Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

В защиту Музея

Сохраним Пречистый Град – общественный Музей имени Н.К. Рериха!

«С тьмою мириться нельзя, с тьмою невозможны никакие компромиссы, соглашения или сотрудничество. Тьму можно только разить, не входя ни в какие сделки со своей совестью. Тьме можно или противостать, или же ею быть порабощенным. <...> Потому Посылаю вас в жизнь одетыми в броню духа и Предупреждаю об опасности малых щелей или линий разъединения с ближайшим звеном. Не должно быть никаких расхождений, никаких умалчиваний, никаких взаимонепониманий, никакого отделения мышления, и тогда обеспечена победа. Учитель к победе Зовет и пути к ней Указует»[1].

У Николая Константиновича Рериха есть картина, которая называется «Пречистый Град – врагам озлобление». Создал он ее в 1911 году. Сообщая в письме к жене свой замысел, он писал: «Сделаю ещё маленькую вещь “Город пречистый”. Белый город со святыми внутри окружён пламенем, и демоны кидают камни в него»[2].

Картина во многих аспектах оказалась пророческой, в том числе, и для созданного семьей Рерихов в Москве Международного общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Эта история началась в 1989 году письмом великого художника Святослава Николаевича Рериха «Медлить нельзя!»[3]. В нем была дана четкая концепция создания и развития общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, которому Святослав Николаевич передавал все наследие семьи Рерихов, в том числе, и свои картины. Именно общественному, так как у Святослава Николаевича были весьма веские основания не доверять наследие семьи Рерихов Советскому государству. Министерством культуры не были выполнены обещания, данные его брату Юрию Николаевичу, который в 1957 г. привез в Москву первую часть наследия Рерихов около 500 картин и передал их в страну при условии сохранения цельной коллекции и на ее основе создания Музея имени Н.К. Рериха. Музей не был создан, а картины были распределены между различными музеями. После скоропостижной смерти Ю.Н. Рериха его единственным наследником был С.Н. Рерих, но он был отстранен Министерством культуры от возможности вступления в права наследования. И при молчаливом попустительстве этого министерства значительная часть привезенного наследия, остававшаяся на квартире ученого, была разворована[4].

Для осуществления намеченных планов Святослав Николаевич рекомендовал в качестве директора музея Людмилу Васильевну Шапошникову – ученого, индолога, человека, как он писал, давно и хорошо ему известного. Для финансирования Музея был создан Советский Фонд Рерихов (СФР), которому, согласно завещанию Святослава Рериха от 19.03.1990 г., заверенному нотариусом в Индии, и было передано наследие семьи. После распада Советского Союза, согласно воле самого Святослава Николаевича, СФР был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР). Его правопреемственность неоднократно подтверждалась самим С.Н. Рерихом и была заверена индийским нотариусом, чему свидетельствуют документы[5].

Государственные чиновники понимали, что уникальная коллекция, в состав которой входили не только картины Рерихов, но и бесценный архив, книги из семейной библиотеки, семейные реликвии, представляет огромную ценность. И примириться с тем, что это богатство уходит из их рук, они не могли. Ведь одно из порождений тоталитарного режима, это – пренебрежение правами чужой частной собственности. Отбирать имущество у чужих и делить среди своих – эта идеология советских чиновников оказалась весьма жизнестойкой и получила дальнейшее развитие в деятельности российских чиновников.

С первого дня создания Музея, почти 26 лет, они изыскивают всевозможные способы, чтобы отобрать завещанное наследие под государственный контроль. При этом используются многие приемы соответствующей времени идеологии: в СМИ широко распространяется клевета на Николая Константиновича и Елену Ивановну Рерихов, цель которой исказить их прогрессивную деятельность на благо всего человечества. Вокруг воли Святослава Рериха плетется паутина лжи, фабрикуются фальшивые письма, которые ложатся в основу правительственных постановлений об изъятии наследия в государственные «закрома родины». Бесконечные судебные разбирательства вот уже почти 26 лет ищут основания для законного отнятия наследия. Но ввиду того, что никаких законных оснований у государства нет, претенденты пытаются создать их видимость, не останавливаясь даже перед явным абсурдом: отказывают признать факт вступления в права наследования, отказывают в правопреемственности МЦР от СФР. Законность деятельности МЦР подвергается постоянным прокурорским проверкам. Вся эта история трагической борьбы общественного Музея имени Н.К. Рериха за свои права изложена в 6-ти томах сборника статей «Защитим имя и наследие семьи Рерихов» и на страницах сайта Международного Центра Рериха.

