Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2024

26.10.2024

В Казани прошла лекция «Основные вехи жизни и творчества Н.К.Рериха»

 0Lec_Kazan top.jpg
 

21 сентября 2024 года в Казани открылся новый сезон лектория «Держава Рериха». Этот культурный проект проводит Татарстанское рериховское культурное объединение в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов и Государственным музеем искусств Республики Татарстан. В залах Галереи современного искусства Музея искусств ежемесячно проводятся лекции, освещающие творческое и научно-философское наследие великой семьи Рерихов.

Первая лекция сезона 2024-2025 была посвящена 150-летию великого русского художника, ученого, писателя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947). С темой «Основные вехи жизни и творчества Н.К.Рериха» выступила сотрудница Татарстанского рериховского объединения Дания Ибрагимова. Она рассказала о непростом и тернистом жизненном пути Мастера, обозначив особенности его творческого и научного развития в разные периоды.

Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге в семье известного нотариуса Петербургского окружного суда и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха и его супруги Марии Васильевны, урожденной Калашниковой. Природа, чуткое домашнее воспитание, гимназия Карла Мая, известная отличной постановкой учебно-воспитательной части и высокими педагогическими принципами, создали благодатную почву для раскрытия и развития природных способностей юного Рериха, коими он был одарен от рождения. С ранних лет в нем проявились задатки будущего ученого. В стремлении к изучению окружающего мира обреталась и крепла любознательность, наблюдательность, систематичность, упорство. С гимназических лет Рерих стремился к самосовершенствованию, а умение правильно распределять время дали возможность развиваться во многих направлениях и получить образование в двух высших учебных заведениях одновременно – на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и Императорской Академии художеств.

Археология, Восток, путешествия, живопись, открывшиеся Рериху в раннем возрасте, позже стали делом его жизни и составили, по словам его биографа Л.В.Шапошниковой, «Путь зрелого и прославленного человека». «Возможно, в этом раннем открытии себя и сказалась необычная его одаренность, его удивительная талантливость», – писала она в книге «Мастер».

Вся творческая жизнь Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Начиная с исследований исторических пластов древности и будучи первым в России, кто стал изучать орудия каменного века, дополняя археологию художественными методами, Н.К.Рерих глубоко вникал в исторические и культурные связи славянских народов, питавшие становление Древней Руси, намечавшие образ будущей России. Этот подход и знания позволили ему впоследствии научно обосновать и отразить на своих полотнах культурное единство народов Азии, глубинное духовное родство ряда народов, разделенных большими пространствами.

Петербургский период археологических, этнографических, искусствоведческих и других культурно-исторических исследований выкристаллизовал в художнике научно обоснованную убежденность, что Красота, отраженная в рукотворном творчестве от каменного века до византийской и древнерусской иконописи и явленная в храмовом зодчестве и ряде современных Рериху направлений в искусстве – живописном, литературном, музыкальном – имеет сущностные природные и сакральные истоки.

Следуя заветам художников и философов Эпохи Возрождения, Н.К.Рерих постигал духовные божественные основы самого творчества и стремился в своих свершениях проявлять высшие возможности и качества духа. Знакомство с многовековой религиозной философией и культурой Востока, особенно Индии, укрепило его убежденность в том, что духовная энергия Азии питала множество лучших достижений мысли и творчества западных стран. В статье «Индийский путь», написанной в 1913 году, Рерих выразил готовность к посещению Индии: «Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся...». Но разразившаяся Первая мировая война помешала осуществить планы.

В 1916 году в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича его семья по совету врачей переехала в Финляндию. Великая Октябрьская революция 1917 году стала причиной отделения Финляндии от России, и Рерихи оказались оторванными от Родины. Этот период Рерих обозначил как период «крайней нужды», время тяжелейшей тревоги за судьбу России и мира, время выбора дальнейшего пути. Его размышления о причинах развернувшихся событий, как отмечает Л.В.Шапошникова в книге «Мастер», неизменно приводят его к основам человеческого бытия – культуре. Именно отход от культуры, считает Рерих, лежит в основе следующих за этим кризисов: экономических, политических и социальных. Фундамент культуры Рерих видел, прежде всего, в знании, в просвещении и подвиге. Он писал: «Лишь подвигом движима русская жизнь. И подвиг самый непреложный – подвиг народного просвещения. Культ самовластья, тирании, культ мертвого капитала может смениться лишь светлым культом знания». Для этой высокой цели Рерих будет трудиться с огромной самоотдачей в разных странах на всех континентах.

Заветная мечта Рериха об экспедиции в Индию побудила его в конце 1918 года направиться сначала в Европу и Америку. «Заманчивый индийский путь» окажется непростым и займет целых четыре года. Характеризуя русский период творчества художника и его значение для мировой культуры, писатель Всеволод Иванов отметил: «…Рерих в изысканной несравненно художественной форме, в чудесных образах, в поющих красках,во всем обаянии современной культурности, избранной, утонченной и высокой принес миру, во множестве своих картин, такое напряженное чувство безусловной Красоты, такую свежесть впечатлений, такую сияющую святость настроений, которых давно, очень давно не чувствовал Западный мир в своем обиходе. И мир увидел в нем, в Рерихе, гонца из России; вестника, над которым сверкнули лучи того самого ценного, что есть в России – Вечного духа нежности, ласковой любви к преуспеянию всенародному твердого утверждения Добра». Именно такое понимание русской культуры и искусства Рерих стремился принести на Запад и в Америку.

В 1919-1920 годах с большим успехом прошли выставки картин Рериха в столицах скандинавских стран и Великобритании. Рерих много печатался в прессе, выступал с лекциями и докладами о русском искусстве, интерес к которому был невероятен. В Лондоне Рерих получил визу для посещения Индии и здесь же произошла его знаменательная встреча с индийским поэтом Рабиндранатом Тагором, положившая, по мысли Л.В.Шапошниковой, начало для возведения «того духовного моста, который соединит потом два народа».

Имя Рериха знали и в США. На Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе серия архитектурных этюдов русского художника завоевала серебряную медаль. Триумфальным шествием русского искусства стало выставочное турне произведений Рериха по 29 городам Америки в течение 1921–1923 годов. Посещая эти города и открывая американцам взгляд на Россию, Николай Константинович знакомил публику с достижениями русской культуры, выступал с лекциями об искусстве, о культуре, утверждая новое ее понимание как созидательной силы, способной объединить мир на началах красоты и знания, взаимопонимания и сотрудничества. Публичные лекции, выступления в печати, художественное творчество, просветительские и миротворческие идеи Рериха, его репутация прогрессивного мыслителя и гуманиста подготовили почву для создания культурных организаций и привлекли к сотрудничеству тех, кто готов был потрудиться на ниве культуры. Так, в эти годы в США вместе с почитателями таланта Николая Константиновича Рерихи создали несколько просветительских учреждений, ставших одними из ведущих культурных центров страны. Всюду художнику сопутствовал успех, всюду наблюдался неподдельный интерес к творчеству и личности знаменитого мастера, который хотел, чтобы искусство вошло в жизнь каждого человека.

Дальнейшая судьба Рерихов связана с Востоком. 2 декабря 1923 года Рерихи прибыли в Индию для проведения масштабной экспедиции по малоизученным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К.Рериха, его интересовали мировые миграции древних народов и поиск общего источника славянской и индийской культур.

В экспедиции участвовали старший сын Н.К.Рериха Юрий Николаевич и жена Елена Ивановна Рерих, которая наравне с мужчинами преодолела все тяготы пути и всегда являла собой пример мужества и неутомимости.Она была сердцем и вдохновительницей великой семьи Рерихов. В сотрудничестве с Великими Учителями Востока Е.И.Рерих создала философскую систему Живой Этики, открывающую человечеству сокровенные Знания о Законах космической эволюции. Юрий Николаевич Рерих к началу экспедиции уже был известным востоковедом, лингвистом, знавшим целый ряд восточных языков и диалектов, что позволило Рерихам свободно общаться с людьми разных национальностей, изучать и собирать ценные культурно-исторические и религиозные материалы.

Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Итоги ее впечатляющи. На маршруте Н.К.Рерих создал более 500 полотен, на которых увековечил удивительный мир горной красоты. Пройдено более 25000 км пути, 35 перевалов, высотой от 4 до 6,5 тысяч метров. Некоторые из них впервые нанесены на карту. Пересечены две самые большие пустыни Азии – Гоби и Такла-Макан. Собраны археологические, этнографические, геологические коллекции, в том числе уникальные письменные буддийские первоисточники и священные предметы. Были обнаружены следы великого переселения народов в незапамятные доисторические времена.Описание Центрально-Азиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и монографии Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии».

В конце 1928 года, после завершения экспедиции, Рерихи поселились в долине Кулу на севере Индии. Для изучения собранного материала и проведения комплексных исследований в разных областях науки Рерихи основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»). Елена Ивановна Рерих стала президентом-основателем этого уникального научного учреждения и занималась организацией его работы. Руководство Институтом в качестве директора принял на себя Юрий Николаевич. Сам Николай Константинович, несмотря на занятость, уделял Институту много внимания. Младший сын Святослав Николаевич, знаток тибетской фармакопеи, минералог, ботаник и орнитолог, возглавил работу естественно-научного отдела.

В своей работе Институт сочетал знания древней мудрости Востока с самыми современными научными достижениями, заложив основы качественно новой одухотворенной науки будущего. В очерке «Четверть века» Н.К.Рерих писал: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам».

После экспедиции, предчувствуя угрозу войны, в 1930-е годы Н.К.Рерих разработал проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и в мирный период. В поддержку Пакта выступили многие видные ученые и деятели культуры. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, А.Эйнштейн, Р.Тагор. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Для обозначения объектов культуры и исторических памятников, подлежащих охране, Рерих предложил отличительный флаг, получивший всемирную известность как Знамя Мира. Пакт стал единственным соглашением в сфере охраны культуры, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Впоследствии идеи Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. И сегодня, в XXI веке, когда сохранение прочного мира на планете по-прежнему остается одной из самых неотложных задач, значимость Пакта неуклонно возрастает.

В трудные годы Великой Отечественной войны семья Рерихов, оставаясь в Индии, внесла свой вклад в поддержку Советского Союза. В самом начале боевых действий Н.К.Рерих в очерке «Оборона Родины» писал: «Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит все свои достижения». Юрий и Святослав Рерихи направили в Советское посольство в Лондоне заявления с просьбой позволить им вступить добровольцами в Красную армию, но получили отказ. Николай Константинович Рерих вновь обратился к теме родной земли, используя все возможности, чтобы помочь Родине. Из-под его кисти рождаются патриотические полотна, картины русской военной славы, оживляющие образы могучих богатырей и знаменитых битв: «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа»... Вместе с младшим сыном Н.К.Рерих устраивает выставки и продажу картин, а вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа.

Никто из Рерихов ни минуты не сомневался в окончательной победе России в той страшной войне. Уже 28 июля 1941 года Н.К.Рерих записывает провидческие строки: «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской».

Мысль о возвращении на Родину никогда не покидала Рерихов. Уехав из России еще до революции, они не меняли гражданства, имея при себе лишь российские паспорта. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, Николай Константинович Рерих ушел из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали. В долине Кулу на месте кремации перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой камень, на котором высекли надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

«Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа, – писала друзьям в то время Елена Ивановна Рерих. Просветленные сознания поймут, какой великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному, и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. Ганди, после своего убийства, стал Спасителем и отцом народа, но еще большим станет наш Светлый и Любимый, когда будет собрано воедино все им созданное и Оповещенное во Благо Человечества. Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира».




Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов