Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2021

22.02.2021

Круглый стол «Елена Ивановна Рерих – выдающийся русский мыслитель и просветитель – о России и ее роли в эволюции человечества»

 eroerich2.jpg
 

12 февраля 2021 года в Международном Центре Рерихов (МЦР) состоялся торжественный вечер, посвященный 142-й годовщине со дня рождения выдающегося философа, писателя, общественного деятеля, президента-основателя Гималайского института научных исследований «Урусвати» Елены Ивановны Рерих. В рамках этого мероприятия, которое прошло в онлайн-формате, был организован Круглый стол «Елена Ивановна Рерих – выдающийся русский мыслитель и просветитель – о России и ее роли в эволюции человечества».

В общей сложности участниками торжественного вечера стали более четырехсот человек из 16 стран мира: России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Германии, Австрии, Финляндии, Испании, Индии.

Перед началом мероприятия прозвучал фрагмент Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Торжественный вечер начался с просмотра видеозаписи выступления Л.В.Шапошниковой 12 февраля 2008 года, которая отметила выдающиеся заслуги Елены Ивановны Рерих как крупнейшего философа ХХ века, подчеркнула ее роль в создании Гималайского института «Урусвати».

Открывая работу Круглого стола, вице-президент МЦР А.В.Стеценко поздравил участников с торжеством и предоставил слово О.А.Лавреновой, кандидату географических наук, доктору философских наук, в.н.с. ИНИОН РАН, почетному члену РАХ, профессору ГИТР и МГУ, президенту Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T), заместителю директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе МЦР (Москва). В своем докладе «Записи Е.И.Рерих о новой науке» автор прежде всего напомнила о том, что в одном из своих выступлений Л.В.Шапошникова предвидела создание научного института имени Е.И.Рерих. Этот новый институт будет объединять современную академическую науку и метанауку, о которой много сказано в трудах Л.В.Шапошниковой. Изучая записи Е.И.Рерих о новой науке, О.А.Лавренова выделила принципиально важные особенности в деятельности будущего института, во многом уже реализованные в работе Гималайского института научных исследований «Урусвати» в 1930-е годы. В достижении высот знания Елена Ивановна применяла принцип направленности научного познания, синтез интеллектуальных и духовных сил. Также она использовала метод свидетельства, закладывая таким образом основы метанаучного, по определению Л.В.Шапошниковой, метода познания. Такой метод открывает широкий путь для развития классической науки в будущем.

Записи Е.И.Рерих раскрывают и качества ученого будущего. Так, он должен обладать широким сознанием, синтезом, одухотворенным интеллектом, воплощать в себе принципы красоты, справедливости, этики. Такому ученому будет присуще широкое допущение и знание непреложных законов космоса, применение которых необходимо в научных исследованиях. О.А.Лавренова сделала вывод, что записи Е.И.Рерих о науке свидетельствуют о глубине ее провидческого дара. Они несут прорыв в новый мир знания духа, красоты и могут расширять и преображать человеческое сознание.

О.А.Лавренова особо подчеркнула выдающуюся роль Людмилы Васильевны Шапошниковой в разработке новой методологии познания. Благодаря ее трудам записи Е.И.Рерих и книги Живой Этики становятся более доступными для изучения академическими учеными.

В докладе «Е.И.Рерих о русском народе и его духовном потенциале» кандидата культурологии, руководителя ОНЦ КМ МЦР И.Ю.Дьяченко были освещены проблемы понимания жизненного пути России, ее судьбы и будущего русского народа. Система познания Живой Этики дает сегодня возможность мыслить об исторической судьбе русского народа в свете космического мировоззрения, и потому высказывания Е.И.Рерих представляют сегодня огромную ценность. Отмечая и позитивные, и негативные стороны характера народа, его противоречивость, Е.И.Рерих останавливалась на важных духовных вехах в его судьбе, что помогало многое осмыслить заново. Одной из таких вех она считала исторический период, связанный с именем Преподобного Сергия Радонежского (XIV век), который выдвинул идею общежития, реализовал общину в своей жизни и заложил в душу народа мощные духовные магниты. Другой важной вехой стали революционные преобразования в стране сто лет назад, которые можно объяснить закономерностями эволюционного процесса, «взрывами материи», определяющими развитие страны на последующие годы. Е.И.Рерих видела живое начало народа в его стремлении к знанию, в преодолении невежества, разъединения, преображении всей жизни, своего мышления и сознания. Духовные зерна, укрепившиеся в душе народа, выявили его способность противостоять всем негативным тенденциям современного мира, развивать наилучшие стороны своего характера, поскольку этому народу знакомо слово «подвиг». Россия может спасти не только себя, но и мир.

В докладе «Понятие “иерократия” в ракурсе проблемы эволюции российского государства» кандидат политических наук, научный сотрудник Института философии РАН И.М.Угрин рассмотрел возможность решения проблемы эволюционного развития России путем утверждения такой формы государственного правления как иерократия. По мнению ученого, государство не должен возглавлять избранник народа, как того требует современная демократия, во многом отступившая от своих принципов. Иерократия понимается им как власть духовной Иерархии, власть Великих душ (Махатм), или власть Святых. Соответственно, в докладе рассматриваются те социальные и культурно-исторические условия, в которых утверждение спасительной иерократии становится непреложным.

Базируясь на письмах Е.И.Рерих, докладчик прежде всего указал на необходимость готовности социума принять столь высокую власть. Важно отметить, что в истории человечества иерократия неизменно утверждалась в периоды глубочайших социокультурных кризисов. В этих культурно-исторических условиях происходит становление человеческого духа, новое проникновение в мир субъективного, понимание мира духовного. По мере осознания духовного мира выявляется Иерархия Красоты и Знания, способность к эволюционным действиям, нацеленным на общее благо, охватывающим природу, общество и человека в космическом измерении его бытия.

В докладе И.М.Угрина был также рассмотрен вопрос о соотношении иерократии с другими формами правления.

Заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук А.А.Лебеденко в докладе «Идея общины в творчестве Н.К.Рериха и Е.И.Рерих» обратил внимание на тесную энергетическую связь Николая Константиновича и Елены Ивановны, размышлявшими над проблемами космической эволюции и нового сознания человека. Идеи Общего блага, высказанные Рерихами, являются обширной и важнейшей частью русского космизма и мировой культуры в целом. Трудясь под руководством Учителей Востока, они привезли в Россию в 1926 году рукопись книги «Община», которая входит в серию книг Живой Этики. Рериховские идеи кооперации выдвигали на первый план важнейшие условия для развития нового сознания: этические проблемы и знание. Кроме книги «Община» (издана в Улан-Баторе, 1927; затем в Риге, 1936), Рерихи подготовили и издали брошюру «Основы буддизма» (Улан-Батор, 1927; Нью-Йорк, 1930; Рига, 1940), а также сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Нью-Йорк-Париж-Рига-Харбин, 1934). Перечисленные книги имели значительную общую философскую часть, в которой раскрывается важное для эволюции человечества духовно-культурное понятие Общины. Рерихи обращали внимание на те внутренние стороны социалистической России, которые приоткрывали глубину ее эволюционной сути и несли возможности преображения человека социального в человека духовного.

О синтезирующей роли России в Учении Живой Этики рассказала магистр искусств, сотрудник Немецкого Рериховского Общества Е.А.Щусь (Германия, Бохум). Отмечая указание Е.И.Рерих на планетарную эволюционную роль России, докладчик вместе с тем отметила великую эволюционную ответственность народа России. Прежде всего Е.А.Шусь обратила внимание на ту первоочередную насущную задачу, которую ставила Е.И.Рерих перед человечеством, – синтез духовного и материального. Предполагалось, что синтетическое мышление должно получить развитие в процессе слияния интеллектуальных и духовных способов познания. В пояснение этой мысли докладчик привела исследование Л.В.Шапошниковой, согласно которому одним из путей одухотворения научного мышления будет введение в научный оборот таких категорий, как нравственность, осознание связи с Высшими мирами, тонкие энергии. Е.А.Щусь сделаал вывод, что именно развитие синтетического мышления является одной из важнейших задач российского народа в ближайшее время. Такой вывод, по мысли докладчика, может содействовать более глубокому пониманию возложенных на народ России эволюционных задач.

Выступление кандидата философских наук Г.Б.Святохиной (Уфа) с докладом «Живая Этика как кульминация мировоззренческих исканий России и основа эволюции (в трудах Е.И.Рерих, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова и др.)» раскрывает важное значение Живой Этики как философского учения, которое синтезировало мировоззренческую мысль России на рубеже XIX–XX веков. Все это прослеживается в трудах В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, где присутствует системное осмысление философских представлений о мире, обществе и человеке. Целостный подход был призван противостоять все более утверждающейся тогда в философии и науке новоевропейской традиции отвлеченного мышления, допускающей нарушения в системе его структурной организации и ведущей к неизбежным ошибкам и погрешностям не только в суждениях, но и в самой жизни общества.

Докладчик отметила, что появление в 1920–1930-е годы Учения Живой Этики, связанного с именем Е.И.Рерих, открыло новые возможности системно-целостного подхода в осмыслении Бытия, дало понимание перспектив закономерного космического эволюционного развития человечества, а также показало пути и методы решения этой непростой задачи. Энергетическое мировоззрение Учения Живой Этики, несущее в себе огромную информацию о мире, принципах и законах, лежащих в его оновании, учитывающее в осмыслении мира его неразрывную связь с Основами Бытия, дало не только возможность системно-целостного синтетического осмысления реальности, но и позволило выйти человечеству на новый уровень мышления – космический, синтетически соединяющий в себе научные знания, духовно-философские искания и высшие нравственно-эстетические установки. Учение позволило определиться с принципиальным алгоритмом Бытия, объективным критерием истины, смыслом жизни и в этом контексте, что очень важно, с понятием Культуры, тем самым открыв возможности нового уровня познания, качества жизни и эволюционного совершенствования человечества.

Таким образом был сделан вывод, что космическое направление научно-философской мысли Живой Этики синтетически объединяет научное знание, духовно-философские искания и высшие нравственно-этические принципы мировоззренческих исканий России. Этим открывается реальная перспектива нового сознательного этапа развития человечества и мира.

В докладе «“Текстологический комментарий” к книгам Живой Этики в пространстве новой науки» доктора философских наук, профессора, заместителя председателя ученого совета МЦР, руководителя Проблемной группы «Русский космизм» РФО В.В.Фролова были выявлены основные принципы новой науки, показано, как ученые сегодня подходят к их освоению. Авторы «Текстологического комментария» начали свою работу под руководством Л.В.Шапошниковой (сегодня этот коллектив возглавляет главный редактор МЦР Т.О.Книжник), разрабатывая сложный текстовый материал на основе принципов нового научного познания. В своей работе авторский коллектив опирался на линию преемственности, идущую от создателей Живой Этики, семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой. Таким образом, Учение Живой Этики, аккумулированная в нем духовная энергетика Великих Учителей и Е.И.Рерих, «Текстологический комментарий» к текстам Учения – все это составляет органическое единство. Когда читатель начинает осваивать Живую Этику, используя комментарий, то энергетика новой науки влияет на его сознание. «Комментарий» дает возможность понять истинный смысл сложных философских категорий, которые присутствуют в Живой Этике. Он органично дополнен Словарем терминов и имен. «Комментарий» и Словарь являются существенным вкладом в осмысление философии Живой Этики.

Кандидат социологических наук О.Н.Калинкина (Пермь) поставила задачу осветить «Проблемы сохранения наследия Рерихов в эпистолярном творчестве Е.И.Рерих и их актуальность для современной России». Докладчик подошла к раскрытию темы с позиции научной теории спирального развития общества и общественного сознания. Ею были рассмотрены события, связанные с разрушением Музея Рериха в Нью-Йорке в 30-е годы XX века, и те, что случились с Музеем имени Н.К.Рериха в современной России спустя почти 100 лет. Непосредственным свидетелем и участником американской трагедии была Е.И.Рерих. В докладе дана оценка судебного хода этого процесса, отраженного в эпистолярном наследии Елены Ивановны Рерих.

О.Н.Калинкина отметила, что и в Америке, и в России общественные Музеи, носящие имя Н.К.Рериха и хранящие наследие Рерихов, были тайно захвачены и разграблены. Все творческое достояние, что предназначалось Рерихами для культурно-просветительской деятельности и принадлежало американскому народу и народу России, присвоено частными лицами в Америке и соответственно представителями российских государственных структур. В обоих случаях общественное мнение в масштабах страны не было сформировано в должной мере и не смогло противостоять очевидному грабежу и клевете.

Свою роль сыграло и то, что ближайшие сотрудники, проводившие культурную работу в Америке, как отмечала Елена Ивановна, не смогли осуществить необходимое в данном деле единение и сотрудничество. Общественность России, представляющая разные регионы страны, встала на защиту великих даров Рерихов, переданных С.Н.Рерихом в 1990 году для создания общественного Музея имени Н.К.Рериха, и уже несколько лет после разрушения Музея противостоит изощренным доводам совершивших вандализм представителей Министерства культуры и Государственного музея Востока. События в России в отношении Музея имени Н.К.Рериха во многом отличаются от тех, которые происходили в Америке в 1930-е годы, и позволяют рассматривать их в соответствии с научной концепцией спирального развития общества, что вселяет надежду на то, что голос общественности будет звучать с нарастающей силой и уверенностью.

Подводя итоги в работе Круглого стола, О.А.Лавренова отметила важность того факта, что разные ученые объединяются вокруг имени Е.И.Рерих, обсуждают такие актуальные и насущные темы, которые касаются как основ мироздания, так и современной ситуации в России, делятся своими взглядами на сложные исторические процессы. Это свидетельствует и о широте философских воззрений Е.И.Рерих, когда она создавала грандиозный труд – Учение Живой Этики, когда писала своим корреспондентам письма или делала отдельные записи о новой науке, сотрудничая с духовными Учителями Востока. Эта титаническая неустанная работа в течение многих лет ее героической жизни подтверждает планетарный масштаб личности Елены Ивановны Рерих. Л.В.Шапошникова отмечала, что в будущем именем Е.И.Рерих непременно должен быть назван Институт, который воплотит в себе передовые основы новой науки. Созданный Рерихами в Индии Гималайский институт научных исследований «Урусвати», президентом которого Е.И.Рерих являлась и чьи мысли генерировали его работу, с точки зрения современных позиций выглядит неким прототипом передовых научных лабораторий, где представлены основы научного синтеза, созданы возможности для удаленной работы и сотрудничества ученых разных специальностей. В свое время институт дал образец аккумуляции мировой научной мысли, объединяя ее на высотах Гималаев, где располагался «Урусвати» и его лаборатории. Так, великое творчество Е.И.Рерих представляет собой космическое явление в культурной жизни человечества, которое предстоит еще осознать как в далеком, так и в ближайшем будущем.

Видеозапись выступления Л.В.Шапошниковой 12 февраля 2008 года



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов