в Сиккиме и вошла в грандиозную серию картин «Знамена Востока», посвященную величайшим учителям человечества, философам, подвижникам. Примечательно, что на сохранившемся наброске к картине «Знаки Христа» практически нет отличий от финальной версии. То есть художник не делал много подготовительных эскизов, носил образы в себе и практически без исправлений изображал их на холсте.

Как уже говорилось, Николай Константинович тщательно фиксировал гималайские места, связанные с легендами о пребывании Иисуса Христа на Востоке. Некоторые из них сохранили предания о присутствии там другого Великого учителя – Гаутамы Будды. Данная тема сподвигла Рериха на создание таких картин, как «Ступа. Ладак» (1937) и «Перекресток путей Христа и Будды» (1925), которые входят в коллекцию Русского музея и экспонируются сейчас в Казани.

В период Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович создал картину «Чаша Христа» (1925). Сюжет ее связан с евангельским эпизодом моления Иисуса в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу по доносу Иуды.

Предчувствуя свой крестный путь, Христос обратился к Господу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, 26:39).

Художник делает акцент на самой фигуре Христа, погруженной в молитвенное состояние перед принятием Чаши высочайшего самопожертвования. Рерих намеренно помещает Иисуса в верхний левый угол, а центр полотна и задний план заполняет ночным пейзажем и силуэтами зданий города, расположившегося на горе, как символ будущего Светлого Града.

Понятие Чаши имеет глубокий космический смысл, о котором писала Елена Ивановна Рерих: «Хр[истос], желая показать силу Духа над физической материей, принял чашу и запечатлел своей кровью Завет, принесенный Им – “нет больше любви той, как если кто положит душу свою за други своя”. <…> Чаша самопожертвования сверкает всеми огнями радости несказуемой в Мирах Высших, и лишь на нашем плане, плане испытаний и скорби, чаша эта полна горечи и яда. Дух, осознавший радость самоотвержения, есть Высшая Красота. Красота и Самопожертвование лежат в основании Бытия» (Письмо от 8 июня 1936 года).

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник не раз в своем творчестве будет возвращаться к образу Христа из преданий и древних сказаний Азии. Речь идет о следующих картинах: «Исса и голова Великанова» (1932), «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Путь» (1936).

Во всех названных произведениях сохраняется предельно бережное отношение к фактам биографии Великого Учителя и передана могущественная сила его духа, наполняющая полотна и душу зрителя удивительным и непреходящим светом.

Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмой.

«Твердо Он шел, – записано об Иисусе Христе в Учении Живой Этики, – ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления».

Николай Константинович Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. И, безусловно, художник достиг своей цели, дав возможность нам, потомкам, познавать деяния и заветы Спасителя человечества, идти в своей жизни по указанному им пути.

Подготовили Борис Зайцев, Диана Галлямова



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007