2024
Гармония цвета и формы в искусстве Анкуша Аттхи (Индия)
7 июня 2024 года в выставочном зале Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) в Наггаре прошло торжественное открытие персональной выставки пенджабского художника Анкуша Аттхи. Это уже не первая его персональная экспозиция художника в Тресте. Присутствовавшие на открытии индийский куратор Суреш Кумар Надда и его коллега российский куратор и сотрудница Международного Центра Рерихов Лариса Вениаминовна Сургина с огромной теплотой вспоминали предыдущие выставки Анкуша.
Большая часть работ, представленных в экспозиции, посвящена Гималаям, их природе и культуре. Художник принадлежит к той части Пенджаба, которая располагается в предгорьях Гималаев, поэтому его восхищение снежными вершинами и живописными долинами неудивительно. Несмотря на то, что акварели свойственна прозрачность и лёгкость, которые не всегда позволяют передать насыщенное звучание гималайских красок, Анкушу Аттхи в его работах, несомненно, удается передавать природные сочетания тонов благодаря его мастерству и специальной сложной технике многослойной акварели.
Анкуш Аттхи по основной специальности – учитель. Свою миссию он видит в том, чтобы через свои картины пробудить у подрастающего поколения любовь к родной природе и культурному наследию и желание сохранить их для последующих поколений, не нарушив той хрупкой гармонии между человеком и окружающим миром. Работы художника, его педагогическая деятельность и его вклад в культуру Индии были оценены государственными наградами и благодарственными письмами.
Большинство работ небольшого формата, представленных на выставке, были написаны художником в период пандемии, когда путешествия были невозможны. Художник прибегал к помощи собственного воображения или же фотографий для создания этих работ. Для него и его учеников картины, изображающие пленяющие взгляд уголки Индии или же вымышленные пейзажи, стали настоящей отдушиной в столь сложные времена.
Особое место в творчестве художника занимают сюжеты, посвящённые священным местам и святыням Индии и Непала. На выставке представлены работы, изображающие священную гору Киннор-Кайлаш, буддийские ступы, индуистские храмы северной Индии Кедарнатх и Тунгнатх. Рядом с изображениями могучих гор – рельефы храмов, с которых на зрителя смотрят скульптурные изображения Ганеши, статуи Будды, воплотившиеся в акварелях художника, которому удивительным образом удаётся передать текстуру изображаемых поверхностей и игру светотени.
Трогательны реалистичные картины художника, изображающие различных животных и птиц, большинство из которых находятся на грани вымирания и нуждаются в защите. Благодаря многослойной технике они кажутся удивительно объёмными, будто бы тиснёными по поверхности бумаги. Опять же, это не полупрозрачная, подёрнутая дымкой, приглушённых тонов акварель – это ясный и плотный цвет, скорее напоминающий акриловые краски, но все же обладающий текучестью и мягкостью акварели.
Открытие выставки прошло в трогательной семейной атмосфере. Помимо сотрудников ММТР и его кураторов, художник выразил благодарность своей семье: супруге, её родителям и брату за неоценимый вклад в творчество. Без их поддержки многочисленные проекты художника не были бы возможны: та гармония, из которой берет начало настоящее искусство, начинается в семейном кругу.
Гостям выставки выпал шанс насладиться этой гармонией цвета, формы, содержания, которую создал художник своим творческим воображением при помощи мастерства и простых инструментов на своих картинах.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007