Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Значение наследия Рерихов для России|Эмпирическая наука и метанаука|Институт «Урусвати»|Кайлас – Тибет |Защита имени и наследия Рерихов|

Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества

Научная работа   |  Конференции 2014;   2015   |  Культурно-просветительская работа


ИНФОРМАЦИЯ
о Второй международной научно-общественной конференции
«Феномен Кайласа и его роль в эволюционном развитии человека»,
состоявшейся 21 – 22 марта 2015 года в Международном Центре Рерихов
(г. Москва)

Организаторы: Исследовательская группа феномена Кайласа (Россия);
Международный Центр Рерихов


Конференция осветила комплекс интереснейших исследовательских проблем, касающихся культурных и природных памятников Тибета, в частности одного из самых священных и загадочных регионов планеты – горной системы Кайлас. Особое внимание было обращено на уникальные объекты Центральной Азии – Великие озёра Тибета, а также на древние паломнические пути, идущие вдоль этих озёр к горе Кайлас. Актуальным направлением работы конференции стало рассмотрение вопросов, связанных с тибетской частью маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928), где выдающимся русским мыслителем, историком и художником Николаем Константиновичем Рерихом (1874–1947) и его старшим сыном, учёным-востоковедом Юрием Николаевичем Рерихом (1902–1960) были совершены важные научные открытия. Были рассмотрены итоги современной экспедиции (2014), впервые проследовавшей маршрутами тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, область охвата которой и по настоящее время является одним из самых труднодоступных и малоисследованных регионов планеты.

В работе конференции приняли участие более 100 человек из России, Болгарии, Германии, Индии, среди которых учёные и общественные деятели, носители древних традиций Тибета, путешественники и паломники, писатели и кинематографисты.

Конференция торжественно открылась видеоматериалом о Тибете, представленным фотографиями Сергея Балалаева и Александра Титова, в сопровождении музыки Рихарда Вагнера (увертюра к опере «Парсифаль»). Со вступительным словом к участникам конференции обратились:

– президент Международного Центра Рерихов, президент Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, Чрезвычайный и Полномочный Посол А. П. Лосюков, который выразил большой интерес к тематике конференции, поблагодарил собравшихся и пожелал всем успешной и плодотворной работы;

– руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа С. Ю. Балалаев, осветивший цели и задачи предстоящей работы и отметивший, что подобные конференции не проводятся больше нигде в мире.

На конференции было сделано 23 доклада, в которых освещена довольно широкая тематика, связанная с методологией исследований; культурно-историческими аспектами, в том числе с проблемой великих переселений народов; духовным опытом паломников; мифологией и изучением древних источников; геолого-географическими вопросами и т.д.

Украшением конференции явились документальный фильм О. Ф. Мартынова «Тибет – Кайлас. Сияние бытия» (2013), видеоматериалы экспедиции С. Ю. Балалаева «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов» (2014) и музыкальная видеокомпозиция о Тибете, которые гармонично дополнили впечатления участников конференции об этом прекрасном и во многом ещё загадочном регионе.

Впервые в истории конференций, проводимых в Международном Центре Рерихов в Москве, у жителей других регионов России появилась возможность стать участниками конференции «Феномен Кайласа и его роль в эволюционном развитии человека» в режиме онлайн-трансляции. Мероприятие прошло в дружеской атмосфере научного поиска, обмена мнениями и плодотворного общения.


21 марта 2015 г. Утреннее заседание

Вилена Санджеевна Дылыкова-Парфионович (Россия, г. Москва), почётный участник конференции, кандидат филологических наук, тибетолог, синолог, ученица крупнейшего русского учёного-востоковеда Ю. Н. Рериха, представила доклад «Гора Кайласа в индо-тибетской мифологии». Исключительно интересным фактом творческой биографии Вилены Санджеевны является то, что она выступила одним из авторов «Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями» в 11 томах и других научных работ, в частности посвящённых изучению Калачакры. В докладе В. С. Дылыковой-Парфионович отмечено, что буддийская космогония приводит различные схемы строения вселенной, из которых самой известной является схема изображения круглой вселенной, состоящей из четырёх континентов-островов, окружённых Внешним Океаном. В центре южного континента Джамбудвипа, идентифицируемого с планетой Земля, древнеиндийская космография размещает мифическую гору Меру, которая возвышается подобно Олимпу, а солнце, луна и планеты совершают вокруг неё непрерывное вращение. Гора Меру как самая высокая гора, или гора Тисе (Tise), признана центром мира, «царём гор» и «золотой горой». Причём гора Меру представляется тибетцам одновременно центром Джамбудвипы и центром вселенной. В сочинениях тибетских авторов в большинстве случаев гора Меру, или Сумеру, получила название «рирэп». Гора Меру также олицетворяет собой Золотой Столб, или Мировое Дерево, соединяющее небеса с земным миром. Сакральное название «Su-mery» является также эпитетом Шивы со значением «возвышенный», «превосходный». В ранних литературных памятниках вершина Меру предстаёт небесной резиденцией Брахмы и местом, где собираются боги, мудрецы-риши, небесные музыканты-гандхарвы и др. Индийцы и тибетцы гору Меру идентифицируют с горой Кайласа; тибетолог Д. Снеллгроув (Великобритания) между горой Меру и горой Кайлас также ставит знак равенства. Правителем горы Кайлас, имеющим на горе свою резиденцию, является бог богатства Кубера; владыкой, живущим на вершине Кайласа, выступает грозный Шива, обитающий в этом горном раю вместе с супругой Умой. Буддисты Индии и Тибета почитают Кайлас как сакральную гору, что нашло отражение в Пуранах и великом эпосе «Махабхарате». Аналитический обзор зафиксированных на письме космогонических мифов Древней Индии и Тибета, описывающих горные вершины и ледники, расположенные в этих странах, позволяет сделать вывод, что высочайшая в мире гора Меру, отождествляемая с горой Кайласа, является небесной жительницей, управляющей небесным сводом, в то время как гора Кайласа родилась на планете Земля и, будучи «дочерью Гималайских гор», находится на территории Тибетского автономного района КНР.

Владислав Георгиевич Соколов (Россия, г. Москва), кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник Объединённого Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (ОНЦ КМ МЦР), лауреат Международной премии имени Е. И. Рерих, в докладе «Методологические основы исследования феномена Кайласа и других природных и культурных памятников Тибето-Гималайского региона» вначале сделал вступление о создании в ОНЦ КМ МЦР нового научного направления «Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества», работа которого реализуется совместно с российской Исследовательской группой феномена Кайласа. Докладчик осветил структуру данного направления, а также разработанные им семь секторов научной работы. При этом он подчеркнул, что не следует ограничиваться только районом Кайласа, а необходимо изучать Тибет в целом, Гималайский регион и в связи с этим, при необходимости, и другие регионы Евразийского материка, так как в процессе исследований может проявиться ряд интереснейших связей, которые имеют отношение к длительной эволюции человека. Затем В. Г. Соколов предложил методологические положения исследования феномена Кайласа и других природных и культурных памятников Тибето-Гималайского региона.

Вот лишь некоторые из идей данной методологии. 1) Осмысление эволюционной значимости данного региона осуществляется в двух аспектах: первый включает изучение природных объектов, являющихся неотъемлемой частью нашей планеты как космического тела, находящегося в эволюционной цепи Мироздания. Такой подход к изучению Земли позволяет рассматривать природные феномены планеты (как и рукотворные) в их взаимосвязи с творчеством Космоса, а также как единую планетную систему объектов. Второй аспект подразумевает исследование многовековой культуры Тибето-Гималайского региона, центральной осью которой выступает человек-микрокосмос. Эти два аспекта реализуются в поле космического мышления. 2) Творчество Космоса проявляется на планете как в том, что мы называем природными объектами, так идёт и через внутренний мир человека, выявляясь в эволюционных действиях и в новых знаниях. В древние эпохи высокие знания шли в форме мифов. Изучение мифологии Тибето-Гималайского региона должно основываться на новых подходах: во-первых, за мифологическими образами стоит определённая реальность многомерной структуры Космоса; во-вторых, к раскрытию, расшифровке этих мифологических образов необходимо искать смысловые ключи. 3) Необходимо учитывать два основных слоя древности: первый – века буддийского периода и тысячелетия добуддийской эпохи; второй слой – значительно более древний, уходящий своими корнями в эпохи существования древнейших материков и проживавших на них соответствующих человеческих Рас – создателей сложнейших по технологии мегалитических памятников, присутствующих во многих регионах планеты. 4) Постижение Кайласа, а также других важных феноменов Тибета будет наиболее целостно, если его осуществлять в русле единой новой системы познания, представленной синтезом эмпирического научного и метанаучного способов познания. Эта новая система познания выступает основой космического мышления и одной из важных особенностей философской системы Живой Этики, с позиции которой изучение интересующего нас региона будет наиболее полным. 5) Изучение феномена Кайласа и других природных и культурных объектов Тибета должно основываться на космических законах, действие которых распространяется как на Мироздание в целом, так и на нашу планету, а также на все аспекты развития человеческого общества. 6) Осмысление феномена Кайласа с учётом ведущего принципа космической эволюции Учитель – ученик; роль Великих Учителей человечества в формировании мощного культурного поля в Тибето-Гималайском регионе огромна и является определяющим. 7) Осмысление явления метаистории, которое пронизывает весь Тибето-Гималайский регион. 8) Познание тонкой природы человека и изучение единой системы человек – планета – Космос.

Богдана Юрьевна Соколова (Россия, г. Москва), кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, в докладе «Тибетский героический эпос о Кэсаре в работах Ю. Н. Рериха» отметила, что работа выдающегося востоковеда, филолога, лингвиста Юрия Николаевича Рериха «Сказание о царе Кэсаре Лингском» содержит уникальный научный материал. Её автор до сих пор остаётся единственным учёным, который знал множество восточных языков и наречий, в силу чего имел возможность собрать и сравнить различные версии Гэсэриады и сведения о традициях, связанных с образом Гэсэра (монгольское звучание имени Кэсар). В своей работе Ю. Н. Рерих приводит содержания тибетской, восточнотибетской (или камской), западнотибетской, амдоской, а также монгольской версий эпоса. Он даёт обширную историографическую справку, описывает рапсодическую традицию эпоса, рассматривает образ Гэсэра в тибетском искусстве. Работы Юрия Николаевича «Сказание о царе Кэсаре Лингском» и «Тибет – страна снегов» являются незаменимыми при изучении Гэсэриады с точки зрения философского осмысления героизма как явления. Во-первых, во всех версиях Гэсэриады, содержание которых приводит Ю. Н. Рерих, можно найти свидетельства связи героя Кэсара с Высшим началом одухотворённого Мироздания. И, во-вторых, исследуя эпос о Гэсэре, Юрий Николаевич, выявил очень важный факт: развитие и дополнение Гэсэриады в современную эпоху, что является уникальным случаем в мировой культурной практике, поскольку героический эпос – произведение, как правило, законченное. Мессианский характер Гэсэриады состоит в том, что она воодушевляет народы Азии и напитывает их высокой энергетикой, которую создаёт устремление в будущее. Именно это устремление, наряду с любовью к герою и его почитанием, является важнейшим эволюционным фактором народа.

Алексей Валерьевич Перчуков (Россия, г. Санкт-Петербург), путешественник, в докладе «Исследование внутренней части Мандалы Кайласа» отметил, что, в соответствии с древними тибетскими текстами, Кайлас представляет собой гигантскую природную мандалу, которую можно представить как лотос с восемью лепестками. При этом центром мандалы является вершина горы, четыре Лица Кайласа формируют стороны квадрата, а внешняя кора (обход) образует круг. Восемь лепестков лотоса образованы восемью долинами рек, начинающихся из ледников у подножия Кайласа. Немецкий исследователь Вольфганг Волмер подробно описывает эту лотосовую модель на примере мандалы Чакрасамвары, где божественная пара окружена Кругом Великого Блаженства и цветком лотоса с восемью лепестками. Движение в мандале происходит извне к центру, что можно образно представить как восхождение от материального к духовному. Знакомство с Кайласом обычно начинается с прохождения так называемой внешней коры, которая, как известно, напрямую не соприкасается ни с самой горой, ни с примыкающими к ней перевалами. Тем не менее возникает вопрос о возможности непосредственного обхода горы с восхождением на примыкающие к ней перевалы. Такой маршрут наиболее точно соответствовал бы внешнему аспекту внутренней коры. Индийский исследователь Тибета и Кайласа Свами Пранавананда описал маршрут, позднее получивший название «Южный Траверс». Немецкий исследователь Вольфганг Волмер, в свою очередь, описал так называемый «Северный Траверс». Тем не менее сделать логически завершенную кору по перевалам, непосредственно примыкающим к Кайласу, не удавалось еще пока никому. А. В. Перчуков подробно рассказал о личном опыте изучения горной системы Кайласа и результатах своих исследований, подчеркнув, что маршруты экспедиций он составляет самостоятельно. Докладчик подробно описал несколько таких интересных маршрутов, а также сообщил о задачах экспедиции, которая планируется им в 2015 году.

Бруно Бауманн (справа).
Переводчик - Арег Мехакян

Настоящим подарком конференции стала почти полуторачасовая лекция «Кайлас – паломнические маршруты к священной горе» почётного участника конференции Бруно Бауманна (Германия, г. Мюнхен) – выдающегося путешественника, эксперта по Тибету, режиссёра, писателя, кинематографиста, фотожурналиста, профессионального альпиниста, почётного редактора журнала “National Geographic”, обладателя многочисленных литературных премий и фото-наград. Надо отметить, что это было первое выступление Бруно Бауманна в России. Он является одним из первых европейцев, приехавших в Тибет в то время, когда китайские власти открыли его для посещения иностранцами в 80-е годы прошлого века. Этот уникальный исследователь более сорока лет провёл в путешествиях по самым разным, в том числе и труднодоступным, местам планеты, побывав в Южной Америке, Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Новой Гвинее, Полинезии, Средней Азии, Тибете, Китае, Непале, Бутане, Индии (Ладакх), Пакистане, Шри Ланке, Норвегии и др. Б. Бауманн прошёл по маршруту Великого Шёлкового Пути, пересёк пешком в одиночку пустыню Гоби, посетил удалённые королевства Гималаев, недоступные районы Тибетского плато, стал вторым человеком (после выдающегося шведского путешественника и географа Свена Гедина), пересёкшим в XX столетии суровейшую пустыню Такла-Макан. Он – один из первых европейских исследователей, который достиг истоков четырёх великих рек – Инда, Брахмапутры, Сатледжа и Карнали. Б. Бауманн – автор книги «Кайлас: священная гора Тибета», признанной в 2002 году в Германии лучшей книгой о путешествиях, удостоенной литературной премии и переведённой на многие языки.

Начиная своё выступление на конференции, Бруно Бауманн сказал: «Я являюсь большим поклонником Николая Рериха, книги которого меня очень вдохновляют, особенно его книга о Шамбале». Именно эта книга побудила Б. Бауманна посетить Транс-Гималаи в районе Кайласа. Впервые же он побывал в Тибете в 1986 году, а в 1987 году совершил своё первое путешествие из Лхасы к горе Кайлас. «Для меня паломничество – это ходьба пешком, – поделился со слушателями Б. Бауманн, – только так вы замечаете красоту природы, много чувствуете и созерцаете, что невозможно при поездке на машине». Он рассказал о разных сторонах своего путешествия, об ощущениях и переживаниях при встрече с величественной горой Кайлас. Эти переживания, подчеркнул Б. Бауманн, имели трансформирующее влияние на него и его спутников. По его мнению, не столь важно, сколько раз человек совершил кору вокруг Кайласа, важна его мотивация. Правильная мотивация – духовная, это совершение коры не во благо своё, а во благо всех живых существ, во благо всего человечества. Особую роль в сакральности Кайласа играет вода как источник жизни. Б. Бауманн отметил, что сейчас, спустя четверть века, энергетическая обстановка в Тибете значительно изменилась, к сожалению, она ухудшилась вследствие появления многочисленных гостиничных комплексов и развлекательных центров. Вместо включения Лхасы в список всемирного наследия ЮНЕСКО, старый город разрушается, возводятся новые постройки. Кроме того, Б. Бауманн сказал, что мы не должны допустить превращения окрестностей Кайласа в Диснейленд, и это будет отвечать идеям Пакта Рериха. Выступление Бруно Бауманна сопровождалось прекрасной презентацией – уникальные фотографии, музыка, ритуальное тибетское пение, видеофрагменты создали эффект присутствия зрителей в величественных и загадочных местах.


21 марта 2015 г. Вечернее заседание

Арта Лама Ринпоче (Индия), почётный участник конференции, Мастер Дзогчена традиции Шанг Шунг Нен Гьюд, выступил с темой «Гора Канг Тисэ (Кайлас) в традиции Бон». Свои первые наставления по практике Нёндро и Дзогчен Арта Лама Ринпоче получил от своего дяди – реализованного йогина Ньима Тсултрима. Арта Лама был монахом в монастыре Менри, где обучался философии. Получил множество важных посвящений и устных наставлений от разных учителей, а также уникальные учения Нового Бона. В монастыре Тритен Норбутсе в Непале Арта Лама получил учения Четырёх Кругов Дзогчена, обучался грамматике, поэзии, астрологии и мандале. Как носитель традиций бона Арта Лама Ринпоче начал своё выступление с краткой исторической справки о том, что учение бон было принесено буддой Тампа Шинрабом восемнадцать тысяч лет назад; им была благословлена гора Кайлас. Бон – это учение о полном освобождении от страданий и невозвращении к ним. Арта Лама рассказал о том, как в боне рассматриваются причины болезней человека. Таких причин три: 1) от неправильного образа жизни (питание и т.д.); 2) ввиду причинно-следственных (кармических) связей; 3) от особых негативных существ, невидимых физическим зрением. При этом Лама рассказал и о способах избавления от болезней, вызванных вышеназванными причинами. Арта Лама особо подчеркнул, что нельзя считать, будто последователи бон-по – это те, кто едят мясо и совершают ритуалы, причиняющие вред. Тампа Шинраб запретил жертвоприношения и причинение любого вреда другим существам. Рассматривая гору Кайлас (по-тибетски звучит Кон Ринпоче – «снежная драгоценность») как центр мира, бон осмысливает Кайлас внешне как объект, подобный ступе, а внутренне как мандалу йидомов – божеств. Обход вокруг Кайласа может принести человеку различные благие следствия. Также Арта Лама рассказал о высшем достижении бонских практик – реализации радужного тела. Осмысляя исторические аспекты древнего тибетского государства Шанг-Шунг, Арта Лама отметил, что, возможно, эта страна распространялась и на территорию современной России, в район Аркаима, где найдены схожие с тибетскими постройки. Интересно, что уже шестнадцать тысяч лет назад в Шанг-Шунге существовали ремесла, искусства (например, писались тханки), медицина и др.

    
    
                    Реликвии, предоставленные Арта Ламой на конференцию

Виктор Васильевич Фролов (Россия, г. Москва), доктор философских наук, профессор, заместитель Генерального директора Музея имени Н. К. Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ МЦР, в докладе «Феномен Кайласа и новая система познания: к постановке проблемы» озвучил проблему необходимости синтеза эмпирического и метанаучного осмысления феномена Кайласа. При изучении этого феномена имеют значение как традиционные научные методы познания, так и духовный опыт тех людей, которые там побывали. Важнейшими условиями получения знаний об этом регионе планеты являются профессиональный подход к исследованиям и опора на новое космическое мышление. В новой теории познания субъект не дистанцирован от объекта, а осмысление последнего включает как видимую, так и невидимую его стороны, то есть учитывает закон двойственности. Используя такую систему познания, учёные могут получать новые знания о феномене Кайласа и формировать всё более целостное его понимание. В данный момент важной проблемой является вопрос органичного включения результатов научных исследований Кайласа в общий ряд представлений о нём. Перспективы изучения этого региона, по мнению докладчика, состоят, во-первых, в накоплении объёма знаний о нём и, во-вторых, в формировании целостной картины о Кайласе как о планетарно-космическом явлении. Эта картина откроет новые возможности понимания роли этого феномена в эволюционном развитии человечества.


Сергей Юрьевич Балалаев (Россия, г. Воронеж), кандидат физико-математических наук, руководитель Исследовательской группы феномена Кайласа, путешественник, организатор и участник шестнадцати экспедиций в Тибет, в начале своего доклада «Новые данные о значении Кайласа для эволюции человека» рассмотрел вопрос о том, какую роль играет эта священная вершина в тибетских и индийских религиозных традициях. На протяжении многих столетий Кайлас является центром религиозного паломничества; в санскритских литературных памятниках он упоминается как место, связанное с божественными существами и великими мудрецами; тибетская литература учения бон и буддийские источники также считают эту гору священным местом. Следуя принципу сакральной географии, а именно: что всё проистекает из источника, расположенного на небе и в точности воссоздаётся на земле, докладчик изложил авторское видение некоторых необычных образований, которые можно обнаружить на гранях Кайласа. В частности, С. Ю. Балалаев сконцентрировался на символике удивительной нерукотворной трещины, расположенной на южной грани горы. В этой трещине обнажаются слои, словно образуя тринадцать ступеней своеобразной лестницы. По мнению докладчика, символика трещины имеет эволюционные аспекты. В заключение Сергей Юрьевич озвучил задачи своих экспедиций к Кайласу в 2015 году.

«Применение ядерно-физических методов анализа для определения элементного состава и оценки возраста геологических образцов из района горы Кайлас» – так назывался доклад, представленный на конференцию сотрудниками Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова Объединённого института ядерных исследований (Россия, г. Дубна) М. В. Густовой, О. Д. Масловым, А. О. Хотылевым. Озвучивая доклад, Марина Владимировна Густова отметила, что Кайлас имеет ярко выраженную пирамидальную форму, причём грани его чётко сориентированы по сторонам света. Поэтому некоторые исследователи выдвигают предположение об искусственном его происхождении. Существует гипотеза, согласно которой для строительства этой своеобразной пирамиды было использовано естественное горное образование, на которое для прочности было нанесено искусственное покрытие. Для выяснения того, имеют ли исследуемые объекты естественное или искусственное происхождение, было проведено определение их элементного состава и оценён возраст. Для этой цели использованы ядерно-физические методы анализа, к которым относятся рентгенофлюоресцентный, гамма- и нейтронно-активационный. Эти методы применялись для микроэлементного анализа шести геологических образцов, собранных экспедициями С. Ю. Балалева в 2013–2014 годах с четырёх граней горы Кайлас на высоте 5390 – 5800 м. На основании полученных результатов проведена геологическая классификация образцов и дана оценка их возраста. По результатам анализа, геологические образцы представляют собой магматические, плутонические и другие горные породы, возраст которых составляет от 20 до 25 млн лет, возраст наиболее молодых пород – от 8 до 12 млн лет. Данные результаты хорошо согласуются с описанием тектонической эволюции Тибета.

Образец  К 2 , западная грань г. Кайлас, высота 5390 м. Лейкогранит с флогопитом (плутоническая порода). Оценка возраста: 6,78 – 8,46  млн. летМногокомпонентный гамма-активационный анализ (ГАА) основан на измерении гамма-активности радионуклидов, образующихся по реакции (g, n) при активации элементов проб гамма-квантами
Образец К 2 , западная грань г. Кайлас, высота 5390 м.
Лейкогранит с флогопитом (плутоническая порода).
Оценка возраста: 6,78 – 8,46 млн. лет
Многокомпонентный гамма-активационный анализ (ГАА) основан на измерении гамма-активности
радионуклидов, образующихся по реакции (g, n) при активации элементов проб гамма-квантами


Александр Валерьевич Титов (Россия, г. Москва), член Исследовательской группы феномена Кайласа, в своём докладе «Кайлас – обитель Стихии Огня» рассмотрел символику мифологических и семантических понятий, связанных с горой Кайлас. Кайлас издревле считается обителью бога Шивы, который, несмотря на свой эпитет «разрушителя», понимался как дарующий счастье, великий миротворец и создатель. По мнению А. В. Титова, трезубец Шивы соответствует троичной природе человека. Докладчик считает, что связь Кайласа со стихией Огня можно усмотреть, во-первых, в том, что эта гора имеет отношение к символике Мировой Оси, а также Мирового Древа, в ветвях которого обитает Змий-Дракон. Этот Дракон является символом первичной космической энергии, перводвижения волн космического Огня, символизированного колебательной формой тела змеи. Еще одним фактом, свидетельствующим о связи Кайласа и стихии Огня, является форма горы, представляющая собой почти правильную природную пирамиду. В представлении античных философов именно пирамида является формой кристаллов стихии Огня (греч. «пир» – огонь, «мидос» – мера). Докладчик рассмотрел пирамиду как модель космической эволюции.

22 марта 2015 г. Утреннее заседание

Сергей Юрьевич Балалаев посвятил свой доклад «Великие озёра Тибета. По результатам экспедиций 2010 – 2014 годов» итогом трёх экспедиций, организованных автором в область Великих озёр Тибета, которая на сегодняшний день является одной из самых труднодоступных и малопосещаемых территорий Земли. Участники экспедиций посетили ряд больших озёр: Намтсо, Серлинг, Керинг, Дангра Юмтсо, Тери Намтсо (Таши Намтсо), Ла Нгак (Ракшас Тал), Мапанг Юмтсо (Манасаровар), а также ряд небольших, в частности, Пангонг, Тактсе, Тангшунг, Такйел. В этом регионе исследователи обнаружели такие артефакты, как замки, храмы, каменные столбы, могилы, пещеры, наскальные рисунки и надписи, практически неизвестные западным путешественникам. Были первично обследованы археологические памятники этого региона, относящиеся к различным временным срезам. По маршруту следования обнаружены несколько крупных мегалитических комплексов на северных побережьях озёр Намтсо и Таши Намтсо, на юго-восточном побережье озера Тангшунг и на северо-восточном побережье озера Дангра. Почти у каждого озера выявлено множество пещер, с древнейших времён используемых практикующими йогинами. Задокументированы наскальные рисунки и надписи в этих пещерах, относящихся как к буддийскому, так и к добуддийскому историческим периодам. Вдоль северной части восточного берега озера Дангра Юмтсо лежат руины крепостей, которые, возможно, были основаны во времена Шанг-Шунга. Эти крепости включают три форта: Кьидсум Гьямпай Дзонг, Кьюнг Дзонг и Омбу Дзонг. Кьюнг Дзонг (Крепость Орла) представляет особый интерес, так как она принадлежала последнему царю Шанг-Шунга – Лигмигья. Близлежащий бонский монастырь Юбунг (Бирюзовый Туман), восстанавливаемый несколько раз (последний – в 1980 году), является одним из самых древних археологических памятников на озере Дангра Юмтсо; он славится тем, что здесь якобы находится пещера души богини озера – Дангры Гьялмо. На озере Намтсо участники экспедиции посетили мыс Ньинг До (Мыс-Сердце) – место размещения добуддийских руин, состоящих примерно из двенадцати строений; мыс Тамчок Нгангпа До (Великолепный Мыс Гусь Лошадь), где расположен монастырь Тамчок (Главная Лошадь); Танглай Гьяго – скальное образование с огромной аркой, расположенное на каменистой площадке, выступающей в озеро, и др. В 2010 году на двух из четырёх островов озера Ракшас Тал экспедицией были обнаружены добуддийские археологические памятники: докханги До Сер (Желтого Острова) и До Мук (Багряного Острова). Текстовые источники свидетельствуют о том, что эти острова являлись культовым центром самого могущественного женского божества королевства Шанг-Шунг. Драблай Гьялмо была королевой всех воинственных духов, а также двойственных духов неба и земли. Посещение её геомантического «сердца» во все времена считалось великим благом. С. Ю. Балалаев также рассказал о задачах экспедиции «Путём Великих озёр к Кайласу», планируемой в 2015 году.

Владислав Георгиевич Соколов в докладе «Научные открытия Рерихов в Тибете. (Проблема поиска источника и путей расселения предков индоевропейских народов)» рассмотрел и проанализировал важные научные открытия, сделанные выдающимся историком, художником и мыслителем Н. К. Рерихом и его старшим сыном, учёным-востоковедом Ю. Н. Рерихом на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и, в частности, на её тибетском этапе. Несмотря на необыкновенную сложность и суровые испытания, проявившиеся на данном этапе, Рерихи сделали очень важные научные открытия. В частности, в бонском монастыре Шаруген было открыто собрание рукописных текстов, часть которых имела отношение к бонской версии героического эпоса о великом царе Гэсэре. Докладчик осветил особенности древней добуддийской веры Тибета бон. И заметил, что святые места древнейшей формы бона сходны со способом поклонения (а также с верованиями), существовавшим у древних германских племён. Н. К. Рерих отмечал схожесть со стилем друидов (кельтских жрецов), присутствующую в древних изображениях, относящихся к добуддийскому бону. Сюжеты древних рисунков Николай Константинович отобразил на своих полотнах как важную веху в изучении великих переселений народов. При открытии менгиров и кромлехов в Трансгималаях Н. К. Рерих обратил внимание на доисторических друидов, таким образом отмечая следы древнейших жителей Западной Европы в районе Гималайской гряды. Докладчик раскрыл проблемную ситуацию в исторической науке, связанную с формированием кельтского этноса и культуры. Также В. Г. Соколов подробно осветил такое важнейшее открытие Рерихов, как мегалитические памятники в местности Доринг, имевшие отношение к добуддийскому Тибету и построенные по тому же плану, что и знаменитые мегалиты Карнака во Франции. Н. К. Рерих назвал мегалиты Доринга «несомненным знаком друидической древности». Поскольку мегалитическое сооружение Доринга было посвящено, скорее всего, культу солнца, докладчик отдельно остановился на значении данного культа у древних арийских племён. Оставленные древними переселенцами знаки свидетельствовали о былом культурном единстве. Эти знаки были выявлены Рерихами в наскальных изображениях, «зверином стиле» в орнаментах и убранстве оружия, в мегалитических памятниках, погребениях, вооружении, антропологических сопоставлениях, лингвистических параллелях, легендах кочевников и др.  Своим сходством эти знаки объединяли очень удалённые области евразийского материка и намечали пути великих переселений народов, происходивших многие века назад и охвативших Тибет, Ладакх, Лахул, Кашмир, Северную Монголию, Алтай, Южную Сибирь, южно-русские степи, Северное Причерноморье, Скандинавию, Западную Европу. Причём область Гималаев, возможно, была начальным пунктом этих великих передвижений. Особенно важен тот факт, что в них были задействованы предки индо-европейских народов.

Марга Петровна Куцарова (Болгария, г. София), аспирант Софийского университета имени Св. Климента Охридского, руководитель филиала МЦР в Болгарии, председатель Национального общества имени Рерихов, лауреат Международной премии имени Е. И. Рерих, в своём докладе «Мифология Индии об Обители на Земле, объединяющей миры» отметила, что, согласно индийской мифологии, существуют три мира – мир людей, мир богов и подземный мир, образующие всё Мироздание. Эти три мира тесно связаны между собой, и связью между мирами являются боги. Мудрецы, или вестники, тоже связывают миры, они странствуют между небом и землёй, сообщая людям волю богов и предсказывая будущее. Есть место на земле, где земной и небесный миры очень близко соприкасаются. Таким местом, согласно индийской мифологии, являются Гималаи – обитель божественных мудрецов. На Кайласе также есть сокровенное место, называемое обителью Шивы, где два мира, земной и высший объединены в одно целое. В индийской мифологии встречается обозначение сокровенного места в Гималаях, которое, подобно обители Шивы, являет собой объединение миров. Это – Уттара-Куру, или Северная Куру. Согласно древнеиндийским эпосам, это место проживания богов и мудрецов. Современные ученые, изучающие учение Калачакры, считают, что коррелятом образа буддийской Шамбалы в индуистской мифологии является, прежде всего, Уттара-Куру, а также обитель Шивы.

Двоемирие сокровенной страны, знание о котором нам несут как индийская мифология индуизма и буддизма, так и историческая литература Тибета, являет собой значительную трудность для современной традиционной науки, для её эпистемологии и методологии. Это двоемирие, или объединение двух миров в одном пространстве, в современной традиционной науке в лучшем случае описывают и регистрируют, как особенность мифологических и исторических источников, но совершенно не учитывается в научных исследованиях. То есть традиционная наука являет два подхода. Первый – исторический, согласно выводам которого, Шамбала, или сокровенная страна, являлась реальной страной в истории Земли, но все необычные характеристики страны и её обитателей, и особенно черты двоемирия, учёные полностью отбрасывают. Другой подход фокусирует своё внимание на необычных характеристиках заповедной, сокровенной страны, выраженных, как правило, в мифологических образах, и полностью оставляет в стороне данные о реальном земном существовании страны Шамбалы. Во втором подходе исследователи делают вывод, что сокровенная страна принадлежит лишь мифологии. Шамбала, или сокровенная Обитель великих Мудрецов, не вмещается своей многомерностью в прокрустово ложе современной науки, которая не может объяснить, почему, к примеру, Шамбалу народы Центральной Азии рассматривали и рассматривают  как реальность. Проблема двойственности, или объединения в пространстве Заповедной Страны двух миров, находит своё решение лишь в новой науке, основывающейся на системе познания и методологии нового космического мышления, представленной в Живой Этике, или философии реального космоса. Согласно этой философии, Шамбала является уникальным местом на Земле и связана с космической эволюцией человечества.

Видеовыступление

Сумати Чандрашекхар (Индия, г. Бангалор), путешественница, выступила с докладом «Зов Кайласа – проникновенное путешествие. Опыт парикрамы Кайласа с точки зрения индийского паломника». (Парикрама – это индийское название коры, обхода священного места). В докладе Сумати Чандрашекхар описала свой путь к Кайласу, который она назвала духовным путешествием. Этот путь начался из Лхасы, откуда Сумати вместе с попутчиками направилась к горе Кайлас и озеру Манасаровар. По свидетельству докладчицы, нечто важное происходило в её внутреннем мире в этом путешествии. Трудности и препятствия на этом пути являются испытаниями на терпение, веру и силу воли. При этом важно сохранять в группе паломников единение и положительную энергетику. Путешественница рассказала о своих впечатлениях при совершении омовения в озере Манасаровар, вблизи которого чувствуется возвышенная атмосфера. Также она упомянула об особой местности, проходя которую, человек освобождается от негативных эмоций и привычек. «Горы явились как бы моими учителями, они учили меня быть такой же спокойной и созерцающей», – поделилась со слушателями Сумати Чандрашекхар, повествование которой было насыщено описанием духовных переживаний и трансформаций, которые происходили с ней по пути к Кайласу и около самой горы. Подобный духовный опыт паломников к священной горе представляет значительный интерес для научных исследований.

Галина Викторовна Котовская (Россия, г. Воронеж), путешественница, член Исследовательской группы феномена Кайласа, в докладе «Сакральное значение коры (обхода) Кайласа» рассмотрела девять кор у горы Кайлас. Кора – это ритуальный обход священного места по часовой стрелке или против неё. Самая распространенная кора Кайласа – это внешняя, протяжённостью около 50 км, высшая точка которой – перевал Дролма Ла (5642 м). Индуисты и буддисты совершают кору по часовой стрелке, приверженцы бона – против. Маршрут внутренней коры (коры Дакини) отличается от внешней на начальном и на среднем участках и проходит через перевал Кхандро Санглам Ла (5685 м). Тропа другой внутренней коры, или Нанди-коры, проходит на существенно большей высоте, чем тропа внешней коры (5300 – 5850 м). Кора касания Лиц Кайласа заключается в последовательном подходе к каждому из четырёх Лиц (граней) Кайласа, прикосновении к ним с выполнением специальных практик. Целостная кора представляет собой последовательный обход Кайласа группой людей сначала против, а затем по часовой стрелке. Ваджра кора совершается путём северной (против часовой стрелки) и южной (по часовой стрелке) внутренних кор. Дзогчен кора осуществляется двумя людьми и заключается в совершении первым человеком (женщиной) части коры против часовой стрелки и вторым человеком (мужчиной) по часовой стрелке. Суть коры Слияний стихий состоит в гармонизации энергетической системы человека через Лица Кайласа, каждое их которых соответствует определенной стихии. В заключение Г. В. Котовская описала маршрут девятой коры – Спиральной, который состоит из трёх частей и предполагает посещение всех пяти озёр, расположенных у Кайласа.

     
     

Ольга Валерьевна Карасёва (Россия, г. Москва), культуролог-востоковед, китаист, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, в своём докладе «К проблеме освещения Меру и Кайласа в индийских источниках» рассмотрела парадигму гор в сакральной географии и общую для многих культур концепцию горы как оси, соединяющей миры, или как обители богов. В свете этой парадигмы концепция горы Меру есть некий древний архетип, характерный не только для индо-арийцев, но и для других древних культур. В докладе были рассмотрены описания горы Меру как центральной точки мира, встречающиеся в классических источниках, таких как Тайттирья-араньяка, Рамаяна Валмики, Махабхарата, Вишну-пурана. Упоминания Кайласа и Меру в одних и тех же текстах, например Махабхарате, вероятно, принадлежат разным слоям текста. Все источники указывают местоположение Меру на севере, за полярным кругом. На основании анализа текстов исследователи приходят к заключению, что под пиком Меру подразумевается магнитная ось север-юг и направление на Полярную звезду. Гора Кайлас, будучи естественной мандалой, переняла функцию организации сакрального пространства, став символом архетипической горы Меру в сакральной географии Индии.


Денис Вячеславович Мяченков (Россия, г. Москва), продюсер ДАТТА МЕДИА Групп, в докладе «Значение паломничества к Кайласу с точки зрения ведических традиций» рассмотрел особенности ведических традиций и отметил, что ведическая культура содержит в себе духовный путь, позволяющий человеку реализовать своё божественное начало. Ведическая культура является древнейшей на нашей планете, её следы мы часто обнаруживаем и на территории России. Ряд учёных считает санскрит протоязыком русскому языку. Паломничество к Кайласу уникально тем, что даёт импульс, который оказывает позитивное влияние на духовный рост человека. Докладчик изложил собственный опыт путешествия к Кайласу, подчеркнув, что дорога к этой горе – сакральное путешествие и связано оно со многими трудностями и препятствиями. Но если сознание человека чисто и открыто, он преодолеет любые препятствия на этом пути. В заключение докладчик поделился опытом подготовки своего паломничества к горе Кайлас.

     
     

22 марта 2015 г. Вечернее заседание

Лама Йонтен Гиалтсо (Индия), почётный участник конференции, настоятель монастыря Джонанг Тактен Пунцок Чойелинг, врач тибетской медицины представил доклад «Гора Кайлаш в традиции тибетского буддизма». Лама Йонтен Гиалтсо прошёл обучение в монастыре Сер Гомпа традиции Джонанг, где успешно выполнил практики и сдал экзамены по учениям тантры Калачакры. Много лет он провёл в медитациях в пещерах великого тибетского святого Миларепы и других местах отшельничества, где занимался практикой Калачакра-тантры. В своём выступлении на конференции Лама Йонтен Гиалтсо отметил, что гора Кайлас, почитаемая как сердце нашей планеты, имеет большое значение в тибетском буддизме. Считается, что на этой горе пребывают шестнадцать архатов – учеников Будды, которые достигли просветления. Важным моментом является то, что Кайлас – это место обитания божества Чакрасамвары. Лама Йонтен Гиалтсо рассказал о тантре Чакрасамвары и так называемой практике божеств: мирные божества помогают развивать положительные качества, а гневные – устранять негативные.

