версия для печати | |||
|
Подход к решению проблемы миротворчества
через организацию Дня Культуры
Задачи мирного строительства можно широко осуществлять через организацию праздника Дня Культуры. Напомним, что идея проведения Всемирного Дня Культуры была выдвинута Н.К. Рерихом в начале тридцатых годов XX-го века в процессе подготовки и продвижения Пакта Мира.
Как писал Н.К. Рерих, «вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [1].
«Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны» [2], – отмечал Николай Константинович. – «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» [3].
Организацию и проведение Дня Культуры его инициатор называл одной из самых прекрасных и неотложных задач.
В нашем коротком выступлении мы не можем подробно остановиться на описании такого незаурядного явления, каким является проведение Всемирного Дня Культуры, но в целом необходимо отметить, что, как показала жизнь и многолетняя практика, День Культуры является эффективным методом педагогического воздействия. Выявился его большой воспитательный потенциал.
Проведение Дня Культуры стало частью широкого международного движения по защите и утверждению культурных ценностей. С инициативой отмечать этот праздник в день подписания Пакта Рериха выступила в 1998 году Международная организация лига защиты Культуры. Проведение Дня Культуры в последние десятилетия стало частью широкого международного движения по защите и утверждению культурных ценностей.
Во многих городах и регионах России, ближнего и дальнего зарубежья уже накоплен большой положительный опыт по организации этого праздника. В Твери, Ярославле, Пензе, Уфе, Волгограде, Екатеринбурге, Новокузнецке, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других крупных и малых городах отмечается этот Праздник. Интерес к нему проявляется в странах Прибалтики. Так, Сеймом Литовской Республики День Культуры 15 апреля утвержден как государственный праздник.
В ходе восемнадцатилетнего опыта проведения Дня Культуры в системе образования Санкт-Петербурга выявились характерные черты и особенности организации этого Праздника, которых вкратце коснемся ниже.
Как отмечал академик Д.С. Лихачев, призывая в 90-е годы прошлого века возобновить проведение Дня Культуры, «лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру» [4]. В сложные 90-е многие понимали, приступая к работе по организации праздника, что именно Культура, в ее этической и эстетической основе, способна выполнять важнейшую корректирующую функцию в развитии общества, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальными и духовными составляющими жизни человека.
В контексте идеи «Мир через Культуру», обозначая возможности сотрудничества детей и взрослых в пространстве Культуры и мира, необходимо отметить, что День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения и, в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе. В этом труде на Общее благо ярко выявляется преображающая функция Культуры.
Годы практики выявили важные организационные особенности, которые необходимо отметить.
Праздник Дня Культуры проводится в один день (в данном случае – 15 апреля), что позволяет лучше объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу торжественности и единения людей в мыслях о Культуре и мире, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.
День Культуры как сознательное объединение людей по защите культурных ценностей проходит под Знаменем Мира, символизирующем Вечность и Единение. Как писала Е.И. Рерих, «главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания» [5].
Праздник Дня Культуры не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день, когда «во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [6], т.е. этот праздник провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты.
В основе Дня Культуры заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, «насколько нужна и жизненна программа Культуры, как оздоровляющее начало, как жизнедатель» [7]. Следовательно, День Культуры не должен быть превращен, как предостерегал Н.К. Рерих, в лицемерные лжеторжества, когда нет истинной радости, но только «подделка под радость» [8], когда нет убежденности в правильности и крайней необходимости собственной деятельности: «Нельзя откладывать на какие-то долгие сроки истинные дни Культуры. Иначе лжеторжества могут кому-то показаться уже достаточным <...> Никакие лжеторжества культуры не вдохновят и не удержат ложь и разрушения» [9].
Организационно День Культуры разделяется на два главных этапа: подготовки и проведения. Этап подготовки может проходить в течение всего учебного года – через организацию различных мероприятий, способствующих воспитанию у подрастающего поколения высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, углубленного понимания значения мира. Второй этап – проведение самого Праздника – отличается тем, что здесь на первый план выходит особая торжественность момента, когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единения в мыслях о Культуре и мире, в делах по защите светоносного значения Знаний и Красоты.
Важно подчеркнуть, что сформулированные цели и задачи Дня Культуры целиком соответствуют ныне действующей в образовании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», выявляющей базовые национальные ценности, а также Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, определяющему «личностные результаты освоения основной образовательной программы».
Как показывают результаты, эти темы находят живой отклик в сердцах школьников Санкт-Петербурга – в этом не трудно убедиться, познакомившись с творческими работами ежегодного городского конкурса сочинений, который стал традиционным в период подготовки ко Дню Культуры и является действенным инструментом актуализации творческого потенциала и направления сознания школьников на активное освоение культурных ценностей. Конкурс, посвященный Дню Культуры, включается в правительственные Программы: в 2009–2011 гг. – в программу «Поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге»; в 2012–2014 г.г. – в городскую программу «Культурная столица».
Практика показывает, что День Культуры обладает многими ценными свойствами, среди них – доступность этого средства для всех участников процесса, разнообразие форм, неограниченность по широте охвата, гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое.
Действенность этого праздника заключается, кроме всего прочего, в том, что он ежегодно проводится под определенным девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии. Темы Дня Культуры и пояснительный материал к ним разрабатываются при непосредственном участии специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и согласовываются с Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Темы, которые были предложены для проведения Дня Культуры, начиная с 2000 года, следующие: «К миру и ненасилию через Культуру»; «Родина в сиянии подвига и красоты»; «Культура – Врата в будущее»; «Совершенство – цель земных путей»; «По ступеням человечности – к ценностям Культуры»; «Ориентир высоты задается Культурой»; «Книга – символ культуры и образованности»; «Путь Культуры лежит через сердце»; «Осознание Красоты преобразит жизнь»; «Человек будущего – человек нравственный»; «Земля в мерцании космических миров»; «Помоги земле Русской!»; «Любовь, Красота, Знание – основа жизни в мироздании»; «Лишь культурными ценностями живо человечество».
Важность и неотложность объединения усилий в деле воспитания молодежи подтверждается тем, что:
· в 2000 году День Культуры в школах Санкт-Петербурга под девизом «К миру и ненасилию через Культуру» был согласован и одобрен Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, что позволило провести это мероприятие под эгидой этой международной организации;
· в дальнейшем оргкомитет по организации Дня Культуры был отмечен Грамотой Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, а также Грамотами других учреждений системы образования.
Более подробно с информацией об идее проведения школьного Дня Культуры, о Пакте и Знамени Мира, об опыте петербургских педагогов и уникальном творчестве детей можно ознакомиться на сайтах: www.culturaspb.ru и www.cultura-spb.com
Н.К. Рерих призывал следовать основному принципу – начинать все с малого зерна.
«Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна всенародная воля охранить светочи человечества. <…> Для Мира и Культуры вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало Общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал. <…>
Истинно, коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа» [10].
1. Рерих Н.К. Городу Брюгге // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C. 81.
2. Рерих Н.К. О культуре и мире моление // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C. 221.
3. Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира. Конференция в Брюгге, 1931 // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C. 73.
4. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности // Я вспоминаю. M.: Прогресс, 1991. C. 250.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. 1: 1919–1933. М.: МЦР, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 1999. C. 229.
6. Рерих Н.К. О культуре и мире моление // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C. 222.
7. Рерих Н.К. Красный крест культуры // Рерих Н.К. Молодому другу. М.: МЦР, 1993. C. 15.
8. Там же. С. 15.
9. Рерих Н.К. Культура победительница // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М.: МЦР, БИСАН – ОАЗИС, 1995. С. 82.
10. Рерих Н.К. О культуре и мире моление // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C. 222.