2011 г.
Ливийская Сахара. Движение Времени
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
«Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?» — так называется выставка, открывшаяся в Центре-Музее имени Н.К. Рериха 4 августа 2011 года. Фотовыставка посвящена древней наскальной живописи ливийской Сахары. Это редкие фотоработы о неизвестных произведениях доисторической культуры, обнаруженных в пустынной Феззане юго-западной Ливии.
Открывая выставку, Первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха А.В. Стеценко особо подчеркнул, что Музею близка идея сохранения культурного наследия. «Наш музей носит имя Н.К. Рериха — гениального художника России. Он первый поднял проблему сохранения культурного наследия на международный уровень. У ливийской Сахары есть прошлое, есть настоящее, но в условиях военных действий неизвестно, есть ли у нее Будущее...»?
О проблеме сохранения памятников культуры в трагический момент хаоса и разрушения, который сейчас наблюдается в Ливии, говорил советник-посланник посольства Ливии Муфтах Дарбаш.
Он поблагодарил авторов работ за предоставленную возможность ознакомить широкий круг культурной общественности с необыкновенным миром ливийских пустынь. «Благодаря российским ученым-путешественникам мы здесь, в Москве, можем увидеть совершенно другой мир, затерянный среди бескрайних песков, можем прикоснуться к искусству, созданному на заре человечества, перелистать неизвестные доселе страницы истории».
Значимость открытых в ливийской Сахаре рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья.
Рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни и на камнях по берегам давно высохших рек дают представление об основных периодах наскальной живописи Сахары.
Первый, наиболее отдаленный от нас – «эпоха охотников», для которой характерны огромные изображения диких зверей.
Второй – «эпоха пастухов». Это фрески, на которых запечатлены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане юго-западной Ливии существовало обширное царство гарамантов, покоривших диких лошадей и придумавших колесницы.
Четвертый, самый близкий – рисунки «эпохи верблюда».
Об этом и многом другом очень интересно рассказывали авторы фоторабот Николай и Илья Сологубовские и Алексей Подцероб.
Их интерес к Ливии не случаен. Алексей Борисович Подцероб — ведущий научный сотрудник института Востоковедения РАН, в свое время был дипломатом и Чрезвычайным и Полномочным послом России в Ливии. Николай Сологубовский — историк-востоковед и писатель, Илья Сологубовский — архитектор и фотохудожник.
Николай Сологубовский отметил также, что ливийские пустыни схожи с необычайным простором на картинах Рериха, творчество которого ему особенно созвучно.
«Мы надеемся, что посетители получат представление о неизвестной и трудно доступной до сих пор пустыне Сахара. Они увидят затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, и, я уверен, не только задумаются о прошедших тысячелетиях, но и ощутят движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное! Это искусство, созданное руками человека, и поэтому бессмертное!»
Гостям и посетителям вернисажа был представлен видеофильм Николая Сологубовского «Сахара. Лувр под открытым небом».
Под аплодисменты собравшихся состоялось традиционное открытие выставки. После того, как красная ленточка была перерезана, посетителям во всей своей красоте и великолепии предстали работы фотохудожников, по-настоящему влюбленных в эту восточную страну, чья гражданская позиция выражена даже в названии выставки. У Великой Сахары есть прошлое и настоящее. Но есть ли у нее Будущее? Это зависит от воли человека, от осознанности им Красоты и Культуры.
«Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык», — писал Николай Рерих.
Выставка продлится до 28 августа 2011 года.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007