Практика Чакрасамвары совершается на Кайласе, где такие духовные практики гораздо сильнее, чем в других местах. Тибетцы считают, что гора Кайлас обладает большой силой и энергией и способна преобразовать негативные эмоции, устранить болезни. Лама рассказал о жизненной энергии человека (ла), о том, что её необходимо беречь; потеря же этой энергии происходит, когда человек сосредотачивается на чисто внешних объектах, что может привести к ослаблению и появлению болезней. Кайлас в силу своего благословения помогает достичь трёх видов освобождения – посредством видения, через прикосновение и через слышание. Также Лама Йонтен Гиалтсо остановился на практике простираний. Кроме того, он подчеркнул, что в тибетском буддизме проводятся параллели между Кайласом и горой Меру. Лама рассказал о пространственной структуре вокруг горы Меру, о четырёх континентах, расположенных вокруг неё, и отметил, что вокруг Кайласа есть четыре горных вершины.

     
     

Сергей Юрьевич Балалаев в начале своего доклада «Тибетский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции: 86 лет спустя (по результатам экспедиции 2014 года)» рассказал о Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924 – 1928), во время которой были открыты и изучены многие древние памятники, собран огромный этнографический, фольклорный, лингвистический материал. Было также отмечено значение этой экспедиции, которая, по словам крупного историка и философа Л. В. Шапошниковой, «создала энергетическое поле для формирования будущих центров культуры». Часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции проходила по практически неисследованной территории Тибета. В августе 2014 года автору доклада удалось организовать уникальную экспедицию, прошедшую маршрутами тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Экспедиция С. Ю. Балалаева, приуроченная к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника и учёного Н. К. Рериха, представляла собой огромное кольцо протяжённостью около 3000 км (с ответвлениями к базовому лагерю около Джомолунгмы и к Кайласу). Более 200 км было пройдено пешком в условиях высокогорья. Сергей Юрьевич отметил, что нынешние маршруты тибетских паломников повторяют древнейший миграционный путь – от Нагчу через Намру к священной горе Кайлас. Его экспедиция побывала во многих местах, где проходил караван Рерихов, в том числе в Нагчу, в районе озера Донгра, реки Брахмапутры, а также занималась поисками интереснейшего мегалитического комплекса, который Рерихи впервые обнаружили в местности Доринг. При подходе к Старому Тенгри были обследованы руины ряда древних фортов, разрушенных во время тибетско-непальской войны в XVIII веке. Докладчик подчеркнул, что данные исследования можно назвать первоначальными, наметившими контуры будущих экспедиций. В рамках презентации, сопровождавшей доклад, С. Ю. Балалаев наряду с некоторыми хроникальными фотографиями Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов продемонстрировал фотографии тех же самых мест, сделанные в 2014 году. В 2015 году Сергей Балалаев планирует продолжить свои исследования на маршруте тибетской части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.

Галина Викторовна Котовская свой доклад «История исследований региона Кайласа иностранными путешественниками» построила в виде краткого обзора, при этом остановившись на наиболее интересных историях путешествий. Первыми из немногих европейцев, которым довелось увидеть священный пик, были иезуитские миссионеры Ипполито Дезидери и Мануэль Фрейре, которые прошли около Кайласа по пути из Кашмира и Ладакха в Лхасу в 1715 году. Исследователь Уильям Муркрофт, который в 1812 году предпринял экспедицию к озеру Манасаровар, оказался первым британцем, побывавшим у горы Кайлас. В сентябре и октябре 1846 года лейтенант Генри Стрэчи осуществил экспедицию к озеру Ракшас Тал, а позднее написал «Рассказ о путешествии в Чо Лаган». На протяжении второй половины XIX века приток путешественников в сокровенный регион продолжился, однако их качественный состав изменился: на смену серьёзным исследователям и геодезистам в основном пришли спортсмены и авантюристы. Немецкие исследователи, братья Адольф и Роберт Шлагинвайт, в 1855 году увидели и зарисовали часть цепи Кайласа. В 1897 году буддийский священник из Японии Экай Кавагучи совершил путешествие в Тибет, в том числе и к горе Кайлас. Особое внимание в докладе было уделено знаменитому шведскому учёному, путешественнику и исследователю Центральной Азии Свену Гедину, который изучал Тибет с 1893 по 1902 год. Также Г. В. Котовская рассказала о европейских путешественниках и исследователях 1920-х – 30-х годов. Последним иностранцем, посетившим священную гору до того, как доступ к ней был закрыт китайскими властями, был индийский исследователь и паломник Свами Пранавананда. Изучение региона Кайласа иностранцами, как и Тибета в целом, возобновилось только в 80-х годах прошлого века.

Алина Николаевна Паранина (Россия, г. Санкт-Петербург), кандидат географических наук, доцент Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, в докладе «Гора Кайлас как модель пространства-времени» представила свои размышления об этой вершине как оси мира. Говоря о семиотике ландшафта, докладчица подчеркнула, что для человека грани горы Кайлас, обращённые к основным сторонам горизонта, как надёжные географические ориентиры с древнейших времён были важны для организации порядка пространства-времени и потому – особенно почитаемы. Среди информационных ресурсов ландшафта, имеющих значение для ориентирования в пространстве-времени, в ближайшем окружении горы можно указать на гребни и вогнутые перегибы с направлениями Запад-Восток, Север-Юг. Расположение горы на главном водоразделе вблизи самых крупных рек Тибета, Индии и Непала – Инда, Сатледжа, Брахмапутры и Карнали – обусловило значимость этого места как перёкрестка путей и центра культурных коммуникаций; не случайно в древности здесь находилась столица страны Шанг-Шунг. Среди всех известных центров мирового значения гора Кайлас лидирует по длительности, сохранности и непрерывности традиции (ландшафтные ориентиры – элементы наиболее древней технологии навигации, развитой в каменном веке); по планетарному масштабу метрологических эталонов, сохраняемых в структуре природно-культурного сакрального комплекса; по яркой семиотике природы, нашедшей своё отражение в мировой культуре.

