|
версия для печати |
Выставка картин Н.К.Рериха и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха, в Мурманске
С 19 мая по 2 сентября 2012 г. в Мурманском областном художественном музее проходит выставка картин Н.К.Рериха «Гималаи» и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха. Выставка является совместным проектом Комитета по культуре и искусству Мурманской области, Мурманского областного художественного музея, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и Музея истории ОАО «Мурманское морское пароходство».
Русский период творчества художника представлен картиной «Поморяне. Вечер» (1907), получившей признание и ставшей известной еще при жизни Н.К. Рериха. Для этого периода характерно обращение художника к древней истории славянских и финно-угорских племен, формировавших облик северной Руси, особенно близкой Рериху. Восхищенный Николай Гумилев, впервые увидевший картину на выставке русских художников в Париже (1907), писал: «...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят <...> коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d, Automne [«Поморяне. Утро» (1906)].
Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам и благодаря прекрасной зрительной памяти в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам Мастер называл их «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.
Горы с незапамятных времен притягивали великих искателей Истины. И Рериха горный мир влек неудержимо. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы», к «Куполу мира» — так художник называл эти величественные горы. Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух».
Гималайские этюды Рериха раскрывают перед нами красоту горнего мира. Ограничивая передний план несколькими темными уступами, художник более детально разрабатывает средний и сосредотачивает наше внимание на бесконечных далях, устремляя нас ввысь, к горным вершинам, вершинам духа. Краски, полыхающие на картинах Рериха, богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. «Николай Константинович верил в живую силу краски-тона, и никто так не знал соотношения и гармонию тонов. Он умел передавать свет, как никто еще до него. Это было основано на глубоком знании световой гармонии. Его синтез и упрощение форм были результатом исключительного знания и понимания сущности им передаваемого. Часто я смотрю на его картины, часто любуюсь и поражаюсь великой мощностью его Творчества. Он внес новое понимание, и его искусство — истинно Искусство будущего, ибо он создал новый Мир красок», — писал о творчестве своего отца Святослав Николаевич Рерих.
Произведения из серии «Гималаи» представлены с уточненными названиями и дополнены картинами «Тревога», «Грозное», «К Эвересту», «Китай», озеро «Ям-дцо», монастырь «Сиссу».
Эскиз к картине «Тревога» был создан Н.К. Рерихом в год начала Второй мировой войны. На нем изображен человек, опирающийся руками на край смотрового окна, откуда видны окруженные дымкой горные массивы. Наблюдатель застыл в напряженной позе, вглядываясь в тревожное пространство. Помимо трех вариантов картины «Тревога» (1938, 1939, 1940) Мастер создал другие полотна-предупреждения человечеству и родине о предстоящем тяжелом испытании: «Армагеддон» (1940), «Вестник от Гималаев» (1940), «Ковка меча» (1941) и др. В представленной на выставке картине «Грозное» (1942) художник изобразил тревожную лунную ночь. В этом полотне мастер запечатлел свои волнения за судьбу родины в час тяжкого испытания. Вместе с тем, Н.К. Рерих неизменно верил в будущую победу русского народа над фашизмом. Продавая свои картины, он направлял вырученные средства в фонд помощи Красной армии.
Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. Он — инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества — Пакта Рериха. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры.
На выставке представлено 50 картин Н.К. Рериха серии «Гималаи» из собрания Международного Центра Рерихов (г. Москва) и картина «Поморяне. Вечер» (1907), предоставленная Музеем истории ОАО «Мурманское морское пароходство». В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007