Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
07.05.2024

В Москве представлена программа «Под знаком Красоты»


2024050704_top.jpg


В ходе творческого сотрудничества Международного Центра Рерихов и Библиотеки № 162 имени К.М.Симонова организован лекторий «Вселенная Мастера», в котором, начиная с 2023 года, идут мероприятия, посвященные различным аспектам многогранного художественного и научного наследия семьи Рерихов.

27 апреля 2024 года была представлена программа «Под знаком Красоты». Она посвящена Международному договору об охране культурных ценностей – Пакту Рериха, подготовку и подписание которого инициировал Н.К. Рерих, и его символу – Знамени Мира.

Валентина Виноградова, старший научный сотрудник отдела развития Музеи имени Н.К.Рериха, рассказала слушателям об истории Пакта. Его идея возникла у Николая Константиновича после знакомства с сокровищами русской земли. Из поездки 1903–1904 годов, которую он совершил вместе со своей верной спутницей Еленой Ивановной, Николай Константинович привез вдохновенную живописную сюиту, запечатлевшую прекрасные жемчужины древнерусского зодчества. Любовь к русской истории, понимание значения этих памятников, их мудрой красоты, уже тогда заставили его во всеуслышание обратиться к общественности с призывом охранить культуру, охранить нашу старину, а вместе с ней и будущее: «Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего» – именно тогда родились в его сердце эти проникновенные, глубокие слова.

Художник и мудрец словно бы предчувствовал страшные разрушения, которые принесет с собой революция и обе мировые войны. «С 1914 года человечество пришло в космическое беспокойство... Все поднялось. Все поехало», – пишет Рерих.

В преддверие Второй мировой войны он выдвигает идею Пакта, направленную на защиту культуры. Одновременно с реализацией и подписанием Пакта Мастер создает серию картин, посвященную надвигающейся войне. Предвидя грядущую катастрофу, он воплощает в полотнах образы героев, защитников. Помогая русским войнам, сражающимся с неприятелем на земле, своей кистью красками на холстах он творит победу в духовном пространстве.

Красота может стать действенной защитой против тьмы разрушения и невежества. Николай Константинович свято верил в действенную мощь Красоты, называя ее, как и культуру, оружием Света. Красота – энергетическое явление, она рождается в Высших мирах и находит свое законченное выражение в произведениях искусства. Красота рождается в глубинах мироздания, она есть пульсация и ритм Сердца и Разума Вселенной. Красота – это путь эволюции, это сама жизнь и сохранить ее – насущная задача каждого из нас. Именно поэтому символом Пакта становится Знамя Мира. Оно соединяет прошлое, настоящее и будущее в едином потоке Вечности, утверждая духовное бессмертие: «Великое Знамя – знак Новой эпохи» (Учение Живой Этики. Иерархия 379). «Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страна на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» (Учение Живой Этики. Иерархия 331). И еще: «Встать под знамя Культуры — значит войти в поток эволюции и двигаться с ним» (Грани Агни Йоги. 1959. 57).

К сожалению, сегодня эволюционный путь России значительно усложнился. Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха оказалось серьезным ударом по культурному полю страны. А ведь именно наша страна призвана стать энергетическим центром планеты. Россия принимает на себя ответственность культурного водительства и созидания будущего. И наследие Рерихов, деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха как Магнита красоты и культуры играет в этом главную роль.

Концерт артиста оркестра Большого театра России Степана Худякова погрузил слушателей в глубокие переживания и размышления. Известная соната Пауля Хиндемита для виолончели соло, написанная им 1922 году, отразила в себе перипетии истории, ее диссонансы – отражение противостояния светы и тьмы, сломанных судеб, боли и трагедии двадцатого века. Музыка Баха устремила слушателей к вечной красоте, гармонии, надежде, свету сердца, который светит во тьме и который тьма не может объять.

Николай Константинович утверждал: «Можно ли сейчас говорить о красоте, о прекрасном? И можно, и должно. Через все бури человечество пристанет к этому берегу. В грозе и молнии оно научится почитать прекрасное. Без красоты не построятся новые оплоты и твердыни. "Красота спасет мир"»





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007