Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Список авторов по алфавиту:А|Б|Г|Д|И|К|Л|М|Н|П|С|T|Ф|X|Ч|Ш|Я

Опубликовано в:
Культура и время. – 2014. – № 3/4. – С. 40 – 44.

Владислав Соколов,
кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
Международного Центра Рерихов,
лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих
(г. Москва)

МЕТАИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ

Именно метаистория с её космической сутью,
с её причинным характером в историческом процессе
может содействовать установлению правильного взгляда
на особенности земного исторического процесса.

Л.В. Шапошникова

В наши дни, когда всё более актуальным становится осмысление путей будущего развития России, особое значение приобретает обращение к многогранному творческому наследию семьи Рерихов: Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Всё творчество этих великих мыслителей неразрывно связано с их Родиной – Россией, которую они горячо любили и которой служили всю жизнь, в каких бы частях мира ни находились. Наследие Рерихов имеет множество граней: оно охватывает науку и искусство, философию и масштабную культурно-общественную деятельность. При этом надо отметить одну важную особенность: именно Россия, мысль о её будущем – это то, что пронизывает абсолютно все аспекты творчества этой великой семьи.

Необходимо подчеркнуть, что наследие семьи Рерихов – это не только наследие великих людей, каковых в славной истории России было немало. Это наследие имеет ряд особенностей, причём, особенностей метаисторического порядка, ставящих его в русло эволюционных преобразований, идущих к нам из глубин космической реальности, реальности стройно организованной и многомерной.

Философия этой космической реальности – Живая Этика, являющаяся методологической основой развивающегося в наши дни нового космического мышления, имеет мировое значение, но принесена она Е.И. Рерих, прежде всего, для России. Живая Этика – это один из важнейших метаисторических источников, в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. Важно подчеркнуть, что Е.И. Рерих работала над созданием философской системы Живой Этики в сотворчестве с Великими Учителями Востока, которых в Индии называют Махатмами (санскр. – Великими Душами). Эти Учителя как раз и формируют сам метаисторический процесс, как формируют его и те, кто теснейшим образом с ними сотрудничает. Такими людьми и были представители семьи Рерихов. Фундаментальные принципы этого нового мировоззрения, такие как культура и красота, нашли воплощение в художественных полотнах Н.К. Рериха, многие из которых посвящены России. В её историческом прошлом Николай Константинович отмечал в своих литературных трудах и запечатлевал на полотнах те вехи, которые относятся к непреходящим ценностям: героизм и подвиг, труд на общее благо и стремление к знаниям, эволюционная ценность прекрасного и т.п. Иными словами – всё то, что должно стать стержнем и в настоящем и в будущем развитии России, и что опять же имеет прямое отношение к метаистории.

В целом же, наследие Рерихов, включающее знания о космической эволюции человека, о целостном подходе к изучению явлений и процессов, их научные открытия и мощная энергетика красоты, запечатлённая в художественном творчестве, – всё это дано не только для настоящего, но в ещё большей мере для будущего и, прежде всего, для России. Многие строки эпистолярного и литературного наследия Рерихов посвящены Родине, которой они завещали плоды своего труда. Рерихи глубоко понимали эволюционную роль России в тех значительных переменах в научной и общественной мысли, которые начались на рубеже XIX – XX веков вместе с Духовной революцией, произошедшей именно в её пространстве и продолжающейся до сих пор. Эта Духовная революция несёт в себе основы нового мышления, которое и получило название космического.

Почему при осмыслении наследия Рерихов необходимо учитывать метаисторию? Вообще, метаисторию нельзя игнорировать в любом случае, какое явление исторического процесса мы бы не рассматривали, и уж тем более – наследие Рерихов. Ибо метаистория, как отмечает академик Л.В. Шапошникова, – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории; это – космическое сердце земного исторического процесса [2, c. 209]. А отсюда, при осмыслении этих моментов, будет рождаться правильный подход к особенностям данного процесса (см.: [2, с. 204]). Кроме того, среди ряда важнейших характерных особенностей метаистории, которые раскрываются в трудах Л.В. Шапошниковой, есть и такая: метаистория несёт в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния; через метаисторический процесс космическая эволюция даёт знания людям. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия. (См.: [2, с. 200, 737, 450]). И если мы говорим о наследии Рерихов, то в нем ярко выражен метаисторический аспект, который во многом связан именно с Россией.

         Как известно, в 1926 году в Россию Рерихами – участниками Центрально-Азиатской экспедиции – была привезена рукопись одной из книг серии Живой Этики – «Община». Живая Этика – это один из важнейших метаисторических источников, так как в ней содержится знание более высокого порядка, чем земное. Тогда же, в 1926 году, Н.К. Рерих подарил родине знаковую серию картин, состоящую из семи полотен и имевшую название «Майтрейя». Название серии не случайно, ибо великое имя Майтрейи на Востоке нераздельно связано с будущим. Сами же легендарные сюжеты этих картин повествовали о новом времени, в котором будут править добро и справедливость под высшим, мудрым водительством. Эти подаренные картины имели самое прямое отношение к будущему России. В картинах серии «Майтрейя» ярко выражена метаисторичность – то самое космическое сердце и внутренний мир земного исторического процесса, борьба эволюционных сил, или сил Света, с тьмой и невежеством, ведущая роль высшего в эволюции нижестоящего и т.д. Кроме того, картины Николая Константиновича – это не просто прекрасные художественные полотна. Они несли в себе высокую энергетику, тем более картины, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей через места больших духовно-культурных накоплений. Энергетика – это крайне важное обстоятельство в эволюции, в самом историческом процессе. С энергетикой связано изменение сознания человека, а это сознание, в свою очередь, характеризует качественный уровень самого исторического процесса. Высокая энергетика действует в метаисторическом пространстве, что качественно влияет на исторический процесс в целом.

Но тогда, в 20-е годы прошлого века, полотна серии «Майтрейя», как и другие привезённые Рерихами в Москву дары родине – рукопись книги «Община» вместе с теми предупреждениями, которые в ней содержались, письмо Великих Учителей к советскому народу и ларец со священной землёй Гималаев, официальными представителями власти не были восприняты. Хотя надо сказать, что все эти дары – это явления метаисторического порядка. Тем самым руками конкретных людей из властных структур внутренний мир земного исторического процесса (или метаистория) искусственно отделялся от самой земной истории. А что такое тело без сердца – мы прекрасно понимаем. Всё это весьма печально, так как высшее знание, или метаисторическое знание, даётся в определённый срок. Двадцать шестой год был выбран Рерихами и их Учителями не случайно. Ещё не взял в свои руки власть Сталин и страна, образно говоря, стоявшая на распутье, в случае верного выбора могла укрепить важные завоевания в культурной и социальной сфере и в целом стать на путь развития истинной общинности, основанной на законах космической эволюции. Официальные лица сделали выбор, но, к большому сожалению, не в пользу этой эволюции. Неприятие высшей помощи, которому сопутствовало катастрофическое для государства упущение сроков, ввергало целую страну в бездну насилия и репрессий, уничтоживших в период конца 20-х–50-е годы ХХ века целый культурный слой нации, многие памятники культуры и извратившие до неузнаваемости светлое понятие коммуны. Лишь декларируемые принципы общинности, утверждаемые принуждением, не имели ничего общего с теми идеями, которые привезли в дар своей родине Рерихи. Трагедия коснулась и новых знаний, в какой бы форме они ни возникали – были ли это философские идеи или научные открытия и предвидения. Достаточно вспомнить судьбы таких великих русских мыслителей, как В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский и многие другие. Это напрямую касалось и книг Живой Этики, пути, распространения которых в России были необыкновенно сложны. Лишь только в последние двадцать с лишним лет, с начала 1990-х годов, ситуация изменилась, и книги этой философской системы стали свободно издаваться, но при этом и в данный период за новым знанием неизменно следовала и следует до сих пор тень невежества и оголтелой клеветы. Упущенные в 1926 году большие возможности десятилетия спустя стали прорастать новыми ростками в новых, во многих отношениях сложных условиях развития страны.

В итоге, последствия были катастрофическими, которые имели и имеют поныне отзвук в последовавшей истории страны, а затем – и в истории ряда независимых республик, возникших на постсоветском пространстве. Чего только стоит разгулявшаяся ныне в невиданных масштабах в некоторых таких республиках идеология фашизма и неонацизма. Это – тоже следствие изъятия метаистории из исторического процесса. Нет ничего страшнее бездуховной истории, лишенной космического сердца. И это мы сейчас наблюдаем.

Между тем, философия Живой Этики в наши дни крайне необходима по целому ряду причин. Будучи вершиной русского космизма, она несёт в себе ту новую методологию, которая позволяет целостно изучать любые явления и процессы, без их отрыва от общего тока космической эволюции и существующих законов Мироздания. Кроме того, Живая Этика даёт современной науке новый импульс посредством содержащейся в ней новой системы познания, представленной синтезом таких способов познания, как эмпирическая наука и метанаука (обретение знаний через внутренний, духовный, мир человека). Здесь надо вспомнить, что синтез эмпирической науки и метанаучного познания был краеугольным принципом работы Гималайского Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в Индии под руководством Великих Учителей. Этот Институт, в основу деятельности которого были положены идеи Живой Этики, выступает конкретной составляющей метаистории. Живая Этика обращает внимание не только на перспективы современной науки, но и на богатейший познавательный опыт, оставленный нам многими поколениями выдающихся мыслителей прошлых эпох. Однако, необходимо учитывать, что новая система познания может состояться только при развитии в человеке внутренней культуры, так как, например, качество и эффективность метанаучного способа напрямую обусловлены уровнем его культурного развития, или развития духа, через который человек и выходит в высокую сферу надэмпирического постижения, сопровождаемого интуитивными озарениями и т.п. Высокое притягивается только подобным и ничем иным. В этой связи Живая Этика несёт в себе раскрытие смысла необходимости взращивания культуры в человеке, необходимость повышения культурного уровня как неизбежный этап его космической эволюции. Всё это и ещё многие другие важные знания содержит Живая Этика, данная Учителями через Елену Ивановну Рерих как помощь и новый импульс во всестороннем развитии человека-микрокосма. Однако в наши дни происходит, в какой-то мере, нечто похожее тому, что произошло с Живой Этикой в Советском Союзе в 20-е годы и последующих десятилетиях прошлого века. Тогда она была просто запрещена со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сейчас, как известно, такого запрета нет. Но есть другое: постоянно появляются отдельные невежественные личности, которые, зачастую даже не утруждая себя ознакомлением с источником, искажают идеи Живой Этики, приписывая ей исключительно собственные домыслы. За этими деструктивными шагами, мешающими продвижению открытого, непредубежденного и свободного познания, за такими, нелогичными, на первый взгляд, действиями стоит достаточно сильное желание адептов старого сознания. В какие бы одежды они ни рядились, будь-то ряса приверженца религии или светский костюм учёного, осуществляется попытка вывести Живую Этику из употребления как явление, мешающее некой ортодоксальной идеологии, нетерпимой ко всему новому и даже игнорирующей объективные факты, которые противоречат укрепившимся догмам. На самом деле, идёт борьба, упорная и жёсткая, с новым мышлением, основанном на космическом мировоззрении. В истории России это уже было в первой половине XX века, когда выдающихся космистов высылали из страны, отправляли в лагеря и т.п. О последствиях такого опасного отрицания уже говорилось. Эти и подобные им действия могут привести лишь к застою и полному вырождению науки как таковой, ибо любая закрытая система, как известно, обречена.

Если мы говорим о космической эволюции и о неотъемлемой от неё метаистории, то необходимо вспомнить о такой важной составляющей наследия Рерихов, как Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», подписанный в 1935 году целым рядом государств и нацеленный на международную охрану культуры. Культура же, если её рассматривать глубоко и с точки зрения целостного подхода к человеку, является важнейшим устоем космической эволюции человечества. Поэтому Пакт Рериха, как в своё время уже отмечала Л.В. Шапошникова, направлен не только на защиту культуры, но и на защиту нашей космической эволюции. Вот важнейший аспект понимания этого Пакта – уникального явления в человеческой истории, явления метаисторического, в котором присутствует необходимый для человечества импульс космической эволюции. В этом плане всегда важно учитывать, что Пакт Рериха создавался, опять же, в сотрудничестве с Великими Учителями. Сам Знак, отображённый на Знамени Мира – символе Пакта Рериха – выступает Знаком космической эволюции. Для человечества Земли он отождествляется с бесконечной преемственностью культуры прошлого, настоящего и будущего, а также имеет смысл связи трёх миров – земного (мира плотной материи), Тонкого и Огненного (миров иного, тонкого и более высокого, состояния материи), через которые и проходит эволюция человека-микрокосма. Не случайно ныне мы переживаем время нового витка популяризации культуросозидательных идей Пакта Рериха, как в России, так и на международном уровне. И то, что в наши дни Международный Центр Рерихов выступил инициатором и главной движущей силой масштабного культурного проекта по проведению в жизнь идей Пакта Рериха – это дальнейшее развитие эволюционного импульса, который был заложен таким метаисторическим действием Рерихов, как международный Договор по охране культуры, или Пакт Рериха.

Итак, действия Рерихов были связаны с формированием метаисторического процесса на территории России и, конечно, в определённых регионах Центральной Азии. Если говорить о России, то в том же 1926 году Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами были заложены энергетические магниты – в Москве и на Алтае (эти регионы входили в общий маршрут их Центрально-Азиатской экспедиции). Те источники энергии, которые использовали Рерихи при закладке магнита, были связаны с творчеством космической эволюции, а сам процесс закладки магнитов явился важнейшим метаисторическим действием, заложившим эволюционные причины земной истории. Всё это раскрывается в такой работе Л.В. Шапошниковой, как «Земной маршрут космической эволюции» [1]. Думается, можно утверждать, что определённым развитием того явления, которое именуется закладкой магнитов и которое, как уже говорилось, в 1926 году в России было осуществлено Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами, можно считать основание в Москве их младшим сыном, Святославом Николаевичем Рерихом, Советского Фонда Рерихов (СФР), который в 1991 году был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР). С 1926 года прошёл тибетский век, который охватывает временной цикл в шестьдесят лет, и в СССР началась перестройка – время важных преобразований в жизни страны, а три года спустя был основан СФР. (Эти шестьдесят три года вместили в себя девять семилетий). Для успешного развития любого дела необходимо такое явление как преемственность. В пространстве МЦР это явление существует: духовную преемственность от самих Рерихов осуществляет Генеральный директор Центра-Музея Л.В. Шапошникова. Надо сказать, что в наши дни Международный Центр Рерихов – это важнейший центр развития общественной культуры в России. Вся непростая история становления и развития данного Центра ярко свидетельствует о том, что культура – это явление общественное. Кроме того, это её общественное состояние естественно и с точки зрения самой природы человека. Ведь культура – это его эволюционирующий дух, и естественная связь этого духа с высшими структурами космической реальности, под влиянием контактов с которыми и формируется самоорганизующаяся система духа, или культура. Думается, можно сказать, что само явление общественной культуры, её развитие и огромный потенциал этого развития – это одно из следствий того формирования метаисторического процесса на территории России, которое осуществили в своё время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. Другой важный момент, характерный для МЦР, – это развитие в его пространстве новой системы познания, о которой выше уже было сказано. Этот факт для дальнейшей эволюции российской (и не только) науки имеет немаловажное значение. Кроме того, Международный Центр Рерихов прилагает большие и конкретные усилия к тому, чтобы в Индии возродился Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что также содействовало бы развитию новой системы познания, в том числе, и на международном уровне. Вспомним, что в своё время, в 30-е годы XX века, этот Институт, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки, развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. «Урусвати» включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ, а среди имён, связанных с Гималайским Институтом, были лауреаты Нобелевской премии (А. Эйнштейн, Р.Э. Милликен, Л. де Бройль), а также другие видные деятели науки и искусства (Н.И. Вавилов, С.И. Метальников, Ч.Р. Ланман, С.А. Гедин, Дж. Ч. Бош, Ч. Раман, Р. Тагор, Р. Чаттерджи и др.).

         Развитие нового космического мышления и вхождение в научное пространство его методологической основы – философской системы Живой Этики, вызывает сильное сопротивление старого, ограниченного грубым понимаем материи, мышления, а также тех сил, жизненное пространство которых базируется на бескультурье и невежестве. Поэтому в той битве, которая сейчас идёт, столь ярко присутствуют и имена Рерихов, и их наследие, и само место, где сконцентрировано это наследие – Международный Центр Рерихов. Антиэволюционные явления, существующие рядом с нами, сражаются с метаисторией, с метаисторическими, или духовными, знаниями, а поле этой битвы сконцентрировано в душах и сердцах людей. Ибо, как известно, главное пространство этих знаний сосредоточено во внутреннем мире самого человека. Каков будет результат этой великой битвы – зависит от нас самих.

 

Литература:

 

1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время, № 4, 2008. С. 28 – 55.

2. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 956 с.