Александр Евгеньевич Иванюк, руководитель Клуба путешествий «Мандала Кайласа» (Россия, г. Москва), в докладе «История включения мандалы Кайлаша в буддийский тантрический пантеон» рассмотрел предпосылки включения Кайласа как места обитания Шивы (Ишвары, Махешвары, Рудры) и его супруг в мандалы буддийских тантр. Докладчик представил содержание первоначального мифа (из собрания индийских текстов VIII века) о завоевании Ваджрапани мандары горы Сумеру по просьбе Будды Вайрочаны. Были показаны преемственность сути мифа в индийских тантрах и развитие мифа о завоевании горы Сумеру с замещением Ваджрапани на Шри Херуку, отражённое в цикле Чакрасамвара-тантра. А. Е. Иванюк указал на наличие нескольких уровней понимания мифа: классическая сказка, несущая буддийские ценности практикам Шайва и Шакты; на доктринальном уровне, особенно в тибетском варианте, миф утверждает взаимопроникновение всех элементов реальности и их взаимозависимость; в историческом контексте миф подводит к пониманию внешних и внутренних сил, влиявших на буддийские общины Индии и Тибета.

     
     

Елена Анатольевна Симонянц, соискатель Южного Федерального Университета (Россия, г. Ростов-на-Дону), в докладе «Назад в будущее: к основам жизни через форму духа» рассмотрела такие философские категории, как время, энергия, дух; затронула проблему творчества; отметила негативные процессы, происходящие в современном обществе. Наука нового типа предвосхищает особый тип мышления как результат сближения науки и искусства, ведущими механизмами которого станут механизмы творчества. Сегодня они наиболее слабо изучены как ускользающие от научной рефлексии. Осознание этих механизмов лежит на глубинном уровне, уровней потоков Космоса. Масштаб, сила и значимость этих течений таковы, что человечество не может отклониться от них ни при каких условиях в силу онтологического тождества с ними. Древней формой хранилища этих сил для будущего человечества служит Кайлас. Своеобразным же руководством, ключом к постижению Кайласа служит Калачакра – древняя система знаний о пространстве, времени и энергии. Древний, седой Кайлас ждёт взрослеющее человечество, чтобы поведать ему тайны мироздания.

Круглый стол: «Тибет – Кайлас: первые итоги и перспективы дальнейших исследований» открыл Виктор Васильевич Фролов. Подведя общие итоги конференции, он подчеркнул многообразие позиций, представленных философами, специалистами естественных наук, носителями религиозных традиций, путешественниками, о тех или иных гранях постижения феномена Кайласа. При различиях позиций их объединяло знание, полученное в процессе философских размышлений, научных изысканий, религиозного опыта и участия в экспедициях к Кайласу. В. В. Фролов отметил, что мы находимся на этапе накопления материала и нам предстоит сформировать целостное представление о феномене Кайласа, опирающееся на новое космическое мышление и использующее новую методологию. Отрадно то, что в некоторых докладах уже применена эта новая методология. Кайлас как предмет изучения налагает на исследователей высокую ответственность; результаты изучения этого важнейшего региона планеты будут убедительными, если они опираются на источники, то есть на знания, запечатлённые в древних текстах, мифах и преданиях. Для развития научных исследований рассматриваемого региона, по мнению В. В. Фролова, важны некоторые условия, среди которых необходимым является базирование на новой системе познания. Важнейшее значение для этой работы имеет участие в ней профессионально подготовленных учёных, владение европейскими и восточными языками, где ведущее место занимают тибетский и санскрит. Кроме того, при изучении Кайласа не обойтись без экспериментальной, а шире говоря, материально-технической базы, которой обладают научные организации России и других стран мира. Можно не сомневаться, что при сотрудничестве исследователей и их устремлении к открытию новых тайн Кайласа будет формироваться всё более полная и целостная картина, показывающая роль этого феномена в космической эволюции человечества.

После того как докладчики ответили на вопросы слушателей, начался обмен мнениями по итогам конференции. По словам ведущего специалиста международного отдела МЦР Арега Гайковича Мехакяна, простой обход вокруг горы Кайлас не может принести человеку очищение кармы, для такого очищения необходимо, в первую очередь, расширение сознания и развитие сердца. Он отметил, что для собственного совершенствования человеку не обязательно совершать обход Кайласа, ему достаточно найти силы и пути для преодоления своих недостатков и всевозможных препятствий («гор» и «перевалов» в обычной жизни) в тех условиях, в которых он находится.

Вице-президент Международной Лиги защиты культуры Михаил Николаевич Чирятьев (г. Санкт-Петербург) отметил, что волна интереса к Кайласу, особенно среди россиян не случайна в наши дни, когда происходит переход от старой эпохи к новой, когда во Вселенной и в человеке как микрокосме идёт пробуждение новых духовных сил. Кроме того, говоря о Кайласе, мы не случайно говорим о горе Меру, так как Кайлас – это одно из отражений Меру, которая, согласно сокровенным текстам, относится к обители богов. Также М. Н. Чирятьев подчеркнул, что при изучении древних источников необходимо обратиться к труду Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина» – уникальному ключу, помогающему понимать и анализировать сокровенные знания.

     
     

Завершающим Круглый стол стало выступление Владислава Георгиевича Соколова. Он подчеркнул, что уровень состоявшейся конференции явился заметно более высоким по сравнению с первой конференцией по изучению феномена Кайласа, проведённой в апреле прошлого года, которая навсегда останется первой в мире. Кроме того, он акцентировал внимание на том, что в развитии основной темы конференции должен быть предусмотрен более широкий контекст с выходом на космическую эволюцию человечества, его древних Рас (или видов) и самой планеты в целом, и замечательно, что подобный контекст в работе конференции наметился. Данная конференция показала, что это целесообразно, ведь сам Кайлас, судя по всему, включён в общепланетную систему природных и рукотворных объектов, имеющих важнейшее значение для эволюции планеты и человека. Изучая эти объекты, мы погружаемся в древнейшую историю человечества. Выступающий отметил, что на конференции прозвучал целый ряд докладов, темы которых отвечают практически всем секторам научной работы нового направления деятельности ОНЦ КМ «Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества». Кроме того, В. Г. Соколов подчеркнул, что при осмыслении такого явления как кора (обход) вокруг Кайласа, важно исследовать и понять, почему во время обхода с человеком происходят те или иные изменения. И здесь поможет новая система познания – синтез эмпирического научного и метанаучного способов познания. Выступающий особо отметил, что для наиболее качественного изучения проблем, поднятых на конференции, необходимо привлекать такой важнейший источник, как «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской. В. Г. Соколов подчеркнул, что в результате работы конференции обозначилась проблема необходимости перехода от пересказа того или иного мифа к поиску смысловых ключей для разгадки отображённых в нём многослойных образов. Проработка этой проблемы откроет перед нами большие возможности в исследованиях, мы подойдём к изучению древнейших слоёв истории человечества.

Богдана Соколова, Владислав Соколов, Александр Тюриков.

Оргкомитет сердечно благодарит всех волонтёров за большую помощь в проведении конференции.