Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2017 г.

23.12.2017

II Международная конференция «Архитектура, искусство и прикладные науки»

 

В середине декабря 2017 года в Российской академии художеств и Институте кино и телевидения состоялась междисциплинарная II Международная конференция «Архитектура, искусство и прикладные науки» (www.iconfaaa.com). Ее организаторы – Институт научной информации по общественным наукам, Российская академия художеств (РАХ), Институт кино и телевидения (ГИТР), Российской академии архитектуры и строительных наук, Высшая школы урбанистики им. А.А. Высоковского, Институт имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute) (Иран).

Первая конференция по этой теме проходила в 2016 году в Тегеране (Иран), на российской земле она состоялась благодаря организационным усилиям д.ф.н, ведущего научного сотрудника ИНИОН, генерального секретаря Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp/AISE), члена консультативного совета Института имени Рапояна Хагхигхата Ольги Александровны Лавреновой и председателя Института имени Рапояна Хагхигхата Мустафы Алибейги.

Конференцию приветствовали Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Мехди Санаи и Президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Константинович Церетели, Главный Ученый секретарь Президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ Олег Александрович Кошкин, вице-президент Российской академии художеств, Народный архитектор РФ, кандидат архитектуры, гендиректор управления «Моспроект-2» Михаил Михайлович Посохин и другие академики РАХ.

 arh2.jpg

Господин посол говорил о важности российско-иранских отношений, имеющих многовековую историю, о соприкосновении наших культур. Он отметил значимость этой конференции на волне нового сближения наших стран. Открытие конференции освещали корреспонденты ведущих иранских каналов.

В программе были выступления ведущих специалистов России и Ирана в области истории искусства и архитектуры, философии искусства и культуры, архитекторов-практиков.

Доктор музыкальных наук, профессор Лондонского университета им. Голдсмитса, известный иранский певец и композитор Абдулхосейн Мохтабад (Иран) сделал доклад «Современное персидское музыкальное искусство», в котором показал истоки персидской музыки и ее современные варианты. Иллюстрируя свой доклад, популярный композитор исполнил фрагменты своих музыкальных произведений.

Бехнам Педрам (Иран), доктор архитектуры, сотрудник факультета консервации и реставрации Университета Исфахана рассказал о разрушенном памятнике истории и архитектуры исторической бани Хосров Ага хана. Сейчас иранские архитекторы пытаются как минимум восстановить историческую справедливость, создав мемориал на месте ее фундамента. Предполагается вывести на поверхность схему фундамента и создать водяную завесу, на которой будет проектироваться вид этого памятника.

В докладе «Национальная идентичность как стержень творческих поисков современных мастеров изобразительного искусства» Татьяны Александровны Кочемасовой, кандидата искусствоведения, академика РАХ были показаны работы З.К. Церетели и других мастеров, которые черпают вдохновение в искусстве своих народов.

Новые проекты академика РАХ Валерия Николаевича Ржевского были представлены в его сообщении о проекте мемориала на месте гибели первого космонавта Ю.А. Гагарина и в докладе Елены Александровны Ржевской, кандидата искусствоведения, член-корреспондента РАХ, рассказавшей о его проекте мусульманской библиотеки, выполненной с учетом традиций исламской архитектуры и современных конструкторских решений.

Доктор архитектуры Неда Рафизаде (Иран), сотрудница Научно-исследовательского центра (BHRC) Министерства дорог и градостроительства, дорожного, жилищного строительства и городского развития в докладе «Эпистемология сенсорного восприятия и ее роль в архитектуре» рассказала об уровнях восприятия, о том как архитектура воздействует на сознание человека, создавая новые или вторичные образы.

Продолжая тему восприятия и изображения архитектурных памятников в изобразительном искусстве Ольга Александровна Лавренова, являющаяся также главным редактором журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, рассказала об образе Храма в творчестве Николая Константиновича Рериха. Великий русский художник был одним из первых, кто обратил внимание на архитектурное наследие Древней Руси. Его эскизы и картины, созданные в период его экспедиции «По городам русским» в начале ХХ века, становятся буквально портретами основных архитектурных особенностей и элементов храмов, возведенных в XIII–XVI веках. Через пару десятилетий художник возвращается к тем же строениям, но уже изображает их в символическом контексте. Используется символика ландшафта – возвышенности и открытость пространства, Храм укореняется в небе, становясь символом Мирового древа, вертикальной духовной оси, соединяющей землю с Высшим. Образ Святителя Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского также оказывается связанным с образом Храма, с Лаврой и с малыми часовнями в его честь. Также буддийская и индуистская храмовая архитектура становится действующим лицом многих эскизов и картин Н.К. Рериха. Интересны и элементы природного ландшафта, которые на картинах становятся символами сакральных сооружений, как, например, в эскизе «Монголия. Скальный храм».

Также ученый рассказала о своем многолетнем междисциплинарном проекте «География искусства», в котором нашли выражение все аспекты взаимосвязи пространства и творческого мышления.

Директор Центра технологической поддержки образования, доцент Московского Политехнического университета, к.т.н. Илья Николаевич Вольнов представил свой проект «Science-Art – новое мировоззрение», который постоянно действует в Политехе. Новое восприятие реальности – это не междисциплинарность, а трансдисциплинарность, позволяющая осмыслять реальность не только на интеллектуальном уровне, но на уровне сознания и высших чувств. Одним из примеров этого мировоззрения – кузнецовское письмо, которое было изобретено современным живописцем Юрием Эросовичем Кузнецовым, которое предполагает одновременное использование противоположных цветов и геометрических форм и ритмов, наиболее точно отражающих ритм и цветность реальности иных, более высоких измерений.

Доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова к.ф.н., Светлана Викторовна Полякова в сообщении «Концепты “места” и “не-места” и их интерпретации в современном искусстве». Тема не-места возникает в американском художественном минимализме в работах культового основателя лэнд-арта скульптора Роберта Смитсона (1938–1973). В Не-месте Смитсона мы имеем дело с репрезентацией бесформенного Возможно предположить, что он отсылает нас к диалектике отношений Бога и человека в до предела секуляризированном мире модерна. Бог нам не дан, но в мире есть какие-то его следы, которые вызывают тоску по не данной нам непосредственно Его реальности. В этой реальности нет места человеку. Но судя по работам сегодняшних российских молодых современных кураторов и художников, работающих в этой концепции, Человек возвращается. Ослабленный чередой смертей, пережитых в ХХ веке, отказавшийся от привилегированной позиции в мире, ставший иным, но он возвращается.

 arh3.jpg

Концептуальное современное искусство также было представлено в докладе С.М. Фехимех Пирестани (Иран), сотрудницы Сеперского института высшего образования, «Правда и головокружение: от Ницше до странного положения современного человека в картинах Энрико Робусти». Искаженная перспектива и цветовые решения этого итальянского художника – один из примеров искусства, которое в гипертрофированной форме констатирует истеричность современного общества.

Иранская делегация представила еще несколько докладов, посвященных как историческому наследию этой древней страны – символики узоров ковров, звериному стилю трона период Каджара, так и современным технологиям и архитектурным проектам – солнечным батареям в умных домах, новым проектам небоскребов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Была также проведена оценка уровня развития городских агломераций на примере городской агломерации Тегерана.

Ирина Юрьевна Перфильева, кандидат искусствоведения, доцент по кафедре Истории и теории декоративного искусства и дизайна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ в докладе «Ретрофутуризм: авторские интерпретации традиций в современном ювелирном деле России» показала основные тренды использования национальных мотивов от XIX века до наших дней.

Кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГИТР Ольга Борисовна Хвоина сделала сообщение «“Геометрия звука”: художественная интерпретация пространства в музыкальных и аудиовизуальных произведениях второй половины XX – начала XXI вв.», где рассказала о важности пространственной характеристики в музыке. Эта традиция идет еще от канонических хоров в многоступенчатой пространственной организации храма. Один из главных теоретиков важности организации пространства в музыке – А.И. Скрябин, который мечтал о реализации мистерии, включающей в себя все элементы человеческого восприятия – звук, цвет, архитектурные и ландшафтные формы, пространство, движение и интерактивность действия.

Самым молодым участником форума стала Дарья Тетеркина, ученица 10 класса Лингвистической школы, г. Москва. Она сделала сообщение «Архитектурные стили Великобритании: историческая перспектива».

Конференция проходила в уникальной обстановке творческого сотрудничества и профессиональной дискуссии, открыла новые перспективы сотрудничества двух стран – России и Ирана.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов