Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
27.08.2021

«Он не знал границ в области познания…». В Индии отметили 119-ю годовщину со дня рождения Ю.Н.Рериха

 puja4.jpg
 

18 августа 2021 года в Усадьбе Рерихов в Наггаре собрались индийские и российские гости, чтобы вместе отметить 119 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха – старшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, выдающегося востоковеда, буддолога, лингвиста, археолога, путешественника, исследователя истории и культуры Центральной Азии.

По традиции, праздник начался с церемонии Лама Чопа, или Гуру Пуджа. Этот буддийский ритуал посвящается духовному Учителю, в нем воспеваются высокие качества Гуру и преданность ему как необходимое условие обретения сердечного благословения и продвижения на пути к просветлению. Вот уже в течение нескольких лет ламы из буддийского монастыря Панганг проводят эту священную церемонию в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в день рождения Ю.Н.Рериха как знак особого почитания русского ученого, обладавшего глубочайшими научными и духовными познаниями и ставшего истинным Учителем для многих учеников.

Хочется напомнить, что одной из выдающихся заслуг Ю.Н.Рериха стал перевод им на английский язык тибетской книги Гой-Лоцавы Шоннупэла «Синяя летопись. История буддизма». И сегодня ученые буддийские ламы отмечают, что перевести 10-ю главу этого труда, посвященную Учению Калачакры – сокровенному Учению Шамбалы мог только человек просветленный, глубоко постигнувший духовные знания Востока. «Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока, – писал Нирман Сингх, директор Института тибетологии в Сиккиме. – Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом».

Поистине символичным стало в этот праздничный день открытие выставки картин английской художницы Кэрол Фрейзер под названием «Земля Мира и Свободы». Красную ленточку торжественно разрезали почетные гости ММТР: г-н Пардип Кумар Тхакур – президент Наггарского панчаята, органа местного самоуправления, и профессор Ом Кумар Шарма – основатель и директор Санскритского колледжа Sri Vyas в г. Кулу.

Шамбала, пространство мира и свободы – это наша настоящая Земля и наше будущее, уверена Кэрол Фрейзер. Шамбала действительно существует и находится на более высоком вибрационном уровне нашей планеты. Немногие люди могут попасть в Шамбалу в их физическом виде, но любому Шамбала может отрыться в его сердце, если человек выбирает чистоту помыслов, свободный мир и, самое главное, – правду.

Одна из картин в экспозиции выставки называется «Воспоминания о Той Земле». Она полна спокойствия и прекрасных воспоминаний – воспоминаний о Земле нашей души, о скрытом королевстве нашей планеты. Картина навеяна музыкой Франца Шуберта, одного из любимых композиторов Кэрол. В молодости Кэрол была пианисткой, и музыкальность ее картин, ритмичное звучание их ярких чистых красок отмечали многие гости выставки.

Еще две картины, посвященные музыке Шуберта. На одной из них – раннее утро в горах, солнце только-только появилось из-за пика, воздух кажется хрустальным. Внезапно темные оттенки грозового облака меняют ритм, вносят в него мотив тревоги, взволнованности, напряжения… И вновь – как в музыке – переход от шторма к трансцендентному спокойствию.

На другой картине – солнечный закат в глубоких темных тонах. По словам художницы, эта работа – дань признания композитору, который ушел из жизни совсем молодым; она вдохновлена произведением, написанным Шубертом в последний год жизни. Глядя на картину, мы понимаем, что автор в своем произведении углублен в себя, он прощается с этой жизнью, но знает, что смерть – это не конец, это только переход в другой мир.

Кэрол Фрейзер живет в Гималаях уже много лет. По благословению своего духовного учителя Шина она много путешествует, преподает технику медитации и проводит учения. В своем творчестве она отражает основную идею своего учителя: человеческое общество находится в процессе перехода в Новый Мир и мы должны достичь определенного уровня развития духовности в момент перехода. Чем больше людей объединится в свободное общество для помощи очищению Земли и установления здоровых форм социальной и экономической жизни, тем меньше тяжелых испытаний придет к нам из Космоса.

В Конференц-зале ММТР гостям была представлена выставка репродукций тханок из собрания Международного Центра Рерихов (Москва). Большая часть тханок из коллекции Рерихов была собрана Юрием Николаевичем, две тханки: «Ситатапатра» и «Сита Манджугхоша с окружением» – были подарены Е.И.Рерих духовным Учителем. Ю.Н.Рерих был одним из первых исследователей буддийского искусства тханка; его книга «Тибетская живопись» и в наше время остается актуальной и востребованной. О тханках, представленных на выставке, собравшимся рассказала Наталия Зубченко, ассистент Российского куратора ММТР.

Художница Кришна Таши Палмо из Лахула (штат Химачал Прадеш) отметила, что искусство создания тханки – это особое, «секретное» искусство. Поскольку на тханках запечатлены священные образы, то даже технический процесс подготовки к созданию тханки – натягивание холста на подрамник, нанесение грунта, выбор красок – тесно связан с «правильным» состоянием художника, с высотой его мысли, чистотой эмоций, духовной настроенностью. Так, при создании образа Будды фокус внимания художника направлен на то, чтобы достоверно изобразить проявление основных качеств Будды – милосердия, сострадания. Вместе с тем, ему важно обращать внимание на мельчайшие детали своего произведения, на правильность написания канонических фигур. Только баланс концентрации на внутренней и внешней работе позволяет художнику создать настоящее произведение «секретного» искусства.

Торжественную часть праздничной программы открыли приветственные выступления г-на Пардипа Тхакура, президента панчаята Наггара, и г-жи Шушмы Шарма, занимавшей эту должность ранее. Надо сказать, что панчаят Наггара всегда оказывает всевозможную поддержку Тресту Рерихов, и наше тесное взаимодействие является непременным условием дальнейшего развития и процветания. Об этом сказала в своем выступлении Л.В.Сургина, Российский куратор ММТР, работающая в ММТР по направлению Международного Центра Рерихов (Москва). Она поблагодарила представителей администрации, почетных гостей, лам монастыря Панганг и всех, кто в этот день присоединился к празднованию 119-й годовщины Ю.Н.Рериха.

От имени индийского куратора г-на Рамеша Чандра и индийских сотрудников Треста Рерихов собравшихся приветствовал г-н Амарджит Ананд. Он выразил надежду, что когда ситуация с пандемией улучшится, то, как и прежде, художники, посетители, гости смогут принимать участие в многочисленных мероприятиях, которые ежегодно организовывает ММТР на территории имения Рерихов.

Л.В.Сургина в своем выступлении обратилась к личности Ю.Н.Рериха, уникальность и глубину которой нам еще долго предстоит постигать. Это был удивительный человек, уже в детстве проявивший многие свои таланты. Н.К.Рерих вспоминает, что уже в 3–4 года Юрий написал свою первую поэму, которая начиналась: «Наконец я народился». А затем в поэме рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Так что Восток, Азия с юных лет стали заветной мечтой мальчика, и уже в школе он серьезно занимался историей Египта, Монголии, затем Индии. Е.И.Рерих вспоминала, что в полтора-два года его любимыми книгами были каталоги музеев и выставок. А искусствоведы, оценивая его детские и юношеские рисунки, сохранившиеся до наших дней, говорят, что он мог бы стать прекрасным художником. Он очень гордился своим предком – фельдмаршалом М.И.Кутузовым, героем войны 1812 года, и тысячами собирал оловянных солдатиков, страстно увлекаясь военным делом.

Детские интересы перерастают в серьезные дела. Он получает образование в Школе восточных языков при Лондонском университете; изучает индийскую филологию в Гарварде; продолжает образование в Школе восточных языков при Парижском университете, одновременно занимаясь на военном отделении этого университета. К началу Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха ему исполняется 21 год, он знает санскрит, монгольский, тибетский, китайский языки и выполняет обязанности переводчика. На него возложена ответственность за охрану экспедиции и безопасность ее участников. И он начинает заниматься самостоятельной научно-исследовательской деятельностью. Первым видимым результатом ее стала блестящая монография «Тибетская живопись», завершенная Юрием в 23 года и вобравшая в себя его любовь к искусству и Востоку и интерес к буддизму. А его книга «По тропам Срединной Азии», которую он написал по окончании экспедиции, поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

И не случайно именно старший сын Рерихов становится директором Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в долине Кулу. Вместе со своими родителями и младшим братом он создает концепцию «Урусвати» как комплексного исследовательского института, призванного соединить науку Запада и духовные знания Востока, и определяет основные направления его многогранной деятельности. Он налаживает связи с индийскими, европейскими и американскими учеными, с тибетскими ламами, с докторами традиционной медицины. Собирает богатейшую научную библиотеку. Издает три выпуска журнала «Урусвати». При этом продолжает глубоко заниматься изучением культуры, религии, диалектов Тибета и публиковать исследования и переводы.

Юрий Николаевич объединил в себе ученого и художника, воина и гуманиста, человека практичного и человека высокодуховного. Он объединил в себе Запад и Восток, и, вернувшись в Россию, он привез на Родину не только бесценные знания об истории и культуре Востока, но и ту глубинную восточную мудрость, которая стала частью его натуры. За три коротких года он успел сделать очень много. И не только в научной сфере. Он привез на Родину часть творческого наследия своих родителей и познакомил соотечественников с духовным богатством семьи Рерихов.

Его удивительный дар объединения, дар синтеза позволил ему стать выдающимся учителем и оставить после себя выдающихся учеников. И не только в России. Одним из таких учеников был уважаемый Церинг Дордже – ученый, буддолог, лингвист, исследователь Гималаев. Совсем юным он познакомился с Ю.Н.Рерихом. Эта встреча произвела неизгладимое впечатление на мальчика и во многом определила его путь как ученого. До конца жизни Церинг Дордже продолжал изучать труды своего Учителя, с каждым разом все больше поражаясь масштабу его личности и глубине его познаний. Он собирался написать книгу о русском ученом, но не успел. Он был частым гостем в ММТР и все свои выступления посвящал Юрию Николаевичу Рериху.

Закончив свой рассказ, Л.В.Сургина передала слово профессору Ом Кумар Шарме. Профессор рассказал, что он имел честь в течение пяти лет общаться с Церингом Дордже, который был не только большим ученым, но и высокодуховной личностью. По его мнению, есть большое сходство в характерах Церинга Доржде и Юрия Рериха и в их восприятии мира. Они оба соединили в себе все направления восточной мудрости. Находясь в Гималаях, божественном сердце духовности, они распространяли свои знания по всему миру.

Профессор Ом отметил, что он находит общие мысли и философские концепции в работах Юрия Рериха, в веданте и в буддизме. «Свет Рериха, – сказал профессор, – может осветить всю Вселенную. Нам повезло, что такая личность жила в долине Кулу. Здесь место великих божеств. <…> В Бхагавадгите Кришна говорит о Гималаях как о земле Богов. И именно это место – Наггар – родной дом богов, дом Света. И отсюда мы можем распространять свет знаний, духовности, любви, искусства. Потому что, как сказал великий Вивекананда, каждая религия имеет три уровня – ритуалы, мифология и принципы. Все эти три уровня присутствуют на картинах Кэрол Фрейзер. За физическим исполнением мы видим миф, историю и далее – принципы света и знания. Мы не можем отделить знание от действия. Сила воли, знание и действие изначально соединены.

Согласно ведической традиции, эти понятия напрямую связаны с отношениями Учителя и ученика, которые берегут друг друга, работают друг с другом и никогда не конфликтуют друг с другом. Любое знание, передаваемое от Учителя к ученику – это свет, лампа, которая освещает путь остальному человечеству. Это нелегкая задача. Взаимодействие Учителя и ученика сама по себе нелегкая задача, согласно Ведам. Вот почему это огромная удача, что в этот мир, в наше время пришли великий Учитель Юрий Рерих и его великий ученик Церинг Доржде. Наша удача, что с нами сейчас на празднике буддийские ламы. Нам следует идти по пути, который открывает нам наша удача, наша судьба – по пути равновесия, знания, любви, вселенной, космоса. Все ведет нас к духовности. Потому что дух знает все. Я не знаю русского языка, но мое сердце знает. Мы можем не быть знакомы с какой-нибудь культурой, но сердце знакомо. Это связь сердец. Как сказал Вивекананда, интеллект проходит несколько шагов и останавливается. Дальше следует сердце, которое может проникнуть в природу вещей. Юрий Рерих, Церинг Доржде, другие великие Учителя, Будды показали нам единственный путь – путь духовности, в котором соединяются все создания, человечество и природа».

Далее слово взяла художница Кэрол Фрейзер, чтобы еще раз рассказать о Земле Мира и Свободы. Эта Земля существует внутри нас, если мы позволяем себе и остальному человечеству быть свободными. Конечно, для этого необходимо большое сердце и открытое сознание. «Человечество сейчас находится в большой опасности, – сказала художница. – Мы загрязняем нашу планету, мы разрушаем природу, в которой живем, и думаем, что можем заменить разрушенное так называемой “наукой”. Но мы должны помнить, что наука в наши дни более не свободна. Большие деньги управляют наукой». Кэрол обратилась ко всем с призывом – не позволять богу денег поймать себя, помнить о своей человечности, духовности, оставаться открытыми к восприятию красоты. Красота и искусство – это ключи к духовности, к настоящему человеческому существованию. «Великие Учителя Шамбалы хотят соединиться с Землей. Они хотят помочь человечеству и вдохновить его стать цивилизацией высшего уровня с лучшей наукой. Каждый из нас сейчас великий реформатор и открыватель Земли будущего».

Кэрол поблагодарила сотрудников ММТР за возможность говорить о важных вещах в Усадьбе Рерихов – особом месте, которое объединяет искусство и духовность. В ответном слове Л.В.Сургина отметила, что идеи, которыми поделилась Кэрол, очень близки идеям Живой Этики, или Агни-Йоги, принесенной в мир Рерихами. Живая Этика, – часть великого Учения Калачакры, и принести это духовное Знание в мир могли лишь люди с высочайшим интеллектом и, что более важно, – с высочайшей внутренней нравственностью и духовностью, люди, обладающие внутренним Светом. Такой личностью и был Юрий Николаевич Рерих.

Программа праздника завершилась чудесной музыкальной программой, подготовленной учителями Академии искусств имени Е.И.Рерих для детей.

Русская участница праздника выразила общее впечатление гостей:

«Самое главное – это необычайно теплая атмосфера и ощущение единства. Хотя участники программы говорили на разных языках, суть выступлений каждого была одна: как объединиться и спасти планету в эти тяжелые времена. Живые и искренние, не по бумажке, слова заставили всех почувствовать, что Усадьба Рерихов в Наггаре – не просто музей, а духовных центр, который работает на будущее планеты».



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007