Удары сыпались на МЦР с разных сторон на протяжении всех лет его существования, но, несмотря на это, Центр-Музей развивался, была отреставрирована усадьба Лопухиных – памятник истории 17-18 веков, который был выбран С.Н. Рерихом для создания Музея. Государство за эти годы не вложило ни копейки ни в уникальный Музей, ни в реставрацию разрушенного за годы советской власти памятника архитектуры. Руками энтузиастов и на средства меценатов поднялся из руин великолепный ансамбль старинной усадьбы. Музей стал не только культурным, но и научным центром нового космического мышления. Передвижные выставки из его коллекций экспонировались не только в России, но в Украине, Беларуси, в странах Прибалтики и Азии, в Германии, Австрии, США, во Франции, в странах Южной Америки, в Индии и других странах. Коллекция Музея постоянно пополнялась картинами Рерихов, которые меценаты передавали в дар Музею.

Многие годы Музей имени Н.К. Рериха материально поддерживал замечательный российский меценат Борис Ильич Булочник. Против него была развернута самая настоящая травля, целью которой было заставить его отказаться от финансирования Музея. Ему и членам его семьи неоднократно угрожали расправой. Эта история подробно изложена в книге Л.В. Шапошниковой «Сожжение тьмы»[6] и в статьях на сайте МЦР. Закончилась она тем, что в 2013 году у «Мастер-банка», Президентом которого он был, отобрали лицензию, банк закрыли[7], а сам меценат с семьей был вынужден срочно уехать из страны.

Те, кто претендовали на наследие, ликовали: «Наконец-то Музей, оставшись без финансирования, запросится в государственные “объятия”»! Но, вопреки их ожиданиям, этого не произошло. Музей, действительно, оказался в очень сложном материальном положении: его культурные и издательские проекты оказались под угрозой срыва, люди остались без зарплат, надо было платить аренду и коммунальные платежи. Но, вопреки ожиданиям его недоброжелателей, Музей не собирался сдавать свои позиции. Сотрудники продолжали работать на своих местах, многие, отказавшись от зарплаты, перешли на волонтерскую работу. Музею помогают общественники, которые приезжают работать изо всех уголков России. Со всего мира рериховские организации и частные лица отправляют благотворительные взносы на разнообразные музейные проекты. Самым выдающимся явился Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Этот проект посвящен 80-летнему юбилею подписания первого в мире договора о защите культурных ценностей. Проект был создан МЦР, и его целью было донести людям миротворческие идеи Н.К. Рериха, в частности, идею «Мир через Культуру». Выставки прошли с огромным успехом в 14 странах мира, среди которых США, Франция, Германия, Уругвай, Австрия, Латвия, Испания, Голландия, Финляндия, Казахстан, Киргизстан, Индия. Выставкам в ряде стран был придан статус государственного значения! Но, увы, не на родине Н.К. Рериха! И хотя выставки с большим успехом прошли более чем в 90 городах России, заслуга в этом принадлежит исключительно культурной общественности. Именно рериховские организации находили ресурсы для изготовления и проведения выставок. Министерство культуры не только не включило этот грандиозный проект в свои программы, но в юбилейные годы 140-летия великого художника Н.К. Рериха и 80-летия Пакта Рериха активизировало свои действия по захвату наследия.

Очередной суд в июне 2014 года отказался признать факт «принятия наследства Святослава Рериха» Международным Центром Рерихов и отказал в правопреемственности. На этом основании высшие чины Минкультуры требуют «принять меры по передаче государству имущества семьи Рерихов»[8].

Следует заметить, что во всем мире давно существуют общественные, частные музеи, и государства не только не претендуют на захват их коллекций, но и создают условия для возможности самой широкой меценатской поддержки, которую оказывают простые налогоплательщики. В случае с Музеем имени Н.К. Рериха, который является истинно общественным и Международным Музеем, так как был создан с помощью Международной общественности и на благотворительные средства без копейки бюджетных денег, все обстоит с точностью до наоборот. Российское государство не сделало ни одного шага, чтобы помочь финансово МЦР в реставрации усадьбы Лопухиных, в которой располагается Музей. И вот теперь, когда усадьба отреставрирована и стала жемчужиной экскурсионной программы «Старинные усадьбы Москвы», когда уникальный Центр-Музей имени Н.К. Рериха своей культурной, научной, просветительской и миротворческой деятельностью получил признание во всем мире и стал членом престижных Международных организаций, таких как ЮНЕСКО, ИКОМ, ЕВРОПА НОСТРА и др., домогательства Министерства культуры РФ усиливаются день ото дня.

Последнее время борьба за перевод наследия семьи Рерихов в недра государственного музея получила новый поворот. Все чаще звучат слова о необходимости сохранить уникальное наследие Рерихов в условиях госмузея с устойчивым финансированием. Если Минкульт так волнуется за судьбу сотрудников Музея, которым, действительно, приходится непросто, то почему Минкульт не ходатайствует перед государственными структурами о снятии бремени оплаты за коммунальные услуги с этого уникального Музея? Почему Минкульт не включает проекты общественного Музея в свои программы, чтобы оказать хоть какую-то финансовую поддержку? Почему Минкультом не инициируется принятие законов о меценатской поддержке общественных музеев таких, какие существуют в развитых странах?

Но вместо этого Минкульт продолжает попытки разрушить Общественный Музей. О новых намерениях Минкульта свидетельствует распространение информации о необходимости создания национального фонда Рерихов для объединения наследия Рерихов, находящегося в Государственном музее Востока и в Международном Центре Рерихов, с целью взятия государством под контроль его хранение и использование. «За это оно якобы обещает решить все финансовые проблемы МЦР, включить МЦР, наравне с Министерством культуры и другими государственными структурами, в число учредителей планируемого национального фонда Рерихов и даже оставить статус общественного Музея имени Н.К. Рериха»[9].

Рассмотрим внимательно это предложение. Мы считаем, что это иезуитский прием и заключается он в том, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. На наш взгляд, это предложение от «лукавого» и больше похоже на очередной рейдерский шаг. Ибо, зная, как Минкульт все эти годы использует юриспруденцию с целью захвата наследия семьи Рерихов, не надо быть оракулом, чтобы предположить, что стоит только МЦР начать действовать в предложенном направлении, могут последовать такие юридические уловки, которые позволят, так называемому, национальному фонду проглотить и общественный Музей, и наследие Рерихов. Как можно поверить в искренность намерений, если даже теперь, по прошествии 24 лет после реорганизации Советского Фонда Рерихов в Международный Центр Рерихов, Минкультуры оспаривает правопреемственность МЦР! Да и недавние события с квартирой Юрия Николаевича Рериха[10], которая государством была отдана в руки проходимца и разграблена при молчаливом попустительстве Минкульта, тоже надежды на искренность намерений не вселяют.

И те, кто наивно полагают, что, помогая Минкульту в «прихватизации» наследия, они делают благое дело для лучшего сохранения наследия, глубоко ошибаются. Ибо не понимают самого главного: воля дарителя, завещателя во все времена и у всех народов была и есть священна. И это явление – не только дань сохранения традиций народов, но оно имеет весьма глубинный смысл, который заключен в космическом законе причин и следствий: «Закон точен и неумолим, а весы за пазухой у каждого, ибо какою мерою мерите, такой и отмерится...»[11] Попрание же посмертной воли завещателя имеет далеко идущие следствия, так как энергия завещателя, вложенная в его завет, продолжает действовать в пространстве, пока не будет исполнена так, как завещано. Нарушители воли рано или поздно получат по заслугам. И не защитят их ни связи, ни деньги, ни высокое положение, ни так называемые «благие намерения». И не помогут никакие суды, оправдывающие противоправные действия нарушителей посмертной воли. Ибо сказано: «Суд человеческий односторонен, узок и несовершенен, и ошибочен всегда, но безошибочен пространственный суд. Сила его и непреложность его решений кристаллизуются в карме человека в виде энергий, входящих в его состав. И результаты деяний человеческих становятся неизбежным достоянием своих породителей»[12].

Кроме того, есть еще один очень важный аспект. Создавая концепцию общественного Музея, С.Н. Рерих вложил в нее идею созидания Нового мира путем расширения сознания и духовного возрождения народов. Общественный Центр-Музей Н.К. Рериха с этой задачей успешно справляется, популяризируя идеи нового космического мышления. Вот это и ненавистно тем, кому страшен Новый мир. И суть их предложения о создании нового фонда Рерихов – разрушить созданную С.Н. Рерихом концепцию, которая воплотилась в жизнь благодаря неустанному труду и несломимому мужеству Генерального директора общественного Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой! Наша задача – не позволить им это сделать!

Нельзя идти в этом вопросе на компромисс с теми, кто на протяжении четверти века игнорировал волю завещателя и пытался разрушить Музей! Ибо сказано, что не может Свет заключить союз с тьмою: «Он должен потушиться, чтобы соединиться с противоположным началом»[13].

Только выполняя волю Святослава Николаевича и защищая дело жизни Людмилы Васильевны, возможна победа над темными разрушителями!

Если государство действительно озабочено судьбой наследия, то ему следует, по нашему мнению, принять следующие меры:

1. Раз и навсегда прекратить судебные препирательства вокруг наследия Рерихов, ибо не МЦР явилось их инициатором.
2. Признать коллекцию из 288 картин, переданных С.Н. Рерихом созданному им общественному Музею имени Н.К. Рериха, собственностью МЦР.
3. Выполнить, наконец, свои обязательства, данные при создании СФР и подкрепленные правительственными постановлениями о всесторонней поддержке работы Музея: освободить МЦР от оплаты за коммунальные услуги, освободить от уплаты налогов.
4. Включать проекты МЦР по популяризации рериховского наследия, в том числе издательские, в государственные программы для государственного финансирования.

И не надо «изобретать велосипед» и создавать какие-то новые организации! Надо помочь той, которая создана по концепции С.Н. Рериха. Только таким образом будет выполнена воля С.Н.Рериха!

Только таким образом государство докажет свою лояльность к наследию Великого человека и поднимет свой престиж в мире!

Николай Константинович неоднократно возвращался к написанию вариантов «Пречистого Града». Интересно, что на варианте картины, написанной им в 1912 году, появляется летящая фигура всадника – образ Светлого Воина, спешащего на помощь защитникам Пречистого Града.

Да будет Пречистый Град стоять несокрушимо!!!

______________________________

[1] Грани Агни Йоги.1956. §566 (сент.3)
[2] ОР ГТГ, ф. 44/322, л. 2. Будникова Ю. Два Града / Журнал «Восход»: № 8 (184), Август, 2009. Публикация на сайте http://gallery.facets.ru/show.php?id=653
[3] Газета «Советская культура» от 29.07.1989 г.
[4] Кузина Е.Е. Гибнущая коллекция Ю.Н. Рериха: утраты и надежды/ Культура и время. 2010. № 4. С. 237–243.
[5] Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко «Всем, кому дороги Наследие Рерихов и общественный Музей, основанный С.Н. Рерихом и созданный Л.В. Шапошниковой». 
[6] Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: Международный Центр Рерихов, 2014. – 304 с., ил.
[7] Надточий Т.Л. Судьба Культуры и меценатства в России
[8] Письмо директора департамента культурного наследия Министерства культуры М.А.Брызгалова от 08.07.15 № 2061-05-05.
[9] Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко «Всем, кому дороги Наследие Рерихов и общественный Музей, основанный С.Н. Рерихом и созданный Л.В. Шапошниковой». 
[10]Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю.Н. Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – 500 с., ил.
[11] Грани Агни Йоги. 1951. §84
[12] Грани Агни Йоги. 1956. §31.
[13] Мир Огненный. Часть II, §300.

Татьяна Надточий,
г. Харьков, Украина


 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов