Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Список авторов по алфавиту:А|Б|Г|Д|И|К|Л|М|Н|П|С|T|Ф|X|Ч|Ш|Я

В. Г. Соколов,
канд. философских наук, культуролог, старший научный сотрудник

Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
Международного Центра Рерихов,
Лауреат Международной Премии имени Е. И. Рерих

ПРОВОЗВЕСТНИЦА ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Елена Ивановна Рерих… В этой удивительной женщине соединилось очень многое. Выдающийся русский мыслитель и подвижник, крупнейший философ, ученый и общественный деятель, литератор и переводчик, талантливый музыкант. Она была признанной красавицей, любящей и заботливой женой, матерью двоих сыновей, ставших гордостью российской культуры. Ее внутренний мир был наполнен высокими нравственными ориентирами, а весь ее облик излучал огромную духовную силу.

Широкому кругу специалистов, изучающих эволюцию научно-философской мысли ХХ века и особенно его первой половины, наверное, и по сей день в значительно большей мере известно имя академика Николая Константиновича Рериха – крупнейшего художника и историка, археолога и путешественника, мыслителя и общественного деятеля. В то же время огромная творческая работа его супруги и многолетнего сподвижника во многом еще остается в тени. Такое положение дел в немалой степени является следствием того, что на протяжении десятилетий на родине Рерихов развитие различных областей знания было поставлено под жесткий идеологический контроль, что негативно отразилось на творческом наследии многих выдающихся деятелей ХХ века. Одним из распространенных методов было замалчивание. Например, если обратиться к тридцатитомной Большой Советской Энциклопедии (1975), то на ее страницах имя Е. И. Рерих упомянуто лишь в связи с Н. К. Рерихом. Ее имя отсутствует и в более позднем издании – в Советском Энциклопедическом словаре (1990) объемом страниц более полутора тысяч. О ней не говорили и не писали, ее труды были долгие годы под запретом. Между тем в семье Рерихов[1] именно Елена Ивановна была Ведущей, что в красивых и возвышенных образах неоднократно запечатлел Н. К. Рерих на своих полотнах.

В целом деятельность Е. И. Рерих и Н. К. Рериха разделить практически невозможно, что всегда необходимо учитывать. В определенной мере это относится и к художественной работе Николая Константиновича. По прошествии многих лет совместной жизни, в 1941 году, Н. К. Рерих записывал: «Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [7, с. 460].

Старинное слово «другиня» очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Трудно назвать какую-либо область деятельности Николая Константиновича, где бы ни присутствовали ее творческое вдохновляющее начало и поддержка. Она принимала активное участие в международной общественной деятельности Н. К. Рериха по защите ценностей культуры, в организованной и осуществленной им Центрально-Азиатской научной экспедиции (1924–1928), в которой была первой русской женщиной, прошедшей сложнейший и во многом опасный путь длиной в двадцать пять тысяч километров по тропам Внутренней Азии. Николай Константинович записывал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера» [6, с. 29]. Каждый из супругов, являясь глубокой индивидуальностью, работал над решением своих задач. В то же время это был крепкий творческий коллектив взаимодополнявших друг друга людей, объединенных работой во имя будущего. Е. И. Рерих и Н. К. Рерих внесли огромный вклад в формирование нового научного мышления и нового космического мировоззрения; их наследие открывает необъятные рубежи для дальнейшего осмысления единой системы Человек – Планета – Космос.

Сам процесс формирования космического мышления начался на рубеже XIX–XX веков и, будучи длительным, включает нашу современность. В нем приняли участие выдающиеся ученые-космисты, философы, деятели искусства. Наследие В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Е. И. Рерих, Н. К. Рериха, А. Н. Скрябина, М. К. Чюрлениса и многих других содержит принципиально новые подходы к познанию Космоса и человека, их эволюционного единства и взаимопроникновения. В начале XXI века космическое мировоззрение рассматривается учеными как новый, синтетический вид мышления, который охватывает научный и философский опыт человечества, а также достижения искусства. В его пространстве формируется новая научная картина мира и, соответственно, новая парадигма человека. Под воздействием новейших открытий и выдвинутых гипотез (особенно это относится к астрофизике, космологии и теоретической физике) прежняя научная картина мира испытывает ныне значительную трансформацию, что, в свою очередь, требует новых философских оснований науки. Одной из главных культурно-исторических особенностей космического мышления, определившихся в начале ХХ столетия, является формирование новой системы познания на основе синтеза науки и метанауки (см.: [8, с. 241]). Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные подходы в экспериментальном способе познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Этот способ познания сейчас принято называть метанаучным (очень древнее направление, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека).

Ключевое место в процессе зарождения и развития нового космического мышления занимает философская система Живой Этики, содержащая основы новой теории познания и его методологию (см.: [3, с. 338–339]). Работе над книгами Живой Этики, которые были созданы в сотрудничестве с уникальной группой Великих Учителей Востока, Е. И. Рерих посвятила более тридцати лет жизни (1920–1955). Этот четырнадцатитомный труд является своего рода стержнем многогранного наследия семьи Рерихов, в том числе и художественных работ Николая Константиновича. Надо сказать, что на протяжении многих лет, в сложный период нашей недавней истории, некоторые идеологи старались обособить художественное творчество Н. К. Рериха от философии Живой Этики, идеями которой это творчество полностью пронизано. Данный подход создавал немало трудностей в искусствоведческой интерпретации полотен художника. Последствия этого существуют и по сей день.

Живая Этика несет в себе новую систему познания, которая представлена синтезом основных способов познания – научного и метанаучного. Она включает синтез древних и современных знаний, накопленных как Западом, так и Востоком. Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается большое значение. Не случайно академик Л. В. Шапошникова в одной из своих работ отмечает, что идеи Живой Этики оказались созвучными научным достижениям самых выдающихся ученых ХХ века [9, с. 319]. Живая Этика отразила суть энергетического мировоззрения и содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества; ее роль в формировании нового космического мышления, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы очень значительна. В наши дни идеи Живой Этики неотвратимо входят в научный оборот, в частности, они уже используются в философии, истории, культурологии, физике, астрофизике, педагогике и др.

О степени актуальности для науки третьего тысячелетия проблематики космического мышления свидетельствует более чем полугодичная работа (если учитывать работу секций) Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», которая прошла в 2003 году в Москве и была посвящена осмыслению и выявлению особенностей нового космического мировоззрения. Этот представительный форум собрал ученых из стран СНГ, Балтии, Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана, Финляндии и явился кардинальным событием в мировой науке. Всего в работе секций и пленарном заседании приняли участие более 900 человек, в числе которых 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. В Резолюции участники конференции отметили, что ее основными итогами являются: «оценка вклада Учения Живой Этики и трудов мыслителей-космистов в становление новой одухотворенной науки, выявление ключевых проблем в формировании новой системы познания, основанной на космическом мышлении, и определение возможных путей их исследования и решения» [3, с. 339].

Е. И. Рерих явилась одним из ведущих основателей нового космического мышления. Ее труды содержат в себе свод знаний об особенностях и основах космической эволюции человечества, неотъемлемости этой эволюции от механизмов развития всей энергетической системы Мироздания, о тех космических законах, которые пронизывают все уровни этой системы, о природе материи, ее многомерности, о том, что последнюю несет в своей энергетической структуре человек. Не случайно главный труд ее жизни – Живая Этика – ныне именуется учеными «философией космической реальности».

При этом многогранная деятельность Е. И. Рерих как ученого еще ждет дальнейших глубоких исследований и, надо сказать, поле для этого достаточно плодотворно. Так, помимо вышесказанного, это и ее работа на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, по окончании которой Елена Ивановна становится президентом-основателем Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии в древней долине Куллу (Западные Гималаи). Нельзя не отметить энциклопедическую широту познаний и потрясающую работоспособность этой удивительной женщины. Ее знания охватывали такие сферы, как философия и мировая культура, естествознание и литература, музыка и живопись, иностранные языки и педагогика, космология и медицина, изучение свойств человека и т.д. Это позволяло ей быть в курсе всех научных проблем Института и осуществлять руководство его отделами, в том числе и на уровне концепций. Институт включал отделы: археологический, естественных наук, медицины, научную библиотеку, музей для хранения экспедиционных находок, которые, в свою очередь, включали подразделения. Во многом это было учреждение нового типа, ориентированное в основном не на кабинетные исследования, а на экспедиционную практическую работу. В основу его деятельности были положены синтез, подвижность, широта способов познания, а также такой важнейший для науки принцип как нравственность.

«Урусвати» развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. Среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имен, связанных с Гималайским Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Эйнштейна, Р. Милликана, Л. де Бройля, а также других видных деятелей науки и искусства, таких как Н. И. Вавилов, С. И. Метальников, Ч. Раман, Р. Тагор, Ч. Ланман, С. Гедин, Р. Чаттерджи и других.

Название института – «Урусвати» – в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Звезды». Так Учителя, с которыми сотрудничали Рерихи, называли Елену Ивановну. То, что ее именем был назван Институт, очень показательно, так как Е. И. Рерих, по существу, заложила основы новой, одухотворенной науки и наметила магистральные пути ее развития. Смыл понятия «одухотворенная наука» имеет два важнейших аспекта. Первый – это нравственные основы в науке, второй – связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. И тот, и другой аспекты неотъемлемы от такого главного явления в эволюционном развитии человечества, как культура. Это явление занимает одно из ведущих мест в Живой Этике и проходит через многие страницы эпистолярного наследия Елены Ивановны. Образно говоря, Е. И. Рерих была как бы душой Гималайского института, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки.

Особо необходимо сказать о такой важной грани деятельности Е. И. Рерих, как ее вклад в дело международной защиты культурного достояния человечества, в движение Знамени Мира – Знамени Культуры. Это Знамя стало символом специального международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», который был подписан рядом стран в 1935 году. Инициатором Договора выступил Н. К. Рерих. При этом личный вклад Елены Ивановны Рерих в утверждение идей Знамени Мира почти не исследовался [1, с. 52]. Основываясь на эпистолярном наследии Елены Ивановны, письмах деятелей рериховского культурного движения, материалах заседаний членов правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других архивных данных, Т. О. Книжник отмечает, что «можно с полной уверенностью утверждать, что без ее [Е. И. Рерих. – В.С.] активной деятельности выход движения [Знамени Мира и Пакта по защите культуры. – В. С.] на международную арену был бы невозможен» [1, с. 54].

В начале 30-х годов Е. И. Рерих пишет о Всемирной Лиге Культуры, которая должна основываться на широком объединении различных организаций и которая вместит целый ряд отделов (науки, искусства, духовного совершенствования, материнства и воспитания, кооперации и промышленности, охраны и безопасности, здравоохранения, землеустройства и строительства и др.). Елена Ивановна снова возвращается к этому строительному мировому движению сразу же после второй мировой войны, в 1946 году. «События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу, – отмечала она. – Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира» [5, с. 297]. Слова о «последнем прибежище» имели под собой самые веские основания.

Также Е. И. Рерих основала Всемирное Единение Женщин с целью объединения тех женщин, которые готовы привнести в жизнь высокую культуру и духовность. Все будущее – в культуре, считала Елена Ивановна. «Культурные идеи ведут и спасают человечество!», – писала она [4, с. 95]. Е. И. Рерих отличала по смыслу понятия «культура» и «цивилизация». Когда вторая мировая война подходила к концу, она отмечала, сколь недопустимо игнорировать великое понятие культуры, которая до войны была во многом в плачевном состоянии. Человечество же отдавало предпочтение чисто внешнему – цивилизации, предоставление первенства которой может вести к «беспощадной механизации жизни и сердца человеческого» [2, с. 40]. Конечно, Е. И. Рерих не отрицала цивилизацию как таковую, а говорила лишь о большой опасности забвения приоритета духа. Когда обесцениваются нравственные основы, когда с лица земли уходят культурные памятники, то вместе с этим уходит и основание самой цивилизации. Как показывает исторический опыт, именно в глубинах бездуховной цивилизации начинают срабатывать механизмы самоуничтожения, и все потрясения прошлого и начала нынешнего веков – тому яркий пример. Как своевременны слова Е. И. Рерих: «Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понята во всей ее утонченности и красоте» [2, с. 40]. Культуру она рассматривала как основу самой сущности человека, его космической эволюции, а также процветания страны и существования планеты в целом.

В будущем нам предстоит еще многое открыть для себя из необъятного наследия этой Великой Женщины. Известно, что большое количество трудов Елены Ивановны Рерих еще не опубликовано – они ждут своего часа. Но даже то, что уже приоткрыто, свидетельствует о нераздельности сути ее огромной работы и судеб человечества, о том, что значение ее духовного опыта и героического творчества с каждым годом будет возрастать.

Л и т е р а т у р а

1. Книжник Т. О. Личный вклад Е. И. Рерих в движение Знамени Мира / Т. О. Книжник // Культура и время. – 2005. – № 4. – С. 52–61.

2. «Позвольте мне сойти с пьедестала…». Пять неопубликованных писем Е. И. Рерих с предисловием Л. В. Шапошниковой // Мир Огненный. – 1996. – № 1. – С. 26–43.

3. Резолюция Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., 2003 г., Москва. Т. 1 / [под ред. В. В. Фролова и др.]. – М.: МЦР, 2004. – С. 336–341.

4. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 1 (1919–1933) / Ред.-сост.: Т. О. Книжник. – М.: МЦР, 1999. – 432 с.

5. Рерих Е. И. У порога Нового Мира / Сост.: Н. Г. Михайлова. – М.: МЦР, 2000. – 464 с.

6. Рерих Н. К. Зажигайте сердца / Сост.: И. Богданова. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 192 с.

7. Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. (1936–1941). – М.: МЦР, 1995. – 512 с.

8. Шапошникова Л. В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера / Л. В. Шапошникова. – М.: МЦР, 2005. – 1088 с.

9. Шапошникова Л. В. Мудрость веков: сб. статей / Л. В. Шапошникова. – М.: МЦР, 1996. – 480 с.



[1] У супругов было двое сыновей – Юрий Николаевич (1902–1960), ставший всемирно известным ученым-востоковедом, и Святослав Николаевич (1904–1993) – крупный художник, философ и общественный деятель.