Конференция 2007 г.
2007 год – Международная научно-общественная конференция
«Живая Этика и наука» (7–10 октября)
Президент МЦР Ю.М. Воронцов открывает конференцию |
С 7 по 10 октября 2007 года в Москве в Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука». Инициаторами и организаторами конференции явились Международный Центр Рерихов, Объединенный научный центр проблем космического мышления, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российская академия образования, Международная Лига защиты культуры, Международная ассоциация фондов мира, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих. Конференция организована при поддержке Информационного центра ООН в Москве.
Информационную поддержку конференции осуществляли журнал «Культура и время», газета «Губерния».
С приветствиями к участникам конференции обратились президент Индийского совета по культурным связям, председатель Индийского оргкомитета года России в Индии в 2008 году и года Индии в России в 2009 году Каран Сингх, академик РАН Е.П. Челышев, директор Информационного центра ООН в Москве А.С. Горелик, президент Международной Лиги защиты культуры летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза В.М. Афанасьев, вице-президент Российской академии естественных наук академик РАЕН Г.Н. Фурсей, президент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского академик РАН А.С. Коротеев.
В адрес конференции поступили приветствия министра культуры Республики Татарстан, этического общества «Мировая спираль» из Германии, Болгарского национального комитета ИКОМ, Израильской независимой академии наук, Национальной академии наук Кыргызской Республики, Софийского университета, Института физики молекул и кристаллов РАН, а также многих музеев и рериховских обществ.
В рамках культурной программы конференции в залах Музея имени Н.К. Рериха экспонировалась выставка «Красота Беспредельности», на которой были представлены 30 современных художников-космистов. Центральное место в экспозиции занимали работы художника Виктора Черноволенко из коллекции его вдовы М.Ф. Дроздовой-Черноволенко, которые она передала в дар Музею имени Н.К. Рериха. Научная библиотека МЦР организовала выставку «Учение Живой Этики – Философия Космической Реальности». Демонстрировались документальные фильмы «Вестник», режиссер Л. Тележко, «Властелин мира – Никола Тесла», режиссер В.Л. Правдивцев.
В работе конференции приняли участие свыше 400 человек из 24 стран и 93 городов. В их числе 7 академиков, 22 доктора наук, 14 профессоров, 40 кандидатов наук. Наряду с российскими учеными на конференции были представлены ученые из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Молдовы, Северной Осетии – Алании, из стран Балтии – Латвии, Литвы, Эстонии, а также из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Доминиканской Республики, Израиля, Испании, Италии, Ливана, Сербии, Финляндии, Франции, Чехии.
С докладами на конференции выступили академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова, профессор Велимир Абрамович (Сербия), профессор А.В. Федотов (Болгария), академик РАО Ш.А. Амонашвили, доктор философских наук А.В. Иванов, доктор филологических наук В.А. Аветисян, доктор технических наук Г.Н. Дульнев, доктор физико-математических наук И.Ф. Малов и др.
В ходе конференции выступил ученые – члены Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, созданного в 2004 году по решению Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века», – академик РАКЦ Л.М. Гиндилис, доктор философских наук В.Г. Буданов, академик РАЕН Г.Н. Фурсей, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы М.Н. Чирятьев (г. Санкт-Петербург). Выступающие отметили, что философия Живой Этики есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину ее смысла. Одной из важнейших основ этой философии является знание как таковое.
Выдержки из докладов
Л.В. Шапошникова
первый вице-президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха
академик РАЕН и РАКЦ
Основные особенности Живой Этики
Философия Живой Этики, или, как мы еще называем ее, философия Космической Реальности, столь же сложна (а может быть, еще сложнее), как философия Гегеля, Канта, Шеллинга, Соловьева, Бердяева и других современных философов. Ее способ изложения отличается от сочинений упомянутых философов и представляет собой как бы энергетическую спираль, от книги к книге поднимающуюся все выше и выше. В структуре самой философской системы энергетика играет большую роль и призвана влиять на читателя, облегчая ему понимание сложных проблем, затронутых на страницах Живой Этики. <…>
Философия Живой Этики в наше время есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину ее смысла. В ее удивительной целостности заключены знания древности и современности, достижения Востока и Запада, различные системы познания. Все это составляет глубоко синтетическую структуру, результатом которой являются и новый вид космического мышления, и новая система познания. И в это мышление, в эту систему познания авторы Живой Этики ввели лучшее, что было достигнуто историей и культурой планеты Земля, и все то, что дало и дает всему этому творчество самого Космоса. <…>
К XX веку в познании оказалось два направления: научное, где эмпирическая наука занималась экспериментальным исследованием плотной материи, и так называемое вненаучное познание, или, вернее, метанаучное, или сверхнаучное познание.
