Архив 2009 г.
Вечер памяти С.Н. Рериха
30 января 2009 года в Международном Центре Рерихов состоялся вечер памяти Святослава Николаевича Рериха, сына великих родителей, выдающегося живописца, активного общественного деятеля, ученого. Он сохранил наследие Рерихов, передал его на Родину в созданный им общественный Музей имени Н.К. Рериха. Шестнадцать лет прошло со дня его ухода из жизни – сегодня Музей развивается как яркий самобытный центр Культуры, воплощая замыслы своего создателя.
Память – это не просто способность запоминать минувшие события. Человек Культуры сознательно отбирает и укрепляет в своем сознании все лучшее из прошлого, эволюционно ценное – то, что нельзя забыть сегодня, чему надлежит жить и в будущем. Памятные дни, связанные с Рерихами и другими выдающимися деятелями российской культуры, – традиция Музея имени Н.К. Рериха.
В эти памятные мы говорим о том, что великие имена по-прежнему умаляются невежественными сознаниями, искажаются факты жизни Рерихов, проявляется небрежение к оставленному ими культурному наследию. А.В. Стеценко первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха в своем выступлении сказал, что сегодня не только замалчивается подвиг Святослава Николаевича на ниве Культуры, но и распространяется в его адрес явная клевета.
Долгие годы находясь вдали от Родины, Рерихи стремились передать наследие, все накопленные культурные ценности в Россию и создать Музей. В 30-е годы прошлого века Николай Константинович обращался к советскому правительству с просьбой позволить его семье вернуться в СССР, но Сталин написал на этом письме резолюцию: «Не отвечать». После Великой Отечественной войны Рерих вновь обратился с такой просьбой, но до конца жизни так и не получил разрешения. Это оказалось возможным лишь для Юрия Николаевича, который в течение трех лет жил и трудился на Родине, прилагая все возможные усилия к созданию Музея своего отца. Несмотря на обещания, руководство страны слово свое тогда не сдержало.
С 1960 года, после ухода из жизни Юрия Николаевича, всю ответственность за сохранение наследия принял Святослав Николаевич. Он неоднократно приезжал из Индии для переговоров об организации Музея с целостной коллекцией, как завещали родители. Вел продолжительную переписку с первыми руководящими лицами СССР, с двумя Председателями Правительства – Тихоновым и Косыгиным, с министрами культуры. Но представители власти не могли оценить наследия и не проявили заинтересованности в том, чтобы эти ценности обогатили сокровищницу нашей культуры.
Картины Николая Константиновича, которые привез на Родину Юрий Николаевич, были распределены по музеям страны; наследие, оставшееся в его квартире, фактически разграблено. Большая часть наследия Рерихов оставалась на попечении Святослава Николаевича. В 1967 он написал картину «Я иду одиноко», имеющую глубокий смысл. На переднем плане – человек, он спускается с гор и выходит в долину, согбенный, с посохом в руке и огромной ношей за плечами. В письмах П.Ф. Беликову Святослав Николаевич писал о том, как обеспокоен поиском надежного человека, которому он мог бы доверить наследие.
В 70-х годах С.Н. Рерих познакомился с Людмилой Живковой. В 1978 году в Болгарии состоялась выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, на которой было представлено более 500 работ. Эти события дали импульс к созданию болгарским Комитетом культуры детально проработанной культурной программы, направленной на воспитание подрастающего поколения. Святослав Николаевич поддерживал Людмилу Живкову в ее беспрецедентных начинаниях – это единственный в истории случай, когда членом правительства идеи Рерихов были положены в основу государственной программы воспитания молодого поколения. Программа имела огромную перспективу, но Л. Живкова скоропостижно ушла из жизни.
Осуществление планов Святослава Николаевича стало возможным после встречи и знакомства с Л.В. Шапошниковой. В их совместной работе Святослав Николаевич длительное время тактично проводил подготовку того, чтобы его замысел мог воплотиться в жизнь. Людмила Васильевна сполна оправдала его надежды и доверие: в 1989 году состоялось знаменательное событие – был основан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. В 2009 году этому уникальному культурному Центру исполняется 20 лет.
Претендентов на получение наследия Рерихов в России было немало, но Святослав Николаевич принял твердое решение передать его в созданный им общественный Музей. Все, кто имел корыстные цели, пытались этому помешать. После его ухода из жизни клевета и нападки на МЦР усилились.
Один из последних фактов – заявление директора Государственного музея Востока о том, что Святослав Николаевич якобы продал две картины, из принадлежащей ему коллекции картин, которую он завещал МЦР. Это не соответствует действительности. Напомним, что в 1978 году С.Н. Рерих передал в СССР, под ответственность Министерства культуры, большую коллекцию для проведения передвижных выставок; впоследствии она была незаконно присвоена Государственным Музеем Востока. Святослав Николаевич включил эти 288 картин в состав наследия, которое передал в созданный им Международный Центр Рерихов. Но коллекция до сих пор удерживается в Государственном музее Востока.
Свое выступление А.В. Стеценко завершил твердым и решительным заверением, что руководство МЦР продолжит добиваться выполнения воли С.Н. Рериха.
На вечере были показаны редкие видеофрагменты, предоставленные Болгарским отделением МЦР: интервью С.Н. Рериха болгарскому телевидению и экскурсия Святослава Николаевича по выставке его картин. «Прекрасное – это то, что возвышает человека, – звучали слова художника-мыслителя, определяющие его формулу жизни. – Искусство должно придти в жизнь, жить среди нас и будить в нас прекрасные мысли. Как говорил Николай Константинович, каждая картина должна быть праздником, должна излучать радость создания, радость красоты, исходящей из самых глубин жизни».
Публикаторский отдел МЦР провел в этот вечер презентацию новых изданий: книги самобытного русского писателя, поэта и художника, подвижника Ефима Васильевича Честнякова «Сказание о Стафии, короле Тетеревином» и книги о нем – «Пути в избах: трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове».
На презентации выступили представители общественности Костромы, города, где жил Честняков, и сотрудники МЦР. Руслан Евгеньевич Обухов, автор проекта, составитель этих книг, поэт, член Международного Союза славянских журналистов, долгие годы собирал наследие Честнякова и подготовил к публикации. Он отметил, что Е.В. Честняков был близок по духу С.Н. Рериху. «Буду призывать Красоту! В Красоте высший залог счастья человечества», – писал Честняков, выражая свое кредо.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007