Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2016 г.

23.04.2016

XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития современного общества»

15-16 апреля 2016 года в Севастопольском государственном университете (СГУ) состоялась XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития современного общества».

Конференция проводилась в рамках постоянно действующей ежегодной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества» и была посвящена 15 апреля – Всемирному Дню Культуры, дню подписания в 1935 году первого многостороннего международного соглашения об охране культурных ценностей – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известного в международной правовой литературе как Пакт Рериха.

Конференция посвящена также памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой – первого Генерального директора музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МОО «Международный Центр Рерихов», Заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, почетного доктора Софийского университета, академии наук Монголии и Кыргызско-Российского Славянского университета.

Организаторы конференции: Севастопольский государственный университет, Севастопольский гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский городской фонд Рерихов и Международный Центр Рерихов.

В адрес Оргкомитета конференции поступило 34 доклада. В числе докладчиков: 9 докторов наук, 13 кандидатов наук, 7 аспирантов и соискателей, преподаватели вузов и школ без научных степеней и др.

Сообщения поступили от ученых из Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижневартовска, Омска, Севастополя, Сургута, Ростова-на-Дону и Софии (Болгария). Вел пленарное и секционное заседания А.А. Лебеденко, кандидат педагогических и философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР.

И.Н. Авдеева - проректор Севастопольского государственного университета

И.Н. Авдеева - проректор Севастопольского
государственного университета


На торжественном открытии к участникам с приветственной речью обратилась И.Н. Авдеева, проректор Севастопольского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент. Она подчеркнула, что основная цель образования – это формирование личности, и достижение данной цели возможно при реализации гуманистического подхода к образованию. Образовательное пространство представляет собой пространство возможностей, и, чтобы его актуализировать, необходимо обсуждать и реализовывать духовно-нравственные проекты, оздоровляющие социальную жизнь общества. Обществу нужны учителя новой формации, поднимающие достоинство ученика и через сотрудничество формирующие общечеловеческие смыслы. И.Н. Авдеева пожелала участникам конференции вдохновения, терпения и понимания.

А.А. Лебеденко, поблагодарив И.Н. Авдееву за теплые слова, зачитал приветственное письмо от вице-президента МЦР А.В. Стеценко и и.о. Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашиной. В этом письме отмечалась актуальность конференции, а также значение многогранной творческой, научной и общественной деятельности Л.В. Шапошниковой. Подчеркивалось, что Культура является основой развития общества. В этой связи Н.К. Рерих писал: «Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Культура как духовная сторона общественной жизни, проходя через сознание людей, благотворно влияет на цивилизацию, которая представляет материальное обустройство жизни. Кроме того, севастопольские конференции стали местом встречи не только профессиональных исследователей, но и единомышленников, готовых прийти на помощь друг другу словом и делом на сложном пути духовного совершенствования и профессионального роста.

Далее с приветствием выступил П.В. Флоренский, доктор геолого-минералогических наук, профессор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, член ученого совета МЦР. Он говорил о том, что мы полны горя от ухода Л.В. Шапошниковой, а ее имя должно стоять в ряду имен Рерихов. Она − неутомимый организатор, путешественник. Так, индусы пропускали ее даже в те уголки своей страны, куда и своим гражданам было крайне сложно попасть. П.В. Флоренский также сказал, что Севастополь − место нашей великой моральной победы, и еще вопрос, кто к кому присоединился, Севастополь и Крым к России, или наоборот.

А. Федотов, востоковед, профессор Софийского университета Св. Климента Охридского (Боглария), член ученого совета МЦР, отметил, что с большим интересом уже в третий раз участвует в данной конференции и от имени ученых Софии и болгарских друзей пожелал участникам успешной работы.

Г.Г. Волощенко, доктор культурологии, профессор, обратился к присутствующим с приветствием от имени Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и передал пожелание продуктивной и интересной работы от омских друзей и коллег.

В первый день конференции состоялись пленарное и секционное заседания. Во второй день прошла культурная программа, участники посетили достопримечательности Севастополя. Особое впечатление произвел Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я Береговая батарея», отреставрированный и существующий за счет средств ПГ «Таврида Электрик», руководителем которого является ученый, предприниматель, общественный деятель и «Народный мэр» г. Севастополя А.М. Чалый.

Обзор докладов конференции

П.В. Флоренский

П.В. Флоренский


П.В. Флоренский представил доклад «От Пакта Рериха − к Пакту Вернадского». Вернадский создавал свое учение о биосфере в Крыму. Особенно он продвинулся в своих исследованиях, когда болел тифом; тогда в бреду или прозрении ему открылись многие важные идеи; таким образом, Крым − это родина биосферы. Ноосфера же представляет собой биосферу, контролируемую разумом человека. Близки к понятию ноосферы представление ученого и богослова П.А. Флоренского о пневматосфере, или сфере духа, а также ряд идей Рерихов. По словам П.В. Флоренского, В.И. Вернадский допустил ошибку, когда предполагал, что в ноосфере не будет войн. Зачастую даже великие ученые выступают инициаторами тех или иных разрушительных действий, так А. Эйнштейн просил во время войны Рузвельта сбросить атомную бомбу на Германию. В.И. Вернадский говорил о необходимости защиты биосферы во время войн, поэтому Пакт Вернадского мог бы стать дополнением к Пакту Рериха; конечно, многими странами такие пакты не выполняются, но при этом они имеют важное гражданское и этическое значение.


А. Федотов

А. Федотов

А. Федотов выступил с сообщением «О различных подходах к культурному наследию на Востоке и Западе». С академической точки зрения, культурное наследие является совокупностью физических артефактов и нематериальных атрибутов группы или общества, которые перешли к ним от прошлых поколений, сохраняются в настоящее время и будут переданы будущим поколениям. С неакадемической точки зрения, культурное наследие является достоянием нации, ключевым компонентом национальной идентичности. Мы бережем наше культурное наследие, потому что знание прошлого помогает нам понять настоящее. Естественно, что нематериальное культурное наследие сохранить гораздо труднее, чем физические объекты. Проблема осложняется тем, что разные народы имеют разные обычаи, традиции, этические, религиозные ценности. С позиции социально-культурологического подхода, в настоящее время восточное и западное общество имеют разные типы культуры. В то время как в восточных обществах так называемая традиционная культура все еще доминирует, западные страны проходят культурные стадии модерна и постмодерна. В большей части государств Востока царит патриархальность; так, Китай, Япония во многом опираются на конфуцианские ценности уважения к старшим, почитания родителей. Стремительный демографический взрыв на Востоке, войны и нищета вызвали волны миграции, и в результате «афро-азиатизации» Запад может просто исчезнуть. При этом Запад может многому поучиться и у развитых стран Востока, таких, например, как Сингапур.

А.А. Лебеденко

А.А. Лебеденко


А.А. Лебеденко выступил с докладом, подготовленным совместно с В.В. Фроловым, профессором, доктором философских наук, руководителем ОНЦ КМ МЦР. Тема их сообщения: «Пример подвижнического служения культуре и науке. К 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой». Л.В. Шапошникова (1926–2015) – известный российский историк, востоковед, крупный философ, выдающийся исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, писатель, путешественник, общественный деятель. В трудах Л.В. Шапошниковой с позиций нового космического мышления осмысливается эволюционная роль семьи Рерихов и делается вывод о том, что они выполняли миссию Вестников космической эволюции, принёсших человечеству новые знания. Л.В. Шапошникова отмечала важность идей Рерихов для нашей страны и ее будущего. Наследие наших великих соотечественников, утверждала она, является источником космического мышления, которое содержит основу духовного возрождения России и всего мира. Будучи доверенным лицом С.Н. Рериха, Л.В. Шапошникова в 1990 году доставила в Россию из Индии наследие Рерихов, ставшее основой общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сегодня Музей – это многопрофильный научно-культурный Центр. Под руководством Л.В. Шапошниковой был создан ОНЦ КМ МЦР, который занимается осмыслением идей Рерихов, представителей русского космизма и работает по следующим основным направлениям: «Эмпирическая наука и метанаука», «Институт “Урусвати”», «Кайлас–Тибет в свете космической эволюции человечества» и «Защита имени и наследия Рерихов». Далее А.А. Лебеденко более подробно рассказал про каждое из направлений работы ОНЦ КМ.

Н.В. Сапожникова, доктор философских наук, профессор Нижневартовского госуниверситета выступила с сообщением «Проблемы трансформации системы российского образования в условиях современных цивилизационно-исторических вызовов». Современный мир с его классическими, гибридными, информационными войнами, «цветными» революциями, терроризмом, «столкновением цивилизаций» в очередной раз оказывается в «точке бифуркации». Поэтому столь уязвимым становится отставание России по целому ряду принципиально важных позиций, прежде всего, в области научного знания и высшей школы. Нужно особенно учесть весьма проблематичные перспективы развития академической науки в целом и судьбы Российской академии наук, в частности. Введенное в научный лексикон еще в середине ХХ века понятие «компетенция» в условиях нового тысячелетия ориентирует высшую российскую школу на важность перехода от ретрансляции к мотивационно-прикладной демонстрации полученных обучающимися знаний на уровне умений и навыков. При этом должны сохраняться базовые общечеловеческие ценности, а «механистически слепая» система формализации «компетентностных полномочий», заложенная сегодня в учебные программы дисциплин, дискредитирует реформу образования. Существует необходимость сочетания «классики педагогического жанра» − «Ликея» с дистанционным обучением и виртуальным «интерфейсом».

«Межкультурный диалог как инструмент выстраивания идентичности» − такова тема выступления Т.А. Шутовой, журналиста и публициста, обозревателя журнала «Природа и человек XXI век». Россия – многонациональная и поликонфессиональная страна, исторический опыт которой показывает пример сосуществования представителей различных культур и религий. Тем не менее, в современных условиях следует учиться выстраивать диалог представителей различных народов и культур, открытых друг другу и сохраняющих при этом свою идентичность. В условиях глобализации необходимо новое осмысление дихотомии культура – цивилизация, в которой и заключено главное противоречие нашего времени. Неотложность разграничения этих понятий и выбора истинного эволюционного пути особенно очевидна, когда на смену ценностям культуры приходят соблазны цивилизации. Разницу между культурой и цивилизацией, конфликт между ними глубоко чувствовал Николай Рерих, и он писал об этом в серии очерков, посвященных космической эволюции человечества. То, какой станет Россия, зависит, прежде всего, от того, каким вырастет нынешнее поколения россиян, значит, школа и учитель – главные действующие лица в процессе диалога культур и сохранения идентичности.

Г.Г. Волощенко выступил с докладом «Восток – Запад: история и перспективы развития досуга и пифагореизма». Не все сферы восточной философии получили на Западе официальный статус. Отечественные космисты В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.К. и Е.И. Рерихи лишь сравнительно недавно вошли в официальную структуру исторической и философской науки благодаря подвижническому труду таких исследователей, как Л.В. Шапошникова. Важной культурной ценностью является досуг; проблемы его развития связаны с космизмом, философскими системами Востока и историей Запада. Идею космичности в понятии досуг (греч. Σχολη – “Schole”) развивал Пифагор, он говорил о необходимости всестороннего, гармоничного развития человека через приобщение к божественным знаниям. В древнем мире и античности создались три сферы досуга: высший у Пифагора, высокий у Аристотеля и праздный у древних римлян.

Н.М. Сурнина, доктор экономических наук, профессор и заведующая кафедрой Уральского государственного экономического университета выступила с сообщением «Стратегические ориентиры и стратегические приоритеты экономики нового типа развития». На современном этапе развития у России есть определенные «конкурентные преимущества», дающие ей новые возможности. К ним следует отнести философские и научные концепции, изложенные в трудах П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, Рерихов и Л.В. Шапошниковой. В книге «Община» сформирован комплекс идей о гармоничном устройстве общества, альтернативный многим современным экономическим моделям. В основе подобного устройства общества виделись культура, сотрудничество, красота, творчество, труд на общее благо, умеренность, справедливость. Культурно-цивилизационный прорыв возможен благодаря синтезу метаэкономики (экономики целей) и экономики, реализующей поставленные высокие цели. Основные стратегические ориентиры для гармонического развития России это − овладение космическим мировоззрением; создание возможностей для творчества; осознание значения детства и семьи в эволюции человечества.

