Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2021

31.03.2021

Уварова Л.И. Об этических основах музейной педагогики // Герценовские чтения. «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». Материалы VII международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2021

Известно, что в музейной педагогике, как и во всякой науке, существует ряд проблем, требующих их изучения и разрешения. Одной из них является культурно-образовательная деятельность музея, в которой в последнее время наблюдаются противоречия, о чем речь пойдет ниже. К решению этого вопроса, по всей видимости, можно подойти со стороны изучения истории музейно-педагогической мысли, раскрытия ее этико-эстетических основ, которые были заложены в античности.

На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса, заложенного в культуре древнего мира, о единстве сущего и должного. Сегодня, с точки зрения философской науки, основа единства должного и сущего вновь утверждается в духовном мире человека как существа, полагающего и реализующего ценности [1].

Обозревая обширное музейное пространство современного Санкт-Петербурга, нельзя не обратить внимание на усиливающуюся весьма опасную тенденцию размножения т.н. музеев, не имеющих отношения к культурно-просветительским организациям. Между тем, педагогическое воздействие среды обитания на человека ни у кого не вызывает сомнения, в том числе, среды городской. Это касается каждого, даже и безотносительно к детям. Но представим себе, как ребенок, совершая прогулку по современному прекрасному городу-музею и читая вывески на зданиях, видит появившиеся в последнее время в центре города такие названия, как «Музей ужасов» [2] «Музей водки» [3], и т.п., при этом, он знает от взрослых, что музей – это просветительское учреждение, место, где благодаря собранию полезных предметов, люди получают знания, в том числе, о прекрасном, дополняя свое образование, – в таком случае у него явно возникнет ложное представление о полезном и о деятельности самих музеев.

«Многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение», – писал Н.К. Рерих, выдающийся художник и общественный деятель, автор Пакта о защите культурных ценностей [4, с.14]. Обращая наше внимание на духовный, возвышенный смысл самой идеи возникновения музеев, он предлагал заглянуть в историю. «Когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музейон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать. Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования понял бы, что Музейон есть прежде всего Дом Муз. Прежде всего Музейон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» [4, с.14].

Муза ПолигимнияМузы в переводе означают «мыслящие» и, как известно из древнегреческой мифологии, их матерью является Мнемозина – богиня, олицетворявшая память. Их покровитель – Аполлон-Мусагет является также и покровителем искусств, а значит, и красоты. Таким образом, учиться искусству мыслить и уметь восхищаться красотой – этому учат Музы, основательницы музеев, – и в нашем познавании мира они призывали не забывать (не утратить память) об устремлении к Прекрасному как верному пути постижения истины. Совсем не случайно музы истории, философии и астрономии служат вместе и наравне с музами поэзии, танца, театра и музыки – так уже в древности было указано, что наука и искусство должны существовать в единстве.

И сегодня музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, а также область научно-практической деятельности современного музея, которая ориентирована, прежде всего, на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [5].

Но имеющий место в современной жизни отход от духовных основ в образовании стал причиной тех следствий, которые мы наблюдаем – создаются музеи странного содержания и направления деятельности – как результат прочно утвердившейся в своих правах массовой культуры. И это вносит большие противоречия в жизнь музеев, в содержание их культурно-просветительской работы. Исследователи, изучающие это явление, пишут, что «возрастание роли массовой культуры в жизни общества является одной из характерных черт переживаемого Россией периода кардинальных общественных изменений» [6]. Массовая культура – как отмечается в справочной научной литературе – это мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка (существует устойчивое словосочетание «рыночное безвкусие»); ставка на зрелищность приводит к нравственной и эстетической неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная. И потому – делают выводы ученые – «культуру не следует отождествлять с рынком» [7, с. 318].

Перед обществом снова остро встает вопрос о воспитании вкуса. Роль в этом Н.К. Рерих отводил в числе других и музеям: «Заниматься всеми родами Искусств, …заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе. В данном случае мы вспомнили Заветы Платона» [4, с.14].

Самый насущный принцип жизни, – считал Н.К. Рерих, – это воспитание в человеке хорошего вкуса – чувства и понимания прекрасного. В этом он видел символ утонченного, расширенного сознания, принцип сохранения и умножения духовной культуры. В своих многочисленных очерках, посвященных защите культурных ценностей, он находил убедительные доводы о необходимости этой работы – к примеру, приводил такие высказывания восточных мудрецов: «Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге… Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством. Занятие ими отвлекает нас от греха. Всякое же занятие, не сопровожденное художеством, ни к чему не приводит» [4, с.80].

Николай Рерих поднимал вопрос о воспитании вкуса как «об акте государственного значения» и особую роль в этом процессе воспитания он отводил интеллигенции. Называя ее «аристократией духа», он считал это дело ее обязанностью, не выполнять которую она не имеет права.

Какие действия в связи с поднятой выше проблемой предлагал Рерих и в чем можно видеть выход из создавшегося сложного положения сегодня?

«Когда мы предлагаем этику как школьный предмет, как предмет наиболее увлекательный, обширный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия» [4, с.16]. На уроках этики будут преподаваться и основы культуры, уточнял он.

Особенно Н.К. Рерих придавал значение организации проведения Дней Культуры – эта идея была выдвинута им с целью «возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества», а также «желая, чтобы эти дни сделались бы и повседневными часами и минутами, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры» (Подробнее об этой идее и ее осуществлении в системе образования Санкт-Петербурга говорится в опубликованном материале журнала РАО «Педагогика», № 1, 2021) [8].

О музее как храме наук и искусств – храме Муз – пишут в наши дни научные сотрудники музеев. «Перед музеями стоит проблема – не допустить превращения "храма" в "диснейленд". К сожалению, существует отношение к культуре как к сфере услуг, и существует проблема появления посетителей уровня "хлеба и зрелищ". В этом смысле музей является четким индикатором духовного здоровья общества. Не потому ли испытание культурой выдерживают не все? – спрашивает автор статьи "Храмовое действо современного музея: Вслед за Мусагетом". – Впитав богатое наследие... современные работники музеев смогут внести свою лепту в формирование вкуса зрителей XXI века…Необходимо возвратить человечество, особенно подрастающее поколение, к истокам культуры, к храмовому синтезу искусства, науки, религии, другими словами, смена парадигмы мышления возможна через музейное воспитание и образование. Единственным мерилом качества этого процесса будет Красота, призванная и спасать, и преображать, и возрождать к лучшей жизни этот заблудившийся мир. Кастальский ключ Мусагета по-прежнему хрустален» [9].

Таким образом, обращение к истории педагогической мысли способствует выявлению этических, духовных основ музейной педагогики, без которых культурно-образовательная, просветительская деятельность музеев как таковая становится невозможной. Как утверждал Платон, – отход «от животворящего высшего начала приводит к вырождению образования» [10, с.308].

Библиографические ссылки

1. Новая философская энциклопедия: Под ред. В.С. Стёпина. В 4т. М.:Мысль. 2001. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/482/dolzhnoe-i-suschee.htm

2. Известно, что ужасное – так же, как низменное и уродливое – одна из форм проявления безобразного, крайняя его степень. Ужасное, ассоциируясь с бедствиями, гибелью прекрасного, уничтожением доброго, не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение от несчастий, в отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем. – см. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. – М., 1989. – С. 363. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/aesthetic/fc/slovar-211.htm#zag-477

3. Немыслимо представить, чтобы в наше время Музы, основательницы музеев («Привратницы Прекрасного») в таких музеях прославляли в своих гимнах спиртное, а научные работники этих музеев исследовали способы наилучшего приобщения посетителей к потреблению водки.

4. Рерих Н.К. О Вечном… Книга о воспитании. – М., 1991. – 462 с.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика.: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

6. Лебедева В.Г. Истоки и становление массовой культуры в России. Автореферат дисс. доктора культурологии. – СПб.: 2008.

7. Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. – М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

8. Уварова Л.И. Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект. – Педагогика. – № 1. – 2021. – С. 102-110. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/images/Stories/N_33/Uvarova-Pact-pedagogika-01-21.pdf

9. Бровко Л.А. Храмовое действо современного музея: Вслед за Мусагетом // Педагогика Культуры. – № 24. – 2015. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/po-nomeram/n-24-2015-g/1350-brovko-khramovoe-dejstvo-sovremennogo-muzeya

10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. - М.:Школа-Пресс, 1995. – 447 с.

Опубликовано:

Уварова Л.И. Об этических основах музейной педагогики // Герценовские чтения. "Художественное образование ребенка: стратегии будущего". Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, Институт детства; Русский музей, Рос.центр музейной педагогики. 5 марта 2021 года.  – Том 7. Вып.1. – СПб.: изд-во ВВМ, 2021. – С.136 -141.

 


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов