Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииЖурнал «Культура и время»Творческие отделыСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
08.08.2021

Международные Чтения «Научное наследие Л.В.Шапошниковой. Истоки и перспективы русского космизма»

 shaposhnikova.jpg
 

26 июля 2021 года Международный Центр Рерихов провел III Международные научные чтения: «Научное наследие Л.В.Шапошниковой. Истоки и перспективы русского космизма» (формат проведения – онлайн).

Организатор чтений: Международный Центр Рерихов (МЦР).

Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский фонд мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр), Интернет-портал «Адамант».

Чтение открыл видеофрагмент доклада «Космизм Серебряного века в России» Л.В.Шапошниковой, одного из крупнейших отечественных исследователей космизма, академика РАЕН и РАКЦ, на Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма» (Москва, 8–11 октября 2013 года). Русский космизм, по ее убеждению, как уникальное явление отечественной культуры Серебряного века, внес огромный вклад в формирование на планете нового космического мышления. Этот вклад рассматривается с позиции важнейшего космического закона Высшее ведет низшее, который она исследует на примере творчества семи выдающихся мыслителей-космистов. Это философы, художники, ученые, прекрасно образованные и независимо мыслящие люди – В.С.Соловьев, А.Н.Скрябин, М.К.Чюрленис, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Е.И.Рерих, Н.К.Рерих. Трудно переоценить их созидательную роль в истории становления русского космизма и расширении сознания человечества.

В адрес Чтений поступили приветствия от Российской академии естественных наук, Института стран Азии и Африки МГУ, Советского фонда мира, Кыргызско-Российского Славянского университета, других культурных и общественных организаций России и зарубежных стран.

С приветственным словом к участникам Чтений обратился вице-президент МЦР Александр Витальевич Стеценко. Он поздравил участников мероприятия с 95-летием со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой и отметил значимость доклада Л.В.Шапошниковой «Космизм Серебряного века в России». В нем Людмила Васильевна рассказывает о культурных героях России, которые в конце XIX – начале XX века принесли человечеству и в первую очередь народу России идеи космической эволюции. А.В.Стеценко отметил, что, когда мы говорим о самой Людмиле Васильевне и ее творчестве, будет правильно, если мы причислим ее к таким культурных героям.

Александр Витальевич напомнил присутствующим о жизненном пути Людмилы Васильевны, который условно можно разделить на три этапа. Первый этап продолжался до ее встречи со Святославом Николаевичем Рерихом, которая произошла в 1968 году в Индии, и занял 42 года. Он включал осмысление полученных знаний, наработку опыта научной и просветительской деятельности и многие другие направления.

Второй этап длился еще 20 лет – от первой встречи со Святославом Николаевичем Рерихом до 1989 года, когда Людмила Васильевна дала согласие на его предложение возглавить Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который он планировал создать в Москве. Этот этап можно назвать этапом осознания значения наследия Рерихов и Учения Живой Этики, которое проходило под руководством Великих Учителей и самого Святослава Николаевича. Как известно, в этот период Людмила Васильевна сумела пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, за исключением той его части, которая пролегала по Китаю. В этот же период Людмила Васильевна публиковала свои статьи и очерки, посвященные наследию семьи Рерихов, Центрально-Азиатской экспедиции, Пакту Рериха и самим Рерихам.

Третий этап (с 1990 года) можно назвать уже непосредственно Великим Служением Людмилы Васильевны Шапошниковой, и он начался с ожесточенной борьбы за право выполнения в России заветов Великих Учителей и воли Рерихов по созданию в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

А.В.Стеценко напомнил о том, какое значение уделяли Великие Учителя и Елена Ивановна Рерих созданию и культурной деятельности общественного Музея. Как отмечала сама Елена Ивановна в своих письмах, Музей – это видимый устой, который создавался на основании указания Великого Учителя. А Учение Живой Этики – сокровенный устой. Эти два устоя являются опорами космической эволюции. Святослав Николаевич Рерих говорил о том, что создание общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве являлось указанием Великого Учителя. Мы знаем, что Людмила Васильевна блестяще выполнила эту задачу, поэтому в ее лице мы имели на планете Земля истинного Воина Света.