О.Н. Дроконова, кандидат исторических наук, доцент филиала Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Нижневартовске представила на конференции сообщение «Эволюция отношений "Восток – Запад" и современность в контексте европейской идентичности». Проблема отношений «Восток – Запад» привлекает исследователей как своеобразный «Гордиев узел», распутать который должно современное мировое сообщество. Европа осознавала себя, как и любое другое этническое и наднациональное единство, за счет выявления образов тех своих соседей, которые казались ей максимально непохожими, не соотносимыми с её ценностями и менталитетом. Европейская идентичность во многом формировалась на противопоставлении себя русским и туркам как «Другим» Европы. Толерантность, политкорректность и мультикультурализм наряду с упорным сражением Европы с «ветряными мельницами» «русской угрозы», ставшей за последние три века традиционной, не позволяет разглядеть другую, гораздо более осязаемую и близкую опасность растворения европейской идентичности «Запада» в настоящем «Востоке». Кроме того, европейцы во многом ведомы в русле американской политики.

Головин В.В., кандидат технических наук, доцент ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» выступил с докладом «Особенности истории России в новейшем изложении: без вины виноватые». В.В. Головин высказался против фальсификаций истории, а также за то, чтобы на официальном уровне провести значительную работу, направленную на переоценку нашего прошлого: февральской и октябрьской революций, смутного времени гражданской войны, тяжелого становления Советской империи, событий грозного всенародного испытания Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления общества и государства, «послесталинской» эпохи и новейших процессов в нашем обществе с середины 80-х годов XX-го века до наших дней. Все это нити одного сложного узора нашей памяти, которая сегодня сильно деформирована. Необходимо консолидировать усилия с целью сохранения исторической целостности нашей культуры, сохранения памяти народа, как ключа к его возрождению, к формированию образа нового будущего, основанного на непреходящих общечеловеческих ценностях.

«Мудрец как деятель и мыслитель»  так звучит тема выступления П.Д. Абрамова, кандидата философских наук, доцента ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. П.Д. Абрамов рассмотрел мудрость с опорой на идеи Живой Этики, Л.В. Шапошниковой, а также Аристотеля и Бхагавадгиты. Мудрость – высшее синтетическое духовно-практическое знание. Человек обретает ее в результате размышлений, самосовершенствования, а также жизненной борьбы и испытаний. Подлинная мудрость приходит к человеку из Беспредельности, инобытия, миров высших измерений и более тонких, чем земное, состояний материи. Наши знания подобны капле в океане непознанного и непостижимого. Мудреца отличают интеллектуальная и жизненная скромность и в то же время любовь к познанию, постоянное самообразование и самовоспитание. Мудрость существует не абстрактно, а в связи с деятельностью просвещенного, мужественного человека, испытывающего и расширяющего свои знания в горниле жизненных испытаний. Обретение мудрости обусловлено также обращением к тому, кто стоит на более высокой ступени космической эволюции.

«Духовное влияние и целительную силу музыки» рассмотрел В.А. Коваль, кандидат технических наук, доцент Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности (СНУЯЭиП). Доклад был подготовлен им совместно с С.Т. Мирошниченко, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой СНУЯЭиП и Э.В. Мирошниченко, инженером из Севастопольского государственного университета. Для музыки, как и для всей природы, имеют значение принципы симметрии и ритма, в частности, закон золотого сечения. Музыка – великая сила. На гармонию и музыку сфер обращал внимание еще Пифагор. Когда умирал Гете, заиграла небесная музыка, казалось, изливавшаяся на землю откуда-то свыше. Платон в своей работе «Государство» писал о том, что плохие, низкие и грубые лады музыки оказывают негативное влияние на характер, и при воспитании молодежи их следует избегать. Ряд современных музыкальных направлений, таких как трэш-металл (от англ. trash мусор, отбросы), блэк-металл (от англ. black – черный, злой), дэт-металл (от англ. dead – мертвый, неподвижный), несомненно, отрицательно воздействуют на психику.

«Обновление общества как фактор социального прогресса: идеи философии Живой Этики» − такова тема доклада Г.Г. Пантелеевой, кандидата философских наук из ФГБУН «Морской гидрофизический институт РАН», г. Севастополь. Она говорила о том, что новое вырастает из старого, необходима преемственность знаний и поколений людей, в частности, исследователей. Обновление общества возможно в результате повышения уровня культуры, именно культура как сокровищница всех духовных достижений человечества способна обеспечить гармоничное развитие, согласованное с ритмами космической эволюции.

Головина Н.М., краевед, экскурсовод из Севастополя выступила по теме «Последняя экспедиция Н.К. Рериха 1934-1935 гг.». Экспедиция длилась около 18 месяцев и дала блестящий результат: было обнаружено около 300 видов засухоустойчивых растений, послано в США около 2000 посылок с семенами трав и кустарников. Участники экспедиции собрали коллекцию лекарственных растений, обнаружили ценнейшие старинные рукописи, а Николай Константинович написал много новых живописных полотен. Были составлены карты малоизвестных районов, описания почв, общий обзор страны, населения. По возвращении из экспедиции, в 1935-1939 годах Юрий Николаевич создал фундаментальный труд под названием «История Средней Азии», представляющий собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований Евразии с древнейших времен по XIV век. Значительная часть очерков, опубликованных в «Листах дневника», была написана Николаем Константиновичем именно на маршруте этой экспедиции. Неоцененный вклад в изучение культур и народов Востока внесли труды семьи Рерихов. Знания и материалы, собранные ими и созданные их творчеством, потребуют еще многих исследований.

М.А. Галкина, библиотекарь, соискатель кафедры культурологии и религиоведения Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.Н. Вернадского» (г. Севастополь) представила в своем сообщении «Библиографический обзор трудов Л.В. Шапошниковой». Еще в советское время Л.В. Шапошникова опубликовала несколько книг об Индии, они пользовались популярностью у читателей и были отмечены наградами. Однако главные труды мыслителя посвящены семье Рерихов и русской культуре и истории, особенно деятелям Серебряного века. Количество трудов, их глубина и увлекательность по праву делают Л.В. Шапошникову крупнейшим исследователем жизни и творчества Рерихов.

И.А. Осовский, физик и математик из Севастополя выступил с докладом «Равнодейственность корректных методов мышления». Он отметил: не существует пределов для эволюции разума. Расширенное сознание постигает единство мироздания, так, по сути, нет проблемы взаимоотношения Запада и Востока, но есть недостаточно развитое мышление, создающее мнимые противоречия.

О «Народной мудрости как средстве воспитания более совершенного человека» рассказала И.В. Суслова, педагог высшей категории, соискатель кафедры психологии дошкольника Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины. Технологии обновляются быстрее, чем сменяются поколения, и это является существенной проблемой, которую необходимо разрешать современному обществу. Необходимо формирование новой картины мира, переход от технократизма к культуре сердца и духовности. Новый человек будет способен защищать добро и бороться за него. Три типа мышления, о которых писала Л.В. Шапошникова (мифологическое, религиозное и научное) человек проходит в детстве, юности и молодости, а потом, получив определенный опыт и знания, он становится способен прийти к синтетическому, космическому мышлению.

Л.А. Семикина, психолог и врач, соискатель кафедры возрастной психофизиологии Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, представила собравшимся доклад «Педагогика Жизни». Задача воспитания, по ее мнению, состоит в том, чтобы развивать личность. Воспитание происходит среди жизненных испытаний, человек, проходя их, воспитав высокие этические качества, становится субъектом эволюции, активно трудящимся на Общее благо. Философия Живой Этики является основой воспитания человека будущего.

Таким образом, на пленарном и секционном заседаниях прозвучало 17 сообщений, остальные тексты докладов Оргкомитет конференции принял в качестве заочного участия.

Итогом работы конференции стало принятие резолюции. Оргкомитету конференции рекомендовано подготовить и издать Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития современного общества», также признано необходимым провести в апреле 2017 года очередную встречу ученых по вопросам культуры и образования в рамках постоянно действующей ежегодной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества».

Обзор подготовили:
П.Д. Абрамов, А.А. Лебеденко


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов