А.В. Стеценко,
вице-президент Международного Центра Рерихов
первому заместителю Министра культуры В.В. Аристархову
о недопустимости дальнейших действий, направленных на разрушение
общественного Музея имени Н.К. Рериха и нарушение
воли Святослава Николаевича Рериха
в отношении переданного им в Россию наследия
Да, Армагеддон Культуры страшнее военного Армагеддона.
Точно все подонки всколыхнулись и выплыли на позор миру.
Только вспомнить весь мрачный синодик
всевозможных несправедливостей и клевет.
Точно бы люди возлюбили именно такую разбойную мерзость.
Лучшие намерения встречают лишь оголтелый рев невежд.
Их стало повсюду так несчетно много. <…>
Соберите факты и получите ужасное зрелище разложения.
Никакие призрачные ресторанные изобилия не прикроют потерю
человеческого достоинства. Культура погибает.
Н.К. Рерих
В мае 2015 г. первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой провести проверку поступивших к нему сведений о якобы готовящемся в Международном Центре Рерихов (МЦР) вывозе наследия Рерихов за границу с целью его продажи.
Ложь и даже абсурдность данного утверждения очевидна. Во-первых, Международный Центр Рерихов и его Музей имени Н.К. Рериха были основаны Святославом Николаевичем Рерихом с целью сохранения для России и популяризации наследия Рерихов, а не для его продажи и извлечения прибыли. О том, что МЦР неукоснительно выполняет все положения концепции С.Н. Рериха о деятельности общественного Музея1, убедительно свидетельствует его 25-летняя история.
Во-вторых, вывоз за пределы России предметов культурного наследия производится только на основании специального разрешения Минкультуры, которое выдается после проведения целого ряда процедур, включая и получение правительственной гарантии принимающей стороны на возврат в Россию этих предметов. МЦР неоднократно получал у Министерства культуры такие разрешения, оформляя к вывозу за рубеж и возвращению в Россию выставки картин Рерихов. Без получения у Министерства культуры такого разрешения вывезти за пределы России что-либо из наследия Рерихов просто невозможно. У МЦР накоплен многолетний опыт сотрудничества с Минкультом по этому вопросу. Следовательно, первый заместитель министра культуры должен был знать об этом. Но даже если предположить, что ему это было неизвестно, то, получив такое, явно клеветническое, письмо, нормальный чиновник, имеющий необходимый уровень моральных и этических качеств, был просто обязан сам разобраться в том, правдоподобно ли содержание письма хоть в какой-то мере. Для этого требовалось приложить совсем немного усилий: приехать в Музей и самому разобраться во всем. Но г-н Аристархов этого не сделал, так как, полагаю, был заинтересован в распространении мифа о противозаконной деятельности МЦР.
В результате настойчивой просьбы первого заместителя министра культуры Хамовническая межрайонная прокуратура провела соответствующую проверку и, естественно, никаких фактов, хотя бы косвенно подтверждавших домыслы группы граждан, на которые ссылался в своем письме В.В. Аристархов, не обнаружила. Но тем не менее исполняющий обязанности межрайонного прокурора А.В. Кириенко вручил мне «Предостережение о недопустимости нарушения закона»: «Предостерегаю Стеценко Александра Витальевича, вице-президента Международного Центра Рерихов, о недопустимости нарушения закона и разъясняю (предупреждаю), что в случае несанкционированного вывоза картин за пределы Российской Федерации Вы можете быть привлечены к установленной законом ответственности»2.
Учитывая, что данное предостережение сделано без всяких на то оснований и, я полагаю, исключительно под давлением Министерства культуры, и принимая во внимание, что прокуратура никак не отреагировала на мое обращение к ней о защите «МЦР от противозаконной деятельности первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова, проявившейся в распространении им заведомо ложной информации»3, могу обоснованно вынести г-ну Аристархову свое предостережение, которое базируется на следующих фактах.
Первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов не в первый раз рассылает свои обращения в силовые структуры страны, сопровождая их письмами неких граждан, содержащих явно ложные обвинения в адрес МЦР. Так, в октябре 2014 г. он отправил письмо в Министерство внутренних дел РФ с просьбой проверить МЦР «на предмет противоправной деятельности» – эта просьба основывалась на письме некого В.П. Литвинова4. Достаточно только бегло прочитать это писание Литвинова, чтобы понять его явно клеветническую направленность, которая, я полагаю, как и в случае с обращением в Генеральную прокуратуру, не являлась секретом для первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова.
Международный Центр Рерихов – достаточно известная в России и в мире общественная организация, основанная великим русским художником и общественным деятелем, гражданином Индии, Святославом Николаевичем Рерихом с целью сохранения и популяризации наследия своих родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Именно с этой целью С.Н. Рерих, в соответствии с договоренностью с руководством СССР, в 1990 г. передал в Россию уникальное наследие для создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Такой музей нашей организацией был создан, и сегодня его деятельность широко известна во всем мире. МЦР – одна из первых общественных организаций России, которая в 1992 г. стала ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН и на протяжении всего этого времени осуществляет тесное сотрудничество с ООН. В результате этого сотрудничества МЦР получил и консультативный статус Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Деятельность нашей организации по популяризации в мире идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру – была удостоена благодарности от Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна5.
МЦР является коллективным членом Международного совета музеев (ИКОМ). На протяжении многих лет наша организация тесно сотрудничает с ЮНЕСКО в вопросах сохранения культурного наследия и распространении миротворческих идей Николая Рериха. Так 2 апреля 2012 г. в своем приветствии по случаю открытия в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже международного выставочного проекта МЦР «Пакт Рериха. История и современность» Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отметила: «ЮНЕСКО рада сотрудничеству с организациями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как например, Международный Центр Рерихов»6. Поддержав инициативу МЦР по празднованию 21 сентября 2014 г. международного Дня Мира, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова так оценила значение деятельности МЦР, направленной на популяризацию идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру: «Ваша инициатива тем более значима, что она вносит прямой вклад в достижение возложенных на ЮНЕСКО задач по созиданию мира в сознании людей. Поэтому я рада приветствовать такие международные проекты, как Ваш, поскольку они укрепляют продвижение культуры мира и ее достижение через образование и культуру.
Цель и международный охват представленной Вами инициативы, подчеркивающей с помощью наследия Н.К. Рериха насущную роль образования и культуры для достижения устойчивого мира, так же, как и Ваш оригинальный подход, сочетающий глубокое историческое видение, культуру и художественное творчество, свидетельствуют о том, что Ваши мероприятия непосредственно соотносятся с приоритетами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры»7.
А с подачи первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова и поддержанных им клеветников деятельность МЦР является «разрушительной и антикультурной»?! Если замминистра не согласен с мнением Генерального директора ЮНЕСКО и обширную деятельность МЦР считает вредной и даже опасной для страны, то что-то неладное творится в нашей культуре, коль ею руководит такой человек.
МЦР на протяжении всей своей 25-летней истории ведет очень важную для России и всего мира работу, направленную на сохранение и популяризацию наследия Рерихов. Кроме самой музейно-выставочной деятельности, ученые МЦР совместно со своими коллегами из России и других стран ведут огромную работу по научному осмыслению уникального философско-художественного наследия Рерихов, раскрывающего направление и перспективы космической эволюции человечества и пути ее достижения. С этой целью в МЦР был создан Объединенный научный Центр проблем космического мышления (ОНЦКМ). Результаты исследовательской работы ОНЦКМ публикует в своих книгах, журналах и других научно-популярных изданиях.
За огромный вклад в дело сохранения наследия Рерихов и развитие музееведения руководитель нашей организации, первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова дважды Указами Президента РФ была награждена государственными наградами: орденом Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Выдающийся вклад МЦР и его руководителя, Генерального директора музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой в дело сохранения и развития российской культуры был отмечен многими благодарностями. Ее благодарили высшие государственные чиновники Российской Федерации: президенты и премьер-министры, министры иностранных дел и культуры, члены правительства Москвы, депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, – а также современные выдающиеся общественные и культурные деятели, среди которых Д.С. Лихачев, Е.М. Примаков, М.Л. Ростропович, Г.П. Вишневская, М.С. Горбачев, В.Т. Спиваков, З.К. Церетели и многие другие. «Спасибо за помощь русской культуре»8, – писал Л.В. Шапошниковой М.Л. Ростропович, человек, имя которого можно по праву назвать символом русской культуры новой России.
Только глубоко невежественные люди могут стремиться разрушить всю эту чрезвычайно нужную для России культурную деятельность, которую МЦР ведет на протяжении многих лет. «Уже пять веков до нашей эры, – писал Николай Рерих, – с Востока раздались благословенные слова: “Невежество есть тягчайшее преступление”. Затем и великие отшельники первых веков христианства заповедали, что “невежество есть ад”. Действительно, из этой темной пропасти рождаются все братоубийственные преступления, мир наполняется ложью и тьмою, которая способствует самым безобразным, самым жестоким и отвратительным деяниям»9.
Каким же возмутительным диссонансом в сравнении хотя бы только с одной телеграммой М.Л. Ростроповича выглядят эти кляузы «группы граждан», которые были подхвачены первым заместителем министра культуры! На их основании была организована настоящая травля МЦР и его руководства. Словно мы снова вернулись в 30-е годы прошлого века, когда в стране господствовала тотальная расправа над людьми и организациями, неугодными режиму. Для какой цели руководству Министерства культуры сегодня вновь потребовался весь этот маскарад с подметными письмами неких граждан?
Дело в том, что на протяжении всей 25-летней истории существования общественного Музея имени Н.К. Рериха между МЦР (до сентября 1991 г. – Советским Фондом Рерихов (СФР)) и Министерством культуры идет борьба за наследие Рерихов. Со стороны нашей общественной организации основные требования к Министерству культуры состоят в неукоснительном выполнении воли Святослава Николаевича Рериха, который безвозмездно передал в Россию для основанного им общественного Музея принадлежащее ему наследие своих родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Со стороны Минкультуры цель этой борьбы заключается в обратном: не допустить выполнения воли С.Н. Рериха, отобрать у МЦР переданное наследие Рерихов и разрушить общественный Музей.
Если МЦР при помощи своих меценатов вернул из-за границы в Россию несколько сотен прекрасных полотен Рерихов (вернул, а не вывез!), которые теперь находятся в экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха и радуют посетителей нашего музея, то Министерство культуры не проявляет никакой заботы о сохранении в России наследия Рерихов. Чиновники от культуры допустили полное разграбление художественных ценностей из квартиры Юрия Николаевича Рериха в Москве и не принимают никаких мер к его розыску. Более того, руководство Министерства культуры делает все, чтобы скрыть факты исчезновения целого ряда картин из коллекции, принадлежащей Святославу Николаевичу Рериху, которая с 1978 г. находилась на временном хранении у Министерства культуры и удерживается в Государственном музее Востока до сих пор, не взирая на то, что ее владелец – С.Н. Рерих – распорядился передать эту коллекцию в МЦР.
Борьба значительно обострилась после того, как министр культуры РФ В.Р. Мединский ввел Президента РФ В.В. Путина в заблуждение относительно распоряжений, сделанных С.Н. Рерихом в отношении названной коллекции картин10, и добился отмены вступившего в законную силу решения Хамовнического суда Москвы, признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха. Не имея никаких документов Святослава Николаевича Рериха, которые могли хотя бы косвенно подтвердить права государства на переданное им в Россию наследие, Министерство культуры при помощи распространения во властных структурах государства таких клеветнических писем стремится создать негативное представление о нашей организации.
Этой недостойной работой чиновники от культуры занимаются уже не первый год. Так, в июне 1992 г. на основании доноса на МЦР в Министерство юстиции от некоего Кувшинова, в котором говорилось о якобы готовящемся МЦР вывозе из России наследия Рерихов, была начата кампания Минкультуры о признании МЦР не правопреемником СФР. В 2006 г., когда Хамовнический суд Москвы повторно рассматривал заявление МЦР о признании факта получения наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха, для создания у судей Мосгорсуда негативного образа МЦР и его руководства Минкультуры направляет в Генеральную прокуратуру РФ партию писем о противоправной деятельности МЦР: «Шапошникова сфабриковала завещание Рериха», «наследие бесконтрольно вывозится за границу», «антигосударственная деятельность МЦР» и другие небылицы11. И все это Генеральная прокуратура приняла на проверку, несмотря на отсутствие каких бы то ни было фактов. Была даже попытка еще тогда сфабриковать уголовное дело на основании этих доносов. И вот снова в течение последних двух лет на основании того же рода домыслов руководство Министерства культуры снова направляет в силовые структуры страны послания с теми же требованиями: проверить МЦР на предмет противоправной деятельности. Не удивительно ли, что какие-то странные письма никому не известных граждан непонятно как периодически выплывают на свет в течение более 20 лет и Министерство культуры каждый раз требует обязательной их проверки силовыми структурами государства?!
Я привел только четыре письма, включая два последних от В.В. Аристархова. На самом деле их гораздо больше12. Могу представить, как надоело участковым, следователям прокуратуры, МВД, МУРа, УБЭПа и представителям других силовых структур разбираться с этими доносами. Если бы не требования Министерства культуры, думаю, что эти гнусные кляузы выбрасывались бы в мусорное ведро. Но коль такое лицо, как первый заместитель министра культуры, требует проверить, то необходимо реагировать. Последствия такого реагирования были, прямо скажем, трагедией для русской культуры. Донос Кувшинова в июне 1992 г., как это ни странно, был очень выгоден Министерству культуры, и оно его использовало, как говорится, на полную катушку: МЦР сразу же стал неправопреемником СФР, и, следовательно, у Министерства появилась возможность не только оправдать свое нежелание передать коллекцию картин Рерихов, которую ее владелец, Святослав Николаевич Рерих, в составе остального наследия передал нашей общественной организации, но и стремиться отобрать и остальное наследие, находящееся у нас на хранении. Следствием письма начальника управления культурного наследия Министерства культуры А.С. Колупаевой, которое сопроводило очередные доносы граждан в 2006 г, был очередной отказ Хамовнического суда Москвы в рассмотрении заявления МЦР о признании факта получения наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха.
Данные действия Министерства культуры привели к тому, что в отсутствии в России официально признанного властью наследника Святослава Николаевича Рериха и при полной незаинтересованности Министерства культуры в сохранении наследия Рерихов из квартиры Ю.Н. Рериха исчезли картины Н.К. и С.Н. Рерихов, уникальный научный архив Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928), ценнейшие коллекции древней бронзы, тибетской живописи и многие другие раритеты. Многочисленные обращения МЦР и общественности страны в Министерство культуры о недопущении разграбления художественных и научных ценностей, принадлежавших нашим великим соотечественникам, так ни к чему и не привели. В настоящее время на квартире Ю.Н. Рериха ничего из наследия не осталось, и каким-то странным образом это расхищенное наследие стало появляться в антикварных магазинах, на внутренних аукционах и даже вывозиться за пределы России для продажи! А сколько сил и ресурсов было потрачено этим ведомством, чтобы не допустить МЦР к вступлению в права наследства С.Н. Рериха и тем самым помешать предотвратить разграбление первой части наследия, находившейся на квартире Ю.Н. Рериха!? Разве это не трагедия для русской и мировой культуры, когда великое наследие наших соотечественников стало предметом торга и наживы, когда российские чиновники блокируют все действия МЦР и общественности, направленные на сохранение в России и для России наследия Рерихов?!
Последствием первого письма г-на Аристархова в МВД РФ в октябре 2014 г. стало возбуждение следственными органами МВД России уголовного дела по факту якобы незаконного продолжения воссоздания объекта культурного наследия «Усадьба Лопухиных» неустановленными лицами13. Надуманность и противозаконность возбуждения этого уголовного дела очевидна. Всем известно, что МЦР на протяжении многих лет по заданию Правительства Москвы и в соответствии с утвержденным проектом воссоздает уникальный объект культурного наследия белокаменной Москвы усадьбу Лопухиных за счет добровольных пожертвований граждан.
Итогом второго письма В.В. Аристархова, направленного в Генеральную прокуратуру, явилось выданное мне прокуратурой предостережение о недопустимости несанкционированного вывоза картин Рерихов за рубеж. Думаю, что это лишь очередной этап известного нам плана. Ведь не зря же чиновники на протяжении 25 лет затратили столько сил.
Скорее всего, Министерство культуры вынашивает планы по изъятию у МЦР всего наследия. Видимо они считают, что после вступления в законную силу апелляционного определения коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 20 июня 2014 г., на основании которого было отменено решение Хамовнического суда Москвы от 24 ноября 2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха, им открыта дорога к изъятию у МЦР наследия и окончательному разрушению общественного Музея.
Как же можно считать вышеупомянутое апелляционное определение Мосгорсуда справедливым, когда оно состоялось под серьезным воздействием Министерства культуры? Так, министр культуры В.Р. Мединский обратился в ноябре 2013 г. к Президенту России с письмом явно провокационного характера, в котором утверждал, что на основании решения судов МЦР безосновательно стал претендовать на коллекцию картин Рерихов, принадлежавшую государству и находящуюся в настоящее время в Государственном музее Востока. Письмо составлено таким образом, что вывод напрашивается сам собой: требуется немедленно разобраться с этим МЦР. Ни о завещании С.Н. Рериха и его последующих распоряжениях, которые однозначно свидетельствуют о том, что наследие, переданное им в Россию, предназначено для общественного Музея имени Н.К. Рериха, ни о том, что его собственником является общественная организация, а не государство, там не говорится ни слова. Так министр культуры В.Р. Мединский не постеснялся использовать в своих интересах даже Президента страны. И это письмо представителем министерства на заседании передается суду как главный аргумент своей позиции. И суд этот аргумент принимает?! Далее на этом же заседании советник министра культуры К.Е. Рыбак заявил, что позиция министерства поддержана Администрацией Президента РФ. Таким образом, и резолюция Президента РФ В.В. Путина на письме министра культуры В.Р. Мединского о необходимости соблюдения интересов государства, и заявление о поддержке Администрации Президента РФ являются, по сути, требованиями к суду отказать МЦР в праве на наследство. И суд подчиняется этим требованиям и отказывает МЦР в удовлетворении заявления.
Думаю, что такого наглого давления на суд со стороны чиновников российская судебная система еще не знала. Кто из российских судей при такой постановке вопроса рискнет проверять, а в чем же действительно состоит интерес государства? Так, корыстные интересы руководства Министерства культуры ловко были представлены как интересы государства. И несмотря на то, что в материалах дела имелись документы С.Н. Рериха, лично им подписанные и засвидетельствованные нотариусом, указывающие на единственного наследника и собственника на переданное им в Россию наследие – МЦР, Мосгорсуд сломался под напором Министерства культуры, забыл о своих же ранее принятых решениях и уступил требованиям министерства. И это уже во второй раз. Первое давление на суд было оказано министром культуры М.Е. Швыдким еще в 2003 г. Тогда, без всяких на то оснований, Президиум Мосгорсуда отменил первое решение Хамовнического суда от 6 августа 2002 г., признавшего МЦР наследником Святослава Николаевича Рериха.
Но даже последнее решение Мосгорсуда не дает никаких оснований считать государство собственником переданного С.Н. Рерихом наследия. Министерство культуры пытается не замечать правоустанавливающих документов С.Н. Рериха, четко определивших собственника на наследие Рерихов. Но ведь от этого их законность не отменяется.
Еще раз напомню хотя бы о двух из них. Первый – это письмо С.Н. Рериха Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26 апреля 1992 г., в котором он прямо указал, что принадлежащая ему коллекция картин незаконно удерживается в Государственном музее искусства народов Востока и попросил Президента РФ оказать содействие в ее возвращении в МЦР. Второй – это свидетельство о передаче прав собственности МЦР на переданное СФР наследие, подписанное Святославом Николаевичем Рерихом и заверенное нотариусом 22 октября 1992 г. И многие другие документы.
Также хочу напомнить г-ну Аристархову, что следствием письма Святослава Николаевича Рериха к Президенту РФ, которое находится в архиве Президента РФ, было признание Министерством культуры прав собственности МЦР на переданное в Россию наследие14, а на основании поручения Президента РФ ПР-1078 от 4 июня 1992 г. готовилось специальное постановление Правительства РФ по этому поводу15. Но клеветническая кампания, начатая письмом Кувшинова, пугавшего опасностью вывоза Международным Центром Рерихов наследия Рерихов за пределы России, а также вскоре последовавший уход из жизни С.Н. Рериха, были тогда использованы Министерством культуры, все переигравшим с точностью до наоборот. История повторяется. Министр культуры В.Р. Мединский со своим первым замом В.В. Аристарховым, используя новый клеветнический набор в старой упаковке, опять добились пересмотра справедливых решений судов. Но что бы ни предпринимало Министерство культуры по фальсификации своих прав на наследие Рерихов, никаких правовых оснований на это наследие у него не может появиться, так как собственник этого наследия передал эти права не государству, а общественной организации.
Учитывая вышеизложенное, ПРЕДОСТЕРЕГАЮ руководство Министерства культуры и лично г-на Аристархова о недопустимости дальнейших действий, направленных на разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха и нарушение воли Святослава Николаевича Рериха в отношении переданного им в этот Музей наследия.
2 Предостережение о недопустимости нарушения закона от 3 июня 2015 г., вх. № 265 от 04.06.2015 г.
3 Письмо вице-президента МЦР А.В. Стеценко прокурору Хамовнической межрайонной прокуратуры ЦОА Москвы № 171 от 28 мая 2015 г.
4 Письмо первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова заместителю министра внутренних дел М.Г. Ваничкину № 9388-01-54/кр-ВА от 20 октября 2014 г.
5 Каталог выставки МЦР «Пакт Рериха. История и современность» в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в апреле 2015 г., МЦР, М. 2015 г., стр. 7 / Catalogue of the ICR exhibition “The Roerich Pact. History and Modernity” at the UN General Assembly Building in New York in April 2015, ICR, Moscow, 2015, p. 7.
6 Каталог выставки МЦР «Пакт Рериха. История и современность». В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. МЦР, М. 2012 г., стр. 9–10 / Catalogue of the ICR exhibition “The Roerich Pact. History and Modernity”. At the UNESCO Headquarters in Paris. ICR, Moscow, 2012, p. 9–10.
7 Письмо Генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой в МЦР от 15 сентября 2014 г., вх. № 562 от 22.10.09.2014 г.
9 Рерих Н.К. Борьба с невежеством // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 214.
10 Письмо Министра культуры В.Р. Мединского Президенту РФ В.В. Путину от 11.11.2013 г. №4704-01-07-ВМ.
11 Письмо начальника Управления культурного наследия Министерства культуры и массовых коммуникаций А.С. Колупаевой в Генеральную прокуратуру РФ №1278-07/1-026 от 24 апреля 2006 г.
12 См.: Стеценко А.В. Эпидемия клеветы. Есть ли противоядие? // Независимая газета. 2011. 26 апреля.
13 Постановление о возбуждении старшим дознавателем 2 отделения ОД УВД по ЦАО МВД России по г. Москве майором полиции А.Г. Ломкиной уголовного дела от 29 января 2015 г.
14 Письмо Министерства культуры в Правительство РФ № 41-01-29 от 19 июня 1992 г.
15 Поручение Правительства РФ № ЕГ-П41-47923 от 8 декабря 1992 г.