версия для печати | |||
|
Публикации |
Газета «Век» (Индия) > 23.12.2010
Автор: г-жа Манжу Как
Наблюдение
Мир через культуру
Во время того как Дмитрий Анатольевич Медведев находится с визитом в Индии с целью укрепления двухстороннего стратегического партнерства, в Москве, несмотря на яркое солнце, гуляют ледяные зимние ветра. Пока он обсуждает с коллегами средства борьбы с ядерной угрозой и другими видами террора, а также вопросы военного вооружения и исследования космоса, Москва-река искрится, огибая великолепные старинные здания и особняки. Как ни парадоксально, при Советской России Москва сохранила наследие царской эпохи. Но сегодня, когда этим городом, где всё вращается вокруг роскоши, правит новый капитал, волнение по поводу сохранности исторической архитектуры нарастает.
По словам Карла фон Габсбурга-Лотрингена, президента Международного комитета Голубого щита, «с 1940 по 1990 гг. мы уничтожили половину памятников культурного наследия». В прошлом, от международных или национальных конфликтов страдала инфраструктура. Но сегодня, когда вражда всё чаще разгорается на почве этнической принадлежности, гнев вымещают на предметах культурного наследия. Международный комитет Голубого Щита, созданный в 1965 году, стремится оберегать культурное наследие так же, как Красный Крест оберегает человеческую жизнь.
В этом году, во время празднования 75-летия принятия Пакта Рериха, профессор Виктор Васильевич Фролов, заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха, говорил, что право людей на культуру столь же неотъемлемо, как «право на жизнь». Пакт Рериха назван в честь русского художника, который избрал своим домом долину Кулу в индийских Гималаях, в основе этого документа лежит проект, подготовленный Георгием Шклявером, доктором международного права и профессором политических наук Парижского университета. У художников особое призвание, ибо они особенно восприимчивы к воздействию культуры. Начало двадцатого века, со времен русско-японской войны 1905 года, было отмечено невиданными разрушениями. В преддверии Второй мировой войны Николай Константинович попытался убедить государства принять на себя ответственность за сохранение культурных ценностей, он организовал собрание художников, ученых, учителей, священников, политиков из 35 стран, которые встретились в Брюгге с тем, чтобы поддержать эти идеи.
14 апреля 1935 года, представители США и 20 стран Латинской Америки подписали Пакт Мира Рериха в Белом доме в Вашингтоне. Пакт Рериха оказал огромное влияние на положения Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Второго протокола к ней от 1999 г., которые являются основой наших соглашений в сфере защиты культурного наследия, что подтверждено документально.
«Мысль – это ядро эволюции человечества», – говорит философ и индолог Людмила Васильевна Шапошникова. За вклад в сохранение культурного наследия в 2010 году она была награждена премией организации Europa Nostra (культурного подразделения Европейского Союза): благодаря её усилиям ветхая усадьба Лопухиных превратилась в один из лучших музеев, посвященных не только изобразительному творчеству, но и культурно-просветительской деятельности Н.К. Рериха. Организация Europa Nostra, основанная в 1963 г. и в настоящее время возглавляемая всемирно известным испанским певцом Пласидо Доминго, объединяет 400 организаций по всей Европе. Как утверждает вице-президент Europa Nostra Александр Сайн-Виттгенштейн, после разграбления Иракского национального музея в 2003 г., разрушения Кабульского музея и статуй Будды в долине Бамиан в 2001 г., а также относящегося к XVI веку Старого моста на реке Неретва в боснийском городе Мостар в 1993 г., деятельность в защиту культуры приобретает ещё более насущный характер. Социально-религиозная рознь оставила след и в Индии, в качестве примера можно назвать разрушение мечети Бабри в 1992 г.
Н.К.Рерих сказал: «Осознание красоты спасет мир». Однако, по словам Марии Терезы Дутли, руководителя Консультативной службы по международному гуманитарному праву Международного комитета Красного Креста, хотя Гаагская конвенция 1954 года и запрещает вывоз культурных ценностей из зоны конфликта, многие государства не имеют необходимой правовой основы для защиты культурного достояния. Международное право может лишь установить законодательные рамки, но, чтобы законы осуществлялись на деле, необходимо выработать четкие меры на национальном уровне.
Очевидно, что утраченные культурные ценности восстановить невозможно. Иногда мы жертвуем памятниками культурного наследия из экономических соображений, либо они страдают от стихийных бедствий, конфликтов и войн. Однако почитатели красоты всегда играли важную роль в деле её сохранения. Когда фашистские правительства и монархии разоряли Европу, провидцы, такие как Николай Константинович Рерих, Рихард фон Куденхове-Калерги (основатель Панъевропейского союза) и Анри Дюнан (основатель Международного комитета Красного Креста), выступили с идеями, которые пересекли национальные границы.
Во время Второй мировой войны, даже после высадки войск союзников в Италии, полковнику немецкой армии Юлиусу Шлегелю удалось по личной инициативе переместить сокровища итальянского монастыря Монте-Кассино (в частности, полотна Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, мощи Святого Бенедикта, 70000 книг и 1200 подлинников документов) на хранение в Ватикан и тем самым спасти их от уничтожения во время сражения 1944-го года.
«К сожалению, для государственных властей защита культурного наследия является задачей далеко не первостепенной важности. И каждый раз от сокращения бюджета страдает именно культура», – утверждает Норберт Фюрстенхофер, президент Австрийского общества охраны культурного наследия. Тем не менее, австрийское правительство сделало конструктивный шаг, включив в сферу полномочий вооруженных сил защиту культурных ценностей.
«Подготовленность (в деле защиты культурных ценностей) является ключевым фактором», – говорит архитектор Хольгер Айхбергер, по мнению которого важнейшей задачей для музеев и других культурных учреждений должно являться строительство специально оборудованных хранилищ для ценных предметов. Во время стихийных бедствий армия может оказать неоценимую помощь, как например, при землетрясениях в южно-итальянском городе Калабритто в 1980 г. и в Армении в 1988 г. Если в критической ситуации требуется квалифицированный персонал, возможно, до вмешательства добровольческих организаций лучше всего обратиться к вооруженным силам.
Сегодня, когда все больше и больше организаций объединяют усилия для защиты культурных ценностей во время войн или региональных катастроф, важно развивать наднациональное мышление. Людмила Васильевна Шапошникова говорит: «Как учат индийские духовные тексты Ведант и Упанишад, когда мы исследуем космическую беспредельность нашего сознания, проявляется Единство природы. Как бы нас ни разделяли политические границы, нас сближает осознание связей, которые тянутся через воздух, пространство и воду».
Индия, как и Россия-матерь, была для Рерихов духовным пристанищем. Две страны – два древних духа. Очевидно, что взгляд российского двуглавого орла обращен не только на запад, но и на восток, о чем Н.К. Рерих напоминал своим соотечественникам, ведь в своё время в среде российских дворян и аристократии, а также царского двора наблюдалось засилье французского языка. Сегодня, когда речь заходит о культуре, помнить об этом особенно важно. Маниш Прабхат, директор Индийского Культурного центра имени Джавахарлала Неру в Москве, добавляет: «Россияне по собственной инициативе основали более пятидесяти добровольных Индийских Культурных центров в тридцати городах страны, в том числе и в отдалённых уголках Сибири».
По мере того как мы вступаем в десятый год российско-индийского стратегического сотрудничества в области газовой промышленности, обороны, атомной энергетики, а также науки и техники, не менее важно поддерживать между нашими странами живые и нерушимые культурные связи в общем духовном и философском пространстве.
|
||
|