А.В.Стеценко подчеркнул, что особое место для осмысления творчества Рерихов, Учения Живой Этики в космической эволюции человечества занимают доклады Людмилы Васильевны Шапошниковой на ежегодных конференциях МЦР и ее книги. Ее убежденность в произнесенных истинах основана на глубочайших знаниях, на личном творческом опыте. Мы должны это помнить, когда говорим о жизни и творчестве Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Заместитель директора общественного Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, к.геогр.н., д.филос.н. О.А.Лавренова открыла Чтения докладом «Духовная биография Рерихов в контексте космизма: методология П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошниковой». В этом сообщении она показала основные методологические и теоретические подходы, которые применялись обоими исследователями, напомнив еще об одном юбилее – 110-летии со дня рождения биографа Рерихов П.Ф.Беликова. Будучи первопроходцем в своих исследованиях, в условиях идеологического контроля он не только выпустил книгу «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей», но и дополнил ее духовной биографией Рерихов, которая не была завершена, но разошлась по стране в самиздате. Л.В.Шапошникова творила в более благоприятных условиях, но смогла написать биографию Рерихов с точки зрения космического мировоззрения, посвятив этому несколько книг. Основными методологическими принципами обоих исследователей были Красота и бережность как камертон в использовании философии Живой Этики для осмысления значения наследия Рерихов в глобальном и космическом контексте. Оба исследователя смогли показать космическую эволюцию духа Рерихов на их земном пути. Особенно важна была нить преемственности. П.Ф.Беликов руководствовался наставлениями Н.К. и С.Н.Рерихов, Л.В.Шапошникова приняла знание из рук С.Н.Рериха. Методом познания Л.В.Шапошниковой был также «метод свидетельства», о котором она много писала, будучи сама свидетелем. В книге «Мастер» и многих других ее работах мы видим эпизоды из жизни Рерихов, которые можно было бы назвать художественным вымыслом, вкрапленным в документальное повествование, если бы не сердечное ощущение правды реальности, возникающее у читателя.

В докладе «Мировоззренческие основания космизма в трудах Л.В.Шапошниковой» кандидата культурологии, руководителя ОНЦ КМ МЦР И.Ю.Дьяченко были освещены идеи космизма, которые проходят через всю историю человечества и, как показала Л.В.Шапошникова, развиваются до системы космического мышления в современной науке. Представление о космосе как глобальной энергетической структуре, в которой происходят процессы, затрагивающие судьбы человечества, является одним из важных мировоззренческих оснований. Опираясь на методологию Живой Этики, труды мыслителей-космистов прошлого, достижения западной науки и идеи восточной философии, Л.В.Шапошникова проанализировала фундаментальные категории материи, энергии и духа, расширив их понимание, также раскрыла знание космических законов, согласно которым совершается космическая эволюция человечества, показала роль в этом процессе человека. Особое внимание в ее трудах обращено на этический потенциал космизма, утверждающий нравственное начало жизни и основу деятельности ученого. Среди особенностей, характерных для русского космизма, Л.В.Шапошникова отмечала его соотнесенность с внутренней, духовной культурой человека, вне которой космизм как мировоззрение утрачивает свои ориентиры и научную ценность.

В докладе «Новые философские идеи в работе Л.В.Шапошниковой “Земное творчество космической эволюции”» В.В.Фролова, д.филос.н., профессора Технологического университета имени летчика-космонавта А.А.Леонова, руководителя Проблемной группы «Русский космизм» РФО, заместителя председателя ученого совета МЦР, дан анализ концепции названной книги. Научная новизна этого труда раскрывается в методологическом подходе Л.В.Шапошниковой к философии истории, который опирается на знание о космических законах, представленных в философии Живой Этики. Л.В.Шапошникова, будучи продолжателем заветов и идей Рерихов, по существу совершила переворот в философии, раздвинув рамки привычного представления о земной истории человечества, выявив ее связи с духовной составляющей космической реальности, которую назвала метаисторией. Важнейшую роль в земном творчестве космической эволюции, как отмечает Л.В.Шапошникова, играет синтез, объединяющий через сознательную деятельность людей метаисторическое знание и земную историю. В книге выделяются особенности метаистории, которые представляют собой новые философские идеи: 1. Метаистория обладает более высокой энергетикой. 2. Все три земных измерения времени в пространстве метаистории благодаря синтезу времен образуют единое целое. 3. Метаисторическое знание дается человеку высокого духовного уровня и является энергетическим импульсом, пробуждающим творческую активность готовых к этому людей. 4. Это знание повышает сознание человечества и подвигает последнее к прорыву на более высокий эволюционный уровень. 5. Такого рода знание опережает уровень сознания людей данной эпохи.

Кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры О.Н.Калинкина выступила с темой «Осмысление феномена русского космизма в работах Л.В.Шапошниковой». Она обратила внимание на то, что методология Живой Этики позволила Л.В.Шапошниковой понять истоки русского космизма и причину его зарождения. Она раскрыла метаисторическое основание русского космизма, где принцип познания его исторического развития органически соотносится с порождающими данный феномен не только явно видимыми условиями, но и скрытыми духовно-творческими процессами. В ходе исследования особенностей русского космизма, Л.В.Шапошникова обобщила и выделила основные идеи, которые сформировались в сфере космического мышления благодаря ему – это связь новой системы познания с нравственными и этическими аспектами, единство макро- и микрокосма и другие. Новую систему познания во всей ее полноте несет Живая Этика.

Заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, к.пед.н., к.филос.н. А.А.Лебеденко в докладе «Идея русского странничества и работа Л.В.Шапошниковой “Град Светлый”» отметил, что книга Л.В.Шапошниковой «Град Светлый» посвящена периоду истории России конца XIX – начала XX века и одной из самых ярких страниц в отечественной культуре – русскому космизму Серебряного века, своеобразно проявившему в соотечественниках духовные искания в философии, науке и искусстве. В работе «Град Светлый» красной нитью проходит тема русского странничества. Странничество отмечается как культурологический факт и насущная философская проблема, которая приводит к идее всемирности русской души. Странничество активно проявляется в народной жизни и в духовной культуре, применимо к жизни и творчеству многих выдающихся деятелей русской интеллигенции.

Странники Светлого Града стали духовной скрепой, способствующей развитию самосознания народа. Через творчество и жизнь семьи Рерихов тема странничества приобрела евразийский оттенок и сложила своеобразный мост культурного диалога между Востоком и Западом. Широкое знакомство соотечественников с наследием семьи Рерихов и культурой Востока в конце XX – начале XXI века стало возможным во многом благодаря трудам и творческой деятельности Л.В.Шапошниковой.

В своем докладе «Педагогические основания русского космизма» А.В.Хуторской, д.пед.н., член-корр. РАО, директор Института образования человека (Москва), рассмотрел возможность дальнейшего изучения и практической реализации идей выдающихся космистов Серебряного века в педагогической деятельности. С одной стороны, образование понимается как усвоение учащимися известных базовых принципов и образов, с другой, – это творческое освоение человеком окружающего мира за пределами уже познанного путем создания новых смыслов и образов. Осуществляемое каждым индивидуально такого рода творчество имеет общечеловеческий, космический характер. Приведены примеры успешного применения в школьной практике воспитательно-образовательных идей наиболее ярких представителей русского космизма (Н.Ф.Федоров, Е.П.Блаватская, Н.А.Умов, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, Д.Л.Андреев, Л.В.Шапошникова). В заключение была озвучена идея о необходимости создания в нашей стране Школы русского космизма.

Главный редактор публикаторского отдела МЦР Т.О.Книжник выступила с сообщением о выходе первого тома нового издания Центра-Музея – «Воин Света», которое включает в себя бесценные материалы, связанные с наследием Л.В.Шапошниковой, и приурочено к 95-летию со дня ее рождения. Издание подробно освещает ее деятельность на посту первого вице-президента МЦР, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, созданного по воле С.Н.Рериха и согласно его концепции. Открывающий книгу раздел «Музейон» содержит редкие и ранее не публиковавшиеся материалы об истории создания и становления уникального общественного культурного центра в российской столице: рукописный оригинал концепции будущего Центра-Музея, составленной Людмилой Васильевной в 1987 году по просьбе С.Н.Рериха, проект постановления Совета Министров СССР о создании новой общественной организации, концепцию постоянной экспозиции 1997 года и другие материалы. В книгу вошли интервью Л.В.Шапошниковой 1991–2015 годов различным российским печатным изданиям, телеканалам, участникам рериховского движения.

В своем докладе «Космос русской литературы в творчестве Л.В.Шапошниковой» вице-президент МЦР, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра) С.В.Скородумов рассказал о той высокой оценке, которую дает русской литературе Л.В.Шапошникова. Раскрывая ее эволюционно-космическую роль, она анализирует истоки русской национальной культуры и литературы, которые ведут, в частности, к образу преподобного Сергия Радонежского. Отечественная литература предшествовала появлению философии русского космизма и потому становится методом познания реального Космоса: многие книги и стихотворения русских классиков носят профетический характер, а сами авторы являются вестниками метаистории. Отмечено, что на сегодняшний день глубинный смысл русской литературы раскрыт не полностью. Необходим ее анализ с позиции нового космического мышления, как это начала делать Л.В.Шапошникова.

Доклад доктора экономических наук, профессора Н.М.Сурниной (Екатеринбург) «Философия космической реальности – источник обновления методологии науки» посвящен поиску научной парадигмы и методологии, адекватных современному этапу научно-технологического развития информационного общества. В ходе анализа его особенностей были выявлены противоречия и узость в объяснении взаимодействия и взаимосвязей систем, представляющих области научного поиска. Обращение к философии космической реальности, ее системе познания, сформированной Л.В.Шапошниковой на основе синтеза научного и метанаучного методов познания, привнесенных Учением Живой Этики, а также ретроспективного изучения творчества деятелей тех сфер, которые связуют с системами высших иерархических уровней – духовной, научной и культурной, – позволили обосновать направления развития методологических принципов в инструментарии планирования будущего, также определить приоритетность развития культуры как причинного направления, обеспечивающего эволюцию и энергоинформационный обмен в пространстве Со-творчества, сетевого взаимодействия обусловленных гиперсистем.

Е.А.Щусь, магистр искусств, китаист, буддолог, сотрудник Немецкого Рериховского общества (Бохум, Германия), в докладе «О роли гуманитарных исследований в развитии космического мышления в работах Л.В.Шапошниковой» обозначила проблему развития космического мышления в науке, опираясь на работы Л.В.Шапошниковой по русскому космизму и Живой Этике. Были рассмотрены основные аспекты космического мышления, на которые указывала Л.В.Шапошникова, а именно энергетическое мировоззрение и работа с категориями духовности. Поскольку в сферу научного исследования вводятся понятия духовности, в космическом мышлении синтезируется интеллектуальное познавание с сердечным, в котором, по утверждению Живой Этики, происходит связь человека с более тонкими состояниями материи. Основной проблемой является то, что духовные переживания человека на данном этапе развития науки не подлежат непосредственному изучению и считаются субъективными. Для преодоления этой методологической задачи Шапошникова предлагает синтезировать научную форму познания с художественной и религиозной, предусматривающими духовное познание и субъективный опыт. Синтез различных форм познания находит благодатную почву именно в пространстве гуманитарных дисциплин, поскольку там соприкасаются искусство, религия и наука.

Т.Дерваль, историк-архивист, член Немецкого Рериховского общества (Аахен, Германия), в докладе «Этика науки. Л.В.Шапошникова о нравственно-духовной составляющей научного мышления» обратила внимание слушателей на то, что человечество переживает сложные времена «свободного падения в Будущее», располагая все более мощным научно-техническим потенциалом и все менее ясными целями его применения. Иными словами, человечество становится заложником нерегулируемой техноэволюции. Л.В.Шапошникова, опираясь на идеи Учения Живой Этики говорила о коренном изменении качества современного научного мышления: необходимости его одухотворения и нравственной наполненности; моральной ответственности представителей науки, особенно экспериментальной, за «акт выбора» доминанты своих исследований; историческом переломе в научной мысли в начале ХХ века; об Учении Живой Этики, направляющем науку к эволюционному синтезу сознания и устремляющем ученых к овладению космическим мышлением, что являет собою высшие границы сознания человека в пространстве и времени.

Совместный доклад «Дни Знамени Мира в Эстонии (К знаменательным датам 2021 года)» Е.В.Александровой, председателя Эстонского общества Рериха, члена Эстонского комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, и Э.Р.Крампа, научного сотрудника отдела развития Музея имени Н.К.Рериха, члена Эстонского общества Рериха, был посвящен событиям, проходившим с 7 по 30 июля 2021 года в Эстонии. Одним из главных стало освящение Знамени Мира в соборе Святого Яана в Тарту 8 июля. Торжественная церемония была проведена пастором Эстонской евангелической лютеранской церкви Триин Кяпп. В докладе особо отмечалось, что состоялась третья по счету церемония освящения Знамени Мира. Первая прошла в 1931 году в Бельгии (г. Брюгге) во время работы Первой международной конференции Пакта Рериха, вторая – в 2013 году в Аргентине (г. Буэнос-Айрес).

В своем докладе «Роль красоты в творческом процессе в свете идей русского космизма» Л.В.Хоменок, к.пед.н., руководитель отдела развития Музея имени Н.К.Рериха МЦР, отметила, что эпохальный переход в мышлении, предвестниками и творцами которого стали космисты, был тесно связан с проблемой новой красоты и преображения человека через творчество, и это нашло отражение в их трудах. Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Николай Бердяев связывают созидательную творческую деятельность людей с божественной сферой и воплощением в реальности присущей ей красоты. Н.А.Бердяев видит в красоте будущее человечества, полагая, что со временем она должна выйти за рамки культуры и стать самой жизнью, положив начало эпохе творчества. Живая Этика возводит красоту в абсолют, определяя ее как Истину, Путь и цель Пути, великую созидательную силу космоса, без которой невозможна жизнь. Эту идею гениально воплотили в своей деятельности Н.К.Рерих и члены его семьи. Рассматривая особенности философии космизма и Живой Этики в своих трудах, Л.В.Шапошникова пришла к выводу, что красота есть энергетическая основа творчества. Из этого следует, что творчество без красоты не может развиваться, то есть эволюционировать, а не будучи таковым, оно не несет новизны и созидания для человечества в целом, и его нельзя рассматривать как творчество.

Сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Т.В.Александрова представила доклад «Осмысление религиозности человечества на протяжении его истории в трудах Л.В.Шапошниковой». В частности, она отметила, что современные ученые признают отсутствие в науке определения понятия «религиозность». Они связывают это со сложностью и многоплановостью такого явления, как религия, и число накопленных в литературе определений «религиозности» превысило 250 и продолжает расти. Более глубокое и целостное понимание этих явлений можно найти в трудах Л.В.Шапошниковой, так как оно основано на принципах нового космического мышления и новой, неотъемлемой от законов космоса методологии, содержащейся в философии Живой Этики. В исследовании развития человеческого мышления от мифологического к религиозному, а далее от религиозного к научному Л.В.Шапошникова показала изменение основ религиозности в сторону дифференциации и искажения, когда происходит смещение акцента с ее внутреннего понимания как связи с Высшим на внешнее – церковь, взявшую на себя функции Высшего; а при развитии научного мышления происходит и вовсе упразднение религиозных оснований, развитие атеизма, абсолютизация роли науки с ее материализмом и бездуховностью. Л.В.Шапошникова, проанализировав накопления в области исторического развития человеческого сознания, религиозных оснований, подводит им итог в своих трудах, выявив глубинную суть понятий «религия», «религиозность», тот природный духовный стержень религиозности, на котором строилось развитие человеческой культуры.

В докладе «Творчество Рерихов, В.И.Вернадского и Д.Л.Андреева в контексте метаистории: изучение вопроса Л.В.Шапошниковой» магистр культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь) Т.С.Захарова отметила, что с позиции философии космической реальности – Живой Этики – Л.В.Шапошникова изучает связь исторического процесса и метаистории, а также роль личности не только в истории, но и в контексте метаистории, и вводит такие понятия, как «субъект космической эволюции», «объект космической эволюции», «Вестник космической эволюции». Л.В.Шапошникова приходит к выводу, что Учение Живой Этики, ряд работ В.Вернадского и учение Д.Андреева «Роза Мира» – все по-своему являются основополагающими метаисторическими источниками в формировании космического мышления. Следует отметить, что перед Рерихами и В.И.Вернадским были поставлены грандиозные задачи: знания, необходимые для формирования космического мышления, должны были быть реализованы в деятельности международных культурных учреждений и научных институтов. Исследования Л.В.Шапошниковой с точки зрения метаистории творчества Рерихов, В.И.Вернадского и Д.Л.Андреева являются наиболее перспективными для осознания задач космической эволюции на планете Земля.

В докладе «Космическая реальность земной эволюции в трудах Л.В.Шапошниковой и в современных научных открытиях» Э.А.Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов и член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, привел некоторые сведения о достижениях современной науки в области изучения космоса. Эти открытия (расширение Вселенной, темная материя, реликтовое излучение и темная энергия) привели к важным знаниям в области космологии, и к настоящему времени установлена доля каждого космического компонента в общем энергетическом балансе Вселенной. Несмотря на то что космология стала одним из центральных направлений естествознания в XXI веке, объема эмпирических знаний о Вселенной недостаточно. Многие наблюдаемые во Вселенной феномены не имеют надежного объяснения, появился ряд проблемных вопросов, на которые наука сегодня не может дать ответы. В этой связи очень актуален научный подход к проблеме изучения космоса, его структуры и осмысления законов его развития, а также прямой взаимосвязи эволюции на нашей планете с процессами космической эволюции, представленный в трудах Л.В.Шапошниковой. В них она обращает внимание на развитие человечеством космического сознания, понимание его законов, энергетических процессов и взаимодействия со всем тем, что в космосе происходит. В этой связи необходимо изучать научные труды академика Л.В.Шапошниковой, в которых четко сформулированы и определены направления для развития современной науки в вопросах изучения глубинного космоса, различных свойств его материи – в частности, темной энергии и темной материи, и осмысления их роли в развитии Мироздания.

В завершение III Международных научных чтений Ольга Александровна Лавренова поздравила присутствующих с днем рождения Л.В.Шапошниковой, поблагодарила докладчиков за выступления и отметила, что Чтения прошли на хорошем научном уровне. Ольга Александровна подчеркнула, что труды и деяния Людмилы Васильевны Шапошниковой будут вдохновлять исследователей и последователей еще долгие годы. Людмила Васильевна изучала наследие Рерихов в широком философско-историческом и космическом контексте. Осознать такую грандиозную картину может только действительно великий человек. Не умалить это понимание и донести его до читателей – это высокое искусство, которым она владела.

Александр Витальевич Стеценко поблагодарил коллектив сотрудников МЦР, который готовил Чтения, а также публикаторский отдел и всех, кто помогал в подготовке к изданию первого тома книги «Воин Света». Особую признательность Александр Витальевич выразил Эстонскому обществу Рериха и Эстонскому Комитету Пакта Рериха по поводу освящения Знамени Мира в Тарту. Это событие имеет важное историческое значение, последствия которого мы пока не можем осознать полностью.

Весь мир находится сейчас в очень сложной ситуации. Идет переустройство планеты: стихии вышли из берегов, на наших глазах кардинально меняется ранее стабильная ситуация как в политическом, так и в экономическом плане.

Cегодня народы, страны, правительства не желают обращать внимание на те истины, которые были даны в прошлом веке Рерихами – Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Цивилизация полностью поработила культуру, а именно через культуру и через искусство мы имеем духовный свет и ту энергетику, которая необходима для продолжения эволюции человечества. Потому проведенная интронизация Знамени Мира еще раз дает возможность человечеству задуматься о значимости тех идей, которые принесли Рерихи, о роли Культуры и важности ее сохранения, о Пакте Рериха.

В заключение А.В.Стеценко подчеркнул, что Международный Центр Рерихов будет и далее проводить научную работу, связанную не только с осмыслением идей Живой Этики, но и с популяризацией наследия Людмилы Васильевны Шапошниковой, значение которого было отмечено на Чтениях. Александр Витальевич поблагодарил всех за работу и завершил свое выступление словами Людмилы Васильевны Шапошниковой: «Вперед, друзья, вперед!»



Возврат к списку

Архив: 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007