Метанаучные методы познания связаны с духовным пространством человека и его внутренним миром. Через различные формы метазнание идет из миров иного, более высокого состояния материи. Существует познание и знание земное и познание, если можно так сказать, небесное, или надземное. Методы получения знаний последнего отличаются от экспериментальных методов эмпирической науки. Есть метод свидетельства, когда носитель такого знания поднимается духом в надземное пространство и становится свидетелем инобытия. Есть метод видений, ясновидения и яснослышания. Есть знание, идущее к человеку через сон, особую интуицию, через духовное озарение или вдохновение. Метазнание, опережая знание научное, носит профетический характер, иначе говоря, время в этом пространстве – иное. Прошлое, настоящее и будущее, которые в земных условиях отделены друг от друга, имеют в метазнании цельный, нераздельный характер. Метазнание, или сверхнаучное знание, как правило, связано с Высшим в Космосе и в силу этого имеет причинный характер, в то время как научное знание, связанное с исследованиями явлений плотной материи, носит характер следствия. <…>
Философия Живой Этики, в отличие от многих так называемых научных философий, синтезировала оба направления, научное и метанаучное, и открыла науке в целом широкий путь к исследованию Беспредельности.
Философия Живой Этики в целом посвящена космической эволюции и энергетическому мировоззрению в ее исследовании. Картина Мироздания, которую мы находим в Живой Этике, отличается от той, которую дает эмпирическая наука XX века. Мироздание, согласно философии Космической Реальности, представляет собой грандиозную энергетическую и одушевленную систему, которая состоит из различных энергетических структур, включающих в себя человека и нашу планету. И планета, и человек являются неотъемлемой частью Космоса и действуют, и живут согласно его закономерностям.
В Мироздании происходит один из важнейших процессов, движущих космическую эволюцию. Процесс этот называется энергоинформационным обменом и составляет основную жизненную силу Космоса. Обмен идет в горизонтальном, вертикальном и глубинном направлениях. <…>
В Живой Этике мы находим одно из важнейших положений ее философии Космос живет и развивается, а космическая эволюция человечества продвигается в согласии с законами Космоса. Эти законы пронизывают весь Космос и действуют не только на дальних мирах и пространствах иного состояния, но и на планете Земля и влияют на ее человечество. Среди этих законов есть общие и есть частные, но все вместе они составляют каркас, на котором держится Космос и его структуры. Соблюдение или несоблюдение, знание или незнание этих законов приводит к тем или иным последствиям. Законы эти имеют не только практическое значение, но и позволяют глубже и точнее понять само Мироздание и закономерности космической эволюции. Назову лишь некоторые из них: закон причинно-следственных связей, закон Иерархии, закон двойственности, закон противоположений, закон о приоритете Высшего над низшим и др. <…>
Явление Живой Этики – это импульс Высшего нашей ступени космической эволюции. Сама философия Космической Реальности есть основа нового вида мышления – космического. Эта же философия содержит и систему познания такого вида мышления.
История человечества знала до XX века три вида мышления – мифологическое, религиозное и научное. <…>
Из недр мифологического мышления выросло религиозное, когда импульс Высшего обрел новую форму – появление Великих Учителей новых духовных Учений. Сказать, что из религиозного мышления выросло современное научное, мы вряд ли сможем. Если мифологический и религиозный виды мышления человечества были явно связаны с Высшим Космосом, то о научном мышлении мы сказать этого не можем. <…>
Новое космическое мышление, концепцию и систему познания которого мы находим в Живой Этике, восстанавливает в новой науке такую связь. В связи с формированием в XX веке нового вида мышления необходимо обратить внимание на одно из важных обстоятельств. Философия Живой Этики давалась на русском языке и предназначалась в первую очередь России. Духовная революция, которая началась в России в конце XIX – начале XX века, в немалой степени способствовала этому обстоятельству. Именно в пространстве этой духовной революции начали появляться ростки космического мышления. Они ясно прослеживались в философии Серебряного века в работах В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, братьев С. и Е. Трубецких, П. Флоренского и др. Мы находим их в русской поэзии в произведениях Тютчева, Блока, Белого, Вяч. Иванова и многих других поэтов. Значительный вклад в формирование космизма внесли и русские ученые В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Во многих их работах мы находим отзвуки космических идей Живой Этики. Русские художники, такие как Чюрлёнис, Рерих, Бенуа, Врубель, а позже творцы «Амаравеллы», в своих прозрениях опережая науку, уже несли в своем творчестве образы будущего нового сознания.
Все это вместе взятое сделало Россию родоначальницей космизма, который впоследствии вышел за ее границы и оказал большое влияние на мысль Запада. Живая Этика как бы подводила итог космического мышления российской Духовной революции, развила ее космические идеи и заложила основы системы познания космического мышления. Именно в ней, в философии Космической Реальности, мы находим плодотворные мысли о новой науке, о синтезе, который предоставит этой науке беспредельные возможности для дальнейшего развития и познания Мироздания во всем его богатстве.
XX и начало XXI века сделали нас свидетелями еще одного энергетического импульса космической эволюции – появления детей нового сознания, и это подтверждает положение Живой Этики о наступлении новой эпохи и появлении «человека духовного» как нового вида «человека разумного». Дети нового сознания с их необычными способностями, знаниями и нравственной структурой есть начало этого нового вида человечества. Наша прошлая научно-общественная конференция была полностью посвящена таким детям.
Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.
Р.Е. Ровинский
Доктор технических наук, профессор,
Израиль
Элементы космического мышления в современной физической науке
Тема нашей конференции – Живая Этика и наука – не может оставить без внимания то обстоятельство, что серия важнейших научных открытий второй половины ХХ века в физической науке меняет ранее сложившиеся мировоззренческие представления об устройстве и функционировании нашего Мира. Тем самым подтверждается одно из основных положений Живой Этики о науке как предтече нового мировоззрения.
Ограничусь обсуждением новых мировоззренческих представлений космологии, создающих предреволюционную ситуацию в физической науке. На уровне сегодняшнего научного знания такая ситуация рождает проблемы, решение которых переходит в ведение физической науки XXI века. Потребуются не только новые знания, но и новые методики, потребуется новое научное мышление, и космическое мышление начинает осознаваться научным сообществом как вполне реальная форма научного мышления. <…>
Окончательное подтверждение гипотезы существования в Природе сил гравитационного отталкивания было получено экспериментально в самом конце ХХ века. Две группы исследователей независимо друг от друга обнаружили, что периферийные галактики движутся не с замедлением, как ожидалось, а с ускорением. Такое может происходить только при существовании в Природе сил гравитационного отталкивания, которые слабо проявляют себя на меньших расстояниях, но выявляются именно на периферии, на расстояниях порядка миллиардов световых лет. Это открытие имеет глобальное значение, особенно совместно с теми результатами, которые получены при открытии господствующей в нашем Мире субстанции, получившей название темная энергия.
Обнаружение господствующей во Вселенной темной энергии явилось вторым важнейшим астрономическим открытием второй половины прошлого века. Космологическая наука столкнулась с ситуацией, которую невозможно игнорировать, но пока она не в состоянии ее разрешить. До сих пор астрономия в основном изучала вещественную часть Вселенной, ту ее часть, основу которой составляют три класса элементарных частиц: кварки, лептоны и бозоны. Однако выяснилось, что вещество – это небольшая часть Вселенной, всего порядка 5% ее тяготеющей массы. А 95% тяготеющей массы Вселенной составляет темная материя, которая, господствуя в Мире, пока ничем себя не проявляет, кроме как гравитацией. Эти открытия становятся центральным событием назревающей научной революции XXI века. <…>
Для вещественного Мира справедлива парадигма Развивающейся Вселенной. Но отсутствует общая космологическая парадигма, охватывающая Вселенную в целом, которую космологи смогут сформировать только в результате того, что возрастет научный уровень понимания последних астрономических открытий, а также в результате возможного появления новых, не менее значительных открытий.
На протяжении всего прошлого века шло бурное проникновение физической науки в глубины строения вещества. Квантовая механика, казалось бы, остановила этот процесс, создав в виде итога стандартную модель вещества в микромире. Пределом проникновения вглубь вещества стали элементарные частицы вещества – кварки, лептоны и бозоны. Элементарными принято называть частицы, у которых не обнаруживается внутренняя структура, а их размер меньше 10–15 см, что не поддается измерению существующими приборами. В стандартной модели эти частицы принято считать точечными.
Но выяснилось, что такое ограничение мешает решать определенные проблемы, возникающие на более глубоких уровнях материи. В глубинах материи обнаруживается область, в которой проявляются квантово-гравитационные состояния, для описания которых необходимо объединить квантовую механику с гравитацией. Но объединить квантовую механику с классической общей теорией относительности не удавалось. Возникло понимание того, что подобные проблемы в принципе невозможно решить, если придерживаться модели точечности элементарных частиц. Необходима новая теория, учитывающая размерность таких частиц. Одним из предлагаемых решений проблемы стала теория суперструн.
При этом физика вступает в область, в которой в современных условиях невозможно производить экспериментальные исследования. В ход идут умозаключения, теоретические построения, очень сложные и до конца не разработанные математические подходы. Судя по высказываниям участников разработки этой теории, уже теперь огромную роль играют интуиция и озарение, помогающие продвигать изучение. <…>
Так называемые струны представляют собой одномерные объекты, по последним оценкам, имеющие размер 10–16 см. Они характеризуются сильными натяжениями и находятся в состояниях непрерывных вибраций с различными гармониками, иначе называемыми колебательными модами. В зависимости от частоты вибрации натянутой струны на уровне стандартной модели квантовой теории каждой отдельной колебательной моде отвечает одна из известных элементарных частиц. Следовательно, основа элементарных частиц, а вместе с ними и вещества – это элементарные сгустки энергий, вибрирующих с различными частотами.
Здесь наука приходит в непосредственное соприкосновение с представлениями Живой Этики.
Лев Бондарев
ученик школы №1, 10 лет,
Украина
Правда о правде
Есть разные мнения насчет лжи и правды. Например, в народе считают, что правда должна всюду быть главной: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». А отдельные ученые и личности считают, что без лжи нельзя прожить. Уинстон Черчилль, например, сказал, что «правда настолько драгоценна, что ее должен сопровождать эскорт из лжи». Но учеными доказано, что биоэнергия человека снижается, когда человек говорит нецензурные или грубые слова, занимается насилием или врет. Кроме того, у Земли есть интеллектуальное поле энергии, и изменения биополя человека в худшую сторону негативно отражаются на этом поле. А страдания интеллектуального поля Земли переносятся на космос.
Именно поэтому в последнее время особенно часто происходят разные катаклизмы – глобальное потепление, землетрясения и пр. Это негативная энергия человека переходит в негативную энергию космоса, а энергия космоса переходит на Землю, так как космос – это огромная биосистема, а все ее элементы связаны между собой. В том числе и мы, и Земля. <…>
По-моему, только свободный человек может быть по-настоящему правдивым.
А для начала взрослые должны признаться себе самим, что они все время врут. Они все врут по разным причинам, некоторые из страха перед своими начальниками, некоторые из-за денег, некоторые потому, что хотят казаться лучше, чем они есть, некоторые потому, что хотят попасть в парламент. Но все они считают сами себя очень правдивыми людьми. Когда они признаются, что это не так, тогда они смогут правильно воспитывать своих детей, и тогда общество начнет меняться.
Юрий Любимов-Голубицкий
Ученик 7 класса школы-лицея ЭШЛ, 12 лет,
Москва
Вселенная и Космос
Космос существует вечно. В Космосе есть Жизнь. Жизнь – это взаимодействие Информации, Энергии и Субстанции. Они связаны и преобразуются друг в друга. В Космосе происходит постоянная и вечная пульсация Жизни. В Космосе бесчисленное множество Вселенных, и наша Вселенная – лишь одна из них. Каждая Вселенная пульсирует: рождается, живет и умирает, как и все живое в Космосе. Наша планета Земля – тоже живой организм. Живое многослойно, объединяется в общины или сложные системы – живые организмы. Любой живой организм является частью общин или других организмов. Для живого организма существует время жизни, размеры, структура, иерархия подчинения, вероятность и многое другое, что определяет многообразие форм космической жизни. <…>
Все, что происходит в Космосе, связано с Информацией. Информация наполняет Космос и присутствует в каждой его точке в виде поля, волны или вихря. Информация – это содержательная характеристика пространства. Информация не возникает из Ничего и не исчезает бесследно. Источником Информации являются Энергия и Субстанция. Информация синтезируется, копируется, обменивается, накапливается Субстанцией и разрушается вместе с ней. Информационное поле человека – это сознание, интуиция, память, коды доступа к информационному полю Земли. Информационное поле Земли русский ученый Вернадский назвал ноосферой. Прием и передача Информации невозможны без Энергии. <…>
Все, что происходит в Космосе, связано с Энергией. Энергия, так же как и Информация, не возникает из Ничего и не исчезает бесследно. Энергия и Информация являются источником синтеза Субстанции, но в свою очередь Субстанция является источником и причиной накопления и расхода Энергии и Информации. <…>
Энергия пронизывает Космическое Пространство и присутствует в каждой его точке в виде поля, волны или вихря. Энергия – это динамическая характеристика пространства, его потенциал. Энергия может переходить из одного вида в другой. Мы знаем много видов космической энергии: свет, тепло, звук, электричество, магнетизм, радиоизлучение, гравитация, биоэнергетика, психическая энергия, ядерная энергия.
<…> Материя может быть плотной, концентрированной. Например: вода, газы, минералы, металлы, белковые тела, эфирные масла. Плотный мир концентрированной материи человек может увидеть, услышать, потрогать, понюхать.
Материя может быть тонкой, низкоконцентрированной. Например: эфиры, души (сгустки холодной плазмы, или плазмоиды), мыслеобразы. <…>
Я надеюсь, что ученые поймут, что жизнь – это не только питание и размножение белковых организмов на планете Земля, и заметят разные формы жизни во Вселенной.
В.И. Сидоров
Независимый исследователь,
Иркутск
Интуитивный (метанаучный) метод познания
Редкие необычные состояния, в которых зрительно наблюдаются сцены жизни людей прошедших исторических эпох, бывают либо в бодрствовании – в последовательности мысленных образов, либо в красочном коротком сне перед пробуждением. Эти состояния вызываются сосредоточением внимания на конкретных находках или известных исторических событиях. Причем наблюдать их могут не только люди с особыми способностями, а обычные, не придающие должного внимания таким редким состояниям. Таким образом, это общее свойство людей – видеть при некоторых, еще не изученных условиях сцены жизни из далеких исторических эпох. Сам я несколько раз наблюдал такие сцены, причем в некоторых непосредственно участвовал в роли одного из тех ранее живших людей.
Свойства таких наблюдавшихся <…> исторических сцен – короткий, как правило, временной интервал; напряженная эмоционально-психическая ситуация, яркость красок и впечатлений; действующие психологические установки, не свойственные наблюдателю в современной жизни; новая информация, которую наблюдатель не знал до этого момента; отсутствие возможности волевого влияния на события, только их фиксация; чрезвычайно полная картина собственных побуждений и переживаний. По характеру специфических свойств этих исторических сцен, в соответствии с положениями учения Живой Этики, можно предложить два варианта объяснения. Первый – информация хранится в накоплениях индивидуальности человека за последние несколько тысяч лет. И второй – эта информация наслоена на древних предметах и становится видимой в цепочке образов при контакте с энергетикой человека – своеобразное, редко наблюдаемое хранение информации в неизвестном еще науке виде.
Для исторической науки, для восстановления характера и особенностей прошедших эпох наиболее важны интуитивные впечатления, которые несут новую информацию об отдаленных эпохах. Эти свойства являются также критериями достоверности получаемой информации (если отсутствует новая существенная информация или сохраняются во время наблюдения современные психологические установки наблюдателя, то это состояние не относится к изучаемым в данной работе). Большинство людей не придают значения таким сценам жизни в прошедших исторических эпохах. В результате теряется много ценных деталей и подробностей, из которых можно сложить мозаику жизни человечества в прошлом, даже очень отдаленном. Настало время оформить метод исследования описанных явлений, а также критериев его достоверности и границ применимости. Информацию, полученную субъективным путем, пора официально ввести в область анализа исторической науки.
<…> С помощью интуитивного метода можно получить не только знания об исторических эпохах, но и об отдельных человеческих судьбах, знания о предыдущих жизнях и даже воспоминания о важных событиях между жизнями. При этом наиболее значимы детские воспоминания. <…>
Интуитивный метод применим и в исторической науке, и в естествознании. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский – эти великие естествоиспытатели в той или иной степени прибегали к нему в своих изысканиях. В середине ХХ века, в эпоху расцвета материализма, геолог Н.Е. Мартьянов строил свои концепции пульсирующей Земли, базируясь на интуиции, которую он сравнивал с ощущением прекрасного: «Саму интуицию я определяю как чувственное восприятие диалектики природы». Мартьянов был одним из немногих натуралистов, кто во всеуслышание заявил не только о применимости интуитивного способа мышления в естествознании, но и об интуиции как методе познания.
И уж тем более естественно и неоспоримо использование интуитивного познания в художественном творчестве. Невидимые наслоения на картине составляют суть эмоционального воздействия на зрителя. С одной стороны, фиксация зрительного образа на холсте или картоне сохраняет его для будущего. С другой стороны, художник вносит в образ свое отношение к этому явлению. Яркий пример – творчество российского художника М.М. Потапова, восстановившего по памяти, хранящейся в глубине его подсознания, древнюю жизнь Египта, его правителей, даже их конкретные портретные черты. Обращает на себя внимание эмоциональная составляющая, которая также оказывается запечатленной в картине. Это и есть проекция внутреннего мира художника. <…>
Чрезвычайно длительный ряд метанаучных наблюдений был выполнен Еленой Ивановной Рерих. Блестящий философ ХХ века, одна из создателей книг Живой Этики, она описала в своих дневниках ряд своих видений лиц, известных в истории, а также неизвестных, живших сотни и более лет назад. Кроме того, обладая хорошим художественным навыком, она зарисовала в карандашных набросках эти облики. Для Елены Ивановны вопрос об интуитивном методе не стоял, она просто применяла его естественным для себя образом. <…>
Интуитивный (метанаучный) метод познания издревле участвует в исследовании Мира Высшего и в движении человека к Высшему, а также в изучении влияния Космоса на человека. Он продуктивен для исторических и археологических исследований, для изучения внутреннего мира человека, для поиска источника художественного творчества и способов влияния его на зрителя.
Термин «метанаучный» можно понимать как применяемый в областях, еще не захваченных научными исследованиями, подготавливающий почву для научных гипотез, для будущих научных открытий. Применявшийся во все времена под другими названиями, он и сейчас готов дать богатый урожай во многих областях человеческого творчества. Науке предстоит проанализировать и системно обобщить опыт интуитивного постижения мира, накопленный человечеством, оценить его полноправную роль в общем процессе познания и изучить его энерго-информационные механизмы, чтобы сделать их достоянием современных исследователей.
Давид Володин
ученик Муниципального общеобразовательного учреждения лицей №3, 14 лет,
Тула
Вселенная Павла Флоренского
Павел Александрович Флоренский создал свой неповторимый образ Вселенной. Будучи священником, он своей душой постигал мироздание. Неотъемлемой частью этой Вселенной был мир горний, духовный. В своем труде «Иконостас» он пишет, что Господь создал как видимый мир – 3емлю, так и духовный – Небо. <...>
Маленького Флоренского всячески ограждали от разной мистики (даже не читали сказок, дабы не пристрастить к таинственному), но это было бесполезно, так как в его душе эта тяга была врожденной. В книге «Детям моим. Воспоминанья прошлых дней», в главе «Впечатления таинственного», он вспоминает: «Нечто, кажущееся обыкновенным и простым, самым заурядным по своей частоте, нередко привлекало <...> мое внимание. И вдруг тогда открывалось, что оно – не просто. Воистину что-то припоминалось в этом простом и обычном явлении, и им открывалось иное, ноуменальное, стоящее выше этого мира, или точнее, глубже его. <...> Обычный камень, черепица, обрубок открывают себя как вовсе не обычные и делаются окнами в другой мир. Со мной в детстве так бывало не раз. Но в то время, как иные явления всегда манили к себе мою душу, никогда не давая ей насытиться, другие, напротив, открывали таинственную глубину свою лишь урывками, даже единично, раз только». <...>
В подростковом возрасте Флоренский стал увлекаться точными науками: «На вопрос, к чему я стремлюсь, я бы ответил: “Познать законы природы”». Он считал, что его методы познания не будут в будущем полезны науке, но помогут его собственному мировоззрению. Эти законы и составляли миропонимание Флоренского, но в свою очередь были неотделимы от духовных и божественных законов мира. <...>
Скепсис, раздвоенность в восприятии, дребезжащие ощущения бытия никогда не были свойственны П.А. Флоренскому. Другой мир всегда соприкасался с ним как подлинная и не внушающая сомнений действительность.
|
||
|