|
версия для печати |
Лекция Д.Ю. Ревякина «Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана»
|
|
Д.Ю. Ревякин |
|
17 декабря 2016 года в рамках проекта Объединённого Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов» состоялась лекция «Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана». Это вторая лекция сотрудника Международного Центра Рерихов, исследователя Дмитрия Ревякина, которая звучит в его авторском цикле «Индийский путь» и которая была посвящена высокогорной долине Лахул, расположенной в Западных Гималаях в Индии. Лекция была прекрасно иллюстрирована как изображениями художественных полотен Н. К. Рериха и хроникальными фото тех времён, так и фотографиями (порой соответствующих картинам особых мест), сделанными лектором в наши дни, что придало программе особый колорит.
Выдающийся русский историк, художник и мыслитель Николай Константинович Рерих в своей программной статье «Меч Гессар-Хана» чётко определил наиболее важные вехи в культурно-историческом пути Лахула. Эта древняя долина сохранила традиции нереформированного красношапочного буддизма с самых давних времён. Её священные места хранят много тайн, которые всё ещё ждут своих пытливых исследователей. Здесь и по сей день почитают великого царя Гессера. Здесь можно встретить следы великого переселения народов и проследить культурные наслоения многих веков. Менгиры и петроглифы в местечке Карга и близ монастыря Шашур, барельефы Майтрейи в Гундле, Карге и Кейланге, башня старого замка Такура, менданги и ступы, старинные монастыри… Здесь и место летней станции научного института «Урусвати», основанного Рерихами в гималайской долине Куллу (Индия). Кто поставил старинные менгиры в Карга и начертал загадочные письмена на камнях? Какие народы прошли по Лахулу в древние времена и оставили здесь свой след? Кто и когда возвеличил Будду Майтрейю, расставив по всей долине священные камни с изображением будущего Учителя? Что таят в себе древние захоронения, всё ещё не потревоженные археологами? Какие пейзажи и памятники Лахула Н. К. Рерих запечатлел на своих полотнах в 1931 – 1932 и последующих годах? На эти и другие вопросы Дмитрий Ревякин постарался ответить в своей лекции.
Башня замка Такура. Лахул, п. Гундла. 2016 |
Древний петроглиф с изображением круторогого горного барана. Лахул, близ монастыря Шашур. 2016 |
Пещера Миларепы. Лахул. 2016 |
Наскальное изображение Майтрейи (в центре), Манжушри и Авалокитешвары. Лахул, п. Гундла. 2016 |
Над Кейлангом возвышается священная гора Колокола, вокруг которой главы буддийских общин и местные жители раз в год осенью совершают большую кору (обход). Самая красивая гора Лахула Гепанг по поверьям лахульцев символизирует бога Гепанга – главного покровителя всей местности. Прекрасный Пик М, запечатлённый Н. К. Рерихом на картине «Приказ Учителя». Здесь же и пейзаж, узнаваемый на другой картине мастера – «Путь на Кайлас».
Священная г. Колокола. Лахул. 2016 |
|
|
Древний менгир в опасности. Лахул, |
Также, Д. Ревякин отметил, что, к сожалению, прекрасная старина Лахула стремительно исчезает под натиском современной цивилизации. Разрушено древнее святилище в Карге, ввиду чего пришлось много часов потратить на поиски петроглифов. В итоге были обнаружены только два полузанесённых землёй валуна, на которых видны изображения скачущих в неумолимом танце горных баранов – айбеко, символизирующих Солнце. На них уже нацелили луки воины, готовые выпустить свои ритуальные стрелы. Здесь и старинная кашмирская надпись, причудливые фигуры человека с головой барана, сражающихся лучников, символы триединства и другие, едва различимые, полустёртые временем фигуры. Но мечей на камнях, ставших натурой для картины Н. К. Рериха «Меч Гессар хана» (1931), найти так и не удалось. Не исключено, что, возможно, они безвозвратно утрачены при расширении дороги на Трилокнатх. Строители беспощадно разрушили святилище. Небрежение современников сделало своё дело. Вот разбитый у основания менгир, поваленный совсем недавно, возможно, неудачно припарковавшимся грузовиком;
|
|
Церинг Дордже, буддолог, тибетолог, |
|
Вместе с тем, культурная интеллигенция Лахула не сдаётся. Учёный Церинг Дордже и его друзья пытаются восстановить бывшую мастерскую Н. К. Рериха близ Кейланга. Возможно, и другие памятники также удастся спасти. Церин Дордже заинтересовался находкой, сделанной Дмитрием Ревякиным и его коллегами, в Карге. Возможно, что-то ещё можно спасти для будущего…
|
|
В.Г. Соколов |
По завершении лекции выступил куратор Проекта, к. ф. н., с. н. с. ОНЦ КМ Владислав Соколов, который отметил особую научную ценность тех историко-культурных вех, которые были затронуты лектором и которые мы находим в трудах Н. К. Рериха. В частности, В. Соколов обратил внимание слушателей на то, что древние петроглифы, изображающие круторогих горных баранов, которые были упомянуты в лекции, были встречены Н. К. Рерихом на огромной территории Евразии: Лахул, Ладакх, Трансгималаи, Синьцзян, юг Сибири, Скандинавия. Эти знаки, отмечают пути древних переселенцев, шедших из гималайского региона в Европу; они ставят один из интереснейших вопросов перед историками. Кем были эти переселенцы? Известно, что данные петроглифы символизируют Солнце, свет; культ Солнца очень древний и принадлежал он арийским племенам. К символике Солнца имеет отношение и уникальный мегалитический комплекс в местности Доринг, обнаруженный Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов в 1928 г. в Тибете, в области Трансгималаев. Все эти находки, включая и древнее наскальное изображение меча, о котором также говорилось в лекции, связывались с арийским слоем древнейшего населения Центральной Азии, которое от Гималайского региона устремилось в Европу. Для исторической науки открытия, сделанные Н. К. Рерихом и Ю. Н. Рерихом как в Центрально-Азиатской экспедиции, так и в течение последующих экспедиционных маршрутов в Западных Гималаях, имеют огромное значение, в частности в вопросе поиска начального пункта великих переселений предков арийских народов, например, таких, как готы, кельты, сарматы. В. Соколов отметил, что мы прикасаемся к древнейшим пластам истории Центральной Азии и особенно Гималайского региона, которые являются во многом ещё белым пятном для современной исторической науки.
Затем Д. Ревякин ответил на вопросы заинтересованных слушателей.
ОНЦ КМ
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007