Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
 
Справочная информация
Тел. для справок:
8 (499) 766-92-72


ВНИМАНИЕ!

С 28 апреля 2017 года работа общественного Музея имени Н.К. Рериха остановлена в связи с незаконным захватом наследия Рерихов, усадьбы Лопухиных, в которой был размещен общественный Музей, и другого имущества, принадлежащего МЦР, Государственным Музеем Востока при участии Министерства культуры РФ.

Подробнее: save.icr.su

Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Следите за информацией о проведении мероприятий в нашей Афише.
КОНЦЕРТЫ, ЛЕКЦИИ, ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
Полное расписание мероприятий в сообществах
 

Онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»

afisha.jpg
 

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н.К.Рериха, 145 лет со дня рождения Е.И.Рерих и 120 лет со дня рождения С.Н.Рериха.

24 мая 2024 года (пятница) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”».

Лектор: Татьяна Васильевна Александрова, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

Мир искусства – одно из самых значительных явлений в русской культуре конца XIX–начала XX века. Под этим наименованием в Петербурге действовало объединение художников нового поколения, далеких от академизма. Члены объединения «Мир искусства» выпускали журнал и устраивали выставки современного искусства, на которых свободно выражали свои художественные взгляды.

История художественного объединения «Мир искусства» состоит из двух этапов: первый, считающийся классическим (1898–1904), и второй (1910–1924). В его работе принимали участие литераторы, философы, музыкальные и художественные критики, теоретики искусства, многие деятели русской культуры того времени. Кружок молодых петербургских «любителей изящного» первоначально возглавил А.Н.Бенуа, ставший его идеологом и определивший его эстетическую платформу, ядро составляли К.А.Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинский, А.П.Остроумова-Лебедева, Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок. «Мир искусства» создавался при непосредственном участии С.П.Дягилева, разделявшего взгляды Бенуа на развитие искусства и заинтересованного в популяризации русского искусства за рубежом.

Эстетическое и идейное содержание деятельности объединения заключалось в приверженности образцам классического наследия, поискам красоты и гармонии, которые искали в природе как источнике творчества и личности творца, способного воплотить эту красоту. Отсюда и внимательное отношение к старине, многообразное использование в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох, изучение эстетики прошлого. Изысканность, декоративность, театральность, культ прекрасного – отличительные черты многих работ художников «Мира искусства». Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности и свободы творчества, поиск новых художественных приемов, сближение с лучшими образцами передового западного искусства.

С «Миром искусства» в разные годы сотрудничали московские и петербургские мастера живописи, среди которых были А.Я.Головин, И.Я.Билибин, Н.К.Рерих, В.А.Серов, И.Э.Грабарь. Объединение собрало вокруг себя значительные творческие силы, дав мощный импульс к развитию отечественной культуры Серебряного века. С участниками объединения были творчески и идейно близки писатели и поэты: А.А.Блок, А.Белый, М.А.Кузмин, З.Н.Гиппиус, В.В.Розанов, Вяч. Иванов, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, композиторы и театральные деятели: А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский, Н.К.Метнер, К.С.Станиславский, М.М.Фокин, архитекторы: В.А.Щуко, А.В.Щусев и др. Мастера объединения во многом определили облик и дальнейшее развитие целых отраслей искусства – книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства и др.

Журнал «Мир искусства», ставший первым художественным периодическим изданием, наглядно выражал программу объединения: пропагандировал русское искусство и знакомил читателей с современным западноевропейским искусством. Он во многом был новаторским, отличался изысканным художественно-графическим оформлением. В нем публиковались статьи не только по проблемам искусства, но и на темы философии, религии, литературы. Пять выставок, организованных художниками «Мира искусства», заняли заметное место в художественной жизни Петербурга, отличаясь особой атмосферой и развеской, представляя декоративно оформленный ансамбль. Работы М.А.Врубеля, К.А.Коровина, И.И.Левитана, М.В.Нестерова, A.M.Васнецова, А.С.Голубкиной, С.В.Малютина, Ф.А.Малявина, П.П.Трубецкого и многих других экспонировались на выставках 1899–1903 гг. наряду с произведениями западноевропейских художников (Э.Дега, К.Моне, О.Ренуар и др.).

Н.К.Рериху была близка идейная устремленность мирискусников к прошлому, поиски ими красоты, разработка новых художественных приемов, интерес к проблемам культуры, понимание высокой миссии художника. Объединяла их также общая работа в направлении синтеза искусств: книжной графики, прикладного творчества и оформления интерьеров, театрально-декорационной живописи. Произведения, выполненные в 1900–1902 годах, Н.К.Рерих впервые представил на выставке «Мира искусства» в Москве в 1902 году, а в начале 1903 года на двух выставках в Петербурге – «Мира искусства» и «Современного искусства». Тогда же установилось его творческое сотрудничество с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, которое продолжалось долгие годы.

Связь Н.К.Рериха с представителями «Мира искусства» не прерывалась и после прекращения деятельности объединения в 1906 году. Это были совместные театрально-декорационные постановки в «Старинном театре» («Три волхва», 1907), впоследствии участие в «Русских сезонах» С.П.Дягилева.

С 1910 года начинается другой этап в истории объединения «Мир искусства». А.Н.Бенуа и вместе с ним семнадцать петербургских художников, перешедшие в 1906 году в московский «Союз русских художников», вышли из него, стремясь возродить объединение на высоких художественных принципах. Н.К.Рерих был избран на должность председателя и возглавлял организацию с 1910–1913 годы. Однако «Мир искусства» постепенно изживал себя к 1924 году, уступая место авангарду.

https://www.youtube.com/live/KNDS_FuK1NM?si=10iW2n789nIe5rdj


ВЫСТАВКИ, ЭКСКУРСИИ, ЛЕКЦИИ, ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