Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Наследие Рерихов в опасности | Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К. Рериха версия для печати

Не губите возрождение меценатства в России

Не губите возрождение меценатства в России Традиции меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Известно, что Александр Сергеевич Строганов оказывал материальную помощь поэту Гавриилу Романовичу Державину и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. А Анатолий Николаевич Демидов, представитель известной династии меценатов, оказывал финансовую поддержку художнику Карлу Брюллову. И если бы не эта финансовая помощь, то неизвестно, смог бы Брюллов создать шедевр своего творчества — знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Особое развитие меценатской деятельности произошло в конце XIX — в начале XX века. К этому времени в России возникло уже достаточное количество потомственных и новых меценатов, благодаря существенной помощи которых мы имеем удивительный расцвет русской культуры. Только в одной Москве благодаря их инициативе открывались уникальные галереи и музеи, создавались новые театры, которым суждено было осуществить глобальную театральную реформу, развивалась отечественная наука. Поэтому имена этих меценатов вписаны в сокровищницу российской культуры. Это Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частные оперы Саввы Мамонтова и Зимина, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик и крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн рублей, Философский и Археологический институты, Коммерческий институт. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание в России первой бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. К этому далеко не полному списку следует добавить и то, что только благодаря меценатству смогли состояться в Европе знаменитые концертные сезоны С.П. Дягилева, с которых начался и продолжается до сих пор триумф русского исполнительского искусства в мире. С уверенностью можно сказать, что без меценатов наша культура была бы значительно беднее.

С победой в России социальной революции почти на 80 лет была прекращена меценатская деятельность. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью разрушить в России ее традиции.

Сегодня при помощи принятия закона «О меценатах и меценатстве» государство пытается восполнить этот пробел. Но в проект этого федерального закона № 97803567-2 (версия «Консультант Плюс» от 26.10.2012) заложена такая жесткая «вертикаль государственной власти», что если он будет принят в существующем виде, то окончательно убьет имеющиеся ростки возрождения меценатства в России. Так, в ст. 4 сказано, что «объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации». А в ст. 5 п. 2 заложено, что «получателями меценатской поддержки являются физические и юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного достояния Российской Федерации», но «в соответствии с приоритетами, установленными Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Федерации». Данные выдержки из проекта закона свидетельствуют, что государство желает не только контролировать меценатскую деятельность, но и управлять ею. Получается, что государство само желает назначать объекты меценатской помощи. Для чего это делается, нетрудно догадаться. И еще один пример. В п. 2 ст. 6 сказано, что «к видам деятельности, в отношении которых оказание поддержки не может считаться меценатством, относятся все формы самодеятельности…» Нетрудно догадаться, что «все виды самостоятельной деятельности» легко могут быть распространены и на общественные организации, деятельность которых является самостоятельной от государственного желания.

Приведенные выдержки из проекта ФЗ свидетельствуют, что менталитет современного российского чиновника продолжает оставаться в тисках советского тоталитарного прошлого. Если в отношении экономики мы наблюдаем некоторые улучшения в сторону демократизации экономической системы, то в области культуры всё остается в старых рамках: только чиновник знает, какой должна быть культура и как она должна развиваться. С таким подходом к существующим многочисленным проблемам в области культуры нам не сохранить ее национальные богатства. Я уж не говорю о создании новых.

Сейчас мы пользуемся теми сокровищами культуры, которые были созданы и сохранены благодаря колоссальной помощи меценатов предшествующих веков. Как говорил известный меценат Павел Рябушинский, «богатство обязывает», так как только в среде русского народа богатые люди смотрели на свою деятельность по умножению своего богатства не только как на источник наживы, но и как на выполнение некоей миссии, возложенной на них Богом. Как правильно считает исследователь московского купечества П.А. Бурышкин, «про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела». И никакие им не навязывались государственные программы и приоритеты. Их меценатская деятельность была по зову сердца. И результат, как говорится, налицо. Не надо забывать, что большинство музеев страны было создано за счет меценатской деятельности и пожертвований коллекционеров.

Проект закона «О меценатах и меценатстве» свидетельствует еще об одном важном моменте. Он заключается в том, что государство до сих пор не желает считаться с тем фактом, что на культурном пространстве страны давно уже действует большое количество общественных организаций, которые возложили на себя огромный груз ответственности за сохранность и популяризацию культурного наследия. Основной и, пожалуй, единственный финансовый источник большинства таких организаций — это меценатская помощь. Но в приведенных примерах из проекта закона такая бескорыстная и по зову сердца помощь государством не будет считаться меценатской, если оно не сочтет нужным включить эту помощь в соответствующие программы и признать таковой. С таким подходом к меценатству будет уничтожена его суть, и всё превратится в некую далеко не равную игру государства с бизнесом, в которой последний представитель этой пары будет всегда находиться под страхом уничтожения, если он нарушит эти правила.

Более чем 20-летняя успешная деятельность общественного музея имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов свидетельствует, что без бескорыстной помощи мецената музея Бориса Ильича Булочника невозможно было бы сохранить в России наследие Рерихов. Но его меценатская деятельность почему-то не вошла в приоритетные направления государства и, следовательно, в установленные правила игры.

На основании договоренностей Святослава Рериха с руководством СССР для создания в Москве общественного музея имени Н.К. Рериха (основан постановлением Совета министров СССР) была передана старинная усадьба Лопухиных, памятник архитектуры XVII—XIX веков, расположенная в центре Москвы недалеко от Кремля. Убедившись в том, что государство выполнило это его условие, Святослав Рерих через Людмилу Шапошникову, выбранную им директором будущего музея, в 1990 году для его создания передает вторую часть наследия своих родителей — Николая и Елены Рерих. Кроме передачи усадьбы государство забыло о дальнейших своих обещаниях: восстановить полуразрушенные здания и приспособить их под музей и оказать помощь музею в его становлении и развитии. Перед директором музея Людмилой Шапошниковой стояла чрезвычайно сложная задача — без поддержки государства возродить к жизни разрушенные строения и создать в них музей. Правительство Москвы, несмотря на поставленную ему задачу, отказалось финансировать строительные работы, сославшись на нехватку средств и предложив искать внебюджетные источники. Надо представить себе сложность экономической ситуации лихих 90-х, когда под прикрытием перехода к рынку беспощадно грабились богатства страны, чтобы понять, что стоящая перед Людмилой Шапошниковой задача была практически невыполнима. После ухода из жизни Святослава Рериха 30 января 1993 года ситуация значительно усложнилась. Алчные чиновники решили прибрать к рукам завещанное Международному центру Рерихов и переданное в Россию Святославом Рерихом наследие и направили свою работу на уничтожение общественного музея. В этих сложных условиях приход в музей Бориса Булочника и предложение его директору бескорыстной финансовой помощи — дорогого стоит. Ведь ничто не мешало Борису Булочнику пойти по стопам сегодняшних олигархов в поисках экономического и политического признания, но зов сердца («богатство обязывает») вывел его на путь славных традиций русского меценатства — финансирования культурных проектов.

Встретившись в начале 90-х с Людмилой Шапошниковой, Борис Булочник посвятил свою дальнейшую жизнь сохранению в России наследия Рерихов. Благодаря его поддержке была выполнена воля Рерихов и создан в Москве общественный музей имени Н.К. Рериха, обширная культурная деятельность которого хорошо известна не только в России, но и за ее пределами. Коллекция музея значительно пополнилась за счет даров Бориса Булочника и членов его семьи. Финансовые средства Бориса Булочника и возглавляемого им «Мастер-Банка» дали возможность музею заниматься и издательской деятельностью трудов Рерихов из хранящегося в музее их архива, работ исследователей их творчества, выпускать ежеквартальный журнал «Культура и время», научно-популярные фильмы, вести обширную научно-исследовательскую деятельность. Особого внимания заслуживает финансирование Борисом Ильичом деятельности музея по воссозданию памятника истории и культуры России XVII—XIX веков, научная реставрация которого была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» и премией Евросоюза. Благодаря такой бескорыстной помощи Музей имени Н.К. Рериха размещен в прекрасно отреставрированных палатах XVII и залах XVIII—XIX веков, оснащен современным музейным оборудованием. Музей кроме популяризации творчества Рерихов безвозмездно предоставляет свои выставочные площади для художников-космистов, детских рисунков и народного творчества. В залах музея проводятся музыкальные вечера и творческие встречи молодежи. И все это благодаря не поддержке государства, а исключительно финансовой помощи Бориса Ильича и «Мастер-Банка». И вместо того чтобы использовать такой уникальный опыт сотрудничества общественной организации с одним из успешных бизнесменов страны, некоторые государственные структуры пытаются опорочить Бориса Булочника, разрушить его бизнес и таким образом лишить общественный музей имени Н.К. Рериха финансовой поддержки своего мецената.

Вначале пытались отобрать завещанное МЦР наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных и, как следствие, уничтожить общественный музей. Я не буду на этом останавливаться, так как этой теме было посвящено множество публикаций в СМИ начиная с начала 90-х. Скажу только, что, защищая наследие и музей, МЦР пришлось пройти через невероятное количество судебных заседаний в различных судах и инстанциях начиная с 1994 по 2011 год. Но музей продолжает успешно развиваться, и я уверен, что он продолжит свою деятельность. Теперь наши враги взялись за нашего мецената. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы прийти к выводу, что массированная атака 12.10.2012 СМИ на «Мастер-Банк» и председателя его правления Бориса Булочника имеет цель дискредитировать законную деятельность банка и его руководителя. Основанием для такого вывода является то, что аналогичные сообщения периодически появляются в СМИ уже несколько лет.

Если бы сообщения об «отмывании денег» действительно имели место, то нет сомнения в том, что данного банка уже бы не существовало. Но он продолжает действовать и входит в первую двадцатку успешных банков России. Смею предположить, что какие-то весьма влиятельные фигуры в нашей коррумпированной политико-экономической системе стремятся прибрать к рукам бизнес Бориса Булочника и с этой целью искусственно понижают рейтинг «Мастер-Банка», чтобы перепуганные его вкладчики стали забирать из банка свои средства. Дальнейшим шагом, вероятно, будет принуждение владельца банка отдать свой бизнес. Данные предположения сделаны на основании изложенных фактов и массовой системы коррупции, существующей в нашей стране, которая дает достаточно материала для российских телевизионщиков и прессы. Недавний визит вооруженных омоновцев в масках в дом Бориса Булочника со следователями из центрального аппарата МВД России для проведения обыска во время отсутствия хозяина дома — является доказательством моих предположений. Супруге Бориса Булочника даже не объяснили, что ищет вооруженная группа людей. При этом было изъято только несколько пачек визиток Бориса Булочника и телефонный справочник. Разве это не свидетельство, что мы имеем дело не с правонарушениями в профессиональной деятельности Бориса Булочника, а с попыткой его запугивания и поиском на него компромата.

Если заявления президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Правительства РФ Д.А. Медведева о борьбе с коррупцией является не только предвыборным лозунгом, они просто обязаны прекратить весь этот беспредел вокруг Бориса Булочника и «Мастер-Банка». Нужно не уничтожать меценатов, а создавать им все условия для выполнения ими их патриотического долга, направленного на сохранение и приумножение культурного достояния России.



А.В. СТЕЦЕНКО,
первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха