Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
05.04.2021

Общественность «ЗА» восстановление деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных!

 museum2021_4.jpg
 

В современном мире среди политических неурядиц проблемы культуры многие отодвигают на последний план, но от того они не утеряли свою остроту. Гибнут памятники культуры, под угрозой исчезновения находятся многочисленные образцы мирового наследия, разрушается культурная среда, которая оказывает огромное непреходящее влияние на формирование человека и его нравственные устремления.

О значимости культуры говорили и писали многие известные деятели. Д.С.Лихачев рассматривал культуру как главный источник гуманизации общества, определяющую духовную уникальность народов, обеспечивающую взаимопонимание между людьми и странами, а значит, служащую укреплению мира. Таким образом, Дмитрий Сергеевич проводил прямую связь между подъемом культурного уровня и мирным сосуществованием, а также оздоровлением нравственного климата на планете.

Другой великий деятель культуры, известный художник и мыслитель – Н.К.Рерих считал культуру важнейшим эволюционным устоем, вмещающим все, чем «жив дух человеческий» [1], что может исцелять духовные язвы людей. Потому Н.К.Рерих призывал к защите культуры и культурного наследия. Сохранению культурных ценностей посвящен Пакт Рериха – документ, ставший основой международной деятельности по защите культуры и памятников старины. Его автором является Николай Константинович. Идея Пакта Рериха – «Мир через культуру», имеет первостепенное значение для современного общества и его будущего.

Рерихи оставили уникальное наследие человечеству. Оно включает произведения художественного, литературного, научного, философского творчества, которые раскрывают новую картину мира и в этом его актуальность. Важно и то, что наследие Рерихов дает знания о сложных эволюционных процессах, поднимает многие важнейшие жизненные проблемы и предлагает пути их решения.

Н.К. и Е.И.Рерихи всегда стремились вернуться на Родину и передать свое творческое наследие в Россию. Их завет осуществили сыновья – Ю.Н. и С.Н.Рерихи.

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (СФР), а в марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, С.Н.Рерих передал Фонду бесценное наследие – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 году в связи с распадом СССР и на основании решения С.Н.Рериха СФР был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР), которому Святослав Николаевич своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года передал наследие родителей и свое.

За годы своей деятельности МЦР под руководством Л.В.Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, восстановил из руин памятник XVII–XIX вв. усадьбу Лопухиных, создал общественный Музей имени Н.К.Рериха, где хранилось, исследовалось и популяризировалось наследие Рерихов, а также воздвиг единственный в России мемориальный комплекс, посвященный Рерихам. На территории усадьбы Лопухиных перед зданием общественного Музея было поднято Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом для идентификации культурных памятников, подлежащих охранению.

Воссоздание старинной усадьбы Лопухиных стало значимым вкладом МЦР в культуру России. МЦР провел полный комплекс научной реставрации по укреплению фундаментов, фасадов, стен, сводов, восстановлению интерьеров зданий усадьбы, а также благоустройство территории. Возрождение из руин усадьбы Лопухиных проводилось за счет собственных средств МЦР, а также привлеченных – от меценатов и международной общественности, т.е. без государственной финансовой помощи. За высокое качество реставрации МЦР получил государственные и международные награды. Усадьба Лопухиных вошла в список лучших усадеб Москвы и включена в программу Правительства «Венок русских усадеб». По материалам образцовой реставрации усадьбы проходили лекции для студентов-архитекторов и реставраторов.

Общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР, который располагался в усадьбе Лопухиных, был оснащен оборудованием по самым современным стандартам. В музее его сотрудники создали уникальную постоянную экспозицию, представляющую целостное произведение искусства. Как мечтали Рерихи, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал обителью прекрасного – Музейоном. За четверть века МЦР приумножил наследие Рерихов. Многие деятели науки, искусства, культуры и политики высоко отзывались о деятельности МЦР и его общественного Музея, в их числе Д.С.Лихачев, М.С.Горбачев, Е.М.Примаков, А.Л.Яншин, М.Л.Ростропович, З.К.Церетели, Ю.Х.Темирканов, А.Е.Карпов и многие другие.

Международные научно-общественные конференции МЦР, которые проходили с 1992 г., объединили ученых, исследователей, общественных деятелей разных стран мира. По результатам научной деятельности в 2004 году на базе Международного Центра Рерихов был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). В его организации, кроме МЦР, участвовали представители Российской академии наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской академии образования, Российской академии естественных наук. Сегодня ОНЦ КМ объединяет ученых разных направлений знания. Его основными целями являются: научная разработка положений философской системы Живой Этики и идей космического мышления; развитие космического сознания; формирование методологии космического мышления и новой системы познания.

Через разные формы сотрудничества – это научно-общественные конференции, лекции, выставки, семинары, фестивали, чтения, концерты и др. – МЦР неформально объединил вокруг себя международную общественность, формируя особую пассионарную среду, направленную на познание, совершенствование и культурное преображение.

Главной особенностью деятельности МЦР является то, что она основывается на идеях научно-философской системы Живая Этика. Это позволяет неизменно придерживаться в работе приоритета культуры в самом глубоком и широком смысле.

Таким образом, создание общественного Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных способствовало нравственному преображению людей, формированию свободного широкого международного сотрудничества, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия Рерихов, словом, всему тому, о чем мечтал С.Н.Рерих – даритель наследия [2].

Однако сегодня МЦР переживает сложный период. Кто бы мог представить, что в России наступят времена, когда наследие Рерихов подвергнется наибольшей опасности, когда чиновники, чья алчность и бездушие затмили здравый смысл, разрушат прекрасную экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха? Но это произошло!

Весной 2017 года Государственный музей Востока (ГМВ) при поддержке Министерства культуры РФ осуществил рейдерский захват усадьбы Лопухиных, что привело к изгнанию сотрудников МЦР, незаконному изъятию наследия Рерихов, принадлежащего Центру и прочего его имущества, а также к разгрому постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха и его дорогостоящего оборудования. Таким образом, были попраны не только все условия, которые С.Н.Рерих выдвигал Правительству страны при передаче наследия, но и государственные гарантии, данные Святославу Николаевичу. Эти гарантии касались выбора места и статуса Музея имени Н.К.Рериха в Москве, а именно – общественная форма музея и его расположение в усадьбе Лопухиных, кроме того, исключалось подчинение Центра-Музея Государственному музею Востока и Министерству культуры [3].

Завершающим актом беззакония чиновников стало снятие под прикрытием ночи Знамени Мира с флагштока на территории усадьбы Лопухиных – великого символа защиты культурных и исторических памятников, предложенное Н.К.Рерихом мировому сообществу при разработке Пакта Рериха. Это большой укор нашему государству и обществу, не понявшему все великое значение Пакта Рериха, призывающего сохранять мировые ценности не только во время войны, но и в мирные дни.

Такого варварского погрома общественного музея представителями другого – государственного музея, история России еще не знала. Это навсегда останется позорной страницей в истории нашей страны. Действия чиновников явно носили противозаконный характер. Они не согласуются с принятыми в России законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», а также с «Основами государственной культурной политики». Но прежде всего, такие действия нарушают Конституцию РФ, в которой сказано, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [4]. Чиновники зашли слишком далеко, убежденные в своей безнаказанности, они открыто растоптали крупнейшую общественную инициативу, и это, безусловно, сопряжено с возникновением большой социальной напряженности и утратой всякого доверия.

Сотни писем и обращений писали и продолжают писать люди из разных уголков России во все властные инстанции с требованием восстановить попранные права МЦР, но в ответ приходят лишь отписки. Непрерываемый народный дозор у ворот усадьбы Лопухиных показывает, что свой рубеж – в самом широком и глубоком смысле – люди не собираются сдавать.

Не положили конец вопиющей вакханалии чиновников от культуры и обращения МЦР в суд. Общественность внимательно следит за ходом судебных разбирательств и прекрасно видит и понимает, как осуществляется «правосудие» в отношении МЦР. Подобный «особый подход» останется в анналах истории, как образчик жесточайшей несправедливости, чтобы со временем дать беспристрастную и законную оценку всему происходящему!

К сожалению, в информационном пространстве, большую часть которого представляют государственные СМИ, происходит замалчивание вопиющей истории, произошедшей в Москве в усадьбе Лопухиных в 2017 году, которая продолжается и поныне. Иначе как культурной катастрофой это назвать нельзя. Вероятно, чиновники от культуры надеются стереть из памяти народной тот беспредел, который осуществлен в отношении наследия Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР.

Сегодня усадьба Лопухиных, находящаяся в оперативном управлении ГМВ, становится объектом манипуляции и давления на МЦР. Несмотря на то, что МЦР является пострадавшей стороной в деле захвата усадьбы Лопухиных, а также игнорируя тот факт, что МЦР воссоздал ее из руин без государственной помощи, чиновники стремятся приписать Центру вину за ухудшение состояния усадьбы. Между тем, усадьба Лопухиных, являясь памятником старины, нуждается в постоянном обновлении и ремонте, а ГМВ уже около 4 лет не предпринимает никаких действий по поддержанию исторического памятника в надлежащем состоянии. Нерадивое отношение новых хозяев к усадьбе в лице ГМВ, их бездарное использование памятника красноречиво говорит, насколько безразличны чиновники от культуры к национальному достоянию. Опустошенные залы главного здания усадьбы Лопухиных, где ранее располагался уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха, теперь обезличены. Само здание так и не стало домом для государственного музея Рерихов, который Минкультуры и ГМВ пытались создать и планировали разместить в усадьбе вместо общественного Музея имени Н.К.Рериха. И это закономерно – разрушители не способны созидать!

В своих пагубных действиях ГМВ и Минкультуры продолжают двигаться дальше. Сегодня возведенные огромные безобразные трубопроводы теплосети перед фасадом главного здания усадьбы Лопухиных не только нарушают облик памятника архитектуры, но вредят самому зданию, по которому пошли трещины. Кто и когда возместит причиненный ущерб усадьбе, ведь чиновники ни за что не отвечают, а лишь стремятся переложить вину на чужие плечи? Вопрос так и остается открытым…

Другая сторона этого дела связана с проблемой сохранности наследия Рерихов, принадлежащего МЦР и захваченного музеем Востока в 2017 году. О состоянии коллекций до сих пор ничего неизвестно. На этом фоне никого не удивило недавнее известие о пропаже в ГМВ двух картин Рерихов и других раритетов из наследия Рерихов, захваченного у МЦР [5]. Это вызывает особую тревогу общественности. О пропажах стало известно в ходе суда, когда представители ГМВ заявили, что местонахождение двух картин им неизвестно. Однако МЦР предоставил суду доказательства того, что в мае 2017 года эти две картины находились в усадьбе Лопухиных и были описаны членами комиссии, которую создал ГМВ. Абсурдность действий руководства ГМВ давно вывела их за рамки закона и морали.

В свое время Николай Константинович Рерих писал о «тихих погромах», когда незаметно для общества гибнут памятники культуры и величайшие наследия. Эти погромы не утихают и в наши дни. Их отличает особый цинизм и равнодушие. Идет подмена общенародных интересов чиновничьими и корпоративными выгодами.

Еще в 2002 году Л.В.Шапошникова, историк, известный общественный деятель, сказала: «Я не ошибусь, если скажу, что в данный момент в России победило зло. Но не побеждены те, кто реально противостоит этому злу» [6]. Стойкое противостояние сотрудников МЦР и общественности тем, кто присвоил чужую собственность и попрал права многих людей, показало мировому сообществу возможности объединенной силы, способной отстаивать правду в условиях чудовищного натиска чиновничьего аппарата, твердо веря в грядущую победу. Так закладываются основы гражданского общества, способного формировать общественное мнение, влиять на принятие чиновниками решений в пользу культуры, правды, справедливости.

Ошибочно думать, что трагедия, постигшая общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве носит локальный характер. Нет, она затрагивает все музейное сообщество, а также пространство общественных организаций и шире – всю сферу культуры, поскольку создан вопиющий прецедент, позволяющий безнаказанно уничтожать любую организацию и незаконно изымать всякое наследие или часть его. Между тем, Д.С.Лихачев, патриарх русской культуры, писал: «Недопустимо, чтобы корыстные интересы отдельных чиновников или их политические амбиции были причиной для спекуляций культурным достоянием мирового значения. Воистину пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры» [7].

В современных условиях постулируемые слова первых лиц государства о том, что сохранение культурного наследия «является важнейшим фактором развития государства и его укрепления» [8] должны стать поводом к действию чиновников всех рангов, иначе пропадает всякий смысл принятия законов, если они не реализуются на практике. Только на этой основе может вырасти доверие общества к государственным ведомствам, закону, национальным программам. Такое доверие крайне необходимо, чтобы избежать все возрастающую атомизацию общества и все углубляющуюся его деградацию. Культура должна стать камнем основания жизни человека, национальной идеей, которая одна только возродит Россию и поднимет ее на новый уровень.

Как стало недавно известно, в Министерстве культуры РФ озвучили инициативу провести Год музеев и культурного наследия в России. Таким годом по плану может стать 2023 или 2024 год. Но чтобы такая инициатива не превратилась в очередной искусственно созданный тренд, а дала свои положительные результаты и осталась значимым событием страны – самое время вернуться к выполнению волеизъявления С.Н.Рериха: возвратить Международный Центр Рерихов и его общественный Музей в усадьбу Лопухиных, вернуть ему незаконно изъятое наследие Рерихов и восстановить все попранные права. Жизнь показывает, что только таким образом наследие наших великих соотечественников может быть сохранено для будущих поколений и только при таком решении можно будет говорить о России как о стране великой культуры.

Е.Рудакова,
О.Калинкина


1. Рерих Н.К. Опасность разрушений // Листы дневника. В 3-х т. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 46.

2. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура. 1989. 29 июля.

3. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура. 1989. 29 июля.

4. Статья 44 Конституции РФ // Конституция РФ 2020 (офиц. сайт). Режим доступа: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-44-krf

5. В Государственном музее Востока пропали две картины Рерихов // Новые Известия, 04.02.2021. Режим доступа: https://newizv.ru/news/culture/03-02-2021/v-gosudarstvennom-muzee-vostoka-propali-dve-kartiny-reriha

О пропаже в Государственном музее Востока блокнотов Е.И.Рерих и других ценных предметов из архива Рерихов. Сообщение Международного Центра Рерихов // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6921

6. Шапошникова Л.В. Некоторые особенности современного рериховского движения // Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты Наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума 2002 года. М., 2002. С. 13.

7. Лихачев Д.С. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://icr.su/sbt1/sbt1gl3_13.htm

8. Путин: сохранение культурного наследия – важнейший фактор развития // РиаНовости, 23.03.2005. Режим доступа: https://ria.ru/20050323/39562045.html

Источник: Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007