|
версия для печати |
Секционное заседание «Творческое наследие Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура». 10 октября 2019 года
10 октября 2019 года в Москве в конференц-зале гостиничного комплекса «Альфа Измайлово» продолжило работу секционное заседание «Творческое наследие Рерихов: мост культур» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих».
Участники заседания представили исследования различных аспектов наследия семьи Рерихов. В частности, художественное творчество Николая и Святослава Рерихов рассматривалось в докладах Е.В.Трояновой и М.Ю.Логиновой.
Анализу художественного творчества Н.К.Рериха было посвящено выступление сотрудника Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, кандидата исторических наук Елены Владимировны Трояновой (Бишкек, Киргизская Республика), которая осветила тему «Образ Меркурия Смоленского в художественном наследии Н.К.Рериха и его историко-культурные параллели в мировой культуре». Героический защитник древнего Смоленска, святой воин-мученик Меркурий (XIII в.), представленный на картине Николая Рериха пополнил галерею образов святых подвижников разных времен и народов. На полотне Н.К.Рериха идейный смысл защиты города расширяется до пределов обороны Родины и приобретает актуальное историческое звучание. Подобное предание Рерих записал на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928), и образ восточного защитника Гуру Камбала, «отдавшего голову свою как символ преданности и служения», послужил созданию одноименного полотна (1925). Здесь образ героя, идущего в горах, символически передает бессменный дозор духовного подвижника, защищающего рубежи мира всего мира. Создавая уникальную галерею художественных образов защитников, водителей, духовных подвижников России, Востока и Запада, Н.К.Рерих осмысливал роль личности в истории, повторял, что именно «жизнь героя ведет человечество» и во все времена высокие идеалы культуры утверждают герои. В завершение был показан фрагмент фильма «Воины мира. Сикхи» (2011, реж. Т.Борщ), где прозвучала легенда о бесстрашном воине-сикхе, защищавшем от неприятелей святой храм в Амритсаре и продолжавшем сражение даже после того, как ему отрубили голову.
Тема «“Стремиться к Прекрасному”: философский аспект творчества С.Н.Рериха» была раскрыта в выступлении директора Музея жизни и творчества семьи Рерихов ХОО «Культурный Центр имени Н.К.Рериха», культуролога Марины Юрьевны Логиновой (Харьков, Украина). Творчество С.Н.Рериха синтетично и основано на энергетическом мировоззрении учения Живой Этики, где одним из важнейших оснований жизнедеятельности человека признано его стремление к Прекрасному. В статьях, выступлениях и философских эссе Святослав Рерих глубоко раскрывал значение Прекрасного в произведениях подлинного искусства и его роль в совершенствовании природы человека и самого многообразного бытия. Он утвердил концепцию Красоты как мощной творящей и эволюционной силы, активно участвующей в процессах энергообмена человека с одухотворенной структурой мироздания. В то же время художник призывал к сохранению той красоты, идеалы которой воплощены в памятниках искусства, что напоминает человеку об ответственности за мир и судьбу планеты. Святослав Николаевич внес свой значительный вклад в философию искусства, и актуальность его идей подтверждают исследования современных искусствоведов, изучающих ауратическое пространство художественного произведения, его воздействие на зрителя. В презентации доклада были продемонстрированы такие произведения С.Н.Рериха, как «Вечная жизнь», «Канченджанга», «Индия», «Возлюби ближнего своего», триптих «Распятое человечество» и др.
Два доклада были посвящены проблемам современной медицины и ее развитием в связи с идеями Пакта Рериха и древнейших восточных знаний.
Галина Анатольевна Яковлева, кандидат медицинских наук, врач высшей категории (Пермь, Россия), выступила с темой «Пакт Рериха и глобальные проблемы современного здравоохранения». В докладе подчеркивалось, что в академической науке не изучается во всей ее глубине связь вооруженных конфликтов, терактов, гуманитарных катастроф, сопряженных с ними стрессом, страхом, голодом и т.д. с развитием и прогрессированием различных заболеваний (например, сердечных, диабета, онкологии). Тем не менее исследования российских и зарубежных ученых дают основания для таких размышлений, особенно учитывая активные миграционные процессы, выводящие эту проблему на поистине планетарный уровень. С другой стороны, современная наука, даже отмечая подобные связи, не располагает эффективными средствами их профилактики и лечения. Исследования в области эпигенетики и других видов наук позволяют понять, как влияет на здоровье человека и его потомков культура и ее достижения. В этой связи Пакт Рериха и его основной постулат Мир через Культуру имеют самое непосредственное отношение к охране здоровья всего человечества, будущих поколений землян. Защищая памятники архитектуры, искусства и культуры, Пакт Рериха защищает культуру, ее энергетику, которая благотворно влияет на внутренний мир человека, возвышает и облагораживает его. История человечества свидетельствует, что только средствами культуры можно достичь мира на планете. Вследствие этого возрастает роль и актуальность Пакта Рериха для решения глобальных проблем современного здравоохранения.
Выступление кандидата медицинских наук, врача высшей категории Лилии Ильгизовны Монасыповой (Ташкент, Узбекистан) с темой «Гуманитаризация медицинского образования: возможности Аюрведы и философской системы Живой Этики» было направлено на освещение проблемы здоровья населения. Важнейшей проблемой, как отмечалось в докладе, является профилактика неинфекционных заболеваний, над которой работают ученые в разных странах, предлагая различные концепции и программы, например «4П медицина» и др. С другой стороны, возрастает роль врача-просветителя, врача-носителя высокой культуры, его профессиональной и духовной этики, что связано с гуманитаризацией здравоохранения, пониманием места этой области знания в сложнейшем процессе эволюции. Знания, необходимые для формирования мировоззрения современного врача, способного закладывать основы культуры здоровья в обществе, содержатся в философской системе Живой Этики, появившейся в XX веке благодаря русскому философу, просветителю Е.И.Рерих, в творческом наследии которой огромное место уделено освещению проблем здоровья человека. Это, прежде всего, представление о человеке как микрокосме, понятие о психической энергии человека, важность соблюдения этических принципов, акцент на синтетическом мышлении и др. Особое внимание Е.И.Рерих уделяла наследию древней Индии и ее знаниям в области аюрведы, в основе которой лежит представление о человеке и мироздании как единой системе связей и отношений. Эти знания могут послужить основой для профилактики заболеваний на уровне человека, семьи, общества.
Мировоззренческие аспекты наследия Рерихов и Блаватской были освещены в докладе Ольги Александровны Канищевой, сотрудника отдела развития МЦР, переводчика, преподавателя иностранных языков Лингвистического центра ВГБИЛ имени Рудомино, которая выступила с докладом «О Несказуемом в творчестве Рерихов и Е.П.Блаватской: методы познания, аспекты и формы». В ее докладе обсуждались проблемы научного восприятия высшего знания, которое не имеет определения в современной системе познания и называется «сокровенным». Ведущий исследователь творческого наследия Рерихов Л.В.Шапошникова в своих трудах отмечала, что знания древнего мира для нас очень важны, ибо в них сокрыта истина в символах, непонятных не только для большинства людей, но и для огромного количества современных ученых. В свое время Е.П.Блаватской и Рерихам удалось вырабатывать новые определительные для сокровенных понятий, которые открывались миру на данном этапе. Труды Е.П.Блаватской, учение Живой Этики, художественное, литературное и эпистолярное наследие Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и их сыновей приближают к пониманию высоких смыслов в бытии, предоставляют необъятное поле для исследований. Среди методов познания в докладе были выделены притчи, легенды, а также художественный метод, позволяющий через образ в картине (в данном случае это картины Н.К.Рериха) в определенной мере постигать смысл Несказуемого.
Педагогические взгляды Рерихов были затронуты в докладе президента Культурно-педагогического центра «Белый Город», педагога гимназии г. Белгорода-Днестровского, члена Национального союза журналистов Украины Валерия Андреевича Кучеровского. Он выступил с докладом «Философия педагогического искусства для детей нового сознания в творческом наследии семьи Рерихов», в котором отметил выдающуюся роль семьи Рерихов в мировой и отечественной культуре. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей духовное и творческое единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Это духовное богатство нужно широко использовать в педагогическом искусстве воспитания и развития детей, которые входят в жизнь, уже проявляя себя как поколение с новым сознанием, интуитивным пониманием своего места во вселенной. Творческое наследие Рерихов несет в себе богатейший педагогический опыт, и настоящий доклад является попыткой исследования этого опыта в условиях школьного образования, попыткой вывести педагогику на более высокий уровень познания космоса, природы и человека.
По-новому была раскрыта природа музыки в выступлении руководителя Санкт-Петербургского отделения МЦР, члена Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга Эдуарда Антоновича Томши, который назвал свое выступление «Значение музыки в свете идей восточной философии, Живой Этики и новейших научных открытий». В докладе он остановился, главным образом, на примерах научных теорий, гипотез и открытий конца XIX – начала ХХ века, раскрывающих новые подходы в осмыслении структуры мироздания, расширяющих границы дальнейших исследований современной науки. Докладчик привел примеры научных открытий, связанных с физическими свойствами атома и его структурой, особенностями световых и звуковых волн, теорией «суперструн», а также философией искусства и др. Многие открытия оказались созвучными положениям философской системы Живой Этики, созданной Е.И.Рерих в сотрудничестве с Махатмами Востока и синтезирующей достижения западной и восточной мысли. Поскольку человек, согласно Живой Этике, является энергетической (одухотворенной) структурой мироздания и взаимодействует с другими его энергетическими системами, то музыке, как особому виду искусства, отводится важная роль в постижении иных состояний материи и фундаментальных основ одухотворенного космоса. Понятия ритма, гармонии, созвучия раскрываются в докладе в космологическом значении.
В завершение секционного заседания выступила заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе МЦР Ольга Александровна Лавренова, которая подвела итог конференции Международного Центра Рерихов и отметила, что весь спектр заявленных тем, касающихся наследия Рерихов, был в той или иной мере раскрыт, но, с другой стороны, конференция выявила еще больший спектр вопросов. Это связано с тем, что за нашими плечами – четверть века школы Л.В.Шапошниковой, одного из основателей научного рериховедения, которая дала методологическую основу для дальнейших исследований наследия семьи Рерихов и, в частности, Е.И.Рерих. На конференции прозвучали два доклада, посвященные Елене Ивановне. Среди них доклад В.А.Воропаевой и С.П.Синенко на тему «Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова – русские провозвестницы мудрости Востока». О.А.Лавренова остановилась на проблеме раскрытия смыслового содержания темы, которая оказалась значительно шире. Это связано с тем, что, во-первых, и Е.И.Рерих, и Л.В.Шапошникова – женщины, которые привнесли в мировое пространство глубинную мудрость Востока, а восточная мудрость – это всегда путь совершенствования. Существует три варианта принесения этой мудрости: увидеть, услышать, пересказать; пройти этим путем; самим стать этим путем. И Е.И.Рерих, и Л.В.Шапошникова показали, что к ним относится третий вариант. Обе они работали под Высоким Водительством. Обе настолько вошли в глубь восточной культуры, что имели возможность постигать ее сокровенную суть. Они понимали, наблюдали и ценили Восток во всем многообразии его жизни: не только в сокровенных аспектах, но и в самых простых его проявлениях, доступных глазу туристов. Обе прошли маршрутами, далекими от путей европейских путешественников того времени, проникли в самые отдаленные уголки Азии. Л.В.Шапошникова полвека спустя после Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха прошла тропами его каравана, а до этого путешествия изучала архаические племена Индии, которые несли в себе могучую культуру древности, начиная с матриархата.
Следующий аспект творчества двух великих женщин – это Весть, которую обе получили и несли ее на всех возможных уровнях своей жизненной деятельности (творческой, научной, литературной, общественной). Эпистолярное наследие Е.И.Рерих свидетельствует, что она переписывалась с совершенно незнакомыми ей корреспондентами, кому ее знания были необходимы, в частности писала Ф.Д.Рузвельту в преддверии подписания Пакта Рериха. Л.В.Шапошникова, в свою очередь, общалась с руководителями нашей страны, имела опыт общения на высоком дипломатическом уровне, что помогло ей привезти наследие Рерихов в Россию. Е.И.Рерих и Л.В.Шапошниковой был присущ огромный организаторский талант. Е.И.Рерих руководила подготовкой к принятию Пакта Рериха в 1934–1935 годах, когда Николай Рерих находился в Маньчжурской экспедиции. Она постоянно курировала деятельность американского круга учеников, которым было доверено выполнение грандиозного объема культурных задач. Л.В.Шапошникова привезла в Москву наследие семьи Рерихов и создала в московской усадьбе Лопухиных Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который стал центром духовного притяжения для многих людей. Он действовал четверть века, развивал свою деятельность по многим культурным направлениям, став магнитом знания не только для нашей страны. Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова были носителями мощного синтеза. С именем Е.И.Рерих тесно связано определение «ярая». В русском языке это слово очень редко используется, но использовалось в древней русской культуре, например в названии иконы «Спас Ярое Око». В традиционных описаниях этого Образа видно, что он отличается строгим и проницательным выражением глаз. В словаре С.И.Ожегова слово «ярый» означает страстно преданный, убежденный, яркий, сверкающий как солнце. Эти качества духа были сполна присущи обеим великим женщинам.
И еще одно качество, которое их отличает, – любовь. Только Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова имели в виду любовь творящую, созидающую. Если перейти к некоторым сакральным моментам, то в буддизме, например, есть образ Тары, Спасительницы человечества. Существует два варианта легенд, которые касаются того, как Тара возникла. Первый – из слезы Авалокитешвары, Будды сострадания, который сожалел о наших грехах. Второй связан с жизнью мудрой, прекрасной принцессы, которая стремилась к духовному совершенствованию и достигла высшей степени просветления, нирваны, но сознательно отказалась от этого мира блаженства ради продолжения служения миру. Образ Белой Тары всегда сопутствовал Е.И.Рерих, а в нашем Музее имени Н.К.Рериха, созданном Л.В.Шапошниковой, находилась тханка «Зеленая Тара», символизирующая сокровенное знание. Е.И.Рерих была связана с реликвиями, которые ей передали Учителя Востока, в том числе со священным Камнем, осколком метеорита, о котором слагают легенды. Л.В.Шапошникова также с ним соприкасалась благодаря С.Н.Рериху. По преданию, Камнем владели выдающиеся люди в мировой истории и культуре, которые оставили в ней свой замечательный след. И в завершение следует отметить, что обе женщины были Свидетелями. Многие свои картины Н.К.Рерих писал по духовным прозрениям Е.И.Рерих. У Л.В.Шапошниковой в жизни бывало нечто особенное. Те, кто с ней соприкасался, знают это. Например, когда она просматривала картины В.Т.Черноволенко для выставки в Музее имени Н.К.Рериха, то, между прочим, отметила, что художник «очень точно видел мир того уровня, потому что материя Матрикс имеет ячеистую структуру». В этом свидетельстве сказывается совершенно другой уровень передачи знаний.
Таким образом, женский аспект в рериховской теме должен учитываться и изучаться с большой бережностью. Если Н.К.Рерих продвигал грандиозные культурные проекты по миру, а вдохновляла его на них Е.И.Рерих, то Л.В.Шапошниковой в единственном числе приходилось и творить, и вдохновлять, и подвигать коллектив МЦР на многие культурные свершения. Она с этим справилась очень мощно. Пока она была жива, даже несмотря на то, что высокие покровители Музея ушли в мир иной, враги Музея боялись его тронуть, потому что Л.В.Шапошникова стояла как страж, духовный воин Града Пречистого. Теперь нам необходимо самим объединять все наши усилия, чтобы коллективная энергия хотя бы в десятой доле была тождественна творческой и созидательной мощи Л.В.Шапошниковой.
Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко подвел итог секционному заседанию, продолжавшемуся два дня. Выразив благодарность участникам и О.А.Лавреновой за ее завершающее слово, он добавил, что вся культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха все эти годы развивалась не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам и недоброжелательствам, которые складывались вокруг него. В свое время экс-министр культуры РФ А.А.Авдеев отметил, что работа общественного Музея имени Н.К.Рериха заслуживает высоких слов. Действительно, уже тридцать лет наследие Рерихов работало в пространстве нашей страны и мира и дало серьезные посевы, которые, возможно, в ближайшее время взойдут.
В завершение секционного заседания Международного Центра Рерихов был принят проект резолюции.
Фото Бориса Зайцева (Казань)
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007