Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2021

21.04.2021

Лекция, посвященная Константину Эдуардовичу Циолковскому, в Санкт-Петербурге

 caluga2.jpg

1 апреля 2021 года в библиотеке имени А.П.Чехова (Санкт-Петербург) состоялась лекция, посвященная Константину Эдуардовичу Циолковскому. Мероприятие провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Л.И.Шестакова. Эпиграфом ко всей жизни Циолковского послужили два слова «Наперекор всему», и в своей лекции автор раскрыла эту тему.

«Биография великих людей – это прежде всего борьба, жгучая борьба, беспощадная война за новое, доселе невиданное и неслыханное, которому всегда противится все старое, уходящее, отживающее», – писал А.Л.Чижевский, ученик и биограф Циолковского, гениальный ученый России.

Академик Л.В.Шапошникова писала: «Рождение К.Э.Циолковского на Земле есть Высший дар человечеству; мы говорим о Циолковском как о посланце Космической эволюции, жизнь и деятельность которого является реализацией творчества самой Космической эволюции на планете Земля».

Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-космист. Автор многих трудов по космической философии, им разработаны социальные проекты будущего человеческого общества. Талантливый педагог, изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники.

О своем рождении Циолковский писал так: «5 (17) сентября 1857 года появился новый гражданин Вселенной». Самые теплые воспоминания связаны у Циолковского с матерью: «Мне кажется, без ее помощи я не постиг бы ни живописи, ни музыки, ни красоты земли, ни высшего блаженства на земле – умения размышлять». Именно мать научила Константина грамоте, помогла полюбить книги и приоткрыла заманчивые перспективы научного познания.

На одиннадцатом году жизни Циолковский заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. В 12 лет его определили в Вятскую гимназию. Из-за глухоты Константин не смог окончить 3-х классов. В автобиографии он напишет: «Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведенной с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя. Лет с 14–15 я стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией, математикой и другими предметами». У мальчика были золотые руки, он любил сам все мастерить.

Поверив в способности сына, отец посылает Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище. По неизвестным причинам в училище Константин не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально на хлебе и воде, он принялся упорно заниматься. Ежедневно юноша штудировал науки в Чертковской публичной библиотеке в здании Румянцевского музея, где встретился с основоположником русского космизма Николаем Федоровичем Федоровым. Как признавался Циолковский, Федоров заменил ему университетских профессоров. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской, и уже тогда, как пишет Циолковский, он «думал о Вселенной».

Вернувшись домой, Константин успешно сдал экзамены на уездного учителя, проявил себя талантливым педагогом, и только через 40 лет он смог полностью заняться наукой. За педагогические заслуги Циолковский был награжден орденами Святого Станислава 3-ей степени (1906) и Святой Анны 3-ей степени (1911).

Талантливый и увлекающийся педагог, он все свое свободное время посвящал науке. Самостоятельно разработал теорию газов. В связи с этим был избран членом Физико-химического общества в Москве. В 1890 году Циолковский послал работу о металлическом дирижабле в Петербург Д.И.Менделееву. Менделеев одобрил работу молодого ученого, назвав автора «очень талантливым господином». Чижевский писал: «Признать в недипломированном человеке зачинателя огромного направления было невозможно. И хотя в душе некоторые считали Циолковского достойным того, чтобы впустить его в “дом науки”, но большинство злобно отвергали это намерение».

В Калуге Циолковский стал все чаще публиковаться в журналах. Среди его чисто научно-технических работ проблема межпланетного корабля занимала главное место. Первая такого рода публикация «Исследование мировых пространств реактивными приборами», теоретически обосновавшая осуществление межпланетных полетов с помощью реактивного летательного аппарата, вышла в 1903 году, а более расширенную работу удалось опубликовать в 1911–1912 годах в журнале «Вестник воздухоплавания». Впервые на эту работу прореагировал научный мир, однако многие ученые за границей заявили о своем приоритете. На что Циолковский отвечал: «Но они не знали о моей работе в 1903 г. и потому их претензии были потом изобличены».

После Октябрьской революции дирижабль Циолковского был признан особенно важным изобретением. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя. Для изучения реактивного движения образовалась группа исследования реактивного движения (ГИРД) и был создан институт. В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. В 1932 разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями.

Но главную часть трудов Циолковского отсекли и не обратили на них внимание. Это были его философские работы, отражавшие новое космическое мышление. Все наработки и проекты по живому разрезали на две части, отделив космическую ракету от концепции космического сознания. За шесть дней до своего ухода Циолковский написал в письме: «Всю жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед». Ушел из жизни Константин Эдуардович 19 сентября 1935 года. Борьба за космический путь человечества продолжалась до самых его последних дней.

А.Л.Чижевский в воспоминаниях о Циолковском в книге «На берегу Вселенной» дал потрясающую своим трагизмом картину травли и гонений, которые устраивала против Циолковского так называемая научная общественность. И царское, и советское время в этом отношении были единодушны.

Л.В.Шапошникова отмечала: «То, что сознание Циолковского намного превышало сознание его коллег, становится понятным только сейчас, да и то не всем. Такой уровень сознания определял объемность и многомерность его мышления и восприятия окружающей действительности». Основные философские взгляды он изложил в следующих работах: «Космическая философия», «Этика и естественные основы нравственности», «Научная этика». Циолковский брал этику за краеугольную основу космической эволюции человечества, тесно увязывая ее с процессами и закономерностями, происходящими в Космосе. Он был одним из первых ученых, который расширил понятие материи. Весь Космос предстал перед ним материей, но материей различных качеств и состояний. Он на собственном опыте убеждался, что не только интеллект служит познанию, но и сердце.

Исследователь наследия Циолковского В.В.Казютинский пишет: «Мысль Циолковского о возможности существования во Вселенной множества космосов намного опередила свое время. Только сейчас она пробивает себе дорогу в квантовой космологии». Для Циолковского Космос, его Вселенная не являлись холодной пустотой, а были наполнены жизнью, голосами тех, кто был выше его и совершеннее. Он убедился, что именно оттуда приходят знания. И вместе с тем он понимал, что качество приема этих знаний зависит от уровня сознания принимающего. Интуиция подсказывала ему, что плотная материя Земли не есть единственное ее состояние, что существуют миры иных состояний материи, иных измерений и более высоких уровней сознания.

По убеждению Циолковского: «Кроме миров, подобных человеческим, возможны миры из веществ иных плотностей и иных размеров… Делимость материи, вероятно, беспредельна». И продолжая, утверждал: «Вселенная никогда не умирает, не угасает, не исчезает, вечно горят ее огни, вечно живут ее существа, господствует над всем высший разум… Общий огонь Вселенной никогда не потухнет. Жизнь ее оказывается периодичной… Вечное возобновление… Выходит, что космос не умирает. А если умирает, то снова возникает» и так без конца. Осмысливая труды проницательного русского ученого-подвижника Л.В.Шапошникова резюмирует: «Нарисованная гениальной мыслью картина останется для науки путеводным маяком».

Космическая точка зрения помогла Циолковскому научно осмыслить проект его ракеты и найти для нее место в огромном пространстве космического мироощущения. Он говорил: «Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не сама цель… Моя ракета должна послужить этой космической философии». У него была своя миссия на Земле. И он выполнял ее так, как удавалось очень немногим. Он понимал, что его замыслы воплотятся не сразу, на это уйдут века.

Константин Эдуардович Циолковский принадлежит к тем выдающимся личностям, научное и культурное значение творчества которых возрастает с годами. Научный взрыв 20-х годов прошлого столетия много сделал для технического понимания и философского осмысления тех знаний, которые были принесены К.Э.Циолковским на землю. Он первый зажег огонь реального устремления в космос, огонь, который даст человеку через несколько десятков лет возможность, преодолев земное притяжение, вырваться за пределы земной атмосферы и увидеть космос таким, каким он видел его в своих предвидениях-знаниях.

В заключение Л.И.Шестакова ответила на вопросы слушателей, возникших в процессе дискуссии.

Источник: Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов