Наша культура нуждается в меценатах!
Некогда единое культурное пространство Советского Союза имеет сейчас географические границы, но они не способны разорвать единство многовековых культурных связей. Сегодня Украину и Россию многое объединяет, в том числе и проблемы в области культуры, сохранения национального достояния. Даже на правительственном уровне их иногда решают сообща: спасли же общими усилиями Дом-музей М.А.Волошина в Коктебеле, Дом-музей А.П.Чехова в Ялте. Меценатство и создание условий для его стимулирования с точки зрения работников культуры – вопрос государственного значения, который требует неотложного решения. Но, видимо государственные мужи придерживаются иного мнения.
6 декабря 1997г. на Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, которая состоялась в культурной столице России, было принято Постановление о модельном законе «О меценатстве и благотворительной деятельности». Согласно постановлению указанный модельный закон был направлен в парламенты государств-участников СНГ для использования при разработке национального законодательства. С тех пор этот нужный закон ждет своей очереди в Государственной Думе РФ, в Верховной Раде Украины и в других законотворческих инстанциях стран Содружества.
В Украине он встречает жесткое противодействие со стороны Министерства финансов и Государственной налоговой инспекции. Их позицию можно понять. По самым скромным предварительным подсчетам потери поступлений в госбюджет могут составить более 70 млрд. гривен в год, сумма внушительная. Но чиновники не подсчитали, сколько средств может поступить на сохранение культурных ценностей, являющихся главным капиталом любой нации. Например, в США пожертвования покрывают 70% всей необходимой суммы затрат на содержание культуры, а это более 300 млрд. долларов ежегодно, причем эта сумма не облагается налогом. У нас же эта статья финансируется, неизменно, по остаточному принципу, причем 25% от пожертвованной суммы нужно отдать государству в виде налога, 25% должен отдать получатель. Есть вариант, когда государство получает 75% от пожертвований, например, если у частного лица меценат покупает ценное произведение искусства и передает его в дар музею, то заплатить налог (25% от суммы) должны все участники процесса: частое лицо, меценат и музей. В результате мы имеем нуждающиеся в капитальных вложениях объекты культурного наследия и почти полное отсутствие ценных даров в музейный фонд (кстати, государственный). В России тоже до сих пор не принят федеральный закон № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве», но существует уже достаточно долго в виде проекта.
Иначе обстоит дело в странах Западной Европы, США, где меценатам предоставлены значительные налоговые льготы. Государству выгодна такая позиция. Сравнивая состояние музеев и объектов культурного наследия в Америке, Евросоюзе и в странах СНГ несложно понять, что выигрывают при поддержке меценатства все: государство, общество, многочисленные туристы, а, главное, мировая культура. В Венгрии разрешено направлять предпринимателям до 70% прибыли на поддержку культуры, в Греции до 30%, в Германии до 33,2%. Во всех развитых странах институт меценатства постоянно поддерживается и неизменно развивается. Быть меценатом почетно и при этом степень уважения не зависит от перечисленной суммы. В Швеции ежегодно проходит церемония «Меценат года», в Канаде память меценатов увековечивают, даже если потраченная ими сумма незначительна (памятные доски, почетные списки и т.д.) Посильный вклад могут сделать все граждане. Например: американцы могут принять в свою семью школьников из другого государства, которые приехали изучать английский язык; немцы принимали в конце 80-х пострадавших в Чернобыльской катастрофе украинцев; французы приглашают иностранцев на дружеский ужин, дабы у гостей сложилось хорошее впечатление о стране и т.д.
Говоря о меценатах, неизменно, вспоминаешь всемирно известные музеи, библиотеки, театры. Меценатство и Культура – понятия, которые неразрывно связаны с лучшими страницами истории человечества. Вспомним лишь некоторые из них. Знаменитый Британский музей и Лондонский музей естествознания обязаны своим существованием Гансу Слоуну, подарившему английской нации свою уникальную коллекцию. Венгерский национальный музей и Государственную библиотеку создал в 1802 году граф Ференц Сечени. Италия по праву гордится Пинакотекой Амброзиана, основанной меценатом Федерико Барромео в 1618 г. Соединенные Штаты Америки в 1826 г. получили более пяти миллионов долларов золотом от англичанина Джеймса Смитсона, который завещал создать на Новой земле «учреждение, способствующее приумножению знаний и их распространению среди людей». Сегодня Смитсоновский институт объединяет 17 музеев и галерей с собранием, насчитывающим более 143 млн. экспонатов…
В России меценатство активно развивалось до 1917 г. Достаточно вспомнить ГМИИ им. А.С.Пушкина, в создание которого Ю.И.Нечаев-Мальцев вложил более 2-х млн. рублей золотом, внесли свою лепту и московские меценаты П.М.Третьяков, К.Т.Солдатенков, Н.С.Мосолов, П.И.Харитоненко и другие. Через некоторое время после того как украинским «сахарным королям» чиновники царской России ослабили налоговый гнет, в Киеве появился Политехнический университет, Музей русского искусства, созданный на основе коллекции Н.А.Терещенко, Музей Богдана и Варвары Ханенко и т.д.
Конечно, странам, существующим на постсоветском пространстве сложно возродить институт меценатства, поскольку менталитет многих чиновников был сформирован в тоталитарном обществе, которое и уничтожило меценатство как явление. Как следствие, существующие проекты законов имеют один и тот же недостаток – жесткий контроль и управление меценатством со стороны различных государственных структур, что противоречит меценатству и культуре в целом, поскольку ими управлять невозможно без утраты их первоначальной сути. Можно только создавать условия для благоприятного развития меценатства.
Мы достигли середины 1-й четверти 21 века, пользуемся многими благами научно-технического прогресса, но не пользуемся в полной мере тем, что может нам дать культурное наследие, не осознаем его важность для дальнейшего развития. Культура, как и прежде, финансируется из госбюджета недостаточно, а, значит, остается надежда только на бескорыстную помощь тех, кто понимает значение культуры для развития общества, государства. т.е. на меценатов. Государство в свою очередь отвечает на их помощь непомерным налоговым гнетом, бесконечными проверками всевозможных инстанций, активной работой «желтой прессы», формирующей негативное общественное мнение о людях, тратящих деньги «на ветер», т.е. на культуру. Если кто-то сомневается в том, что дело обстоит именно так, пусть обратит внимание на ситуацию, которая разворачивается вокруг Музея имени Н.К.Рериха в Москве и мецената Б.И.Булочника, который более двадцати лет бескорыстно помогает этому общественному музею. На средства Бориса Ильича Булочника восстанавливается уникальный архитектурный ансамбль в центре Москвы, Усадьба Лопухиных, в которой разместился вышеупомянутый музей и Международный Центр Рерихов, пополняется коллекция музея, приобретается новейшее музейное оборудование, финансируются культурно-образовательные программы. Можно только порадоваться за музей, но не тут-то было. Всевозможные государственные структуры прикладывают все усилия к тому, чтобы у Бориса Ильича не было возможности вкладывать средства в сохранение отечественной культуры. И такая абсурдная ситуация складывается не только в Москве, ведь не случайно директор Государственного Русского музея В.А.Гусев в одном из интервью в сердцах сказал: «В нашей стране благотворительность вызывает подозрения».
Давайте вспомним в каком состоянии находится большинство музеев на постсоветском пространстве: здание музея нуждается в ремонте, оборудование и инженерные сети на 80-100% изношены и морально устарели, коллекция нуждается в реставрации, культурно-образовательные программы проводятся на энтузиазме, государство финансирует (причем не всегда в полном объеме) только защищенные статьи (зарплата, охрана, коммунальные услуги), пополнение коллекций происходит благодаря таможенному конфискату и подаркам от современных художников. Возникает вопрос: кому мешает благополучно развивающийся, успешный музей в центре Москвы? Может быть тем кто не помнит о нуждах культуры, о музеях, которые принадлежат даже не нам, а грядущим поколениям, тем, кому удобно, чтобы происходило культурное и духовное обнищание нации, ведь примитивным народом с примитивными потребностями легче управлять. Для большинства музеев помощь, которую оказывает Б.И.Булочник не просто помощь, а спасение. О таком покровительстве для музея можно только мечтать!
Государство пытается создать благоприятные условия инвесторам, вкладывающим средства в развитие производства, аграрного сектора ... Когда же у нас будут поддерживать тех немногих, кто помогает сохранить национальное культурное достояние? 11 октября нынешнего года в Москве, участники международной научно-общественной конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» приняли специальное обращение в защиту мецената МЦР Б.И.Булочника. Подробно с этим документом можно ознакомиться на сайте Международного Центра Рерихов. Приведу лишь несколько строк: «Реалии сегодняшней России таковы, что только при помощи истинного меценатства мы сможем сохранить нашу культуру. Действия, которые сегодня некоторые СМИ и силовые структуры применяют против Б.И.Булочника, свидетельствуют, что в России есть влиятельные силы, которые препятствуют этому процессу». Комментарии, как говорится, излишни. Уверена, что к этому обращению присоединятся не только музейщики России, Украины, Беларуси, других стран СНГ, но и все кому дороги судьбы культуры.
В I веке до Рождества Христова в Риме жил оратор, государственный деятель, друг и советник императора Августа. Таких как он в истории человечества было много, но время сохранило для нас его имя, имя, которое стало нарицательным. Произошло это только потому, что он покровительствовал Горацию, Вергилию, многим другим поэтам, художникам и искусству вообще. Звали его Гай Цильний Меценат.
Почти через столетие после его смерти поэт Марциал произнес: «Будь меценаты у нас – и Вергилии нашлись бы!» Перефразируя Марциала, хочется сказать: «Пусть будут такие люди как Б.И.Булочник, не мешайте им – ведь наша культура нуждается в меценатах!»
Директор Крымского республиканского учреждения
«Симферопольский художественный музей»,
Заслуженный работник культуры
Автономной республики Крым,
доктор философии, Л.В. Кудряшова