Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » Новости
версия для печати
Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024



Выступление Т.П. Сергеевой, ст. научного сотрудника, кандидата технических наук, заместителя председателя МОО «Украинское Рериховское общество» отделения МЦР (Украина)

Конечно, уже было сказано много замечательных слов, к которым хочется присоединиться. Но я бы хотела ещё раз подчеркнуть тот момент, на котором остановилась Татьяна Олеговна. Это то, о чем Людмила Васильевна пишет в своём слове от автора. У собранных в этом издании очерков имеется общая и очень важная основа – новое космическое сознание. В них раскрывается интересный и сложный процесс формирования такого сознания или мышления. И этот ключевой момент процесса формирования нового космического сознания неразрывно переплетается с творчеством космической эволюции, с её зовом, её велением, её импульсами. Это очень наглядно показано в очерках.

Для меня в данном сборнике наиболее важно, интересно то, что связано в этом отношении с жизнью и творчеством ученых-космистов. При изучении публикаций по космизму приходилось сталкиваться с самыми различными интерпретациями весьма маститых ученых и у нас, и за рубежом. И в этих интерпретациях философское наследие ученых-космистов часто сводится к мистике, оккультизму, утопии. И всегда это происходит из-за попыток втиснуть явление русского космизма в прокрустово ложе старых мировоззренческих представлений. А вот очерки Людмилы Васильевны, посвященные ученым-космистам, не только раскрывают глубинную сущность самого явления, но и дают пример того единственного глубинного подхода, который позволяет изучать феномен русского космизма в его полной целостности. И неудивительно, ибо этот подход основан на новом космическом мировоззрении и мышлении самого автора.

Ещё мне бы хотелось отметить то, что здесь уже звучало в выступлениях – это смысловая неиссякаемость очерков Людмилы Васильевны Шапошниковой. Сколько их не перечитываешь, всегда находится что-то новое, то, что наиболее нужно в данный момент. В данном издании очерки о космистах, как мне кажется, высветились новыми гранями благодаря тому окружению, в которое они помещены, т.е. в ряд Вестников Космической Эволюции. Я хочу отметить два очерка. Первый – это «Держава Рериха». Как мне думается, без Рериха, без его художественного, литературного наследия, без его путевых дневников «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии», т.е. без той «Державы Рериха», которую нам раскрывает Людмила Васильевна Шапошникова невозможно адекватное восприятие процессов космической эволюции, в том числе того, что связано с творчеством ученых-космистов. А второй очерк, который для меня просто явился откровением, – это «Личный опыт Даниила Андреева». Здесь Людмила Васильевна говорит об общем источнике в контактах и видениях – во взаимодействии с пространствами иных измерений – у Рерихов, у Вернадского и у Даниила Андреева. Она отмечает, что через этих трех своих вестников Космические Иерархи, начиная с 20-х годов прошлого века, открывают для России три канала метазнаний, необходимых для подъема России на новый виток космической эволюции. Но наибольшее впечатление на меня в этом очерке произвело то, что я получила ответ на вопрос, который давно меня волновал и на который я не могла сама дать ответ: как происходит процесс получения метазнания, в частности, учеными-космистами? Даниил Андреев описал этот процесс на основе своего опыта, и он находит свои параллели уже в других, может быть, формах, в других проявлениях и у ученых-космистов. Даниил Андреев описывает три этапа получения метазнания. Первую стадию он назвал метаисторическим познанием, когда личность, независимо от своей воли или своих каких-то разумных проявлений переживает некоторый метаисторический процесс, как свидетель, как здесь говорили. А далее результат этого озарения, этого переживания, как бы живет в человеке и проявляется какими-то образами, картинами, может быть разрозненными чертами, частями какой-то картины. Процесс этой второй стадии Андреев назвал метаисторическим созерцанием. И третья стадия, в котором личность уже принимает более активную часть, когда идет процесс метаисторического осмысления ею пережитого – этих впечатлений, этих образов. Поэтому для меня лично этот очерк явился таким большим откровением.

А закончить я хочу цитатой, которую Людмила Васильевна поставила в качестве эпиграфа к изданию. Это Живая Этика, параграф из «Агни Йоги»: «Каждый осознавший основы эволюции имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону: он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни лишь в стремлении восставшего духа». Мы видим, что труды Людмилы Васильевны служат этой задаче, в том числе, и это издание. Трудно переоценить значение этих трудов Людмилы Васильевны Шапошниковой для нас, для будущих поколений. Огромное Вам за это спасибо, Людмила Васильевна, и дальнейших творческих успехов!