Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати

Денис Внуков

«Осознание Красоты спасет мир»

В 2014 году исполнится 140 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Многогранность его творческих способностей удивляет: художник, археолог, историк, путешественник, поэт, философ, общественный деятель. И все в нем звучало настолько гармонично и объемно, что трудно отделить творчество художника от деятельности ученого.

Интерес к живописи у Рериха проснулся рано. Поэтому он совмещал учебу на юридическом факультете Петербургского университета, куда поступает по настоянию отца, с занятиями в Академии художеств. Его учителем живописи становится Архип Иванович Куинджи, а дипломную картину молодого художника «Гонец» покупает известный коллекционер Павел Третьяков.

Но успехи в живописи не мешают осуществлению научных планов Николая Рериха. В начале прошлого века вместе со своей женой, Еленой Ивановной, он совершает путешествие по древнерусским городам России. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Во время экспедиции Рерих собирает уникальную коллекцию находок каменного века. Это собрание вызовет настоящую сенсацию на историческом конгрессе во Франции в 1905 году. Николай Константинович станет первым ученым, кто представит русскую археологию международной общественности.

В это же время художник создает серию картин, посвященную истории Древней Руси. Посетителей его первых выставок поражала реальность созданных им образов языческих идолов, обрядов, культов: с картин смотрели удивительно живые глаза святых и сверкали купола раннехристианских церквей; плыли заморские гости по «пути из варяг в греки»; могучие русичи строили ладьи и города. Позже скажут, что на полотнах Рериха давно прошедшая эпоха изображена так, словно картину писал очевидец. Созданный Николаем Константиновичем удивительный мир русский писатель Леонид Андреев назовет «Державой Рериха».

Во время путешествия по древним городам Рерих увидит плачевное состояние исторических памятников. Осознавая их значение для культуры, он будет до конца жизни горячо отстаивать необходимость охраны старины. «В жизни нашей, – напишет он в 1903 году, – многое сбилось, спутались многие основы. Наше искусство наполнилось самыми извращенными понятиями. И старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах». Не правда ли, как это актуально звучит до сих пор! Тема культуры будет одной из ключевых в творчестве Рериха. В многочисленных очерках и статьях он станет обосновывать исключительную важность культуры в развитии человечества. Различая машинную цивилизацию, как внешнюю сторону человеческой жизни, и культуру как ее духовную основу, он назовет культуру «синтезом действенного блага», способным преобразить мир к лучшему.

С середины 1900-х годов в творчестве Николая Рериха появляются темы Востока. В своих размышлениях и наблюдениях он будет находить доказательства влияния восточной культуры на западную. И на этом пути сближения Запада и Востока перед его взором ученого и художника все чаще будут вставать рядом две страны – Россия и Индия. В их культуре он интуитивно начнет ощущать больше сходства, чем различия и выдвинет идею о существовании их единого источника. У него возникнет замысел организовать научную экспедицию в Индию.

Революционные изменения в России начала ХХ века способствовали осуществлению планов художника. Для того, чтобы попасть в Индию, Николай Константинович будет вынужден отправиться сначала в Европу, а затем в Америку. Там он организует несколько культурных учреждений и первый Музей в Нью-Йорке. Наконец, в 1923 году Рерих оказывается в Индии. Вместе со своей женой – Еленой Ивановной Рерих, выдающимся философом, и старшим сыном, известным ученым-востоковедом Юрием Николаевичем, он совершит Центрально-Азиатскую экспедицию, цели которой сам Рерих определял так: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». На маршруте экспедиции были совершены не только географические открытия путей и перевалов, но и собран богатейший археологический, фольклорный, лингвистический и этнографический материал. Эти научные данные послужат основой для деятельности Гималайского Института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами после экспедиции в древней индийской долине Куллу.

Неотъемлемой частью и основой творчества Николая Рериха была философия космической реальности – Живая Этика, созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с группой анонимных философов Востока – Учителей. Эта философия содержит в себе знания о единстве человека и мироздания, о том, что человек, являясь частью Космоса, должен подчиняться его законам, а также участвовать в космической эволюции, самосовершенствуясь и расширяя свое сознание. Главной движущей силой Космоса является знание, а соблюдение человеком космических законов позволит претворить «хаос нашей жизни» в красоту. Живопись самого Николая Рериха наполнена космическим звучанием, даже его горные пейзажи овеяны дыханием неземных высот. Не случайно, первый космонавт Юрий Гагарин сравнит вид планеты Земля из Космоса с полотнами художника Рериха.

Перед началом Первой и Второй Мировых войн Рерих создает пророческие картины, в которых предупреждает человечество о грядущей опасности. И чем острее художник ощущал неотвратимость надвигающейся катастрофы, тем отчетливее он понимал значение культуры для спасения человечества. Он становится инициатором широкого общественного движения за сохранение памятников истории и культуры, предложив «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха), подписанный в Вашингтоне в 1935 году 21 американской страной. В качестве отличительного знака используемого для обозначения учреждений, подлежащих защите, Рерих предложил Знамя Мира – «на белом фоне в круге три амарантовые Сферы». Это Знамя является также символом космической эволюции, как единства прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.

Актуальность выдвинутых Николаем Рерихом идей подтверждает успех Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», осуществляющего свое движение по миру в наши дни. Организаторами проекта выступили Международный Центр Рерихов (Россия) и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов. Выставка уже прошла в отделении ООН в Женеве, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, ее увидели жители многих городов в Уругвае, Аргентине, Чили. Она встречает поддержку, как в правительственных, так и в широких общественных кругах. В следующем, юбилейном для Николая Рериха, году ее смогут увидеть в своих городах и жители России. Можно с уверенностью сказать, что идеи, выдвинутые нашим великим соотечественником, находят все больший отклик в сердцах людей. А вынесенные в заглавие этой статьи слова, повторенные Рерихом вслед за Достоевским с некоторой поправкой, могут стать девизом для будущих поколений.